Исакова Марина Тельмановна. Исследование аббревиации в социальных сетях, мессенджерах и чатах в онлайн-играх. Опыт лингвистического исследовательского проекта

Исакова Марина Тельмановна,
учитель немецкого языка

 

Исследование аббревиации  в социальных сетях, мессенджерах и чатах в онлайн-играх. Опыт лингвистического исследовательского проекта

Аннотация

Групповой исследовательский проект посвящен актуальной и сложной теме “Аббревиатура как лингвистическая особенность виртуальной коммуникации” и выполняется школьниками старших классов, имеющих языковой опыт русского, немецкого и английского языков и коммуникации в социальных сетях.  Проект учит компаративному подходу и точности в работе с языковым материалом, критическому отношению к источникам, практике цифровой лексикографии, приучает к организованной групповой работе для достижения полноценного общего результата.

 

Специфика школы с углубленным изучением немецкого языка предполагает большую ориентированность учащихся на гуманитарную сферу. Особенность гуманитарных проектов по сравнению с естественно-научными и творческими заключается в различии многих составляющих проектной деятельности, таких, как, экспериментальная основа и конечный продукт проекта. Конечным продуктом проектов, основанных на гуманитарных дисциплинах, чаще является интеллектуальный продукт.

Взаимодействие участников проектной деятельности заключается в коллаборации выдвинутых идей, приходе к консенсусу, совместному анализу и синтезу полученных в ходе дебатов знаний.

Среди потенциальных продуктов данной проектной деятельности можно выделить два типа: результат в виде новых знаний и прикладной продукт в виде учебных пособий.

Что мы изучаем? Лингвистическую теорию и практическую лексикографию.

Вопрос аббревиатуры как специфического явления в языке и особенности аббревиации в виртуальной коммуникации рассматриваются многими отечественными и зарубежными лингвистами [1], [2].  Столь сильный интерес к данной теме обусловлен не столько активным развитием объекта исследования, сколько той ролью, которая играет виртуальная коммуникация в современном мире. В настоящее время хорошо изучена только техническая сторона виртуальной коммуникации, в то время как ее лингвистические особенности, в силу динамики языка, мало изучены.

Поскольку аббревиация является лингвистическим явлением, ее невозможно исследовать без учета языковой структуры языка. В нашем исследовании мы рассматриваем явление аббревиации в русском, английском и немецком языках.

Метод проекта при обращении к языковому материалу

Настоящее коллективное исследование посвящено изучению явления аббревиации при виртуальном общении в социальных сетях, мессенджерах и чатах в онлайн-играх.

Процесс проектной деятельности происходил в течении одного учебного года и проходил в несколько этапов:

  • сбор информации,
  • анализ полученных данных,
  • практическая часть и
  • апробация.

Мониторинг активности участников осуществлялся путем проверки ведения отчетности учащимися и на общих встречах раз в две недели.

Актуальность проекта тематически обусловлена высокой частотностью использования аббревиатур в виртуальной коммуникации и низкой степенью представления аббревиации в имеющихся учебных материалах по иностранным языкам, а методически - недостаточным количеством тренировочного материала для закрепления в имеющихся учебных пособиях.

Целью проекта является выявление и анализ наиболее употребительных аббревиатур, используемых при виртуальном общении, а также создание теоретической базы из имеющегося материала и на его основе составление онлайн вокабуляра основных аббревиатур на английском и немецком языках.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать понятие “аббревиатура”;
  • проанализировать частотность употребления аббревиатур;
  • исследовать причины использования аббревиатур в виртуальной коммуникации;
  • изучить ряд сокращений, наиболее часто используемых при онлайн коммуникации в русской, английской и немецкой языковых средах;
  • составить словарь основных аббревиатур.

Объектом исследования является аббревиация в современном английском языке. Непосредственным предметом исследования являются наиболее употребительные аббревиации в современном компьютерном мире.

Для выявления частотности употребления аббревиатур было проведено анкетирование. По результатам анкетирования большинство респондентов регулярно используют или сталкиваются с сокращениями при виртуальном общении. Наиболее часто сокращения используются в социальных сетях и мессенджерах. Более 90% опрошенных признают необходимость изучения сокращений на уроках иностранного языка.

 

image2

Рисунок 1. Фрагмент анкеты

Теоретические итоги

В результате коллективной рефлексии, проходящей в формате круглого стола, были сделаны следующие выводы:

1. В качестве основных значений термина аббревиация были выбраны следующие определения:

Аббревиатура (рус.) –  слово, образованное из названий начальных букв или из начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание.

Abbreviation (eng.) – а shortened word or phrase.

Die Abbreviatur (de) – abgekürztes Wort in Schrift und Druck.

2. Дано определение понятию “Виртуальная коммуникация”. Виртуальное общение - такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми происходит в среде виртуальной реальности, посредством сети интернет, телефонии и т.п. К основным видам современной виртуальной коммуникации мы отнесли СМС, Электронное письмо, Интернет-чат, Социальная сеть, Мессенджер.

3. Анализ имеющихся научных исследований по данному вопросу позволил выявить влияние языка виртуального общения на языковую норму:

1. Пренебрежение правилами орфографии, пунктуации, грамматики;

2. Изменение значений слов, добавление новых значений;

3. Появление новых слов;

4. Коммуникативный сбой.  

Мы рассмотрели явление аббревиации в трех языковых средах - английской, немецкой и русской. Нами была произведена классификация основных способов аббревиации в каждом языке.

Лексикографический аспект проекта. Современная цифровая лексикография

Нами был выявлен ряд онлайн словарей с бесплатным доступом. Был разработан онлайн вокабуляр сокращений на английском и немецком языках на базе языковых платформ LinguaLeo (лингвалео) http://lingualeo.com/ и DuoLingo (дуолинго) https://ru.duolingo.com.

image1

Рисунок 2. Словарь, составленный на сайте Лингвалео

В результате учащиеся научились создавать индивидуальные списки слов для изучения на конкретных платформах. В качестве обучающей среды была выбрана платформа ЛингваЛео, которая имеет интернет-сайт и приложение для смартфонов. Система ЛингваЛео позволяет составлять собственные словари и автоматически составляет ряд упражнений для изучения и закрепления лексики.

В рамках проектной деятельности самостоятельно были разработаны упражнения. Основной целью данного вида упражнений является закрепление лексики. Сам процесс создания такого рода упражнений способствует усвоению материала. Так, все участники проекта, которые занимались составлением упражнений, пополнили свой словарный запас тем лексическим материалом, который использовали при создании заданий.

image3

Рисунок 3. Пример упражнения

В рамках предметной области "Иностранный язык" мы имеем возможность разрабатывать методические материалы с участниками проекта и предоставлять им возможность самостоятельно апробировать их, что является основой экспериментальной деятельности. 


Литература и источники

1. Бергельсон М.Б. Конструирование адресата в условиях виртуальной коммуникации [Текст] / М.Б. Бергельсон // Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. - М., 2004

2. Борисов В.В. Аббревиация и акронимия / В.В. Борисов. - М., 1972. - с.38, 124-143.

3. Сайт проекта LinguaLeo [Электронный ресурс] – URL: http://lingualeo.com/ (дата обращения: 27.03.2017)

4. Сайт проекта DuoLingo [Электронный ресурс] – URL: https://ru.duolingo.com (дата обращения: 27.03.2017)


 

Ссылка для цитирования:

Исакова М.Т. Исследование аббревиации в социальных сетях, мессенджерах и чатах в онлайн-играх. Опыт лингвистического исследовательского проекта//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/isakova-marina-telmanovna-abbreviatura-kak-lingvisticheskaya-osobennost-virtualnoj-kommunikatsii-na-primere-anglijskogo-nemetskogo-i-russkogo-yazykov

 

 

Дополнительная информация