Ильяшевская Г.И., Злыгостева О.П. Праздник как точка сбора: от координации усилий к органическому творческому единству
- Подробности
- Категория: Выпуск 8
- Опубликовано 31.05.2020 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 3648
Ильяшевская Галина Ивановна,
воспитатель ГПД,
Злыгостева Ольга Прокофьевна,
воспитатель ГПД
Праздник как точка сбора: от координации усилий к органическому творческому единству
Доказано, что ребенок, с самого рождения живущий в теплой и радостной атмосфере, вырастает более устойчивым ко многим непредсказуемым ситуациям, он меньше подвержен стрессам и разочарованиям. Положительные эмоции имеют великое значение для человека. Врачи и педагоги давно сошлись во мнении, что между весельем, счастливой улыбкой и физическим здоровьем человека можно поставить знак равенства. Вот почему детям так важны различные праздники и развлечения. Вот почему взрослые, готовясь к каждому школьному мероприятию, думают о том, как умело, продуманно и тщательно его организовать, как наполнить необходимым для развития ребенка содержанием См. об этом подробнее [1].
Воспитательный процесс оказывается более продуктивным, когда его организаторы, в данном случае учителя и родители, хорошо представляют себе, чем школьники заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, к чему стремятся, какие у них взаимоотношения друг с другом и с окружающими людьми, каковы их успехи и трудности. Поэтому одной из задач сотрудничества педагогов и родителей является регулярный обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. Именно творческие мероприятия помимо прочих встреч предоставляют такую возможность.
Хорошо спланированный и интересно проведенный праздник - такое событие в жизни ребенка запоминается своей необычностью, дарит радость, вызывает яркие эмоциональные переживания. Среди череды школьных будней праздники должны стать яркими всплесками, манящими и в то же время требующими определённых усилий. Организация подобных мероприятий предполагают совместное участие педагогов и учащихся в их реализации. Это очень важный аспект организации досуговой деятельности [2]. Вовлекая детей в подготовку праздника, преподаватель учит их серьезно относиться к событиям коллективной жизни класса и школы [3], [4].
Приближался очень значимый праздник для детей - праздник "День матери". Собрав детей после прогулки, мы поделились с ними мыслью о том, что было бы здорово приготовить для их мам весёлый концерт. Дети с радостью откликнулись на это предложение. Но что за праздник без подарков! Поэтому было решено заняться и изготовлением подарков, которые предполагалось вручить мамам сразу после концерта. Воспитатели еще четырех классов согласились объединиться и провести праздник общими усилиями. Теперь осталось только создать программу, чем мы и занялись.
В педагогических профессиональных сообществах принято делиться своими идеями, наработками, сценариями. Для организации собственных мероприятий мы часто адаптируем и используем сценарии различных праздничных мероприятий для учащихся младших классов, а также общешкольных торжеств для начальной школы, которые коллеги публикуют в сети. На них авторы размещают сценарии и отчеты о театрализованных представлениях, литературных и музыкальных композициях.
Особенно полезными в этом отношении являются сетевые профессиональные сообщества и порталы Наша сеть (nsportal.ru), Открытый урок. 1 сентября (urok.1sept.ru), Педагогическая копилка (ped-kopilka.ru), Инфоурок (infourok.ru), образовательный портал Маам (maam.ru).
Выбирая сценический материал для праздника в честь Дня матери мы остановились на "Сказке о глупом мышонке" С.Я. Маршака. Лучший вариант сценария был найден на портале "1 сентября" [5], адаптирован и принят в работу. Это было задумано, как изюминка праздника. Были также подобраны песни, стихи, танцы. Главными критериями в подборе материала являлись зрелищность, красочность и доступность. Нам хотелось, чтобы этот первый в жизни наших воспитанников самостоятельный спектакль стал одним из самых ярких праздников, который делают для мам сами дети.
Нас ждало много радости, но и трудности, прежде всего организационные. Задействовано было пять классов! И нужно было учесть, что у всех свое расписание уроков, внеурочных занятиях и кружков, а по сценарию необходимо было проходить общие сцены. Вот это была проверка на прочность! Работы хватило всем: и воспитателям, и учителям, и родителям. Воспитатели заменяли друг друга во время репетиций, над песнями и танцами репетировали не только в школе, но и на прогулках, учителя шли навстречу и корректировали некоторые свои рабочие моменты, чтобы мы, воспитатели, могли собрать детей вместе. Поверьте, это стоило огромного труда.
Родители также откликнулись и за это им тоже отдельное спасибо. Были приготовлены чудесные костюмы, отдельные декорации к сказке. Если что-то не успевали мы выучить в школе, все дорабатывалось дома. Приходя за детьми, мамы и папы спрашивали, не нужна ли еще какая-либо помощь? Но самое главное – это, конечно, отклик детей. Не хватит слов, чтобы выразить ту радость, которую мы испытывали, наблюдая за детьми во время работы с ними. Ведь для них это был колоссальный труд. Думали, они не выдержат. А нет, наоборот, участвуя в массовых сценах, дети поняли, как важно помогать и поддерживать друг друга, быть внимательными друг к другу. Через общение дети быстрее усваивали общепринятые нормы поведения, что в дальнейшем им послужит помощью в становлении их самостоятельной личности. А с каким трепетом они изготавливали поделки для мам! Все было значимо, каждая деталь. Это дорогого стоит. Нам хотелось, чтобы этот первый в жизни наших воспитанников самостоятельный спектакль стал одним из самых ярких праздников, который делают для мам сами дети.
Работу над праздником мы начинали со сценария "Сказка о глупом мышонке" по мотивам сказки С.Я. Маршака. Главная задача состояла в том, чтобы привлечь как можно больше детей, чтобы они имели возможность в процессе подготовки к мероприятию пообщаться с друзьями, творчески проявить себя, порадовать своих близких, подарить слова благодарности своим любимым мамам.
При распределении ролей учитывали творческие возможности детей и их желания проявить себя в театральной деятельности, обсуждали характеры персонажей. Далее начиналась индивидуальная работа над выразительным прочтением стихов, над разучиванием текстов песен, над образом сказочных персонажей. В процессе подготовки были разработаны эскизы костюмов и декораций. Родители с интересом и желанием отнеслись к идее изготовления костюмов, потратили немало сил и творческой фантазии, чтобы сделать соответствующий костюм и головной убор. Для создания единого художественного образа спектакля воспитатель В.В. Андреева оформила декорации, расписанные гуашью.
Сложный этап – это репетиции. Воспитатели Ильяшевская Г.И. и Воронина Е.В. работали над текстом отдельных картин в разных составах. Учили детей двигаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Помогали раскрыть образ сказочных героев посредством выразительности и четкости речи. Музыкальное сопровождение к спектаклю подготовила воспитатель Злыгостева О.П. Очень важно было создать атмосферу сценического действия, используя музыкальную характеристику персонажей. Также дети разучивали песню «Мама» Анны Петряшевой, а в коллективном танце дети старались показать пластику и красоту движений.
Была организована творческая мастерская. Самый лучший подарок для мамы - это подарок, сделанный своими руками. Заранее были подготовлены материалы для работы. Ребята очень старались качественно выполнить работу, чтобы удивить и порадовать своих дорогих мам.
Мамы и папы активно помогали в подготовке праздника: шили костюмы, готовили декорации и были для своих детей настоящими режиссерами.
Конечно, в процессе работы были и технические сложности, связанные с отсутствием детей по болезни, не всегда была возможность проводить репетиции в актовом зале. Столкнулись и с педагогическими проблемами: не всегда сразу удаётся найти общий язык с детьми, которые не могут преодолеть страх перед публичным выступлением. Не у всех детей развиты творческие способности, такие, как артистизм, вокальные данные, выразительная грамотная речь. Чтобы устранить большую часть проблем, мы четко распределили роли с учетом способностей и желаний самих ребят.
В процессе работы над сценарием мы многому научились: договариваться друг с другом, перестраивать свой план действий, режиссировать, применять информационные технологии.
И вот он настал! Самый волнительный, самый торжественный день, которого все мы с нетерпением ждали. Все дети нарядные, красивые и, конечно, очень взволнованные. Все в трепетном ожидании сигнала для торжественного входа в зал. Глазки у всех трогательно блестят. Сигнал! Праздник начался.
Ученик:
В ладонях тебе мир весь подарю:
Все звезды, солнце и за речкой лес.
Тебя я очень, мамочка люблю!
И попрошу тебе я счастья у небес.
Мама-Мышка:
Спи мышонок, замолчи,
Дам тебе я хлебной корки,
И огарочек свечи.
Мама-Мышка:
Тётя Утка, тётя Утка,
громко плачет мой малютка,
Не за что не хочет спать.
Приходи к нам тётя Утка
Нашу детку покачать.
Утка и утята:
Кря – кря – кря, усни малютка.
У меня одна минутка.
После дождика в саду,
Червячка тебе найду.
Лягушка и лягушонок:
Здравствуй, мышка, где больной?
(мышка показывает)
Так мышонок, что с тобой.
Там мышите, там мышите, (слушает)
Не мышите.
Так лежите, не лежите.
Придется сделать операцию,
И прочитать ему нотацию.
Мама-Мышка:
Здравствуйте, тетя Хрюша.
Ой, славные малютки,
Ни стоят на месте ни минутки.
Я пришла Вас к нам позвать,
Нашу детку покачать.
Кошка: Вот, смотрите, адрес Ваш.
Улица Луговая, норка вторая.
Мама-Мышка: Ничего мы не писали.
Кошка: Ну что ж, тогда мы уходим.
Если Вам мы не подходим.
Мышонок:
Теперь тебя всегда я буду слушать:
И спать ложиться вовремя и кушать.
Я понял, это не секрет,
Что лучше мамы няньки нет!
(Все участники сказки подходят к Мышонку и Мышке, образуют полукруг.)
Коллективный танец.
ВСЕ ДЕТИ:
Мамочка любимая,
Самая красивая,
Добрая и милая,
Я люблю тебя!
(Песня Анны Петряшевой «Мама»).
Зал был полон гостей. Мы не ожидали такого аншлага. Но детей это даже раззадорило. У них исчез тот первый страх, который был перед выходом. Выступали на подъеме, пели песни, читали стихи, танцевали. Играя сказку, дети показали себя настоящими артистами. Даже если что-то забывалось, никто не паниковал, после подсказки воспитателя продолжали выступление. В заключение была исполнена веселая, задорная песня про маму. Все пять классов вместе пели и танцевали! Это было грандиозно! Даже родители не удержались и пританцовывали на своих местах. Ребята покидали зал под музыку и бурные аплодисменты гостей. Это была победа! И завершающим аккордом нашего прекрасного праздника стало, конечно же, вручение подарков мамам.
Вот и всё. Волнения позади. Ребята с удовольствием делились впечатлениями, а мы любовались их счастливыми лицами.
Праздник к дню матери прошёл в актовом зале нашей школы 22 ноября 2019 в атмосфере радости и душевного тепла. Ребята с огромным желанием принимали участие в концерте. Приятно было смотреть, как они читали выразительно стихи, пели песни, танцевали. Особенно приятно было вручать подарки мамам, сделанные руками самих детей. Праздник получился «семейным». Все места в зрительном зале были заняты, родители и гости поддерживали маленьких артистов громкими аплодисментами.
Ребята почувствовали себя настоящими артистами. Несмотря на большое волнение юных актеров, спектакль имел огромный успех. И особенно следует отметить, что такой веселый и теплый праздник не получился бы без помощи родителей. И как показал наш опыт, подобные мероприятия помогают развить и укрепить дружеские и партнерские отношения между родителями и школой.
Итак, совместная внеклассная работа учеников и их наставников позволяет и родителям стать ближе к интересам и желаниям ребенка, активно вовлекаться в подготовку и проведение школьной праздничной программы, полнее прочувствовать школьную жизнь своих детей и их товарищей. Несмотря на разницу в педагогических методах образовательных учреждений и семьи, их деятельность объединяется единой целью – воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме, а совместное творчество создает максимально естественную ситуацию для согласования коллективных действий в интересах детей, педагогов и родителей.
Литература и источники
[1] Внеклассные мероприятия для начальной школы. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020. URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnaja-rabota-v-nachalnoi-shkole/vneklasnye-meroprijatija-dlja-nachalnoi-shkoly.html
[2] Константинова М.Н. Актуальные проблемы взаимодействия семьи и дошкольных учреждений // Учебно-методический кабинет. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/04/18/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-semi-i-doshkolnykh
[3] Ильина С.И. Теоретические и методические аспекты организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как фактора развития личности ребенка. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/23/teoreticheskie-i-metodicheskie-aspekty-organizatsii-vzaimodeystviya
[4] Сотрудничество педагогов с родителями школьников. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020. URL: https://studref.com/360594/pedagogika/sotrudnichestvo_pedagogov_roditelyami_shkolnikov
[5] Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Сказка о глупом мышонке" (по стихотворению С.Я. Маршака). [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617060/
Ссылка для цитирования:
Ильяшевская Г.И., Злыгостева О.П. Праздник как точка сбора: от координации усилий к органическому творческому единству //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ilyashevskaya-g-i-zlygosteva-o-p-prazdnik-kak-tochka-sbora-ot-koordinatsii-usilij-k-organicheskomu-tvorcheskomu-edinstvu