Ильина А.В. Театр как профессиональная проба
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 54
Ильина Анастасия Вадимовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга
Театр как профессиональная проба
Качество, которое нужно развивать в актере — это смелость
К.С.Станиславский
Ознакомление детей с миром профессий - важный этап в процессе профессионального самоопределения личности и одна из важных задач социализации ребенка.
Каждый раз, когда я провожу занятия, то говорю учащимся о том, что я не готовлю их к поступлению в профессиональные театральные учреждения. И профессиональный театр нужен не всем. Поэтому многие родители считают, что театральные занятия только отвлекают детей от экзаменов и для них это всего лишь ненужная нагрузка. Однако, это не так. Во-первых, театральная студия в школе помогает разрешить: психолого-педагогические, социальные и культурные проблемы. Во-вторых, это развитие познавательных интересов, развитие навыков самообучения, самодисциплины, развитие навыков межличностного общения.
В рамках ОДОД в школе реализуется дополнительная общеразвивающая программа "Театр – это мы". Программа предназначена для детей от 7 до 17 лет. Цель заключается в приобщении ребят к творчеству, развитие их индивидуальных способностей, воспитании чувства коллективизма, ответственности за совместно начатое дело, развитии чувства прекрасного, а также организации досуга учащихся во внеурочное время. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля). Смотреть/скачать программу "Театр – это мы", pdf, ~300Kb op-teatr-eto-my.pdf
Посредством своих занятий мы входим в пространства возможного и невозможного посредством игры. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку овладеть методами познания художественной, жизненной реальности, уметь найти для себя нужный инструмент, который позволит "найти" себя в будущем. На занятиях идет упор на произведения детской литературы и фольклора, стихи и произведения о профессиях. Отбираются профессии, которые знакомы детям по школьной программе: врач, строитель, повар и другие.
Одно из упражнений в театральной студии называется "Профессий много". Игра построена таким образом, что дети сами рассказывают о профессиях, например, рассказывают, почему у повара специальная одежда, расписывают полностью человека в этой профессии, почему захотел стать именно поваром? Дети придумывают целую судьбу для героя с данной профессией и после перевоплощаются в него.
Начинаем мы занятие с выбора литературного произведения. Каждый ребенок приносит рассказ или стихотворение. Нам совершенно не важен в данном случае автор, а, возможно, это будет произведение и собственного сочинения.
Чтение - это большой труд. Навык выразительного чтения закладывается в начальных классах. Моя задача - помочь детям справиться с трудностями при обучении чтению. Прежде, чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чём состоит трудность и только после этого поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Первое прочтение будет по слогам, как будто они маленькие дети и только учатся читать. Это упражнение помогает артикуляции, четкому произношению, дикции. И с каждым разом скорость прочтения будет увеличиваться.
Выбранное общими усилиями произведение расписываем по ролям и создаем сценарий. На это уходит несколько занятий. Далее, дети расписывают своих героев - придумывают их прошлое и настоящее. Придумываем костюмы и создаем декорации. Но самое любимое занятие у ребят - работа с гримом. Мы разбираем какой грим бывает и как с ним работать. Как за 2 минуты превратиться, например, в бабушку или дедушку, в морских обитателей и другое.
Сценическое движение - обязательные занятия в театральной студии. Ребята учатся красиво двигаться, снимать мышечные зажимы, учатся правильно чувствовать и управлять своим телом.
После выбора произведения, создания сценария, выбора ролей, декорации. грима и снятия зажимов, начинаются репетиции. Здесь можно экспериментировать с выразительными средствами, придумывать свой образ героя, воплощать его, можно “додумывать№ и развивать сюжет произведения.
Готовый спектакль предстает на суд зрителям. Это и школьники, и родители. Показ спектакля может быть приурочен и к общешкольным мероприятиям или отправлен на конкурс.
В ходе участия детей в театрализованной деятельности было выявлено положительное отношение к теме профессий. А отвечая на вопрос, кем бы вы хотели стать, после проведенного упражнения дети часто называли те профессии, которые они сами и воспроизводили.
Театральное занятие делится на несколько этапов: актерское мастерство, сценическое движение, работа с гримом, вокал.
Актерское мастерство
Актерские упражнения адаптированы для детей школьного возраста и проходят в игровой форме. Эти упражнения направлены на развитие определенных качеств. Поэтому с первых занятий я объясняю ученикам "правила игры". Но на занятиях актерским мастерством ребята "играют" в другие игры, и в первую очередь это игры, направленные на развитие памяти.
В работе я также делаю упор на упражнения, которые направлены на психофизическое развитие. Ребенок избавляется от речевых, мимических и внутренних зажимов, которые затрудняют общение с другими людьми.
Актерское мастерство позволяет работать с собственным эмоциональным состоянием. Вы можете научиться определенным техникам, позволяющим справиться с собственным волнением.
Навыки актёрского мастерства могут быть полезны в будущем, в любой сфере деятельности: врачам, журналистам, психологам, предпринимателям, учителям, политикам, музыкантам, ученым, юристам, переводчикам, программистам, менеджерам, продавцам, водителям и представителям других профессий.
Через актерское мастерство дети приобщаются к миру культуры и искусства. Они изучают разные эпохи и жанры. Упражнение "Путешествие во времени" позволяет им играть роли из разных исторических периодов. Это помогает им понять и уважать искусство и культурное наследие.
Сценическое движение
Движение – существование актера на сцене. Благодаря сценическому движению можно легко показывать эмоции и настроение, выражать свое отношение к другим людям или ситуации. Ребенок должен хорошо владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус, а также понимать, как "работает" его тело. Это позволяет лучше справляться с сложностями физического воплощения роли.
К сценическому движению относятся координация, поиск баланса, управление жестами и их синхронизация с речью. Умение управлять своим телом способствует улучшению невербальной коммуникации.
Улучшить навык помогут упражнения для развития сценического движения:
- Стоя на одной ноге, необходимо наклонять корпус вперед, назад, влево и вправо, после этого в прыжке поменять ногу.
- Стоя на пятке, представить, что в руке находится раскрытый веер. Основная задача – слегка махать воображаемым веером, при этом важно удерживать равновесие.
- Вращать левой рукой в одном направлении, а правой в другом. Упражнение позволяет развить координацию.
В жизни человек делает непроизвольные телодвижения автоматически, не задумываясь. Аналогичные действия нужно воспроизводить на сцене, но в предложенных обстоятельствах, учитывая характер героя, сюжет и костюм.
Уроки сценического движения развивают эмоциональный интеллект, убирают страх перед публичными выступлениями, помогают управлять телесными реакциями в любых ситуациях. Сложные вещи я все также объясняю учащимся на языке игры. Основы пластической культуры особенно актуальны сегодня – малоподвижный образ жизни детей, увлечение гаджетами ведет к проблемам с развитием телесного самоощущения, например, с координацией рук даже в простой игре с мячом.
Важно, что детям в возрасте 8-9 лет и старше легче даются сценические навыки, чем взрослым.
Занятия обязательно должны начинаться с разминки и разогрева, даются задания на концентрацию внимания. Разучиваем технику падений. Ритмические упражнения проходят в темпе, под музыку. Каждое занятие провожу пятиминутки по пластическим этюдам, даю основы пантомимы. В результате обучающиеся овладевают элементами пластики и хореографии, актерского мастерства.
Грим
Грим — это вид искусства, с помощью которого внешность актера можно изменить и преобразить с использованием дополнительных средств (парики, ресницы) и, конечно, нанесением краски на лицо.
Идея театрального грима - создание иллюзии. Но в специфике этой иллюзии как раз и заключается главное отличие сценического грима от повседневного макияжа. Образы, которые создает театральный грим на сцене, сильно отличаются от того, чего обычно добиваются с помощью декоративной косметики.
Грамотно нанесенный театральный грим должен сочетать достаточный эффект изменения внешности и уровень комфорта, позволяющий актеру свободно играть. Именно грим делает мимику выразительнее, помогает яснее выражать режиссерский замысел. Даже, если цель актера сыграть "обычного человека", то грим необходим.
Известно, что расстояние, освещение, да и сцена в целом обесцвечивают лицо. То, что в обычной жизни кажется чрезмерным, при взгляде из зрительского зала становится обычным, как раз таким, как нужно.
Актерский грим очень важно правильно нанести. Прежде всего, нанесите легкий питательный, а затем – тональный крем. Теперь можно наносить грим. Чтобы придать гриму естественности припудрите лицо.
Вокал
Навыки пения также пригодятся, даже если ребенок не планируют связывать свою жизнь с театром. Ведь он помогает в обычной жизни выразить свое настроение и эмоции, а также произвести впечатление.
Элементы театрализации успешно используются на уроках и во внеурочное время. Здесь и умение формировать предложения для четкой передачи информации, мыслей, эмоций, а также сочетание с педагогическим процессом, который подразумевает коллективность.
Пение развивает слух, музыкальные способности, чувство ритма и кругозор. Благодаря занятиям развивается эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, художественно-музыкальный вкус.
Свои занятия мы начинаем с эффективных распевок. Они состоят из звуков, скороговорок, коротких песенок. Поем спокойно, тихо, не крича. Учимся правильно дышать. Все происходит в веселой, непринужденной обстановке.
Репертуар в моей студии разнообразен, но я прислушиваюсь к ребятам и учитываю их выбор песен. Сейчас у нас в “кладовой” есть песни на все общешкольные мероприятия и конкурсы.
Что у нас получилось
Мы принимаем участие в районных, городских и всероссийских мероприятиях. Показываем высокий уровень подготовки. Дети посещают занятия с большим удовольствием. Ребята могут почувствовать себя настоящими певцами.
В результате всей нашей театрально-вокальной деятельности мы создали мюзикл “Время страстей”, в котором были объединены все наши творческие задумки.
Вспоминаются слова Константина Станиславского “В искусстве можно делать многое, — лишь бы это было художественно-убедительно”[1]. Была проведена сложная работа над постановкой, в которой приняли участие и заместитель по воспитательной работе Кулакова Наталия Вячеславовна, педагог-организатор Пархомчук Елена Николаевна. У каждого была своя задача, зона ответственности. Как результат на свет появилась одноактная музыкальная пьеса.
На открытом городском фестивале-конкурсе театрально-педагогических практик системы дополнительного образования “Действующие лица” мы представили свой профессиональный опыт в форме мастер-класса “Репетиционные элементы постановки одноактной пьесы. Мюзикл “Время страстей””.
Мы стали победителями в номинации “Музыкальный спектакль” в открытом фестивале-конкурсе детских и юношеских театральных коллективов “В гостях у Мельпомены”.
Театрализованная деятельность несет в себе развивающие возможности. Она создает предпосылки для самовыражения и саморазвития, способствует раскрытию природных талантов, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в жизненные ситуации.
В заключение хочется сказать, что приобретенные на театральных занятиях навыки, воздействуют на процессы познания и взаимодействия личности с другими людьми, обеспечивают социальную адаптацию.
Эпизоды
Изучение сказок и самостоятельное создание театра-теней.
Изучение гримирования
Постановка на немецком языке
Перевоплощение "во времени"
Вокалисты
Мюзикл “Время страстей”
Награды
Рекомендуемая литература
- Луначарский А.В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Эксмо-Пресс, 2020
- Сценическая педагогика: опыт, проблемы, исследования (сборник статей), 2016
Приложение
Театр - это мы. Дополнительная общеразвивающая программа. Автор Ильина А.В. ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга, 2023 (pdf, 80 Kb)
Ссылка для цитирования:
Ильина А.В. Театр как профессиональная проба // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ilina-a-v-teatr-kak-professionalnaya-proba