Ильина А.В., Емалетдинова Т.В. Помогаем делом: как сочетать современное обучение, личное развитие и общественную пользу?

  • Печать

Ильина Анастасия Вадимовна,
педагог дополнительного образования,
Емалетдинова Татьяна Владимировна,
учитель немецкого языка  

Помогаем делом: как сочетать современное обучение, личное развитие и общественную пользу?

Проблемы  развития науки и техники в современном мире неотделимы от этических и социальных аспектов исследований, изобретений и внедрения инноваций.   Наука и технологии в стратегической перспективе обращены к людям, призваны сделать жизнь легче и благополучнее. Как же помочь школьникам не только освоиться в новой технологической реальности и строить своё профессиональное будущее в контексте актуальных достижений человечества, но и выработать в их сознании представления о социальной ответственности и значимости, развить способность к продуктивной деятельности на благо людей. Таков смысл волонтёрской деятельности. 

2021 год был объявлен в России годом науки и технологий. В этом же году школа заключила договор с технопарком “Кванториум”, структурным подразделением государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи" Калининского района Санкт-Петербурга” [1]

Сеть детских технопарков "Кванториум" — образовательная площадка нового формата. Здесь созданы условия для ускоренного развития ребёнка в сфере науки и инженерии. Технопарк, оснащённый высокотехнологичным оборудованием, призван формировать изобретательское мышление, выявлять таланты школьников и помогать им в выборе профессии [2]

В детском технопарке "Кванториум" детей обучают универсальным навыкам и предметным компетенциям через решение реальных кейсов по ключевым проблемам развития науки и техники, а также прививают 4K компетенции (креативность, коммуникативность, критическое мышление, умение работать в команде)  [3].

"Кванториумы" оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня. Обучение детей бесплатно, а финансирование осуществляется за счёт федерального и областного бюджетов, с привлечением заинтересованных в будущих специалистах частных и государственных инвесторов [4]

Но Кванториум ориентируется не только на научно-технические знания и навыки. Программа Центра развития творчества Детского технопарка "Кванториум" “Волонтёры реноваций. Помогаем делом” сочетает  научно-техническое и социальное проектирование, технологическую среду и волонтёрство. 

Волонтёрская деятельность - это добровольная безвозмездная деятельность на благо общества.  Волонтерский труд  приносит общественную пользу, но и позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. 

Тем самым, цель  программы - формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций, а среди важных задач - не только достижение  планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, но и осознание важности личного участия школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения профессиональной карьеры, обучение школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе.

В 2021 году в ГБОУ СОШ 72 Калининского района был разработан собственный проект “Помогаем делом”, в котором приняли участие девятые классы. Они стали членами добровольческого отряда  "Волонтёры реноваций" на базе технопарка Кванториум. В отряд были приняты те ребята, которые хотели совершать добрые поступки для тех, кому необходима помощь. Так у ребят появилась возможность принять участие в проекте "Помогаем делом". 

Ребята учились проводить исследования, анализировать, проектировать, создавать своими руками полезные продукты для населения нашего города, совместно с наставниками и педагогами Кванториума по направлению  “социальная поддержка населения”.

Проект “Обустройство территории реабилитационного центра”

31 октября 2021 ребят пригласили на участие в Хакатон.  Хакатон – этоограниченное во времени соревновательное мероприятие, в ходе которого участники в составе команд решают задачи из практики крупных компаний, адаптированные для школьной аудитории [5].  Целью проведения Хакатона является формирование у учащихся проектного мышления, а также навыков разработки и внедрения готовых продуктов. Хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. 

Нашей темой было обустройство территории реабилитационного центра.

10 ноября 2021 состоялась защита проекта в онлайн-формате. Эксперты оценивали проект по следующим критериям: 

  1. продуманность идеи;

  2. реализация;

  3. практическая применимость;

  4. возможность внедрения и использования;

  5. презентация; 

  6. креативность, дизайн.

По итогам Хакатона наша команда заняла 1 место.

 image3

Проект “Разработка плана площадки для выгула собак”

Участникам проекта “Помогаем делом” была предоставлена возможность реализовать себя. Одним из испытаний был конкурс проектных идей "Мой район". Команда выбрала тему проекта “Разработка плана площадки для выгула собак”. В течение нескольких месяцев обдумывала свои идеи,  готовила презентацию и 3D модель-макет своего проекта.

Целью было создание плана благоустройства площадки для выгула собак в Калининском районе с закрытой территорией от 400 до 600 кв.м.  в течение трех дней.

Сначала нужно было определить критерии выбора расположения будущей площадки, найти места для построения площадки. Далее необходимо было выбрать подходящие объекты для данного участка, провести опрос целевой аудитории на тему расположения и оснащения площадки, создать рисунок. Ребята изучили планы уже готовых площадок для выгула собак, которые помогли им в создании макета. После изученных материалов была подготовлена презентация и готовый план представили администрации Калининского района. 

Почему этот проект так важен? В наше время многие люди являются владельцами собак и сталкиваются с проблемой выгула. А люди, которые их боятся или не любят, встречаются с ними на улице. В будущем, благодаря нашему проекту, у владельцев собак нашего района может появиться комфортно обустроенный участок, на котором они смогут провести время со своими питомцами, уделить внимание их дрессировке и найти людей со схожими интересами.

Командой был проведен опрос целевой аудитории для  жителей Калининского района в Google форме. Жители отвечали на вопросы, которые затрагивали тему выгула собак, а также удобного расположения самой площадки.

 image7

 image2

Проанализировав результаты опроса жителей, ребята определились с размещением площадки и ее необходимостью в нашем районе. Далее команда приступила к созданию плана благоустройства площадки для выгула собак. 

 image1

Учащимися была составлена смета, в которой прописаны и рассчитаны материалы для обустройства площадки.

image6

image5

Ребятам пришлось столкнуться с понятием “риск” в области прогнозируемого внедрения. Риск -  это вероятное негативное событие, которое может препятствовать достижению проектной цели [6].  

Они сомневались в заинтересованности граждан, в поддержке администрации района и в правильности расчёта материальных ресурсов. 

 image8

Те риски, которые предположили участники проекта, не оправдались. 

23 декабря 2021 года состоялась защита проекта “Разработка плана площадки для выгула собак”. Оценивали работу  руководитель Региональной общественной организации "Молодёжь Петербурга",  Представитель главы администрации Калининского района по делам молодёжи, педагоги технопарка "Кванториум", методисты центра развития творчества. 

Ребята успешно выступили и по результатам защиты заняли 1 место в городе Санкт-Петербург.

 image4

27 декабря 2021 года прошло финальное мероприятие в рамках проекта "Помогаем делом" на базе детского технопарка "Кванториум". В рамках мероприятия мы узнали тонкости работы с детьми с ОВЗ при реализации социальных добровольческих проектов, разобрали структуру написания социального проекта вместе с приглашенными экспертами из Москвы. Также ребята научились работать в технике "Скетчинг", научились строить эскизы в проекциях. Этот навык нужен при создании проектов, связанных с благоустройством. В конце учащиеся были награждены грамотами за участие, а наша команда дипломами победителей Хакатона "#dobroKOD" и конкурса проектных идей "Мой район".

При поддержке педагогов дети получили возможность взаимодействовать с различными структурами, являющимися партнёрами при реализации проектов. Им предстоит долгий путь подачи заявки на грант, но самое главное - проект может быть воплощён в жизнь. Дети получили колоссальный опыт работы в команде,  представления и защиты проектов.

Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество предоставляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как потребность в общении и уважении, развитие лидерских способностей, потребность в самореализации, потребность в профессиональном опыте и т.д.

Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность всегда направлена на общее социально значимое дело, тем самым способствует развитию каждой личности с учетом её интеллектуальных интересов, нравственному воспитанию, формированию гуманитарных ценностей и социальной активности.


Литература и источники

[1] Кванториум // Сообщество в социальной сети ВКонтакте. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL:https://vk.com/kvantor

[2]Кванториум // [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://kudago.com/spb/place/detskoe-mesto-kvantorium/

[3] Кванториум // сайт ГБУДО "ЦРТ" [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: http://crt.petersburgedu.ru/kvantorium/

[4] Кванториум // [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://atanorgroup.ru/sectorial-decisions/education/chto-takoe-detskij-texnopark-kvantorium

[5] Кванториум // сайт ГБУДО "ЦРТ" [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: http://crt.petersburgedu.ru/kvantorium/

[6] Блог OkoCRM // [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL:

https://okocrm.com/blog/riski-proekta

Дополнительные источники и ресурсы

1. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. №8. С.71-73. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyy-fenomen-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva/viewer

2. Титова И.В., Шатунова Е.М., Пашова О.С., Жукова Л.А., Будыльникова Н.Н., Ждановская О.Н. Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда, 2011. - 75 с. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2021. URL: http://refdb.ru/look/1011855-pall.html

 


Ссылка для цитирования:

Ильина А.В., Емалетдинова Т.В. Помогаем делом: как сочетать современное обучение, личное развитие и общественную пользу? // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ilina-a-v-emaletdinova-t-v-pomogaem-delom-kak-sochetat-sovremennoe-obuchenie-lichnoe-razvitie-i-obshchestvennuyu-polzu