Гусейнова Зарема Ахмедхановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Медиация в практике учителя начальной школы: работа с негативными эмоциями и сопротивлением

  • Печать

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Медиация в практике учителя начальной школы: работа с негативными эмоциями и сопротивлением

Сценарий урока «Медиация в практике учителя начальной школы» 

                                                                           

2019-01-24-041. Приветствие

2. Вводное слово учителя о том,

А. как обучились в международном проекте, закончили курсы повышения квалификации «Медиация в работе классного руководителя» (посмотрите свой сертификат),

Б. что такое кинетический песок.

3. Кинетический песок одно из лучших средство для успокоения психики детей, снятия психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя и улучшения взаимоотношений с родителями и сверстниками

4. «Техника работы с сопротивлением или отказом» как особая форма обратной связи. Под «сопротивлением» понимаются различные по характеру действия, направленные на задержку в решении проблемы или отказ от ее решения. О сопротвлении говорится когда, останавливается поиск взаимоприемлемого решения, снижается динамика переговоров, обсуждение приемлемого решения заходит в тупик. Например: разговор с родителем о том, что ребенок постоянно опаздывает на первый урок. Просьба скорректировать опаздание и ответ родителя.. «а мы не опаздываем… иногда бывает…я ее вовремя к школе привожу и т.д.»  

5. Возможные причины сопротивления:

А. Сопротивление родителя адресованное учителю – « я не подчинюсь», возможно у родителя есть какой-то свой образ учителя и реальный человек-учитель не соответствует этому образу,

Б. Родитель не верит, в возможность «собрать ребенка вовремя», это, кстати актуально для современных родителей, которые не могут добиться от ребенка соблюдения правил и сами не умеют соблюдать правила ( например – не опаздывать), надеются на «взмах волшебной палочки»,

В. Неприятие проблемы – родитель считает, что школа это услуга, которая гарантирована государством и должна быть ему предоставлена, не беря во внимание, что опоздания ребенка ухудшают условия получения знаний для других детей в классе…,

Г. Коммуникативные трудности и барьеры – коммуникативная некомпетентность – проявляется как перебивание, мелкие придирки, сарказме , отговорках, вместо аргументации своей точки зрения.

6. Что можно сделать? Поиграть вместе с мамой, или попросить маму поиграть с ребенком в вашем присутствии. Например, если причина в «несобранности ребенка», можно попросить ребенка побыть мамой, которая его торопит утром, а маму – ребенком. Или поиграть с ребенком в песок, попросив его построить там класс, посадить «учеников», а потом проиграть вариант – идет урок, а некая игрушка опаздывает… и в игре его обучить, как надо заходить в класс при опоздании, чтобы не срывать урок. Игра подбирается под проблему.

7. Игры и упражнения с кинетическим песком на снятие эмоционального напряжения, релаксацию:

Упражнение «Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Для участников мастер–класса инструкция: разбиться на пары и сыпать песок поочереди на ладони друг друга (1 минута). Запомнить свои ощущения и состояние.

Упражнение «Необыкновенные следы». Цель: развитие тактильной чувствительности. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»). Это упражнение можно провести с двумя «врагами» (часто дерущимися друг с другом), с целью снижения агрессивности, санации эмоций после конфликта.

Для участников мастер–класса инструкция: «зайцы» играют в пятнашки, «мишки» танцуют (включить музыку), «жучки» здороваются.  Время 3 минуты.

Упражнение «Готовим еду». Кинетический песок - идеально подходит для ролевых игр в кухню. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей.

Для участников мастер–класса инструкция: сделать торт для дня рождения (работа в команде) и сфотографировать торт на смартфон (2 минуты).

Упражнение «Забавные рожицы». Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, мордочки животных.

Для участников мастер–класса инструкция: выполните портрет учителя ЗОЖ… обсудите результаты… какие качества вы отразили в портрете?

8. Рефлексия


 2019-01-24-05

Дополнительные игры

Игра «Учимся считать». Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек. 

Игра  «Карта сокровищ». Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. Для игры понадобится песочница с кинетическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. Сначала учитель совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослый их ищет. 

Игра  «Отгадай загадку». Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки. Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

Игра  «Веселая ферма». Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти. Для игры вам понадобится песочница с кинетическим песком и маленькие игрушечки. Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.


 

Эпизоды мастер-класса

2019-01-25-91

2019-01-25-92

2019-01-25-93

2019-01-25-94

2019-01-25-95

2019-01-25-96

2019-01-25-97

 

2019-01-25-99

2019-01-25-100

2019-01-25-101

2019-01-25-102

2019-01-25-103

2019-01-25-105