Гусейнова Зарема Ахмедхановна, Лучшая игрушка для детей – кучка песка!

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
учитель начальных классов


Лучшая игрушка для детей – кучка песка!

image16Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. О материале и творчестве читаем: “Чрезвычайно податливый, мягкий и приятный на ощупь кинетический песок для детей по праву считается специалистами одним из наиболее благодарных и полезных материалов. Из этого уникального, красивого и абсолютно безопасного песка мальчишки и девчонки могут строить уникальные, ни на что не похожие конструкции и лепить различные формы.” [1]

Работа с кинетическим песком – это новое направление в песочной терапии, вызванное участившимся пульсом времени и возросшими потребностями социума.

В настоящее время серьезную проблему представляет неустойчивость детской психики и ее подверженность любому негативному воздействию извне. Отсутствие возможности получить своевременно необходимую помощь и внимание со стороны родителей (в силу невероятной их занятости) отдаляет ребенка и закрывает его в своем внутреннем вакууме. Кинетический песок здесь может выполнить роль проводника между учителем и 2 учеником-ребёнком. Проводника, способствующего снятию напряжения с последующим расслаблением и раскрытием ребенка.

Удивительно, но именно песок, несмотря на кажущуюся простоту и доступность, позволяет ребёнку просто быть самим собой, творить, мечтать, фантазировать, создавать… Кинетический песок – это особый материал для ребенка. С ним ребёнок погружается в мир фантастических представлений мира и природы. Играя с ним, ребенок ощущает себя магом и волшебником.

Кинетический песок был изобретён совсем недавно - в 2013 г., в Швеции. Весьма интересен его состав: состоит из чистого кварцевого песка (98%) и силиконового полимера (2%), который применяется в пищевой промышленности. Благодаря этой добавке кинетик не пересыхает и не п2рилипает к рукам, обладает пластичностью.

Несмотря на то, что материал пока новый и не так много приемов и методик работы с ним, необходимо отметить довольно масштабную и разностороннюю интеграцию этого продукта в российское дошкольное и школьное образование. Более того, уже есть достижения в этой области.

В Нижнем Новгороде большую популярность приобрел кружок “Лёпа”. Здесь детки моделируют фантастические композиции и предметы из нового, созданного на российском рынке песка “Лепа”. Следует отметить, после игры с этим чудесным по свойствам песочком, руки остаются сухими и чистыми. По 2мнению покупателей, песочек “Лёпа” соответствует всем качествам кинетического песка производства Швеции. Он соответствует высоким требованиям безопасности качества, не вызывает никакой аллергии, т.к. нетоксичен [2].

Интересен и опыт работы с кинетическим песком воспитателя детского сада из Иркутской области Сергеевой О. К. Вот что она пишет о пользе этого чуда :

“- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.”
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.” [3].

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Научные и педагогические исследования чудо-песка позволяют выделить определенные задачи в этой области:
1. Оздоровительные. Сохраняет и укрепляет психическое здоровье детей.
2. Образовательные. Побуждает к самостоятельной деятельности, формирует такие качества личности как коммуникативность, инициативность, расширяет кругозор детей.
3. Воспитательные. Способствуют благоприятной адаптации детей к новым социальным условиям в школе, установлению благожелательных отношений со сверстниками и взрослыми; способствуют развитию познавательной активности детей, способности к творческому самовыражению через участие в игре.

Все занятия с детьми проводятся в форме сказки и игры. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению со взрослыми и сверстниками, пониманию себя. Положительная динамика таких занятий проявляется уже на первом занятии.

В результате

  • ребенок расслабляется;
  • уходит напряжение;
  • происходит адаптация к новому месту и коллективу;
  • меняется фон настроения на положительный;
  • ребенок «раскрывается; вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность;
  • активно задействуются речь и коммуникативные навыки;
  • развивается и совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и творческого процесса. Программа курса создана на основе материалов из различных педагогических сайтов сети Интернет, а также собственного небольшого опыта работы с кинетическим песком. Рассчитана на 14 занятий в течение полугода.

На занятиях по внеурочной деятельности кинетический песок дает возможность увидеть мир восприятия ребенка через призму его взглядов и интересов. Это выражается в следующих упражнениях, проводимых на уроках:

1. Знакомство с песком.
2. Узоры на песке.
3. Необыкновенные следы.
4. Отпечатки.
5. Песочные прятки
6. Песочный пирог.
7. Разговор с руками.
8. Мой страх.
9. Мое настроение.
10. Необитаемый остров.
11. Морской мир.
12. Дом.
13. Строим вместе.
14. Мы дружим.

На этих уроках интересно наблюдать, как тактильные упражнения с песком помогают детям выйти из закрытого вакуума и раскрыть свои мысли и чувства.
Приведу несколько примеров из своего опыта.

Кейс 1. Гиперактивность и руки

В данное время я обучаю детей третьего класса. В классе учатся разные детки, но все очень активны и деятельны (даже чересчур, иногда). На протяжении трех лет обучения некоторым детям очень сложно выдержать в необходимой дисциплине целый урок. Очень часто они получают замечания по поводу отвлеченных действий рук (трогают пенал, теребят тетрадь или учебник и т.п.). Много раз объясняла детям, что это отвлекает их от усвоения нового материала, что много важного и ценного в это время они теряют и т.п., но тщетно... И только упражнение “Разговор с руками” мне помог решить эту сложную и неподдающуюся разрешению задачу. Цель игры - научить детей контролировать свои действия.

Суть игры-упражнения следующая. Детям предлагается обвести на песке силуэт ладоней. Затем предлагается оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спрашиваем: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговариваем диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. После заключения такого договора строптивые детки из класса особо тщательно стали следить за своими ручками на уроках, боясь нарушить наш “договор”. Удивительно, но ситуация с непослушными ручками на уроках улучшилась в разы!

Кейс 2. Дурное настроение и жизнь в коллективе

В классе учится ребенок, который приходит в класс уже без настроения прямо с утра. Постепенно его настроение становится источником конфликтов с детьми. Я, конечно, понимаю, что так не должно быть. Ребенок должен приходить в школу в позитивном настроении и заряжать им своих одноклассников, ведь это - важно для хорошего, дружного коллектива. Упражнение “Моё настроение” помогло улучшить эту ситуацию.

Цель упражнения: содействовать развитию способности осознания и выражения своих чувств и эмоций.

Содержание: ребенок создает или рисует на песке свое настроение, при необходимости изменяя его. Мы предложили нашему буке нарисовать на песке свое настроение, с которым он приходит в школу. Он рисует. Рисунок изображает лицо без улыбки. Затем дети смотрят внимательно на рисунок и спрашивают, нравится ли нашему буке эта рожица? Он сначала пожимает плечами, а затем улыбается (уже плюс) и качает отрицательно головой. Затем, заметив изменения в настроении нашего героя, мы предлагаем буке изобразить то настроение, в котором он пребывает сейчас. И рисунок меняется, на лице появляется долгожданная улыбка. И весь класс хором советует ему сохранить это настроение навсегда. Дети говорят нашему буке, что улыбка ему очень идет, что он стал красивым и добрым, и с таким мальчиком они хотят дружить. Мы все смеемся вместе и радуемся нашему успеху.

Кейс 3. “Строим вместе”

Цель: развитие умения сотрудничать, проигрывание различных жизненных ситуаций, снятие эмоционального напряжения.

Содержание: детям предлагается любая тема совместного творчества.Например, тема “Строительство железной дороги” вызвала огромный интерес у моих детей. Начался активный процесс парного обсуждения всех профессий, которые необходимы для подобного вида работ. Затем начался этап выявления всех необходимых материалов для строительства железной дороги. Третьим этапом явился выбор необходимой техники,способствующей ускоренному выполнению всех необходимых на железнодорожном полотне работ. Было интересно наблюдать, как себя ведут в парном обсуждении дети, которые не любят работать в паре. им приходится озвучивать свои мысли, отстаивать свою позицию, находить общий язык со своим “партнером по бизнесу” .И это - достижение!

Иллюстрация 1. "А так я Вам нравлюсь?"

image9

Иллюстрация 2. "Обещаете,что будете слушать меня?"

image5


Больше см. в Приложениях  (Приложение 1. “Кто сказал,что мужчины не умеют готовить?”Приложение 2. Наши работы)

Исследования методических и психо-эмоциональных основ в области песочной терапии дают основание утверждать, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, в частности, мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивать интеллектуальный потенциал ребенка, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому в процессе обучения.Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы и для выполнения множества разнообразных бытовых и учебных действий.

Каждое из вышеперечисленных упражнений дает ребенку тот самый импульс, которого взрослые (родители и учителя) не могут добиться годами.

Ребенок любит фантазировать (“Необитаемый остров”, “Узоры на песке”, “Необыкновенные следы”, “Необитаемый остров”), представлять себя в роли кондитера (“Песочный пирог”), врача (“Мой страх”), грузчика, строителя, рабочего ( “Дом”, “Строим вместе”), исследователя морских глубин (“Морской мир”, “Необитаемый остров”).

Ребенок получает от нас ту уверенность, которой ему так не хватает. Подпитываясь ею, он идет дальше и начинает говорить и раскрываться в своих желаниях, мечтах, идеях, перестает бояться быть самим собой. А это - самое ценное, что делает ребенка сильным, смелым в своих убеждениях и в поиске своего “я”.

Литература и источники

[1] Кинетический песок // URL: https://www.buy-toy.ru/products_catalog/kineticheskij-pesok
[2] Рисование и моделирование. PROДЕТИ // URL: http://center.prokinder.ru/nnsormovskiy/%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
[3] Сергеева О.К. Игры с кинетическим песком для детей // URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/04/21/igry-s-kineticheski2m-peskom-dlya-detey

 


Все материалы комплексной публикации Гусейнова Зарема Ахмедхановна.   Лучшая игрушка для детей – кучка песка

Приложение 1. “Кто сказал,что мужчины не умеют готовить?”
Приложение 2. Наши работы
Приложение 3. К кейсам

 

Дополнительная информация