Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе

Аннотация

fruits-vyp6

В седьмом выпуске альманаха “Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе” (7/2019) педагоги школы делятся своим опытом по профилактике, пропаганде, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в школе.

Выпуск, как и предыдущие, состоит из статей, публицистических эссе, авторских методик, кейс-технологий и моделей, содержат иллюстративные и фотографические материалы, мультимедийные репортажи.

Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1. Учим и воспитываем, сохраняя здоровье: здоровьесбережение в школе

Раздел 2. Профилактика и медиация: две стороны одной медали

Раздел 3. Медиация в школе как фактор создания здорового психологического климата: аутентичный опыт

В подготовке выпуска приняли участие 11 педагогов школы - учителя начальных классов и учителя-предметники, совмещающие работу учителя с работой классного руководителя, педагоги школьной службы сопровождения, эксперты и представители администрации.

Основной материал сопровождают помещенные в конце выпуска

  • Методическая база выпуска
  • Сведения об авторах
  • Содержание


Зарегистрированным пользователям открыта возможность оставить отзыв в комментариях к соответствующему материалу.


Ссылка для цитирования:


Аннотация //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk-7-2019-annotacija

 

Вместо предисловия. Здоровьесбережение и медиация в школе

Вместо предисловия. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе

Ежегодно педагоги нашей школы заканчивают учебный год выездным педсоветом. Педсовет по традиции проводится не в школе, а на природе в красивых местах Северо-Запада. Новая обстановка помогает отстраниться от рутины восприятия школьной жизни и найти новые эффективные подходы, приёмы, алгоритмы к решению школьных проблем.

Такая же задача ежегодного школьного альманаха: взглянуть на школьную жизнь по-новому, увидеть потенциал в рутинных конфликтах, и затем предложить эффективные алгоритмы, пошаговые действия для работы с классом, с отдельными учениками или родителями. Седьмой номер альманаха посвящен здоровьесозидающей педагогике, современным инструментам здоровьесбережения. Цель выпуска – обобщить отдельные компетенции по формированию установки на здоровый образ жизни, которыми пользуются педагоги школы. 

В этом номере альманаха три раздела:
- Учим и воспитываем, сохраняя здоровье: здоровьесбережение в школе;
- Профилактика и медиация: две стороны одной медали;
- Медиация в школе как фактор создания здорового психологического климата: аутентичный опыт.

Цель воспитательной системы со здоровьесозидающим компонентом – обеспечение участников образовательного процесса необходимой информацией, позволяющей сохранить и укрепить собственное здоровье, формирование норм и правил здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственное здоровье. О том, как происходит воспитательная работа в школе и как интегрированы в нее здоровьесозидающие модули читайте в материале заместителя директора школы по воспитательной работе Натальи Вячеславовны Кулаковой (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-kompleks-zadach-i-reshenij-po-organizatsii-vospitatelnoj-raboty-i-zdorovesberegayushchej-sredy-v-shkole). В нем предложены рекомендации по каждому этапу воспитательной деятельности с применением здоровьесозидающих технологий, очерчен круг задач, которые необходимо решить по укоренению навыков ЗОЖ, повысить уровень сформированности культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

По мнению Натальи Алекссевны Малетиной, работа по здоровьесозиданию начинается с первого класса. Не секрет, что с каждым годом в школу приходит все большее количество ослабленных детей. Порочный круг, где слабое здоровье ребенка приводит к большему количеству пропусков уроков по болезни, за этим следуют сложности с усвоением образовательной программы, как итог ребенок не хочет ходить в школу, где неуспешен. О том, как работает здоровьесозидающий аспект воспитательной системы с самыми маленькими, читайте в материале (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/maletina-natalya-alekseevna-priemy-individualnoj-i-kollektivnoj-raboty-po-formirovaniyu-ustanovki-na-zdorovyj-obraz-zhizni-v-nachalnoj-shkole) «Приемы индивидуальной и коллективной работы по формированию установки на здоровый образ жизни в начальной школе». В материале представлен опыт работы в рамках внеурочной деятельности «Я расту здоровым» для 1-4 классов.

Практический опыт по адаптации здоровьесозидающих компонентов в учебной деятельности представлен в материале Ольги Николаевны Фролкиной «Адаптация опыта здоровьесберегающей деятельности учителей Германии на уроках иностранных языков в российской школе» (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-olga-nikolaevna-adaptatsiya-opyta-zdorovesberegayushchej-deyatelnosti-uchitelej-germanii-na-urokakh-inostrannykh-yazykov-v-rossijskoj-shkole). В Германии все вопросы связанные с сохранением здоровья обучающихся регулируются национальными (федеральными и земельными) законами в опоре на Оттавскую хартию Всемирной организации здравоохранения. В материале вы прочитаете о простых практических приемах, которые могли бы и в российских школах использоваться для сохранения здоровья обучающихся при минимальных материальных вложениях. Например, для того, чтобы снизить нагрузку на позвоночник ребенка можно предложить родителям в начальной школе вместо рюкзаков купить детям чемоданчики на колесиках. Просто и эффективно. Очень интересная статья – читайте, наслаждайтесь!

В статье Анны Александровны Кубаревой и Елены Николаевны Пархомчук ""Семья" - игра по станциям с разновозрастными детьми" представлена практическая разработка авторов по проведению игровых мероприятий с детьми разного возраста. Современные петербургские дети сильно ограничены во взаимодействии с ровесниками. Раньше были дворы- безопасная территория около дома, где дети могли общаться со своими ровесниками. Сейчас родители постоянно присутствуют в игровом пространстве детей и к сожалению, его разрушают. Оставить ребенка без прямого контроля взрослого на улице просто невообразимо, страшно. Вследствие этого исчезло игровое интимное детское пространство и дети разучились играть, разучились устанавливать и соблюдать игровые правила, что мы и видим на переменах в начальной школе: им сложно организовать игру, игры стали примитивными. В нашей школе успешно зарекомендовал себя опыт взаимодействия старших с младшими. В этом учебном году дети из 1 «В», классный руководитель Адякина Татьяна Сергеевна в течение года разучивали танец с учащимися 11 класса. Это способствовало решению нескольких задач: первоклассники «получили опекунов из 11 класса», 11-классники смогли увидеть какой путь они прошли за время учебы, с каких «позиций» они вышли на старт в первом классе и с каким багажом завершают учебу в школе. Для того, чтобы происходило разновозрастное взаимодействие детей необходимы дополнительные внеурочные школьные мероприятия, о разработке такого мероприятия читайте в статье (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-elena-nikolaevna-kubareva-anna-aleksandrovna-semya-igra-po-stantsiyam-s-raznovozrastnymi-detmi)

В школе настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо, детям тяжело даются 45 минут урока, нужна разрядка, о том, как снизить статистику травм в школе, в какие играть игры с детьми, чтобы научить их навыкам безопасного поведения читайте в материале Ларисы Игоревны Кузьминых (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-larisa-igorevna-o-profilakticheskoj-rabote-v-shkole-po-snizheniyu-travmatizma-sredi-obuchayushchikhsya). В статье рассказывается о том, как игры помогают воспитывать сознательное отношение обучающихся к своему здоровью, как внедрить в учебный процесс позитивные сценарии жизнедеятельности.

Статья Ксении Алексеевны Романовой знакомит с примерами практического использования в работе с участниками образовательного процесса приемов современных коммуникационных технологий: медиации и коучинга. Рост числа девиаций среди несовершеннолетних свидетельствует о необходимости изменения подходов к работе с детьми и их родителями, апробированию новых инструментов в работе со «старыми проблемами» взросления (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-larisa-igorevna-o-profilakticheskoj-rabote-v-shkole-po-snizheniyu-travmatizma-sredi-obuchayushchikhsya)

Материал Ольги Вячеславовны Петровой о пропаганде здорового образа жизни и укрепления хороших человеческих качеств на занятиях в группах продленного дня. Для профилактики вредных привычек направлены тематические циклы занятий в группах продленного дня. «Творим прекрасное», «Гармония общения», «Азбука безопасности». Знакомят младших школьников с мерами безопасности жизнедеятельности, формируют мировоззрение на сохранение и укрепление здоровья, воспитывают культуру безопасного образа жизни. В статье рассказывается о цикле занятий “Удивительные праздники” (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/petrova-olga-vyacheslavovna-propaganda-zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyakh-v-gruppe-prodlennogo-dnya).

Дети поступают в школу психологически сложные, незрелые, подчас совершенно неготовые к школе. Многие из них не знают, что такое коллектив, т.к. не посещали детский сад. Учитель начальной школы может эффективно справится с проблемами адаптации, социализации и обучения сложного ребенка, если налажен хороший рабочий контакт с его родителями. О том, как наладить контакт с родителями, что делать с родителями которые «не видят проблемы», читайте в статье Заремы Ахмедхановны Гусейновой «Интерперсональные конфликты на "школьной территории": участники, ситуации, решения». (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gusejnova-zarema-akhmedkhanovna-interpersonalnye-konflikty-na-shkolnoj-territorii-uchastniki-situatsii-resheniya) В статье даны упражнения с кинетическим песком, которые родители могут выполнять вместе с детьми для снятия психологического напряжения, решения коммуникационные проблем ребенка.

О приёмах создания здоровой атмосферы в коллективе подростков читайте в статье Марины Тельмановны Исаковой (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/isakova-marina-telmanovna-problemy-podrostkov-i-priemy-sozdaniya-zdorovoj-atmosfery-v-klassnom-kollektive). Школа представляет собой место, где одновременно собираются участники с самыми различными психологическими установками, что чаще всего и является причиной конфликтов. Конфликт в школе явление естественное. Задача классных руководителей свести негативные последствия конфликтов к минимуму и научить подростков разрешать конфликтную ситуацию конструктивным способом, в помощь - алгоритм действий, который приведен в статье.

Современное образовательное пространство школы - это потенциально конфликтная среда. Случаи проявления силового способа решения конфликтов в школе не являются редкостью. В статье Светланы Николаевны Ульяновской «Медиационные процедуры в решении ситуаций внутришкольного насилия» (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-svetlana-nikolaevna-mediatsionnye-protsedury-v-reshenii-situatsij-vnutrishkolnogo-nasiliya) рассказывается о возможностях и ограничениях медиативных технологий в профилактики внутришкольного насилия. Медиация хороша тем, что позволяет разрешить конфликт без вынесения властного акта, т.е конфликтующие стороны могут решить конфликт на своем уровне. если конфликт касается взаимоотношений между одноклассниками участие в разрешении конфликта их родителей или учителей может не понадобиться.

В нашей школе реализуется инновационная Программа развития до 2020 г., ориентированная на создание условий для самореализации и самоопределения обучающихся в соответствии с их склонностями и интересами. Ежегодно для педагогического коллектива школы проводятся семинары и лекции по теме сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в рамках МО проводятся педагогические лаборатории, где обсуждаются здоровьесозидающие техники, методы, приемы. Своим опытом педагоги школы делятся с коллегами. В этом году нами проведен городской семинар для заместителей директоров школ и руководителей служб здоровья «Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы», с материалами семинара можно ознакомиться в специальном разделе http://portfolio.schule72spb.ru/ru/rol-mediatsii-v-sozdanii-zdorovesberegayushchej-obrazovatelnoj-sredy-shkoly-25-yanvarya-2019

Мы уделяем и будем уделять нашим детям самое пристальное внимание, стремясь к тому, чтобы ребёнок был здоровым и счастливым, мог добиваться успеха и принимать самостоятельные ответственные решения. В этом году школа стала лауреатом районного конкурса «Школа здоровья Калининского района 2019» (http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27460).

В период официально объявленного Президентом РФ Десятилетия детства в России в 2019 году в целях выявления и поощрения лучших педагогов и руководителей сферы образования учредителем Всероссийской деловой платформы (http://www.sznation.ru/ ) и «Ассоциацией специалистов в сфере превентивного образования» организован конкурс на соискание Всероссийской национальной премии профессионально-общественного признания «Десятилетие детства: люди дела». В Номинации «За вклад в создание условий детствосбережения» было представлены к награждению   216 кандидатур из 51 региона страны. В номинации «За вклад в развитие превентивного образования» были представлены к награждению 159 специалистов сферы образования   из 56 регионов. Номинантами конкурса стали Инна Васильевна Стрешинская, номинация «За вклад в создание условий детствосбережения», и Светлана Николаевна Ульяновская, номинация «За вклад в развитие превентивного образования».  См. на официальном сайте школы в материале «Поздравляем номинантов Всероссийской национальной премии профессионально-общественного признания "Десятилетие детства"!» (http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27897).

Информация этого номера будет полезна учителям-предметникам, классными руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, руководителям школьных Служб здоровья, которые заинтересованы в пополнении своего профессионального багажа здоровьесозидающими технологиями, в использовании апробированных решений. Электронный формат издания позволяет читателям высказать свое мнение, обсудить материал, внести свой вклад в технологии здоровьесозидания. 


Ссылка для цитирования:

Предисловие к выпуску 7/2019 “Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе”. Ответственный редактор выпуска Ульяновская С.Н. //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predislovija-zdorovje-mediacija

 

Кулакова Н.В. Комплекс задач и решений по организации воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе

Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Комплекс задач и решений по организации  воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе

 

“Прекрасное и красивое в человеке немыслимо
без представления о гармоническом развитии организма и здоровья”

Н.Г. Чернышевский [1]

В последнее время специалисты отмечают резкое ухудшение здоровья детей. Интенсификация образовательного процесса в сочетании с неблагоприятными условиями, среди которых высокая степень различных стрессовых воздействий, эмоциональное неблагополучие, низкий уровень общей культуры здоровья в обществе и семье, выводит проблему сохранения здоровья детей в уверенные лидеры среди других актуальных проблем в образовании [2] Анализ статистических данных количественного распределения детей по группам здоровья за последние три года показал, что уровень здоровых учащихся в нашей школе не поднимается выше 4% (первая группа здоровья), что безусловно отрицательно влияет на развитие и воспитание личности детей и подростков.

Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" включает достаточно обширный перечень по профилактике, пропаганде, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].

Здоровьесозидающим и здоровьесберегающим направлением в нашей школе активно занимается Служба здоровья, деятельность которой регламентирована нормативно-правовыми документами. Это:

  • Положение о Службе здоровья;

  • Функциональные обязанности специалистов Службы здоровья;

  • Профилактическая программа "Здоровье" на 2016-2020 годы;

  • Приказ № 440 об организации работы службы здоровья в 2018-2019 учебном году;

  • План работы школьной Службы здоровья на 2018-2019 учебный год.

Познакомиться с документами можно на официальном сайте ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, в разделе "Служба здоровья"[4].   

Служба здоровья в нашей общеобразовательной организации представлена четырьмя направлениями: физкультурно-оздоровительным звеном, руководителем которого является учитель физической культуры Бондарь Карина Робертовна; валеологическим, руководитель - педагог-организатор Пархомчук Елена Николаевна; социально-педагогическим, руководитель - социальный педагог Романова Ксения Алексеевна и медицинским звеном, по договоренности, врач-педиатр дошкольно-школьного отделения детской поликлиники №59 Муляр Наталья Анатольевна. Общее руководство Службой здоровья осуществляет педагог-психолог Ульяновская Светлана Николаевна.

Вышеперечисленные направления охватывают все сферы здоровьесбережения и здоровьесозидания в общеобразовательной школе. В школе внедрены и успешно применяются на практике широко известные, а также разработанные нашими педагогами здоровьесозидающие технологии по всем направлениям учебно-воспитательного процесса, дающие положительную динамику.

Здоровьесберегающее образование. Проводятся классные часы на темы, связанные с развитием компетенций обучающихся в области здорового образа жизни, ведется индивидуальная работа по адаптации с вновь прибывшими учащимися и новыми сотрудниками.

Комфортная образовательная среда школы.  В рекреациях школы размещены различные игровые модули «классики», «твистер», лабиринты, игровые дорожки.

kulakova-02 kulakova-03 

kulakova-04 kulakova-05

Физическая активность интегрируется в образовательный процесс - 3 урока физической культуры в неделю, в начальной школе во время урока проводятся физкультурные минутки, на переменах - активные игры, все учащиеся школы  принимают участие во Всероссийской акции «Что такое ГТО» и успешно сдают нормативы, проводятся внутришкольные и районные соревнования по скипингу, лапте, работают волейбольная, баскетбольная секции, секция CTIF, секция по туризму и игре «Зарница», функционирует школьный футбольный клуб.

kulakova-06 kulakova-07 

kulakova-08 kulakova-09

Здоровое питание. Обеспечение разнообразным по ассортименту недорогого и вкусного школьного питания, соответствующего физическим и диетическим потребностям учащихся. Просветительские программы по популяризации правильного питания детей и подростков.

kulakova-10

Профилактика нездорового образа жизни. Проводится декада здорового образа жизни, антинаркотический месячник, стендовые презентации по ЗОЖ, ежегодная традиционная акция «На зарядку становись!», акция на роликах «Мир здоровых людей», тренинги по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркозависимости для 8-11 классов, старшеклассники регулярно принимают участие в районных акциях и квестах «Ключ к здоровому будущему», в течение учебного года проводятся Дни Здоровья, конкурсы рисунков, лекции, соревнования «Спорт против наркотиков», «Здоровье в твоих руках» и многое другое.

kulakova-11

Осознанная дисциплина и предупреждение травматизма.  Психическое здоровье учащихся укрепляется через профилактику детского и подросткового травматизма, профилактику асоциального поведения, в школе работают педагог-психолог и социальный педагог, дети с особенностями развития сопровождаются индивидуально.

kulakova-12

Школа здоровья для родителей и родительское партнерство. Обеспечивается консультативная помощь родителям с целью снижения рисков в развитии детей и подростков.

Медицинская грамотность обучающихся. Просветительские встречи учащихся с врачами медицинских научно-исследовательских институтов города в рамках программы “Здоровье школьника”.

kulakova-13

Здоровый и компетентный персонал школы. Весь педагогический коллектив школы проходит ежегодные профилактические медицинские осмотры и обучение по оказанию первой помощи. Наша школа стала коллективным участником Международного дистанционного образовательного проекта "Медиация в образовании". Одиннадцать педагогов успешно завершили курсы повышения квалификации «Медиативные технологии в работе классного руководителя».

См. также на странице “Служба здоровья” официального сайта ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга (http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/15317).

Хотелось бы также отметить, что Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривает в статье 43  "обязанности и ответственность обучающихся"; тем самым именно обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию [5].

Школа проводит самостоятельно и принимает участие в мониторингах по сохранению и улучшению психологического здоровья школьников:

  • Городской мониторинг “Ценностные ориентиры учащихся” совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры. Начиная с 2015 года, наша школа активно принимает участие в городском мониторинге «Ценностные ориентиры учащихся образовательных учреждений», проводимого с целью изучения ценностей, жизненных целей и руководящих принципов жизни учащихся. Данный мониторинг проводится для обоснования и разработки Программы сохранения и улучшения психологического здоровья школьников, для нахождения действенных способов защиты детей и подростков от разрушающих здоровье вредных привычек. На протяжении четырех лет реализации совместного с Институтом культуры проекта экспертами в данном мониторинге выступали наши учителя - Сухова Ксения Юлиановна, Осипова Светлана Александровна, Силкина Ольга Павловна, Силантьева Маргарита Борисовна. Результаты мониторинга помогают классным руководителям грамотно выстраивает воспитательную работу в классах.
  • Городской мониторинг здоровьесозидающей среды образовательного учреждения, целью которого является: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей среды в образовательных учреждениях  Санкт-Петербурга. В процессе мониторинга исследуется инфраструктура и кадровый потенциал образовательного учреждения, организация учебного процесса, учебная и внеучебная нагрузка, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья, готовность к здоровому образу жизни и образ жизни учащихся и учителей, функциональное состояние учащихся и состояние их здоровья  [6].

Данные мониторинги здоровья мы рассматриваем как инструмент оценки качества образования в области влияния его на здоровье участников образовательного процесса, обеспечивающий индивидуальный характер образования, и как средство самоанализа, побуждающее школьников и их родителей заботиться о здоровье.

В течение  2018-2019 учебного года реализованы успешные здоровьесозидающие проекты. Один из них - создание игрового пространства в рекреации 4 этажа для ребят начальной школы учащимися 10-х классов под руководством Светланы Александровны Осиповой. В течение осенних каникул был реализован проект “Красочные школьные будни”,  презентация которого состоялась в рамках городского практико-ориентированного семинара "Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы" [7]

Результатом многолетней эффективной работы в области здоровьесбережения и здоровьесозидания в 2018-2019 учебном году стало то, что наша школа получила признание в качестве лауреата конкурса “Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга” в номинации “Общеобразовательное учреждение” [8]. Получить представление о деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся можно, познакомившись с конкурсными материалами на странице "Конкурс «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга», апрель 2019" [9].  

Школа  обязана создать комфортную, экологичную, психологически здоровую образовательную среду путем эффективного психолого-педагогического и здоровьесберегающего  сопровождения всех участников образовательного процесса, мотивации на ведение здорового образа жизни, внедрения научно-эффективных здоровьесозидающих технологий, способствующих адаптации, познанию и самореализации индивидуальных способностей ребенка, сохранению и укреплению его здоровья, и у нас это прекрасно получается.

Литература и источники

[1] Цит. по Цитаты и крылатые фразы о здоровье // Вестник здоровья [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://vestzdrav.com/poslovitsy-i-chitaty-o-zdorovjye/19-citaty-i-krylatye-frazy-o-zdorove.html

[2] Здоровье детей школьного возраста. Как его сохранить // Будьте здоровы [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://healthwill.ru/fiziologiya/polza/10019-zdorove-detej-shkolnogo-vozrasta-kak-ego-sokhranit

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации", статья 41. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[4] Служба здоровья // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/15317

[5] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 43. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[6] Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды // Служба здоровья образовательных учреждений [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://szou.webmerit.ru/mo.html

[7] Осипова Светлана Александровна, учитель ИЗО и технологии ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Мастер-класс "Игровые технологии в медиации" // Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы. Материалы городского семинара 25 января 2019 [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/osipova-svetlana-aleksandrovna-parkhomchuk-elena-nikolaevna-igrovye-tekhnologii-v-mediatsii

[8] Итоги конкурса «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга» // Информационно-методический центр Калининского района [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://imc-kalina.ru/1309-itogi-shkola-zdorovya-kalininskogo-rajona-sankt-peterburga-3

[9] Конкурс «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга», апрель 2019 // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27460

 


Ссылка для цитирования:

Кулакова Н.В. Комплекс задач и решений по организации  воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-kompleks-zadach-i-reshenij-po-organizatsii-vospitatelnoj-raboty-i-zdorovesberegayushchej-sredy-v-shkole

 

Малетина Н.А. Приёмы индивидуальной и коллективной работы по формированию установки на здоровый образ жизни в начальной школе

Малетина Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов

 

Приёмы индивидуальной и коллективной работы по формированию установки на здоровый образ жизни в начальной школе

 

Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения,
то добрая половина их - о здоровье.

В.А.Сухомлинский [1]

Работая учителем начальных классов, я в полной мере ощущаю справедливость тревоги о здоровье моих учеников, ситуация с которым в настоящее время стала еще более острой, чем в 60-ые годы, в период написания   Василием Александровичем Сухомлинским книги “Сердце отдаю детям”. По мнению авторов образовательной программы «Если хочешь быть здоров»: “Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.” [2]. Именно поэтому я считаю, что формирование здорового образа жизни необходимо начинать с первого класса обучения.

Курс внеурочной деятельности «Я расту здоровым» разработан с учетом опыта коллег из городских и сельских школ России и направлен на формирование основ культуры здоровья у младших школьников. Курс рассчитан на учащихся 1-4 классов.

Задачи курса:

Образовательные:

  • Формировать начальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и ЗОЖ;

Развивающие:

  • Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;

  • Актуализировать потребность детей к формированию здоровья собственными силами;

  • Развивать всесторонне развитую, гармоничную личность.

Воспитательные:

  • Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного  поведения, нравственных, духовных и волевых качеств.;

  • Воспитывать у детей валеологическую культуру и культуру поведения. См. [3], [4], [5].

В своей работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии. По мнению автора понятия Н.К.Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии  можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [6].

В процессе обучения и воспитания я руководствуюсь основными принципами здоровьесбережения, сформулированными на Всероссийском съезде «Здоровое поколение — Здоровая Россия», такими, как :

  • Принцип не нанесения вреда;

  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся;

  • Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

  • Принцип непрерывности и преемственности;

  • Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;

  • Принцип соответствия сознания и организации обучения возрастным особенностям;

  • Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. [7]

На занятиях внеурочной деятельности «Я расту здоровым» особое внимание я уделяю коммуникативным играм.

Коммуникативная игра – это “совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга” [8]. В ходе коммуникативных игр дети учатся легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Игры способствуют эмпатии, развитию позитивного самоощущения, помогают обрести ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, положительной самооценки.

Коммуникативное развитие ребенка наиболее интенсивно проходит в период обучения в начальной школе и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.  Игры для развития коммуникативных навыков делятся на парные и групповые. Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям  малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение.

На занятиях мы часто используем «Коврик настроения» - коврик пазл, который дети собирают самостоятельно. В ходе сборки коврика дети обсуждают, где и как будут размещены элементы коврика, а после окончания сборки самостоятельно придумывают упражнения для одноклассников, которые с огромным удовольствием выполняют все ребята. Особое внимание уделяю предотвращению стрессовых ситуаций. Для создания  положительных эмоций на каждом занятии проводим игры:«Комплимент», «Паутинка дружбы», «Подарок».

maletina-04  maletina-05

«Комплимент». Дети сидят на коврике в круге, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит несколько добрых слов, за что-то хвалит одноклассника. Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. После получения комплиментов ребята могут обменяться своими впечатлениями.

«Паутинка дружбы». Для выполнения этой игры необходим клубок светлой шерсти. Дети садятся в круг, педагог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Например: “Где ты любишь бывать, что ты любишь делать, во что ты любишь играть, что ты любишь читать, какие игрушки тебе нравятся?...” И кидает напротив себя клубок, второй игрок ловит, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается педагогу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа (на паутинку). А теперь тихонько тянем ниточку, чувствуете, как мы все связаны между собой. Это паутинка дружбы!!! Мы все – одно единое целое. Сегодня мы многое узнали друг о друге и стали чуть-чуть ближе друг к другу. Распутывается клубок приятными пожеланиями друг другу.

«Подарок». Участники игры по кругу дарят друг другу пожелания или чувства. Например: Я дарю тебе цветочек в горшочке, чтобы он каждое утро радовал тебя и т.п. После того, как последний ребенок подарит свой подарок первому, группа делится чувствами и впечатлениями.

В нашем классе вошло в традицию делать «Солнышко пожеланий»  для ребят, которые длительное время болеют. Каждый ученик обводит свою ладонь на желтой бумаге, вырезает ее и напишет пожелания для одноклассника скорейшего выздоровления.Например,  “Машенька, ты замечательный друг, нам без тебя очень скучно, поскорее выздоравливай!”; “Толик, не болей!!!”; “Соня, мы очень скучаем, будь здорова!” и др. Далее из всех ладоней собирается «Солнышко». Ребята заряжают «Солнышко» своей добротой и положительными эмоциями.

 

maletina-02

maletina-03

 

maletina-01

Такого рода деятельность формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и  полноценное развитие. Мои ученики учатся любить себя, людей, жизнь, быть добрыми, отзывчивыми, общаться без конфликтов. Они учатся жить в гармонии с собой, сверстниками, миром, заботиться о своем здоровье, здоровье родных и близких.

Литература и источники

[1] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969, с.85; [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL:  https://royallib.com/book/suhomlinskiy_v/serdtse_otdayu_detyam.html

[2] Дедкова Е. В., Галкина О. А. Образовательная программа «Если хочешь быть здоров» / «Методическое пособие для руководителей ОУ, учителей начальных классов, организаторов образовательного процесса учреждений дополнительного образования, родителей»,  Самара, 2010; [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zab-school.minobr63.ru/?page_id=928

[3] Пилипенко Ю.Л. Программа по внеурочной деятельности "Сильные, смелые, ловкие", Излучинск, 2017-2018.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://infourok.ru/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-silnie-smelie-lovkie-klass-2121771.html

[4] Дедкова Е.В. Образовательная программа по внеучебной деятельности "Если хочешь быть здоров". [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/09/obrazovatelnaya-programma-po-vneuchebnoy-deyatelnosti-esli

[5] Татомир М.И. Программа внеурочной деятельности "Здоровый школьник, здоровое общество". [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL:  https://www.uchmet.ru/library/material/149030/94944/

[6] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.[Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL:  https://www.twirpx.com/file/747377/

[7] Принципы здоровьесберегающей педагогики / Всероссийский съезд «Здоровое поколение — Здоровая Россия». [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://www.zpzr.ru/healthcare_education/4170.html

[8] Лаврухина И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Научная электронная библиотека elibrary.ru.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21807200

 

Дополнительная литература для педагогов

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.

  2. Бодалева А.А. В мире подростка. – М.: Медицина, 1980.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М.: Просвещение, 1997;

  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2015. – № 11. – С. 75–78.

  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2014

  8. Кенеман А.В., Осокина Т.И. (составители) Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, “Владос”, 1995;

  9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 214;

  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997;

  11. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983;

  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2013. – 268 с.

  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2013, с.57.


Ссылка для цитирования:

Малетина Н.А. Приёмы индивидуальной и коллективной работы по формированию установки на здоровый образ жизни в начальной школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/maletina-natalya-alekseevna-priemy-individualnoj-i-kollektivnoj-raboty-po-formirovaniyu-ustanovki-na-zdorovyj-obraz-zhizni-v-nachalnoj-shkole

 

Фролкина О.Н. Адаптация опыта здоровьесберегающей деятельности учителей Германии на уроках иностранных языков в российской школе

Фролкина Ольга Николаевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель немецкого языка

Адаптация опыта здоровьесберегающей  деятельности учителей Германии  на уроках иностранных языков в российской школе

Давайте посмотрим на выпускника российской школы. Что мы увидим, если внимательно присмотримся к состоянию его здоровья? Я не врач, чтобы ставить диагнозы, но есть вещи, которые очевидны и для меня. Нарушение осанки имеет каждый второй ученик, проблемы со зрением - каждый третий. Все больше детей имеют проблемы с ЖКТ, различные аллергии, проблемы с нервной системой  и хронические заболевания. Открыв классный журнал, мы увидим, что основная масса детей имеет вторую и третью группу здоровья, первая группа здоровья стала скорее исключением из правил. И за 9-11 лет обучения в школе состояние здоровья учащихся отнюдь не улучшается.

Да, теперь у нас есть такое понятие как “инклюзивное образование”, которое предполагает обучение в обычных, средних общеобразовательных учебных учреждениях,  детей с особенностями, и этому уделяется большое внимание, но давайте не забывать и об обычных, “нормальных детях”. Каких работников мы выпускаем из школы? Смогут ли они полноценно учиться и работать в дальнейшем? Вряд ли работодатель захочет держать на рабочем месте сотрудника, проводящего на больничном половину или больше рабочего времени и  какое поколение произведут на свет такие родители?

Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс имеет негативное влияние на состояние здоровья детей.  “В России низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим  и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества” [1].

О терминах

В педагогических контекстах приблизительно в равном объеме смыслов используются термины укрепление здоровья, здоровьесбережение, здоровьесозидание, здоровый образ жизни (в немецком - Gesundheitsförderung, в английском - Health promotion).

Здоровьесбережение   - общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни” [2].

Впервые как понятие не только сугубо медицинское из области здравоохранения, а как установка на здоровый образ жизни “здоровьесбережение” (в официальном русском переводе в тот период “укрепление здоровья”) было сформулировано в Оттавской хартии   по укреплению здоровья, в 1986 году [3].

В Германии все, что связано с установками на здоровый образ жизни и укрепление  здоровья регулируется национальными (федеральными и земельными) законами в опоре на Оттавскую хартию Всемирной организации здравоохранения. По смыслу подход очень близок к российским реалиям: Школа как значимое для детей и подростков место учебы и жизни согласно § 2 Закона о школах земли Северный Рейн-Вестфалия должна "воспитывать в них личную ответственность, содействовать развитию личности, развивать способность к самостоятельности в решениях и поступках, ответственность за общественное здоровье, природу и окружающую среду”  [4]. Дети должны научиться "получать радость от движения и участия в коллективных спортивных мероприятиях, правильно питаться, вести здоровый образ жизни" [5].

В российской школе “культура здоровья как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и готовности к практической деятельности лежит в основе использование эффективных средств здоровьесозидающей деятельности” [6], что обретает в системе образовательных, воспитательных и развивающих задач  особое значение и требует комплексного подхода.

В школе 72 с углубленным изучением немецкого языка - на уроках, на внеурочных занятиях и в рамках проектной деятельности - учителя обращаются к теме здоровья и стремятся учитывать лучший отечественный и зарубежный опыт, а также компенсировать повышенную  учебную нагрузку, которая обычна для языковых школ и гимназий.

Информационно-обучающие методы  включают обучение здоровью через предмет, что работает и на достижение более высоких результатов в освоении иностранных языков, расширяет лингвострановедческий диапазон, содействует воспитанию культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни. Так, в программе обучения немецкому языку уже в 3 классе обсуждаются вопросы здорового питания и занятий спортом. В 5 классе есть темы,связанные с правильным питанием и распорядком дня. В 6 классе обсуждаются темы спорта и адекватных физических нагрузок. В программе 8 класса есть тема «Здоровый образ жизни», в которой обсуждается не только то, что полезно для здоровья и способы поддержания здоровья, но и большинство вредных привычек и их последствия.  В 11 классе есть тема «… счастлив тот, кто живет без болезней», в которой обсуждаются вопросы здорового образа жизни и жизненных ценностей, и проводится сравнение медицинского обслуживания и страхования в России и Германии.

Обратимся к школе как среде, в которой дети проводят свой “рабочий день”, и к тому, как эта среда на них воздействует.  

frolkina-05

 

Увидим ли мы разницу в образе жизни, поведении и состоянии здоровья немецких и российских школьников?

Итак, представим себе обычный день немецкого и российского школьника, попробуем их сравнить.

Подъём и режим рабочей недели

В российских школах уроки в школах и в остальных учебных заведениях начинаются в основном в 9:00, в Германии - в 8:00.С одной стороны, мы даем нашим детям немного подольше поспать, с другой стороны, их “рабочий день” заканчивается позже, чем в Германии, и свободного времени в светлое время суток, соответственно, на час меньше. Не все дети (да и взрослые, я думаю, тоже) способны вставать так рано и быть в состоянии воспринимать новую информацию. Однако ранний подъем обеспечивает учащимся в Германии пятидневную рабочую неделю, что, в свою очередь, позволяет организму успеть восстановить свои силы за 2 выходных. Наши же дети, перейдя в среднюю школу, имеют 6 дневную рабочую неделю, при этом они получают домашние задания в таком объеме, что практически все воскресенье вынуждены его выполнять.

На мой взгляд, с точки зрения здоровьесбережения, конечно, было бы лучше вставать на час раньше, но учиться на 1 день в неделю меньше.

Питание

Насколько я могу судить по рассказам моих учащихся, во многих российских семьях принято готовить не только горячий завтрак, полезный для детей, но и горячие обед и ужин. В школах всех детей также обеспечивают бесплатным (или лишь частично платным) завтраком, при этом меню также должно строго соответствовать нормам. В буфете не продается то, что может быть опасно для здоровья, недавно был введен запрет на продажу газированной воды и салатов с майонезом в школьных столовых.

В Германии, в большинстве своем, на буднях все ограничивается бутербродами, причем это будет и завтрак, и второй завтрак, и ужин. Детей начинают приучать к такому питанию, как только они становятся способны пережевывать твердую пищу, при этом, чаще всего, запивают они бутерброды холодной водой. Можно ли считать такое питание здоровым, судить не мне, а диетологам, но из своего опыта могу сказать,что, когда я приезжала в Германию и начинала питаться как они, то за неделю я могла набрать до 3 кг, так что такое питание подходит точно не всем.

Положительным в таком питании можно назвать лишь то, что бутылка с водой у учащихся может быть во время уроков на парте и употреблять они ее могут в любой момент, не выходя из класса. Также вы увидите питьевую воду в свободном доступе на столах на любом мероприятии. 

frolkina-02

Фото с предприятия Fielmann, где наши учащиеся были на ознакомительной экскурсии.

Уроки

Во всех школах Германии уроки длятся по 45 минут, так же, как и у нас, за исключением того, что все они стоят парами, что, во-первых, сокращает количество необходимых учебников (бережем спину и осанку), и во-вторых, снижает количество необходимых подготовленных домашних заданий (бережем нервы и время учащихся). Такая практика существует и у нас в некоторых школах. И я думаю, она была бы актуальна и принесла бы  положительные результаты, особенно для учащихся начальной школы, так как зачастую портфель ученика начальной школы весит ровно столько же, сколько он сам, и родители вынуждены провожать своих детей в школу. В Германии также есть практика покупки для учащихся начальной школы, 5 и 6 классов, не рюкзаков, а портфелей на колесиках, что также снижает риск возникновения проблем со здоровьем, связанных с поднятием тяжестей.

frolkina-03

Дорога в школу

Не секрет, что в большинстве европейских стран есть традиция, преодолевать короткие расстояния на велосипеде. В Германии на всех улицах вы увидите специально отведенную для велосипедистов полосу. Многие учащиеся добираются в школу пешком или на велосипеде, что, в свою очередь, не только способствует более подвижному (активному) образу жизни, но и приучает детей к охране окружающей среды и, конечно же, к бережливости. Ходят ли наши учащиеся пешком, если есть возможность воспользоваться общественным транспортом? Я бы сказала, что нет.

Как в Германии борются с курением и алкоголем?

Еще один факт о Германии и, скорее всего, о большинстве европейских городов. По дороге в школу, на улицах, в кафе, на остановках общественного транспорта вы не увидите курящих людей. Курить стало не модно в Германии уже лет 5. Борятся с курением, не только проводя лекции и беседы в школе, но и законодательными мерами. Еще лет 5-7 назад вы бы могли увидеть практически на каждом углу большого города автоматы с сигаретами, в которых их приобрести мог любой желающий. Сейчас автоматы практически отсутствуют, а в тех, что оставили, оплата возможна только кредитными картами, а, следовательно, для детей и подростков такая покупка стала просто невозможна. Следующий шаг, который сделало государство - это увеличило цены на табачную продукцию. На данный момент минимальная стоимость пачки сигарет составляет порядка 5 Евро, а это на наши деньги примерно 350 рублей.

Запрет на курение  в кафе и ресторанах был введен в Германии еще в 2008 году (в некоторых землях закон действовал с 1 августа 2007 года), что, в свою очередь, помогло избавиться некурящему населению,   в первую очередь, детям и от пассивного курения. У нас этот запрет тоже вступил в силу, но не так давно, только в 2013.

Кроме того, в некоторых землях Германии курящих  преподавателей не берут на работу в детские сады, в начальную школу и в группы продленного дня.

Пропаганда здорового образа жизни и отказа от курения и алкоголя начинается в Германии с детского сада.

Как в Германии относятся к вопросам полового воспитания школьников?

Во всех СМИ в мире темы секса в наше время обсуждаются довольно часто и агрессивно. Как в России, так и в Германии родители не часто и не охотно говорят с детьми на темы полового воспитания. Ни для кого не секрет, что немцы в большинстве своем не торопятся вступать в брак и заводить детей. Дети появляются в немецких семьях, когда родителям уже за 30, а иногда и за 40, и в этом не находят ничего необычного.  Однако  обсуждать вопросы полового воспитания в Германии начинают уже с начальной классов и в школах есть отдельный предмет Sexualkunde, на котором, в зависимости от возрастных особенностей учащихся поднимаются и обсуждаются вопросы сексуального воспитания. Данные уроки являются обязательной частью программы, и учащиеся не могут быть от них освобождены. Таким образом, немцы дают своим детям возможность получить ответы на свои вопросы и достоверную, а не искаженную информацию по столь деликатной теме. Конечно же, в Германии есть противники проведения таких уроков.

Организация проверочных работ/экзаменов

Если вы спросите у российского учащегося, как часто ему приходиться писать различного рода проверочные, самостоятельные, контрольные и подобные работы, то, скорее всего, он вам ответит, что не реже, чем раз в неделю. Теперь прибавьте к этому “наши нововведения” - ВПР, РДР, пробные экзамены для старшеклассников. Дети весь год находятся в стрессе: вместо того, чтобы научить их  приемам психологической разгрузки и упражнениям для снятия как психологического, так и мышечного напряжения, их пугают этими работами, плохими оценками в четвертях и в году.

У немцев работы тоже проводятся достаточно часто, но такого психоэмоционального напряжения дети не испытывают.

Возможно, это связано с тем, что в наше стране принята пятибалльная система  оценивания учащихся, при этом положительных оценок только 3 - 3,4,5.

В Германии 6 балльная система оценивания, при этом неудовлетворительная оценка это только 6 (в Германии наивысший балл это 1), таким образом, вместо трех положительных оценок, ребенок может получить пять разных, но положительных. В России оценка 2+  является неудовлетворительной, а в Германии аналогичная 5+ бы была положительной.

На экзаменах

Так как у учащихся нашей школы есть возможность сдать экзамен на немецкий языковой диплом (DSD), то у нас была возможность сравнить правила проведения экзаменов у нас и в Германии. Очень многое вещи в Германии направлены именно на то, чтобы человек как можно меньше находился в стрессе. Экзамен не исключение. Во время проведения немецкого экзамена учащимся не разрешено выходить из аудитории, пока экзамен не закончат все присутствующие. Меньше шума - меньше стресса, меньше того, что может тебя отвлечь.

Каникулы

Начну с того, что каникулы в разных землях Германии (разных ее частях) начинаются в разное время. А сделано это с единственной целью - чтобы родители и дети, разъезжающиеся на отдых, а потом  возвращающиеся домой, не стояли в многочасовых пробках, ну и, конечно, для поддержания внутренней экономики страны, чтобы отели и базы отдыха не пустовали все разом. И снова мы видим заботу о гражданах - во всем снизить уровень стресса.

Летние каникулы в Германии длятся меньше, всего 6 недель, но в течение учебного года у детей больше каникул, чем у нас (есть рождественские и пасхальные каникулы). На мой взгляд, 3 месяца каникул зачастую скорее отрицательно влияют на детей, так как потом учащимся приходится в экстренном режиме не только вспоминать все забытое, но и снова привыкать и к режиму дня, и к восприятию большого количества новой информации, и к домашним заданиям. Да и учиться летом легче - световой день длиннее, пасмурных дней меньше, все вокруг тепло и позитивно. А вот осенью и весной организму действительно чаще требуется перерыв и отдых.

Динамические паузы и психологическая разгрузка на уроках  (из личного опыта)

Я преподаю немецкий язык с 2000 года. Каждый год у меня  ученики разных возрастных категорий. Как я уже писала выше, каждый год появляется что-то новое, новые требования, новые обязательные работы. Готовя детей к этим серьезным работам, нужно не забывать и про то, что учащимся необходима  и психологическая подготовка; здоровьесберегающее поведение и мышление должны закладываться еще в школе.

Все мы знаем, как важна смена деятельности, динамические паузы и психологическая разгрузка на уроках, особенно в начальной школе. Выполняя монотонные и однообразные действия, учащиеся быстро утомляются, теряют мотивацию к учению и концентрацию.  Мы также знаем, как трудно расслабиться перед сдачей экзамена, как сложно снять мышечное и нервное напряжение в такие моменты и как сильно мешает сосредоточиться психоэмоциональное напряжение. Не только школьникам, но и взрослым полезно знать о приемах психофизической разгрузки.

На своих занятиях я часто использую такие упражнения. Мне удалось подобрать их и на немецком языке. Это позволяет не только сменить обстановку, переключиться, но и способствует более эффективному запоминанию.

К самому простому дыхательному упражнению можно отнести пение и тогда следует лишь подобрать песню на нужную тематику.

Например:

Или  

Иногда детям нужно снять физическое мышечное напряжение, тогда уместны ролики для проведения массажа и самомассажа, например "Кошка залезает на крышу" (Eine Katze steigt auf das Dach) -   https://www.youtube.com/watch?v=1cuVRtWt-ao

Существует и еще один тип упражнений, которые не только способствуют снятию психоэмоционального напряжения и переключению внимания, но и способствуют развитию мелкой моторики, внимания, координации, мышления. Это работа с различными видами аппликации (например: аппликация крупой), рисование пальчиковыми красками, а также иные упражнения:

frolkina-04

Ну и, конечно же, различные песенки-физминутки и танцы тоже являются отличными упражнениями. Очень помогает вот такое забавное Танго - https://www.youtube.com/watch?v=7fzMdbTH-6Y

frolkina-09

 

frolkina-10

 

frolkina-11

 

frolkina-12

Ведь умение расслабляться - это не только путь к активной деятельности, но и путь к  здоровью.

На примере нашей школы и практической деятельности учителей немецкого языка  мне хотелось показать, что активная забота о здоровье детей не может быть точечным событием или задачей одной школьной службы. Здоровьесозидание работает только по принципу  “immer und überall” (везде и всегда) - на уроках и переменах, на мероприятиях и в каникулы - с обязательным учетом   личностных особенностей и способностей каждого ребенка и подростка, а также уровня его здоровья. 

 

Литература и источники

[1] Гейнц К.О., Скурихина Н.В. Здоровьесозидающая деятельность в условиях современного информационного общества. [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.03.2019. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015970

[2] Свиренко А.А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России / [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.03.2019. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002643

[3]  Оттавская хартия по укреплению здоровья, 1986 г. Официальный русский перевод. [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.03.2019. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/146808/Ottawa_Charter_R.pdf ; Официальный немецкий перевод, URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/129534/Ottawa_Charter_G.pdf; Официальный английский оригинал, URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/129532/Ottawa_Charter.pdf  

[4] Цит. по Marchwacka, Maria A.  (Hrsg.) Gesundheitsförderung im Setting Schule.  Springer, Wiesbaden, 2013 / [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.03.2019. URL: https://books.google.ru/books?id=siceBAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false

[5] там же

[6] Малярчук Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагога в условиях современного социокультурного информационного общества / Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» / КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.03.2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesozidayuschaya-deyatelnost-pedagoga-v-usloviyah-sovremennogo-sotsiokulturnogo-informatsionnogo-obschestva

 


Ссылка для цитирования:


Фролкина О.Н. Адаптация опыта здоровьесберегающей  деятельности учителей Германии  на уроках иностранных языков в российской школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-olga-nikolaevna-adaptatsiya-opyta-zdorovesberegayushchej-deyatelnosti-uchitelej-germanii-na-urokakh-inostrannykh-yazykov-v-rossijskoj-shkole 

Пархомчук Е.Н., Кубарева А.А. "Семья" - игра по станциям с разновозрастными детьми Раздел 2. Профилактика и медиация: две стороны одной медали

Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор,
Кубарева Анна Александровна, учитель технологии, педагог ОДОД

"Семья" -  игра по станциям с разновозрастными детьми

В процессе социализации школьников особое место занимает игровая деятельность. С целью формирования навыков социального поведения, стимулирования у детей творческой активности и была придумана игра. Игра широко использовалась как основное средство социализации детей  ещё задолго до того, как стала предметом научных исследований. Игра позволяет детям легко в непринужденной форме познать себя и окружающий их мир, понять его, увидеть его многообразие. Развивающие игры весьма продуктивно используются в педагогике и воспитании. Игровая деятельность сопровождает все этапы становления личности. Сегодня невозможно представить себе взросление и формирование личности без ребёнка в игре.  Дж. Селли, известный английский учёный философ и психолог [1], ещё в XIX веке утверждал, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли и практически все ученые, занимающиеся исследованием игр детей, повторяют это его утверждение [2].

На протяжении тысячелетий игра сопровождает человечество, она представляется не только как развлечение, но и тесно переплетается с религией, военными тренировками, спортивными достижениями,  искусством, образованием и великими научными открытиями. Игра это уникальное явление в общечеловеческой культуре.

Среди известных специалистов отмечаются и самые разнообразные подходы к природе самой игры. Г. Спенсер [3], Г. В. Плеханов [4], К. Бюлер [5], З. Фрейд [6], Й. Хейдинга [7] и другие учёные связывали происхождение игры с трудовыми процессами, магико-культовыми, с удовольствиями, с  реализацией вытесненных из жизни желаний, с созиданием и творчеством. Но как бы не разнились взгляды учёных на природу происхождения, создания и реализации игры, все они сходятся к её глубокой, значимой и незаменимой роли в развитии и социализации ребёнка.

Потребность в игре постоянно присутствует у людей любого возраста. Эту потребность весьма успешно научились эксплуатировать создатели компьютерных игр. Виртуальные игры занимают всё большее пространство в жизни не только  младших, но и старших школьников, а появление современных смартфонов, планшетов и других игровых гаджетов, делают процесс виртуальной игры практически непрерывным. Психологи, социологи, педагоги давно бьют тревогу по этому поводу, так как в некоторых случаях именно компьютерная игровая зависимость становится патологической и вызывает серьёзные психологические расстройства. Как переключить ребёнка, увести его из виртуального мира в реальность – вот один из важнейших педагогических вопросов современности.

Создавая игру, необходимо четко понимать, что может привлечь, заинтересовать и удержать ребёнка в предлагаемой игровой ситуации. Ребёнок любого возраста должен чувствовать себя в игре успешным и востребованным, должен знать, что в трудной ситуации у него есть к кому обратиться за помощью или он сам может оказать помощь партнёру по игре. В процессе игры обязательно нужно использовать различные стимулы, которые помогут двигаться дальше, не сойти с дистанции, подогреют интерес ребёнка к дальнейшим игровым действиям.

Особое место в игровой деятельности занимают сюжетно-ролевые игры. В такой игре школьнику приходится, брать на себя определенную роль, воссоздавать поступки конкретного человека, выполняя действия в воображаемой ситуации. В зависимости от построения игры роли могут меняться, может меняться статус играющего. За одну игру ребёнок может попробовать себя в разных жизненных ситуациях и разных социальных ролях. Дети стремятся овладеть теми или иными качествами личности не только применительно к игровой ситуации, но и теми, что привлекают их в реальной жизни. Игровая ситуация может помочь ребёнку изобразить в игре не только самого себя, но и ту позицию, которая возможно в жизни ему не совсем удаётся или является недоступной. Ролевая игра способствует самовоспитанию и самореализации школьника в самом доступном, интересном и понятном  для него виде деятельности.

Одной из развивающих, обучающих и социализирующих игровых форм может стать Деловая ролевая игра. В зависимости от преследуемых целей и поставленных задач Деловая игра может быть организована не только для групп детей одного возраста, её участники могут представлять все возрастные категории с 1 по 11 класс. Очень интересным в этом направлении может стать приём, при котором в одной команде объединяются школьники разных возрастов. В разновозрастной команде у участников игры больше возможностей для реализации своего потенциала, своих знаний и умений, больше поле деятельности для фантазирования, творчества, соперничества и сотрудничества, проявления личностных качеств.

Одним из вариантов такой игры может стать  предлагаемая нами  игра по станциям «Семья».

В игре, как и в семье, предполагается наличие участников разных возрастов. Школьники делятся на команды (семьи), в каждой команде представлены участники из разных параллелей. «Семьи» получают паспорт, выбирают себе фамилию и распределяют семейные роли (мама, папа, дети, бабушка, дедушка и т.д.). Команды проходят через игровые станции, выполняют на них задания и получают «баллы-кирпичики» из которых должны «построить» дом.

deti-01

deti-02

Результат каждой команды будет зависеть от их слаженности, умения взаимодействовать, принимать ответственное решение в предлагаемых на станциях игровых ситуациях. Разнообразие станций и заданий на них может быть ограничено лишь количеством помещений и фантазией организаторов игры. В данной игре предлагаются такие станции как «Почта», «ЖКХ», «Вокзал», «Фотоателье», «Кафе», «Детская площадка», «Банк», «Музей», «Администрация города», «ЗАГС» и многие другие, связанные по смыслу заданий с проживанием семьи в городском пространстве. Так, например: в банке нужно будет взять кредит или открыть вклад; в Администрации - получить разрешение на строительство дома; на вокзале - встретить родственника и не потерять детей… Выполнение заданий будет осложняться созданными обстоятельствами, которые могли бы возникнуть и в реальной жизни, но будут неожиданными для ребят: получение фальшивых денег, банкротство банка, невозможность получить какой-то документ, перерывы на обед, отсутствие предварительно полученных документов, необходимость присутствия всех членов семьи и т.д.

parhomchuk-01

 

parhomchuk-02

 

parhomchuk-03

Основной целью проведения данной разновозрастной игры является социализация и адаптация ребенка любого возраста в школьном коллективе и пространстве школы.

Задачи, которые мы предполагаем решить посредством проведения данной игры:

- включить учащихся в процесс разновозрастного взаимодействия, расширить границы комфортного общения детей внутри школы между всеми ступенями обучения;

- дать педагогам дополнительную возможность понаблюдать  за особенностями поведения учащихся в предлагаемой правилами игры обстановке,  и на основании сделанных наблюдений уточнить для себя направления дальнейшей работы с детьми;

- привлечь родителей к совместному участию в массовом общешкольном мероприятии.

Невозможно переоценить также ценность удовольствия от процесса игры и общения детей и педагогов в неформальной обстановке.

Мы надеемся, что игра даст хороший импульс для дальнейшего сотрудничества учащихся, педагогов и родителей.

 

Литература и источники

[1] Селли, Джеймс // Издательский дом Первое сентября, Журнал «Школьный психолог», №6/2003. [Текст], [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://psy.1sep.ru/article.php?ID=200300602
[2] Кулешова Е.Е. Современные подходы к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Открытый урок Первое сентября. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/635765/
[3] Спенсер, Герберт. Русская историческая библиотека [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2650-spenser-gerbert-osnovnye-idei
[4] Плеханов Георгий Валентинович: Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://az.lib.ru/p/plehanow_g_w/
[5] Бюлер, Карл. Духовное развитие ребёнка. Фрагменты (2/5)[Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=2085&binn_rubrik_pl_articles=155
[6] Фрейд,  Зигмунд. Введение в психоанализ [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL:http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt_with-big-pictures.html
[7] Хейзинга (Huizinga), Йохан // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. ХЕЙЗИНГА. [Текст], [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9cd765bc528a95a95b1d


 

Ссылка для цитирования:

Пархомчук Е.Н., педагог-организатор, Кубарева А.А., учитель технологии, педагог ОДОД. "Семья" -  игра по станциям с разновозрастными детьми //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-elena-nikolaevna-kubareva-anna-aleksandrovna-semya-igra-po-stantsiyam-s-raznovozrastnymi-detmi

 

Дополнительная информация