Гусейнова З.А. Интерперсональные конфликты на "школьной территории": участники, ситуации, решения

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
учитель начальных классов

 

Интерперсональные конфликты на "школьной территории": участники, ситуации, решения

Мое знакомство с медиацией состоялось в 2017 году. Желание вникнуть более детально в эту тему созрело давно. Я прошла обучение в межрегиональном проекте МИСОД, завершила обучение на курсах повышения квалификации «Медиация в работе классного руководителя», получила сертификат.

Считаю, что знания, полученные на курсах, необходимы в работе классного руководителя, особенно в начальной школе. Дети поступают в школу психологически сложные, незрелые, подчас совершенно неготовые к школе сознательно. Многие из них не знают, что такое коллектив, т.к. не посещали детский сад.

Реализовать полученные знания и возможность помочь «сложным» детям мне помогает кинетический песок. Кинетический песок одно из лучших средство для успокоения психики детей, снятия психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя и улучшения взаимоотношений с родителями и сверстниками.

Существуют различные техники работы с кинетическим песком.

«Техника работы с сопротивлением или отказом» как особая форма обратной связи. Под «сопротивлением» понимаются различные по характеру действия, направленные на задержку в решении проблемы или отказ от ее решения. О сопротивлении говорится, когда останавливается поиск взаимоприемлемого решения, снижается динамика переговоров, обсуждение приемлемого решения заходит в тупик. Например: разговор с родителем о том, что ребенок постоянно опаздывает на первый урок. Просьба скорректировать опоздание и ответ родителя: «А мы не опаздываем…, иногда бывает…, я ее вовремя к школе привожу» и т.д.  

Возможные причины сопротивления:

А. Сопротивление родителя, адресованное учителю – «я не подчинюсь», возможно, у родителя есть какой-то свой образ учителя и реальный человек-учитель не соответствует этому образу.

Б. Родитель не верит, в возможность «собрать ребенка вовремя», это, кстати, актуально для современных родителей, которые не могут добиться от ребенка соблюдения правил и сами не умеют соблюдать правила (например – не опаздывать), надеются на «взмах волшебной палочки».

В. Неприятие проблемы – родитель считает, что школа это услуга, которая гарантирована государством и должна быть ему предоставлена, не беря во внимание, что опоздания ребенка ухудшают условия получения знаний для других детей в классе.

Г. Коммуникативные трудности и барьеры – коммуникативная некомпетентность – проявляется как перебивание, мелкие придирки, сарказм, отговорки, вместо аргументации своей точки зрения.

Что можно сделать?

Техника «игры». Поиграть вместе с мамой, или попросить маму поиграть с ребенком в вашем присутствии. Например, если причина в «несобранности ребенка», можно попросить ребенка побыть мамой, которая его торопит утром, а маму – ребенком. Или поиграть с ребенком в песок, попросив его построить там класс, посадить «учеников», а потом проиграть вариант – идет урок, а некая игрушка опаздывает… и в игре его обучить, как надо заходить в класс при опоздании, чтобы не срывать урок.   Игра подбирается под проблему.

Игры и упражнения с кинетическим песком на снятие эмоционального напряжения, релаксацию:

Упражнение «Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение «Необыкновенные следы». Цель: развитие тактильной чувствительности. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом – «жучки здороваются»). Это упражнение можно провести с двумя «врагами» (часто дерущимися друг с другом), с целью снижения агрессивности, санации эмоций после конфликта.

Упражнение «Готовим еду». Кинетический песок - идеально подходит для ролевых игр в кухню. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей.

Упражнение «Забавные рожицы». Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, мордочки животных.

Игра «Учимся считать». Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек. 

- «Карта сокровищ». Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. Для игры понадобится песочница с кинетическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. Сначала учитель совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. 

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослый их ищет. 

- «Отгадай загадку». Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки. Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

- «Веселая ферма». Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти. Для игры вам понадобится песочница с кинетическим песком и маленькие игрушечки. Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

- Игра «Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Медиация - это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами обоюдно приемлемого решения с привлечением незаинтересованного лица - медиатора, который не является судьей в решении спора, а помогает сторонам ссоры найти взаимное решение, которое будет отражать их личные интересы и потребности. Медиация отличается от судебного разрешения споров, в которых обе стороны не имеют права по принятию решения в споре.


Главными преимуществами медиации являются:

- Взаимность выигрыша. В процессе медиации решение проблемы вырабатывается конфликтующими сторонами совместно на условиях равных прав и принимается добровольно на основании взаимного согласия.

- Нацеленность на будущее. Решение спора при помощи медиации не приводит к выявлению виновных и правых, ссора разрешается без принуждения, а по факту и с учетом интересов и желаний обеих сторон. В медиации стороны имеют право высказать свою точку зрения, их видение ситуации, получают возможность быть услышанными, а также создают условия для взаимопонимания.

- Конфиденциальность. Медиация не допускает огласки того, что происходит в ходе процедуры медиации и защищает стороны от внешнего влияния.

- Право и реальная возможность самостоятельно определять судьбу своего спора. Задача медиатора - настраивать коммуникацию между сторонами, помогать находить решение проблемы. Сторонам удается сохранить полный контроль над содержательной стороной спора - выбора решения по нему, а также контролируют процесс поиска наилучших вариантов. Это позволяет им выбрать такое решению, которое полностью удовлетворяет их потребности и отражает их интересы.

- Исполняемость. Так как стороны сами выбрали решение проблемы в ходе медиации, для них не становится проблемой соблюдать договоренности.

- Быстрота. Чаще всего, достаточно нескольких, а иногда даже одной встречи с медиатором, чтобы стороны пришли к обоюдному согласию в решении проблемы.

- Дружественный, не травмирующий характер процедуры. Обладая восстановительным эффектом, медиация помогает понять подлинные интересы самих себя и другой стороны. Заглаживание вины и вреда, восстановление коммуникации сторон – все эти эффекты отсутствуют в судебных и административных разбирательствах.[1]

Интерес к школьной медиации в последние годы все больше и больше захватывает людей, даже далеких от педагогики и психологии. Достаточно часто приходится рассказывать людям самых разных профессий и возрастов о том, что такое медиация и чем занимаются медиаторы. Практически всегда даже самые подробные объяснения кажутся скудными. Чтобы принять или отвергнуть медиацию как один из способов разрешения конфликтов, следует опробовать ее на практике. 

Реалии современной жизни диктуют нам свои правила. И вот уже стандартная общеобразовательная школа принимает детей, отличных по здоровью и поведению.И если взять во внимание, что возрастные кризы охватывают 10 лет из 18 (1-й криз - 3-4 года, 2-й - 5-7 лет, 3-й – 12-18 лет), то можно понять, что детский и подростковый возраст — это весьма подходящий период для развития психических расстройств. Поступление и нахождение в школе в немалой степени травмируют ребенка, его нервную систему. И именно в этом возрасте проявляется неустойчивость психического равновесия у детей.

Психическое состояние ребенка в этот период жизни сопровождается некоторыми конфликтами и комплексами, связанными с неуверенностью в себе, страхами, тревожностью. Криз у детей 5-7 летнего возраста возникает зачастую из-за различных биологических факторов и социально-психологических причин. Например, воспитательные ошибки, такие как: непоследовательность воспитания, несоответствующие эмоциональные взаимоотношения, гипер- и гипоопека, эмоциональная холодность, отстраненность, одобрение мелких, но имеющих серьезные последствия проявлений негативного поведения (лень, ложь, жестокость, обман, эгоизм, неуважительное отношение к окружающим), двуличное поведение родителей, большое внимание к материальной стороне жизни, излишне строгая дисциплина, высокие требования, предъявляемые ребенку, дурной пример, подаваемый родителями: алкоголизм, преступность, сексуальная распущенность..., а также трудная адаптация в школе, синдром психического инфантилизма, трагические события в семье, развод родителей. Все это приводит к сильным внутренним переживаниям ребенка, которые могут затянуться на долгий период. Подавление сильных эмоций всегда вызывает побочные эффекты в виде страхов, тревоги и злобы. Проявление сильных эмоций вызывает агрессивные реакции, направленные на себя и окружающих, проявляющихся вербально или физически [2].

В рамках школы, одними из лучших профилактических и психокоррекционных методов, помогающих нормализовать эмоциональное состояние школьников и предотвращающих психические расстройства, являются психотерапевтические, психологические и педагогическое методы воздействия [3].

В этих условиях перед учителем начальных классов выстраивается ряд непростых задач медиативного характера:

  1. помочь детям адаптироваться к непривычной школьной системе;
  2. создать в классном коллективе условия, способствующие комфортному пребыванию в нем каждого ребенка;
  3. воспитывать в детском коллективе осознанные толерантные взаимоотношения между детьми;        
  4. создать в детском коллективе условия для полной самореализации каждого ребенка как личности.

Возможно ли это? Наш небольшой опыт подтверждает это.

Мальчик, переведенный в наш класс на стадии обучения во втором классе, долгое время пытался опровергать и сопротивляться правилам поведения нашего класса. И это, несмотря на очень теплый прием коллектива. Причем, являясь лидером «внутри», пытался внедрить в новый коллектив свой «устав». Но ученики нашего класса быстро «осадили» эти попытки.

Мы много с ним беседовали. Непонимание преимуществ дружбы в коллективе, доброго взаимодействия в общении, вообще непонимание понятия «добро» , - вот лишь немногие особенности поведения нашего «пришельца». Каждый день успевал обижать своих одноклассников. Но ученики, воспитанные в духе толерантности, не обижались и терпеливо ждали… И я - вместе с ними.

Мы верили и надеялись в «прорыв»…Он знал, что мы верим. Мы говорили ему, что он умный и добрый мальчик. Он сопротивлялся и здесь, утверждая, что он злой и глупый…

«Прорыв» произошел лишь в конце третьего класса, т.е. через полтора года. Мальчик научился сопереживать одноклассникам, научился принимать себя как часть единого целого – коллектива. Конечно, оставалось еще много негативных нюансов в его поведении. Но главное было достигнуто. Сейчас у него есть друзья , и он очень любит свой класс.

В этом году в нашем первом классе много разных детей, да и класс количественно гораздо больше – 33 человека. Прошло всего несколько месяцев, а небольшими успехами тоже можем порадовать.

Ребенок пришел в класс очень зажатым, закрытым, на контакт с детьми совсем не шел. Мы с его родителями переживали за него. В группе продленного дня была та же картина. Медиативные технологии «любви» и «добра» сотворили чудо. Сейчас ребенок не просто раскрылся, а развернул все свои возможности. Он очень талантлив. Во всем, за что бы ни брался. Со слов его мамы, в школу идет с радостью и учится с удовольствием. Дети очень любят его и прислушиваются к его мнению. Каждый день этот ребенок нас чем-нибудь радует и это прекрасно!

В классе есть мальчик, который каждый день обижает детей. Причем, чаще девочек. К учебе относится поверхностно. Дома, по всей видимости, нет правильной установки на обучение и общение с детьми. Это стало понятно после первого общения с отцом ребенка. С ребенком и его родителями работает и психолог школы. Мальчик не знает, что такое «дружба» и не умеет находить контакт с детьми. А когда контакта не получается, он пускает в ход кулаки. Мы много с ним беседуем и верим в результат.

В арсенале медиативных технологий достаточно разнообразные эмпирические методики. Одна из самых результативных, безусловно – работа с кинетическим песком.

В классе обучается ребенок. Очень закрытый, замкнутый. Степень напряжения между учителем и учеником достигла высокого уровня и не снижалась ничем. Беседы, попытки вовлечь в учебный процесс, использование различных игровых технологий,- ничего не помогало. И только постепенное вхождение в комплексные упражнения с кинетическим песком дали долгожданный результат. Упражнение «Мое настроение» стало снимать напряжение уже в движениях ребенка. Первым, и ,пожалуй, самым главным достижением для меня как учителя и для его одноклассников, стала улыбка ребенка. Оказывается, мой ученик умеет улыбаться. Даже дети это отметили. Боже мой, как это красиво – улыбаться! Как это заразительно красиво! Но этим «наше» преображение не ограничилось. Мальчик стал работать на уроке, поднимать руку, выражать свою точку зрения (она у «нас» есть!) и даже иногда - шутить. После уроков ребенок подходит ко мне с предложением помочь, если нужно… Моей радости нет предела! А как рады его одноклассники!

Метод школьной медиации не ограничивается территорией школы (образовательного учреждения). Важную роль в успехе ее интеграции играет семья, желательно, чтобы родители были обучены основам метода или хотя бы ознакомлены с ним. Владение базовыми знаниями о методе позволит родителям не только хотеть, но и уметь правильно, без грубого вмешательства помочь детям в конфликтных ситуациях, особенно в трудные, критические периоды их жизни и становления, одним из которых является подростковый. В свою очередь на "школьной территории" конфликт будет разрешаться успешнее, если и семья, родители будут ориентировать ребенка на медиативный подход. Таким образом, метод школьной медиации создает условия для сотрудничества школы и семьи, содействует восприятию ими друг друга как партнеров, стремящихся совместными усилиями достичь одной цели, действующих на благо ребенка [4].

Пока медиативные технологии не дали полного результата. Но мы с классом работаем на успех и верим в его результат!

gusejnova-01

gusejnova-02

gusejnova-03

 

gusejnova-04

gusejnova-06

gusejnova-07

 

Литература и источники

[1] Министерство Образования и науки Российской Федерации. Письмо от 18 декабря 2015г. № 07 – 4317.

[2] Гребенкин Е.В. Школьная медиация: подходы, контексты, особенности. // Сибирский педагогический журнал ,№3 ,2017,с.14.

[3] Бондаренко У.Н., Мичурина Ю.А Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением // Международный журнал экспериментального образования №7, 2014

[4] Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод "школьная медиация" как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы//Психологическая наука и образование. 2014, N 2. С. 26 - 33 


Ссылка для цитирования:

Гусейнова З.А. Интерперсональные конфликты на "школьной территории": участники, ситуации, решения //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gusejnova-zarema-akhmedkhanovna-interpersonalnye-konflikty-na-shkolnoj-territorii-uchastniki-situatsii-resheniya

 

Дополнительная информация