Гусейнова З.А. Семья, дружба, счастье. Размышления первого учителя

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 72
Калининского района Санкт-Петербурга 2014-2022

Семья, дружба, счастье. Размышления первого учителя

 

«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский [1] 

Мы часто задумываемся над такой, казалось бы, простой, но важной составляющей жизни как счастье. Одно из пониманий его связано с семьей. Счастье – это когда духовное состояние человека находится на пике своих возможностей, в возвышенном состоянии. Счастье – это, когда все, кто дорог тебе, всегда рядом. Счастье – это Семья.

Семья – это книга, которую можно «читать» и делать  бесконечные открытия. Причем, чем дальше, тем больше… Эти открытия «двигают» и «мотивируют» нас, дают нам силы идти дальше, не останавливаться. Именно в семье закладываются основные базовые ценности будущего Человека.

Базовые ценности семьи - это убеждения, принципы, которые определяют взаимоотношения между членами семьи, уклад жизни. Именно ценности формируют атмосферу в семье, оказывают влияние на воспитание детей. Хотя набор ценностей может различаться в разных семьях, некоторые являются наиболее распространенными и важными: любовь и уважение, доверие и честность, взаимопомощь и поддержка, общение и взаимопонимание, ответственность и обязательства, традиции и совместная деятельность. Эти ценности - не абстрактные понятия, а живые принципы, которые проявляются в повседневной жизни семьи. Их формирование и поддержка - это постоянный процесс, требующий усилий и внимания всех членов семьи. 

Как учитель начальных классов я сталкивалась с разными семьями, где старшее поколение по разному транслирует семейные ценности и принципы.  В 2018 году  я  встретилась с моим новым первым классом. Детки были разные, но смышленые и озорные. И дети, и родители оставили у меня самые лучшие воспоминания. Сегодня мне хочется рассказать об одной семье - семье Мунтиевых, чьи базовые ценности достойны уважения. Это семья, где дети растут в любви, заботе, поддержке, внимании и принятии каждого члена семьи.  С этой семьей связала меня не только работа, но и дружба, а далее - жизнь.

image6 image2

Знакомство с мамой  Полины состоялось на родительском собрании. Яна Мунтиева – психолог по образованию. На момент поступления дочери в первый класс женщина была занята воспитанием младшего сына Леши. Яна сильная и уверенная женщина. Она возглавила родительский комитет нашего класса. И внеурочная жизнь нашего класса закипела…

Павел Мунтиев, папа Полины, не менее интересная личность. Художник, педагог, знаток истории Востока и просто настоящий любящий отец. Хотелось  понять, в чем же  секрет воспитания  этой семьи? Я понимала, что в этой семье царят Любовь, Уважение, Счастье и Мудрость. Супруги всегда были готовы прийти  на помощь, если возникали какие-то проблемы в классе. Помощь классу оказывал и дедушка Полины, Алексей Михайлович (отец Павла). Приятные и добрые воспоминания оставила о себе и бабушка Полины, Дина Норбертовна  (мама Яны), которая часто забирала Полю после школы.

Павел и Яна Мунтиевы – любящая и гармоничная  пара. Поэтому и ребенок в такой семье рос с правильными нравственными  и духовными ориентирами. Такой Полина и росла - доброй, отзывчивой, искренней и справедливой. В учебе Полина была прилежной и успешной ученицей. Периодически, в течение четырех лет обучения, становилась отличницей. 

image5

Год за годом взрослели и умнели мои дети, Полиночка тоже становилась собраннее, ответственнее, коммуникабельнее. Совместные выходы и выезды с детьми на природу, в театры, музеи, позволяли детям сблизиться, обрести новых друзей, росла и взрослела и наша Полина.

Пролетели четыре прекрасных, сложных и запоминающихся  года.  Дети мои выросли и перешли в пятый класс. Произошли изменения и в моей жизни. Такое, к сожалению, бывает. Но я была рада, что  не передала свой класс  другому учителю, успела выпустить его самостоятельно.

Школу мне пришлось оставить и вернуться в свой родной город.

В Махачкале меня пригласили работать в Музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, старшим научным сотрудником. Открылась новая страница в моей профессиональной деятельности. Она оказалась очень насыщенной и интересной. Дело в том, что искусство всегда было в моей жизни. Я без него себя не помню. А тут еще и работа  в постоянном контакте с художниками и биографическими сведениями о них, картины со своей историей, экскурсионная  деятельность. Но самое интересное, что школа не исчезла из моей жизни. Мы часто выезжаем с передвижными выставками в школы, летние оздоровительные детские лагеря с тематическими экскурсиями по экспонатам из фондов нашего музея.

В прошлом году выдалось удивительное лето с незабываемой встречей с моей ученицей  Полиной и ее семьей. Это было неожиданно и трогательно. Ведь у Полины выпал на эти дни День рождения. Яна, мама Полины, написала мне заранее, что они запланировали поездку в солнечный Дагестан. 

image9 image4 image1 image7

Я очень обрадовалась. Пригласила их в наш музей на экскурсию по залам и экспозициям. Семья Мунтиевых приехала в Дагестан в полном составе: папа Павел, мама Яна, Полина и ее брат Леша. Погода и настроение были на взлете! Полина повзрослела и стала просто красавицей.  Мы встретились после недельного отдыха Мунтиевых в древнем Дербенте. Эмоции и впечатления от знакомства с городом с многовековой историей просто зашкаливали. Это было здорово! 

Встреча в Музее изобразительных искусств состоялась. 

image8 image3

Я провела экскурсию по залам нашего музея. Родители и дети с огромным интересом познакомились с экспонатами нашего музея. Прощаясь, Яна пригласила меня на День Рождения Полины. Я с удовольствием отметила этот день в кругу этой прекрасной семьи. Общение было легким и приятным. Много говорили о Дагестане, ведь это была их первая поездка в наш край. Было очень приятно слышать приятные отзывы. Говорили и о нашем любимом Санкт-Петербурге. В общем, от этой встречи у меня остались самые теплые и трогательные воспоминания. 

Установить контакт с семьей - не простая задача, которая стоит перед учителями и  классными руководителями, которые хотят создать благоприятную среду для обучения детей. Только доброжелательность,  искренний интерес к детям, атмосфера открытости и доверительности дают родителям понять, что педагог готов общаться и помогать. Учитель - партнер родителей в вопросах воспитания. Взаимное уважение друг к другу, тактичность помогают выстроить диалог между Семьей и Школой. Хочется пожелать всем учителям такой дружбы и таких прекрасных памятных встреч со своими учениками и их родителями. 


Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей; 
фотографии из личных архивов участников  публикуются с разрешения владельцев.



Литература и источники

[1] Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М. Просвещение,1989



Ссылка для цитирования:

Гусейнова З.А. Семья, дружба, счастье. Размышления первого учителя // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 13/2025. Семья и Школа: вклад в будущее. Спецвыпуск, посвященный Году семьи [Электронный ресурс]. Дата публикации 06.01.2025. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gusejnova-z-a-semya-druzhba-schaste-razmyshleniya-pervogo-uchitelya

 

Дополнительная информация