Гусейнова З.А. Модуль «Основы мировых религиозных культур»: специфика предмета и методические подходы к изучению

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
 учитель начальных классов 

Модуль "Основы мировых религиозных культур": специфика и методические подходы к изучению


В перечне дисциплин, изучаемых в четвертом классе, появляется предмет с загадочным названием "ОРКСЭ". Первоначально дети даже запомнить не могут это название. ОРКСЭ - предмет, который состоит из шести направлений или модулей. Годом ранее, родители детей судорожно выбирают модуль, который, по их мнению, будет полезен и интересен их чаду.

Сама аббревиатура предмета (ОРКСЭ) уже вводит детей в некое недоумение и вызывает сложности в понимании смысла каждого слова, выраженного определенной буквой. Затем начинается знакомство детей с названием модуля "Основы мировых религиозных культур". Учащиеся понимают, что знакомство с миром новых понятий только начинается. Предмет требует этого от своих подопечных. Мы погружаемся с детьми в новый мир основ религий, религиозных культур, обычаев и традиций, религиозного искусства и ритуалов, нравственных заповедей и семейных устоев… Все, одновременно, очень интересно и сложно. Но обо всем по порядку.

Предмет необыкновенно сложен и тонок для взрослых. Что уж говорить о восприятии его детьми начальной школы… Предмет затрагивает глубокие и потаенные сферы психики как учителя, так и ученика. Предмет очень субъективен. Воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений и мировоззрения.Предмет нацелен на воспитание толерантной, гармоничной личности, успешно строящей свою жизнь и межличностно-культурные взаимоотношения с представителями всех религий и конфессий. И это нелегкая задача.

Не созданы стандарты и критерии оценки знаний в данной области. Знания учащихся не оцениваются по привычной пятибалльной шкале.

Модуль, который я веду в начальной школе, называется "Основы мировых религиозных культур". Модуль сложный. Необходимо отметить, что важнейшие проблемы нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений.

Основные особенности изучения комплексного курса ОРКСЭ на этом этапе:

  1. Ввести учащихся в курс предмета и модуля "Основы мировых религиозных культур";
  2. Акцентировать внимание учащихся на культурно-исторических особенностях нашей страны, Санкт – Петербурга и области.
  3. Делать упор на нравственные ценности, ценности семейной жизни;
  4. Акцентировать тему Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству как в историческом, так и в современном контексте [1].

Из пояснительной записки курса:

Основными задачами, стоящими перед учителем ОРКСЭ в начальной школе, являются следующие:
а) доступно и интересно донести каждую тему детям и дать понимание сложных терминов;
б) не уходить "слишком" глубоко в сакральные религиозные термины и понятия, оставляя ученикам возможность "дойти" до них самостоятельно в более осознанном возрасте;
в) достичь активности учеников на уроках, независимо от стимулирования их подготовки системой оценивания.

Основные методические подходы к изучению модуля "Основы мировых религиозных культур" ориентированы на практическую деятельность учителя. На протяжении всех уроков учитель повторяет многие приемы и методы, формы работы с детьми (работа с текстами, основными понятиями и терминами, иллюстративным материалом; по организации работы с родителями и внеклассной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и др.)

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. "Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния" (по В.М. Шепелю) [2]. "Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучении" (по И.П.Волкову ) [3]. На уроках модуля "Основы мировых религиозных культур" мы используем следующие методы и педагогические технологии:

  • дидактические игры;
  • действия по инструкции;
  • технологии сотрудничества;
  • доказательства и аргументация точек зрения;
  • работа с иллюстративным материалом;
  • разработка проектов;
  • работа с притчами.

Несмотря на относительную "молодость" предмета, на таких образовательных педагогических порталах и сайтах как infourok, nsportal можно найти много интересных наработок коллег. Это и дидактические игры, притчи, материалы по разработке проектов и многое другое...В современных условиях, при сочетании очного и дистанционного обучения - это возможность интегрировать наработанный и ценный учебный материал педагогов на платформе Google Classroom, дать ссылки на проверенный и безопасный ресурс для учеников. Педагогические образовательные сайты позволяют педагогу создавать собственный ресурс - банк заданий (авторских,чужих), которые адаптируются учителем или даются с корректной ссылкой на источник. Это,в свою очередь, обеспечивает вариативность и индивидуализацию в преподавании предмета.

Рассмотрим вышеперечисленные технологии более детально, соответственно предметным темам некоторых уроков.

Дидактические игры. Роль дидактических игр в процессе обучения и воспитания и младших школьников хорошо исследована ведущими педагогами и психологами. Специалисты выделяют уникальные возможности игровых технологий, синтезирующие эмоциональное и рациональное начало учебной деятельности [4]. Кроссворды, ребусы, загадки и блиц-викторины прекрасно работают как на мотивационном этапе, так и при подготовке к изучению нового материала и закреплении изученного. При изучении темы урока "Священные сооружения" уместно предложить детям возможность закончить и разгадать слово - загадку:

image9

К теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели" детям также предлагается разгадать слово-загадку:

image3

Хорошо работают игры для закрепления изученного материала и усвоения новых понятий, например, в теме "Священные книги религий мира".

image5

На доске записаны слова (термины, понятия), в которых буквы переставлены и к каждому слову добавлено по одной лишней букве. Задача учащихся – расшифровать слова и составить из лишних букв – слово:

image1

 

 

Действия по инструкции. Этот принцип хорошо использовать в работе над докладами. Тематика докладов может быть самой разнообразной, например, "Мировые религии". См. Приложение 1. Инструкция для учащихся по созданию доклада с помощью интернет-ресурсов.

Технологии сотрудничества способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков. Их много и все они широко используются в образовательном процессе, на уроках ОРКСЭ, в том числе. В качестве примера приведу изучении тему "Любовь и уважение к Отечеству". При ее изучении можно обратиться к примерам из истории нашего Отечества, к нашим предкам, к истории своего народа. Для этого в качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить сообщение о своих предках, которые принимали участие в Великой отечественной войне, затем все доклады и сообщения оформить в единую "Книгу памяти" к 9 мая.

Доказательства и аргументация точек зрения. Главной целью образования является саморазвитие ученика как личности. В качестве наиболее эффективного способа развития таких способностей выделяют диалогические формы обучения, а именно – диспут и дискуссию [5].

Приведем пример урока с применением таких форм обучения по теме "Добро и зло".

image12

Задачи урока:

  • формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках;
  • умение правильно оценивать себя и других;
  • учить видеть положительные и отрицательные качества;
  • воспитывать такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим;
  • развивать коммуникативные умения.

Содержательные фрагменты урока

Работа со стихотворением

Ключевой вопрос: "Быть легче добрым или злым?" Вероятный ответ: "Наверное, легче злым". Подготовка к дискуссии.

image4

Вопросы после прочтения стихотворения

  • А вы как считаете? Быть легче добрым или злым? Обоснуйте свою точку зрения.
  • Ребята, а как вы думаете, что такое добро?
  • Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках).
  • Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Алёнушка и т.д.).
  • А только ли добрыми бывают сказочные герои? Давайте вспомним злых сказочных персонажей. (Мачеха, Кощей Бессмертный…).

Рассуждения детей

Одно добро – сокровище, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек - и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрая душа, добрые слова, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "добрый человек".

Работа со сказкой

Сказка - это уникальная форма общения взрослых с детьми, дающая возможность "открыть" ребенка, расположить его к обсуждению проблемной ситуации с последующими рассуждениями и выводами. В сказках есть герои - добрые и злые. Ребенок находит их самостоятельно и получает массу впечатлений и эмоций, слушая или читая их.

Понятно, что в жизни все обстоит совсем иначе, но детям сказка дает веру в добро,справедливость, милосердие, любовь и счастье. А это важно для формирования личностного развития маленького человечка. Ученикам предлагается для обсуждения сказка про девочку, которая была избалована чрезмерным вниманием со стороны родных, которые одаривали ее множеством игрушек, выполняли любой ее каприз.

Девочка довольно быстро теряла к ним интерес, затем ломала их и отправляла в кладовку, зная, что ей подарят новую игрушку. Однажды новые игрушки поняли,что их ждет такая же участь и отправились на поиски новой и доброй хозяйки.

В одно прекрасное утро девочка не нашла своих игрушек. Разозлилась, стала громко кричать и требовать у мамы новые игрушки. А мама ей сказала, что новых игрушек больше у нее не будет, так как она не умеет любить и беречь свои игрушки.

Обидевшись на маму и своих кукол, девочка решила спрятаться в кладовке. И каково же было ее удивление, когда она увидела там всех своих кукол и зверей, потрепанных и грустных… Она так обрадовалась! Взяла их в руки, прижала к груди. Побежала в свою комнату и стала приводить их в порядок: умывать и причесывать куклу, пришивать оторванное ухо зайцу. А затем, долго сидела, задумавшись.


После прочтения сказки, детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Как вы думаете, какой была девочка, когда обижала свои игрушки? (Недоброй, злой, капризной)
  • Что почувствовала девочка,когда утром не нашла своих игрушек? (Испугалась, расстроилась).
  • Что произошло с девочкой,когда она оказалась в кладовке вместе с поломанными игрушками?( Она задумалась над своим поведением; стала добрее).
  • Что помогло девочке стать добрее? (Внимание, любовь, забота, сочувствие).
  • Что победило в этой сказке: добро или зло? Почему так решили?

Работа с видеоматериалом

Ученикам предлагается к просмотру видеосюжет "Уроки бабочки" [6].

image10 image2 image6 

image8  image11   image13 

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Правильно ли поступил человек, наблюдавший за процессом выхода бабочки из кокона? (Выслушать мнения).
  • К каким последствиям это привело?

Дискуссионный вопрос: И всё-таки плохое или хорошее действие совершил человек? Добро или зло? (Разворачивается дискуссия по всем правилам вышесказанного).

Делаем вывод, отвечая на вопрос: "Всегда ли добро оправдано?"

Тематическое рисование: А теперь каждый из вас на листе изобразит, как выглядит для вас добро и зло.

Работа с притчами

На уроках ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом. Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте. Одной из важнейших форм текстовой работы является работа с притчами.
Можно предложить детям притчу с проблемной ситуацией, которую необходимо самостоятельно завершить [7].

image7

Структура работы с притчей включает в себя следующие задания:

  • Прочитайте притчу.
  • Проанализируйте и подчеркните основные предложения:
      • О чем притча?
      • Кто герои?
      • В чем проблемная ситуация?
      • Как находится выход из ситуации?
  • Озаглавьте притчу в рабочей тетради.
  • Проанализируйте иллюстрацию в рабочей тетради ( или нарисуйте сами). Почему именно такой рисунок представлен? Раскрасьте.
  • Найдите и выделите главную мысль.
  • Сформулируйте и запишите вывод.
  • Определите, какими качествами души должен обладать человек, желающий следовать мудрости данной притчи. Запишите.
  • Подготовьтесь к представлению притчи классу.

См. подробнее об этом в презентации "Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ" [8].

По результатам рефлексии выносим следующие критерии успешности урока:

  • Рациональная аргументация своей точки зрения, приведение логических доводов при оценке добра и зла;
  • Способность дифференцировать эталоны добра и зла и рассуждать в рамках каждой из категорий.
  • Логическое построение смысловой законченной фразы,
  • Усвоение моральных норм, одобряемых моделей поведения.
  • Способность к переживание различных эмоциональных состояний.
  • Изображение в рисунках добра и зла как категорий, связанных с людьми, поступками, действиями.
  • Активность, заинтересованность, эмоциональная вовлеченность в дискуссию.

По данным последних исследований, проведенных специалистами Российской академии наук, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является изображение [9]. Следовательно, эффективнее будут те уроки, в которых учитель вместе с детьми работает с иллюстративным материалом. См. Приложение 2. Рекомендации по работе с иллюстрациями.

Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ также является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. См. Приложение 3. Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ.

Таким образом, мы видим, что для реализации образовательного модуля "Основы мировых религиозных культур" уместно и возможно сочетание разнообразных методик и педагогических технологий. Каждая методика найдет свое место в определенной теме урока. А подборка дидактических материалов педагогов станет великолепным подспорьем для интересных и полезных уроков.


Литература и источники

[1] Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику"Основы мировых религиозных культур" / А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А .А. Ярлыкапов. Санкт-Петербург: Просвещение, 2011
[2] Основы мировых религиозных культур /А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А .А. Ярлыкапов. Санкт-Петербург: Просвещение, 2011
[3] Педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. - Санкт-Петербург: Каро, 2018
[4] Методические рекомендации для преподавателей модуля "Мировые религиозные культуры" (4 класс, курс ОРКСЭ). Подборка дидактических игр для преподавателей модуля "Мировые религиозные культуры" (4 класс, курс ОРКСЭ). Подборка дидактических игр.Синягина И.А.// nsportal.ru. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/03/10/igrovye-tehnologii-na-urokah-osnov-religioznyh-kultur-i-svetskoy
[5] Использование дискуссии и диспутов на уроках ОРКСЭ.Без автора.//Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-diskussii-i-disputov-na-urokah-orkse-1516014.html
[6]."Уроки бабочки" // Видеохостинг YouTube. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uDZFclLQ3Ao
[7] Притчи на уроках ОРКСЭ.Усок Е.В..//.nsportal.ru. [Электронный ресурc] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/30/pritchi-dlya-urokov-orkse
[8] Учебно-методический комплекс "Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ" / Пушкарская И. В. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://mroc.pravobraz.ru/wp-content/uploads/2018/02/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%A7%D0%98.pdf
[9] Работа с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ.Без автора.//Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: httfps://infourok.ru/rabota-s-illyustrativnim-materialom-na-urokah-orkse-1959543.html
[10] Разработка урока на тему "Мировые религии. Без автора. // Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-mirovie-religii-1167118.html
[11] Проектно-исследовательская деятельность при организации урочной и внеурочной деятельности.Без автора.//Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://infourok.ru/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pri-organizacii-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-4536780.html
[12] Темы проектов по ОРКСЭ. Без автора. // Обучонок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://obuchonok.ru/node/5837
[13] Притчи на уроках ОРКСЭ. Усок Е.В.// nsportal.ru. [Электронный ресурc] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/30/pritchi-dlya-urokov-orkse


Приложения

Приложение 1. Пошаговая инструкция для учащихся по созданию доклада с помощью интернет-ресурсов

Инструкция по написанию доклада по теме "Мировые религии"

1. Создайте документ Microsoft Word (вариант - Создайте на своем Google Диске текстовый документ) .
2. Назовите документ "Доклад по основам мировых религиозных культур". Первый лист доклада оформите как титульный по образцу (Образец 1 - ссылка).
3. На верхней строчке второго листа напишите название первого параграфа: Христианство
4. Зайдите в интернет через браузер Google Chrome
5. В верхнюю строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_13_khristianstvo/154-1-0-2433
6. Скопируйте текст из пункта 1 "Возникновение христианства" в свой документ.
7. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку http://www.insai.ru/foto/iisus-khristos
8. Выберите изображение Иисуса Христа и скопируйте его в ваш доклад. Подпишите картинку: "Иисус Христос".
10. на том же сайте в интернете скопируйте текст об Иисусе Христе.
11. На верхней строчке следующего листа доклада напишите название второго параграфа: Ислам
12. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_14_islam/154-1-0-2434
13. Скопируйте текст из пункта 1 "Происхождение ислама" в свой документ В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.trip-guide.ru/page_16664_1.htm
14. Выберите изображение мечети и скопируйте его в ваш доклад Подпишите картинку: "Мечеть Кул Шариф в Казани"
15. На верхней строчке следующего листа доклада напишите название третьего параграфа: Буддизм
16. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_15_buddizm/154-1-0-2435
17. Скопируйте текст из пункта 1 "Четыре благородные истины буддизма" в свой документ
18. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://ru.freepik.com/free-photos-vectors/buddha
19. Выберите изображение Будды и скопируйте его в ваш доклад Подпишите картинку: "Будда".
20. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_15_buddizm/154-1-0-2435
21. Скопируйте текст из пункта 2 "Будда" в свой документ Оформите список литературы по образцу (всего 6 источников) (Образец 2 - ссылка):
22. Закройте ваш доклад, сохраните его. Отправьте доклад преподавателю на проверку по электронной почте на адрес (uchitel@schule72spb.ru) или распечатайте.


Адаптация материала "Разработка урока на тему "Мировые религии". Автор не указан   [10].


Приложение 2. Рекомендации по работе с иллюстрациями

Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который "проговаривается про себя", озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.

Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.

Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.


Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями

  1. Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации.
  2. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
  3. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.
  4. Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?
  5. Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен герой?
  6. Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста.
  7. Какие художественные детали и подробности отображены художником? Как вы думаете, почему именно эти детали и подробности художник счел значимыми для раскрытия смысла явления?

План анализа иллюстрации

  1. Какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?
  2. На чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене?
  3. Какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?
  4. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.
  5. Уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?
  6. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты? Обоснуйте свой ответ.
  7. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему?

Включение в материал урока по ОРКСЭ живописных полотен, тематически близких изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.

Виды деятельности при работе с картиной на уроке

1. Краткая справка о художнике и его картине.
2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету. На уроке по теме "Возникновение религий" при работе с иллюстрацией В.М. Васнецова "Крещение Руси" можно использовать следующие вопросы и задания:

    • Что вы видите на картине В.М. Васнецова?
    • Что происходит на картине?
    • Что позволяет Вам сделать такой вывод?
    • Как вы думаете, на картине изображено явление или событие? То, что происходит на картине - частое или единичное явление?
    • Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как вы думаете, почему?
    • Как изображены действующие лица?
    • Рассмотрите портрет главного героя картины. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?
    • Какими деталями одежды художник передает национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей?
    • Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
    • Как бы вы назвали эту картину?
    • В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение живописи?

Адаптация материала "Проектно-исследовательская деятельность при организации урочной и внеурочной деятельности". Автор не указан   [11]


Приложение 3. Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Особое значение в работе над проектами имеют межпредметные связи: ОРКСЭ и "Литературное чтение", ОРКСЭ и "Окружающий мир".

Примерный список тем проектов по предмету "Основы мировых религиозных культур":

  1. Библия — священная книга христиан.
  2. Буддизм: избавление от страданий.
  3. Буддистские священные сооружения на территории России.
  4. Верования древних славян.
  5. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях.
  6. Взаимосвязи мифологии и религии.
  7. Возникновение основных мировых религий.
  8. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
  9. Долг, свобода и достоинство в разных религиях.
  10. Древние верования и религиозные культы.
  11. Духовные наставники и священные сооружения буддизма.
  12. Духовный мир человека.
  13. Жизнь Будды.
  14. Иерусалим - город трех религий.
  15. Иисус Христос и его учения.
  16. Искусство в религиозной культуре.
  17. Искусство в религиях народов мира.
  18. Ислам: нет бога, кроме Аллаха.
  19. История и развитие обрядов и ритуалов.
  20. История формирования веры в Единого Бога.
  21. Иудейские праздники, обычаи, обряды.
  22. Как появились религии.
  23. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм.
  24. Календари религий мира.
  25. Католицизм в нашей стране.
  26. Коран и Сунна.
  27. Культура и религия.
  28. Культурные традиции в религии.
  29. Материальная и духовная культура.
  30. Милосердие и взаимопомощь в разных религиях.
  31. Милосердие и сострадание в религиозных культурах мира.
  32. Мир и человек в иудаизме.
  33. Многобожие и пантеон богов в древней культуре.
  34. Молитва. Намаз. Мантра. Таинство.
  35. Мусульманские праздники, обычаи, обряды.


Адаптация материалов Темы проектов по ОРКСЭ. Автор не указан  [12Притчи на уроках ОРКСЭ. Усок Е.В.  [13] 


Ссылка для цитирования:

Гусейнова З.А. Модуль "Основы мировых религиозных культур": специфика предмета и методические подходы к изучению // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gusejnova-z-a-modul-osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur-spetsifika-predmeta-i-metodicheskie-podkhody-k-izucheniyu

Дополнительная информация