Выбор темы и сбор материала в учебно-исследовательской деятельности

  • Печать

Зарема Ахмедхановна Гусейнова

Выбор темы и сбор материала в учебно-исследовательской   деятельности

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

 

Определяющее влияние на выбор темы оказывают следующие факторы:

  • Целенаправленность и систематичность.
  • Мотивированность.
  • Творческая среда.
  • Психологический комфорт.
  • Личность педагога.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Определение условий формирования исследовательских умений школьников
  • Выявление интересов учащихся.

Темы исследований обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для учащихся (: на какие темы тебе хотелось бы выполнить проекты? Изобретения человека. Космос. Природные явления. Музыка. Сказочные герои. Животные. Растения. Транспорт. Наши предки. Жилище человека. Время. Религия. Школа. Жизнь людей разных стран Земли ). 

 Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети. Хороши для начальной школы и творческие проекты. 

Правила выбора темы проекта: должна быть интересна ребенку; выполнима; должна быть оригинальной; должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро; должна быть доступной. Условием успешного выбора темы является учет видов специальной одаренности детей.

Необходимо сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности. Для этого следует:провести родительское собрание, на котором познакомить с целями и задачами проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показать готовые детские презентации проектов. Обсудить с родителями вопрос о том, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). Раздать памятки, в которых говорится о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. 

Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, можно посетить научно-практические конференции или фестивали, на которых ученики защищают свои проекты; показать готовые детские презентации проектов; подготовить материально–техническую базу; совместно с родителями собрать классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал; создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью на уроке и во внеурочной деятельности.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Формулировку цели исследования можно представить (помогут начальные слова): проанализировать, выявить, описать, установить, обосновать, уточнить, определить, установить, доказать, изучить, разработать …Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута («изучить», «найти», «проанализировать», «описать», «выявить», «выяснить», «определить», «установить»…             

В основе темы проекта должна лежать гипотеза исследования. В основе организации исследования - определенные методы. Необходимо выстроить их по порядку: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.


Зарема Ахмедхановна Гусейнова

Выбор темы и сбор материала в учебно-исследовательской  деятельности

Семинар ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 января 2017