Сценарий весеннего праздника «Жаворонки» (2016)

Сценарий весеннего праздника «Жаворонки» (2016)

В марте  на Руси издавна отмечали праздник  Жаворонки, но звался этот день «Сороки». Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна 22 марта.

 

В старину люди всё примечали, всё подмечали и называлось это – народной приметой. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Многие приметы и сейчас подсказывают погоду на разные времена года, по ним можно предугадать какой будет урожай.

К началу этого праздника, всегда выпекали из теста булочки или печенье в виде птичек Жаворонков. Птичек раздавали детям. Дети бежали с птичками закликать весну.

В нашем школе у же сложилась традиция - отмечать сезонные праздники в народном стиле. Праздники «Осенины», «Масленица», «Жаворонки» традиционно проводятся для учащихся 2-х классов. Дети с удовольствием принимают участие в народных гуляньях, наряжаются в русские костюмы, играют в народные игры, узнают о традициях, обычаях и культуре своих предков.

В каждый из традиционных русских сезонных праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Все обряды и песни должны были способствовать одной цели - жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Цель нашего праздника познакомить детей народными приметами, с русскими народными традициями  и православными обычаями.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Для подготовки и проведения праздника мы всегда привлекаем родителей, они помогают готовить костюмы, участвуют в играх, готовят угощение для ребят. Общая подготовка и проведение праздников способствуют выстраиванию доброжелательных отношений между всеми участниками  образовательного и воспитательного процесса. Детям очень нравится, когда родители активно участвуют в народных праздниках, они гордятся своими родителями,  родители в свою очередь имеют хорошую возможность в неформальной обстановке познакомится со школой и её коллективом а педагоги лучше узнаю родителей. 

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Цели:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, народным традициям и культуре.  
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Расширять представления детей о жизни в старину.
  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Оборудование:

  • Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
  • Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
  • Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
  • Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.

Как испечь Жаворонки

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

Действующие лица:

  • Ведущий,
  • Авдотья
  • Весна,
  • Маша,
  • Солнце,
  • Земля,
  • Птицы.

Сценарий весеннего праздника «Жаворонки» (2016)

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети стоят перед залом.

Дети входят в зал цепочкой в воротики из платков (звучит народная музыка):

 

 Появляется Авдотья-Плющиха.

 

Авдотья:

— Весна,  красна!
Приди, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом сильным,
С ливнем обильным.

Авдотья:— Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Про меня говорят - пришла  Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Мой праздник отмечают в марте. Говорят:

На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетают по проталинкам».

— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

 

 

Выходят дети с закличкой и свирелямиПоют Закличку «Жаворонушки».

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!

Авдотья:

- Давайте послушаем как поёт полевой жаворонок   

Дети:

— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!

Дети садятся на стулья.

Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку - Жаворонка. 

— На праздник  Весны люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну.

Конкурс: Вот мы сейчас с вами сделаем таких птичек (птички из солёного теста) (Жёлтые птички)

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь. (Декорация – печь)

Авдотья: Ребята, а какие ещё птички радуют нас весной своими песнями?

 Я вам сейчас загадаю загадки, а вы разгадаете и этих птиц узнаете.

Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит ...(жаворонок)

Что за птичка на суку
Нам поёт ку-ку, ку-ку?
Всем в лесу она подружка,
А зовут её - (кукушка) 

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.  (Ласточка).

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).

На шесте-дворец,
Во дверце-певец,
А зовут его...(Скворец)

Выходят птички

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок».(розовые птички)

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети становятся в плотный круг, и передают за спиной колокольчик, приговаривая закличку, в конце заклички передача останавливается. Водящий должен отгадать у кого колокольчик. Если отгадал дети меняются местами, если не игру продолжает тот же водящий.

 

Авдотья:

— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
А где же нам её искать?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

 

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — А Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька: 

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья:— Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

1-ый ребенок, 2-ой ребенок:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».

3-ий ребенок, 4-ый ребенок:

«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

Выходит Солнышко

Машенька:-Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко:

— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька:— Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.

Жду я Весну, Весну-красну,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

С ветерком не пыльным.

Авдотья: Первые проталинки появились, на них сразу цветы пробудились. А какие первые цветы появляются весной, мы сейчас узнаем.

Игра «Собери букет» (голубые птички)


Авдотья:— А давай Машенька у первых весенних птиц спросим.

Синичка-сестричка,
Тетка-кукушка,
Скворцы-молодцы,
Жаворонки-свистуны!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Машенька:—  Птицы,  вы Весну не видели?

Птицы: — Видели, видели. Это она нас домой позвала.

Авдотья: — Наша Машенька  стала вместе с птицами Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, все заждались тебя.

Ребята помогите мне Весну позвать!

Дети произносят заклички.

1-ой ребенок:

— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма).

Входит Весна:

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Авдотья: — В народе говорят

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Дети — Весна-красна, долго мы тебя ждали, коньки, лыжи убрали. А теперь достаём кто велосипед, кто самокат им и девчонка рада и мальчишка рад.

Авдотья: Тогда давайте на самокатах прокатимся, поглядим кто из вас самым ловким окажется.

Эстафета на самокатах  (зелёные птички) 

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Дополнительная информация