Грицкевич Д.И. Семья как системообразующий элемент духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации

Грицкевич Денис Иванович,
кандидат биологических наук, нутрициолог,
учитель биологии,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга 

Семья как системообразующий элемент духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации

Основной нематериальный актив социально ориентированного государства - человеческий капитал. Качество знаний, компетенций и, в особенности, мотивационной составляющей является залогом как материального, так и духовного процветания государства. Семья, а затем семья и школа совместно создают образовательную и воспитательную среду для ребёнка, а в государственном масштабе создают среду для формирования человеческого капитала. Единство семьи и школы в образовательном и воспитательном плане является стратегически важной государственной задачей, актуальность которой подчёркнута тем, что в Российской Федерации 2024 год был объявлен годом семьи.

В современном обществе продолжает господствовать рыночная идеология, базирующаяся на основных материальных ценностях – благосостоянии и безопасности – и их рефлекторной основе – инстинктивных программах самосохранения [1]. До недавнего времени у мировых правящих элит сохранялись все возможности для искажения системы ценностей подконтрольных им групп населения, исходя из принципа «разделяй и властвуй». 

В Российской Федерации в последние годы противостояние данной идеологии стало системным, последовательным и приобрело философское обоснование. В частности, Указом Президента Российской Федерации № 474 законодательно закреплено ориентирование политики РФ в системе духовно-нравственных ценностей. В указе традиционные ценности определены как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [2]. В Указе Президента РФ № 400 укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей представлено как один из национальных интересов государства [3]

Также Указом Президента № 809 определён перечень традиционных духовно-нравственных ценностей, включающих: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [4]. Там же отмечена роль всех представленных в России религий в созидании и сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей, в основе которых прерогатива духовного над материальным. В условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, а также целенаправленного деструктивного идеологического воздействия на граждан РФ, реализация государственной политики, ориентированной на формирование высоконравственной личности, является условием сохранения государства. 

В области культурной политики государства указана основная цель - формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, и укрепление единства и сплоченности российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также обозначены наиболее опасные проявления гуманитарного кризиса - разрыв социальных связей, рост индивидуализма, пренебрежение правами других [5]. Также дано определение понятия «духовная сфера» как система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии. 

Одним из принципов государственной культурной политики является, в частности, создание условий для воспитания и развития детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и защита интересов детей; защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины [6]. В духе  реализации государственной политики 2024 год в Российской Федерации был объявлен годом семьи [7, 8]. Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. В семье формируются все личностные качества ребёнка. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода [9]. В программных документах также был определён декларируемый государством перечень приоритетов для формирования традиционных семейных ценностей: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей [10].

Таким образом, необходимость поддержания и развития социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей признаётся государством как один из аспектов реализации его политики.

Рассматривая практические вопросы формирования системы ценностей у детей, необходимо учитывать следующее: 

  1. Ценности личностного уровня (по классификации Бордовской и Кащенко [11]) – ценность жизни, качество жизни, здоровье, материальное благополучие, человеческий потенциал, права и свободы человека, защита его достоинства – формируются у ребёнка в семье и довольно рано, в дошкольном возрасте. 

  2. Развитие познавательных способностей ребёнка, формирование его системы мироощущения, а также базовых ценностных установок находится в прямой зависимости от уровня образования и уровня культуры родителей [12]. 

  3. Групповые ценности – понятие крепкой традиционной семьи, созидательного труда, гуманизма, милосердия, социальной ответственности – находятся под сильным узконациональным, этническим, конфессиональным влиянием [13].

В результате педагогическая деятельность в средней общеобразовательной школе, направленная на формирование системы ценностей, декларируемых государством, нередко превращается в бескомпромиссную борьбу с жёсткой системой ценностей родителей. Полем битвы как правило становится психика ребёнка, воспитываемого в диссонансе двух и более систем духовно-нравственных координат.

В современной педагогической практике существует множество форм взаимодействия с родителями, позволяющие повысить вовлеченность родителей в педагогический процесс и их педагогическую/психологическую компетентность. Это различные индивидуальные консультативные услуги [14], массовые онлайн-курсы [15], инновационные подходы [16], другие формы взаимодействия [17]. Однако, к такому взаимодействию на добровольной основе готова лишь часть родителей, остро осознающих его необходимость, система ценностей которых не находится в диссонансе с декларируемой образовательным стандартом. Результатом работы в этом взаимодействии является реализация педагогики В.А. Сухомлинского – «педагогика – наука для всех». 

Принципиально важная задача, по мнению автора, состоит в просвещении той части родителей, которая не готова к добровольному сотрудничеству с учебными учреждениями, но так остро нуждается в повышении педагогической компетентности, а также, что особенно  важно, в коррекции системы духовно-нравственных ценностей. 

Все программы и мероприятия, в том числе и школьные, направлены на работу с активными и отзывчивыми родителями. А государственных программ работы с теми, кто проявляет должной активности, как таковых  нет. У школы нет полномочий для воспитания родителей, но именно школа была и остается “полем битвы” за ребенка с  “другими”-  не самыми заботливыми и ответственными - родителями.

В ГБОУ СОШ №72 Калининского района г. Санкт-Петербурга работа с родителями реализуется по нескольким направлениям. По инициативе родителей создан Совет родителей, который строит свою деятельность согласно Положению, опубликованному на официальном сайте школы. Среди задач Совета разъяснительная и консультативная работа среди родителей учащихся об их правах и обязанностях, участие в принятии локальных актов школы, урегулирование споров между участниками образовательного процесса. Служба сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор) также работает в тесном контакте с родителями, осуществляя профилактику правонарушений, реализуя программы профориентации и консультативной психолого-педагогической, социальной, социально-правовой и практической помощи. 

Школе присвоен статус инновационной площадки федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» (ФГБНУ «ИИДСВ») по направлению "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания". Школа участвует во всероссийском просветительском проекте в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности «Цифровой ликбез», который запустили VK и АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения России и Минцифры России. Школа официально является районной опорной площадкой (РОП) по теме "Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся". 

В сетевом взаимодействии с  ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена в школе открыты профильные класс-группы психолого-педагогической направленности. Их цель - формирование у учащихся готовности к профессионально-личностному самоопределению и интеграция обучающихся в профессиональное педагогическое сообщество на этапе обучения в школе. Все эти активности призваны вовлечь в школьную деятельность аудиторию активных и сознательных учащихся, а также их родителей, завоевать больше единомышленников в воспитании детей в соответствии с требованиям настоящего времени.

Вместо заключения

Таким образом, средняя общеобразовательная школа, реализуя обширную и всестороннюю образовательную и воспитательную деятельность не в состоянии вовлечь широкий круг родителей без помощи государства. В этой связи приветствуется создание методологии, системы государственных институтов, программ и методик повышения уровня педагогической культуры взрослого населения.  Это позволит преодолеть систему двойных нравственных стандартов в воспитании. Рассматривать данный вопрос можно шире и концептуальнее как систему ликвидации безграмотности взрослого населения через «Обязательную всеобщую переподготовку», включающую разделы: психологический, педагогический, духовно-нравственный, экономическая грамотность, правовая грамотность, компьютерная безопасность, первая медицинская помощь и другие. Формы реализации и правовой статус такой системы требуют глубокого анализа, однако, её польза для общества и государства представляется автору бесспорной. 

Литература и источники

 

[1] Грицкевич, Д.И. Экологическая идеология как инструмент консолидации гражданского общества в Российской Федерации / Д. И. Грицкевич // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2012. – Т. 1, № 11. – С. 97-101. – EDN PDTALV. [Текст] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17992582(дата обращения: 01.11.2024)

[2] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Текст] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726(дата обращения: 01.11.2024)

[3] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Текст] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046(дата обращения: 01.11.2024)

[4] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Текст] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502(дата обращения: 01.11.2024)

[5] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 Об утверждении Основ государственной культурной политики (В редакции от 25.01.2023 № 35) [Текст] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208(дата обращения: 01.11.2024)

[6] Там же

[7] Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875"О проведении в Российской Федерации Года семьи" [Текст] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013?ysclid=m2ar8pksna499278372(дата обращения: 01.11.2024)

[8] Федеральный план Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2023 года № 21515-П45-ТГ Основных мероприятий по проведению Года Семьи [Текст] URL: https://семья2024.рф/documents/265(дата обращения: 01.11.2024)

[9] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Текст] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.11.2024)

[10] Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/(дата обращения: 01.11.2024)

[11] Бродовская Е.В., Кащенко Т.Л. Традиционные российские духовно-нравственные ценности: результаты анализа нормативно-правовых актов // Власть. 2023. №5. [Текст] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-rossiyskie-duhovno-nravstvennye-tsennosti-rezultaty-analiza-normativno-pravovyh-aktov (дата обращения: 01.11.2024)

[12] Фотекова Т.А. Влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние высших психических функций сыновей и дочерей // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2015. №12. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovokupnogo-obrazovatelnogo-urovnya-roditeley-na-sostoyanie-vysshih-psihicheskih-funktsiy-synovey-i-docherey  (дата обращения: 02.11.2024)

[13] Щербакова Е.В. Этнические стереотипы в среде учащейся молодежи // Дискуссия. 2016. №11 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-stereotipy-v-srede-uchascheysya-molodezhi  (дата обращения: 02.11.2024)

[14] Потемкина Т.В. Консультационные услуги для родителей в условиях семейного образования: перспективы развития // Управление образованием: теория и практика. 2015. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultatsionnye-uslugi-dlya-roditeley-v-usloviyah-semeynogo-obrazovaniya-perspektivy-razvitiya  (дата обращения: 02.11.2024)

[15] Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Куницына С.М. Модель массовых открытых онлайн-курсов для родителей, педагогов и обучающихся начального общего образования // Проблемы современного образования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-dlya-roditeley-pedagogov-i-obuchayuschihsya-nachalnogo-obschego-obrazovaniya  (дата обращения: 02.11.2024)

[16] Косова А.В. Инновационные технологии развития педагогической культуры родителей, реализуемые в условиях дополнительного профессионального образования // Концепт. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-razvitiya-pedagogicheskoy-kultury-roditeley-realizuemye-v-usloviyah-dopolnitelnogo-professionalnogo  (дата обращения: 02.11.2024)

[17] Власова Т.А., Макарова М.Н. Как родители включены во внутришкольные формы взаимодействия? // ЖССА. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-roditeli-vklyucheny-vo-vnutrishkolnye-formy-vzaimodeystviya  (дата обращения: 02.11.2024)

 


Ссылка для цитирования:

Грицкевич Д.И.  Семья как системообразующий элемент духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 13/2025. Семья и Школа: вклад в будущее. Спецвыпуск, посвященный Году семьи [Электронный ресурс]. Дата публикации 06.01.2025. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gritskevich-d-i-semya-kak-sistemoobrazuyushchij-element-dukhovno-nravstvennykh-tsennostej-v-rossijskoj-federatsii

 

Дополнительная информация