Грицкевич Д.И. Принципы и опыт создания и развития школьного научного общества
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 57
Грицкевич Денис Иванович,
кандидат биологических наук,
учитель биологии,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга
Принципы и опыт создания и развития школьного научного общества
В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (Раздел IV п. 21) предписаны условия реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать для участников образовательных отношений, среди прочего, возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через систему кружков и клубов, а также формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной и проектно-исследовательской деятельности [1]. В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования (Раздел IV п. 21), кроме того, предусмотрено выполнение индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом [2].
Наиболее комфортной реализацией требований ФГОС в этой части, на наш взгляд, является создание научного общества учащихся и педагогов, представляющего собой дискуссионную площадку для обсуждения индивидуальных проектов учащихся совместно с их научными руководителями и консультантами. Реализация проекта "Школьное научное общество" позволяет, уделяя больше времени наиболее способным учащимся, вывести их проектную деятельность из формальной плоскости, сформировать у них компетенции, так необходимые для обучения в высшей школе – самостоятельно формулировать проблему исследования; использовать весь широчайший спектр информационных ресурсов по интересующей проблематике; использовать современные методы сбора и, в особенности, обработки информации; критически относиться к результатам исследований и иметь навыки научной дискуссии.
В средней школе часто не хватает времени на работу с одарёнными и успешными учениками, вследствие чего они могут постепенно утратить интерес к учёбе. Дополнительная интеллектуальная нагрузка, а также живое общение "на равных" с учителями в рамках научной проблематики позволит ярко стимулировать интерес и творческую активность таких учащихся. Педагогу также интереснее и легче курировать учащегося мотивированного, а не стимулируемого.
Организацию работы научного общества, проведение заседаний и координацию деятельности целесообразно осуществлять тем педагогам, которые имеют опыт работы в высшей школе: руководство курсовыми и дипломными работами студентов, проведение семинаров, участие в ВУЗовских мероприятиях научно-исследовательского характера.
Опыт работы только что созданного школьного научного общества в ГБОУ СОШ №72 Калининского района г. Санкт-Петербурга базируется на принципах, сформулированных автором и апробированных через многолетнее руководство подобным объединением (ШНО "Эврика" ГБОУ СОШ №152 г. Санкт-Петербурга). Представленные ниже архивные материалы иллюстрируют высокий интерес учащихся к участию в этом, в основе своей, дискуссионном клубе. Декларируемые положения научного общества, наличие символики (рис. 1), персональное письменное приглашение от директора, значок как символ принадлежности к группе (рис. 2), регулярные дискуссии с педагогами за чаем – всё это делает участие в работе ШНО чрезвычайно привлекательным для учащихся.
Рисунок 1. Эмблема ШНО Рисунок 2. Значок ШНО
Цель деятельности ШНО - создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Задачи ШНО:
-
выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности;
-
формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности;
-
развитие творческого и интеллектуального потенциала детей;
-
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
-
организация научно-исследовательской деятельности учащихся с целью совершенствования процесса обучения и профориентации;
-
развитие общественной активности, инициативы.
Основные направления работы ШНО:
-
включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями;
-
обучение работе с разнообразными источниками информации, формирование культуры научного исследования;
-
знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей обучающихся области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
-
организации индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;
-
привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся;
-
рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
-
подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, конкурсов, чемпионатов, олимпиад и др.
Цель, задачи, основные декларируемые положения, а также расписание заседаний и актуальные новости размещаются на специальном стенде в холле школы и в группах/чатах в одной или нескольких социальных сетях. При желании или необходимости участники могут общаться онлайн. Руководитель группы регулярно размещает в ленте сообщества актуальную информацию, полезные ссылки (рис.3).
Рисунок 3. Группа ВК.
При организации научного общества учащихся необходимо уделить особое внимание разработке и согласованию декларируемых положений ШНО. Эти положения в первую очередь призваны привлечь внимание учащихся школы к работе общества и побудить их к стремлению вступить в него.Для действительных же членов ШНО преобладающей мотивацией к исследовательской деятельности является интерес.
Основные декларируемые положения ШНО:
-
Участие в ШНО является привилегией.
-
Письменное приглашение ко вступлению в ШНО получают учащиеся 6 – 11 классов, имеющие выдающиеся успехи в учёбе (не более двух "4" по результатам года), а также учащиеся с любой успеваемостью, выполнившие и защитившие свою исследовательскую работу на конференциях любого уровня.
-
Участие в ШНО даёт право носить на одежде отличительный знак "Эврика".
-
Участие в ШНО является пожизненным, участники ШНО прошлых лет вправе присутствовать на заседаниях ШНО.
-
Участие в ШНО даёт право самостоятельно выбирать тему научного исследования.
-
Участник ШНО вправе претендовать на повышение итоговой отметки по предмету, соответствующему теме исследования, на 0,3 балла.
-
Участник ШНО обязан регулярно посещать заседания ШНО.
-
Участник ШНО обязан в течение учебного года представить исследовательскую работу или проект по заявленной теме.
-
Заседания ШНО проводятся регулярно один раз в месяц (в последний понедельник месяца).
-
Заседание ШНО включает три обязательные части:
-
краткий отчёт участников ШНО о ходе их индивидуальных проектов;
-
доклад руководителя или участника ШНО по инициативной теме;
-
обсуждение доклада по правилам научной дискуссии.
-
По итогу каждого заседания открытым голосованием выбирается участник ШНО, проявивший в дискуссии незаурядные логику и эрудицию. Ему вручается яблоко, как символ торжества научного и творческого поиска (рис. 4).
Рисунок 4. То самое Яблоко
Формат проведения, регулярность и продолжительность занятий, размер группы, формы и методы, применяемые на заседаниях могут варьировать в широких пределах, поскольку зависят, в основном, от возможностей, способностей и склонностей руководителя ШНО. В то же время, содержательная часть занятий требует значительной подготовки - мониторинг новостей наук и технологий, анализ событий мировой науки (например, ежегодное вручение Нобелевской премии), актуализация нормативно-технической и иной литературы по темам индивидуальных исследовательских проектов.
По результатам работы ШНО "Эврика" под руководством автора с 2017 по 2023 год проведено 51 заседание общества (1 раз в месяц), подготовлено 49 докладов к различным научно-практическим конференциям. Победителей конференций 11, призёров 18. Отмечен рост мотивации к научной деятельности у учащихся – членов ШНО, который выразился в их готовности продолжать участие в исследовательской деятельности в следующем году.
Рисунок 5. Участники слушают доклад.
Рисунок 6. Фото в конце заседания.
С ноября 2023 года функционирует школьное научное общество с оптимистичным названием “Гений” в ГБОУ СОШ №72 Калининского района г. Санкт-Петербурга. Учащиеся осваивают навыки научной дискуссии, планируют исследовательскую деятельность сообразно интересам.
Рисунок 6. По результатам дебатов в школе №72.
Таким образом, для успешной адаптации ученика с высокими интеллектуальными способностями к современному миру науки и технологий, ему понадобится не только хорошая подготовка по общеобразовательным дисциплинам, но также специальные навыки исследовательской деятельности, её презентации, опыт ведения научной дискуссии, синтетический склад ума и, в целом, интеллектуальный инструментарий для формирования научного подхода к окружающей действительности. Также важным представляется поддержание высокого интереса к познанию в наиболее общем смысле. Всё это в полной мере формируется у учащихся средствами школьного научного общества.
Литература и источники
[1] Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. [Текст]. Дата обращения 15.05.2024. URL: https://liczej5gubkin-r31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Standart/FGOS-OOO-ot-17.12.2010-N-1897-ot-11.1.pdf
[2] Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования. [Текст]. Дата обращения 15.05.2024. URL: https://sh8-staraya-russa-r49.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_srednee_obschee_obrazovanie.pdf
Ссылка для цитирования:
Грицкевич Д.И. Принципы и опыт создания и развития школьного научного общества // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gritskevich-d-i-printsipy-i-opyt-sozdaniya-i-razvitiya-shkolnogo-nauchnogo-obshchestva