Григорьева Ю.В. Социально-педагогическая деятельность с подростками группы риска

Григорьева Юлия Вадимовна,
социальный педагог ГБОУ СОШ №72 
Калининского района Санкт-Петербурга


Работа социального педагога школы с подростками группы риска

Антон Семёнович Макаренко утверждал, что воспитывать ребенка легче, чем потом перевоспитывать (1). Его педагогические открытия положили начало развития социальной педагогики.

Одним из важных направлений в работе школы по профилактики преступлений и правонарушений учащимися школы – это организация их содержательного досуга: работа кружков, спортивных секций, детских объединений, клубов по интересам.

В школе создана служба сопровождения, в состав которой входит социальный педагог, педагог-психолог и педагог-организатор. Функции службы сопровождения – проведение профилактической и коррекционной работы, организация консультаций педагогов, родителей и учащихся по различным вопросам, привлечение различных специалистов района и города, индивидуальная работа с детьми и подростками группы риска.

Подростковый возраст – критический период в жизни человека, процесс перехода от детства к взрослости. В этот возрастной период процесс воспитания затруднен, в связи с отсутствием у подростков чувства доверия к взрослым, это возрастной период является кризисным, существует множество факторов, влияющих на попадание в группу риска. Работа с категорией риска является одним из важных и в то же время сложных направлений работы социального педагога, необходимо учитывать особенности данной категории, уметь видеть позитивные тенденции развития личности.

Деятельность социального педагога необходима для решения острых социальных и личностных проблем, должна носить комплексный характер с определенной временной протяженностью.

Цель работы социального педагога школы с подростками группы риска - создание благоприятных условий для их личностного и социального развития, оказание им социально-психологической помощи, а также защита прав и интересов.

Особенностью подростков группы риска является то, что один и тот же негативный фактор у одной группы может привести к нежелательным последствиям, а у другой – нет. Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы направлена в основном на, так называемую, социальную норму, которая определяется законами, традициями и обычаями определенного общества, и на школьников с девиантным поведением, отклоняющимся от этой нормы. Категория риска является промежуточной между состоянием нормы и девиантой, соответственно, мероприятия должны быть продуманы таким образом, чтобы не допустить перехода из состояния риска в девиантное. См., например, (2).

Большинство социальных педагогов в своей деятельности с подростками группы риска используют традиционные формы работы: Заседание Совета профилактики правонарушений, беседы, санкции. Но все эти формы работы не являются эффективными, подтверждением чего становится рост числа подростков с отклоняющимся поведением. Необходимо создание технологий работы, соответствующих полу, возрасту и личностным особенностям подростков группы риска, способствующим развитию у подростка «социального иммунитета». (3)

Формы и методы деятельности социального педагога отличаются спецификой учреждения, в котором он работает. В ГБОУ СОШ №72 работа школьной службы сопровождения носит слаженный характер и можно отметить положительную динамику развития. Применяются такие формы работы, как (с "плюсами" и "минусами"):

1. Приглашение родительского актива к работе с родителями подростков группы риска.
«+» Снижение количества учащихся с отклоняющимися формами поведения. 
«-» Не все родители согласны на такую форму работы. Усиление родительского контроля.

2. Метод переубеждения – критический анализ собственных поступков.
«+» Формирование навыка самоанализа, предоставление достоверных аргументов. 
«-» Не отмечено.

3. Метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).
«+» Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения. 
«-» Не всегда эффективен, зачастую, подростки группы риска имеют организованный досуг.

Для оперативного информирования коллег (и потенциально для рабочей коммуникации с педагогами школы 72 Калининского района Санкт-Петербурга) в 2014 году создано сообщество “За стенами классной комнаты” https://plus.google.com/u/0/communities/103946300282348953492 . В настоящий момент подключились 19 участников.

Тематические разделы:

● Обсуждение
● Службы сопровождения района и города
● Мероприятия школьные
● Мероприятия внешкольные
● Педагогам
● Наши победы
● Полезная информация
● Законодательная база
● Профилактика наркозависимостей
● Безопасный интернет

Сообщество постепенно развивается как дополнительный инструмент, расширяющий диапазон психологических и социально-педагогических компетенций педагогов школы и позволяющий вести эту работу целесообразно и эффективно.


Литература и источники

(1) Макаренко А.С. 'О воспитании' - Москва: Издательство политической литературы, 1990 - с.416 - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml
(2) Пашкова Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности. Фестиваль педагогических идей открытый урок. - http://festival.1september.ru/articles/578777/
(3) См., например,
Программа по профилактике правонарушений "Мы вместе"
https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fwww.26209s026.edusite.ru%2FDswMedia%2Fprogrammapoprofilaktikebeznadzornostiipravonarusheniynesovershennoletnixmousosh-16.doc
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка "группы риска" - http://www.26209s026.edusite.ru/DswMedia/programmasoprovojdeniyauchashaixsyagruppyiriska.doc
(4) Сравни: Основные этические принципы в работе психолога - http://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/gl38.shtm


Рекомендуемая дополнительная литература

См. в подборке “Воспитать Человека” - https://plus.google.com/u/0/collection/UXys9


 


 

Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме http://goo.gl/forms/vZMkCbRrRv.

Дополнительная информация