Выпуск 4/2016. Глоссарий
- Подробности
- Категория: Выпуск 4
- Опубликовано 19.05.2016 11:14
- Автор: Administrator
- Просмотров: 2070
Глоссарий
Термины и базовые понятия
Авторитарный (лат. autoritas – влияние, власть) – характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т. п.
Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.
Воспитание
- В широком социальном смысле – передача от поколения к поколению социального опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных и правовые норм и др.).
- В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
- В широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования заданных качеств, осуществляемое в образовательно-воспитательных учреждениях.
- В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс.
Воспитательная система школы – это система работы по организации деятельности, общения и отношений учащихся в соответствии с четко сформулированными и осознанными педагогическими целями.
Воспитывающие ситуации – обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Выделяют три модели педагогической деятельности – педагогику принуждения, педагогику полной свободы, педагогику сотрудничества.
Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Инновация педагогическая – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системе в целом.
Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику методов, средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.
Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и самом себе.
Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Коллектив (лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
Компетентность преподавателя профессиональная – владение преподавателем необходимой суммой знаний, умений, навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Концепция воспитания – цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, содержании, методах, средствах, формах.
Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Лидер (англ. leader – ведущий)– член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.
Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических занятий.
Методика воспитательной работы – прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
Ценности социальные – общественно значимые для личности материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты.
Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.
Источники
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005
- Новые педагогические парадигмы, вопросы дидактики и компетентность // Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Даниленкова Г.Г., Ледванов М.Ю., Бизенкова М.Н. Издательство "Академия Естествознания", 2012 // URL:http://www.rae.ru/monographs/153
- Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005
- Словарь педагогических терминов // URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met40/node17.html
- Словарь терминов // URL: http://studopedia.org/1-78171.html