Герасимов Виктор Васильевич. Школьный спортивный клуб как среда формирования Личности
- Подробности
- Категория: Выпуск 5
- Опубликовано 13.05.2017 13:44
- Автор: Administrator
- Просмотров: 1887
Герасимов Виктор Васильевич,
учитель физической культуры,
руководитель ШСК «Юниор»
Школьный спортивный клуб как среда формирования Личности
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности. Занятия физкультурой и спортом способствует выработке у ребят качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.В основе системы нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.Сложное современное общество, в основе которого лежит научное высокотехничное производство, требует гармонически развитого, морально и физически крепкого молодого поколения. Это возможно только при единстве физического и нравственного воспитания – правильного физического развития; повышения умственной и физической работоспособности; развития и совершенствования природных двигательных качеств; развития у ребят добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, гражданского долга, неравнодушия к происходящему, требовательности к себе и другим, стремления быть здоровым и бодрым, желания доставлять радость себе и окружающим.
В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относятся школьные спортивные секции.
В системе дополнительного образования детей организация работы спортивных секций в рамках школьного спортивного клуба, в нашем случае ШСК «Юниор», является фактором, интегрирующим возможности решения не только собственно спортивно-оздоровительных задач, но и задач, связанных с общим и патриотическим воспитанием ребят, их психологическим и интеллектуальным развитием, подготовкой к полноценной активной и насыщенной жизни.
Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, которая опирается на знание ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, для сохранения здоровья, формирования здорового стиля жизни. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирование привычек здорового образа жизни у школьников.
Многолетний практический педагогический опыт учителя физкультуры позволяет мне сравнить, проанализировать и использовать те изменения, которые произошли и происходят сейчас в школе. Для учителя физкультуры, как и для любого другого педагога, приход интернета в жизнь школы – это большие возможности! Электронный дневник, сайт, портфолио, презентации… Получение любой нужной информации! Результат – возможность использования новых форм обучения. Внедрение интегрированных уроков, активное включение обучающихся в образовательный процесс. И в итоге повышение уровня физической подготовки школьников.
Новая система даёт возможность использовать (вместо сухого строгого конспекта урока) сценарный план урока, предоставляющий свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. А ребятам позволяет проявление большей самостоятельности. Но чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать крепкие практические навыки и умения. И здесь большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Учителю следует их подключать к этой работе как помощников - единомышленников. Однако такой подход должен быть разумным, чтобы не произошло подмены самостоятельности ученика «самостоятельностью» его папы или мамы. Физкультура - удовольствие, а не тяжкий труд.
А теперь, немного истории… 16 лет тому назад, в 2000 году в нашей школе образовалось спортивно-подростковое объединение «Юниор». Не одно поколение ребят своими спортивными достижениями заложили прочный фундамент для создания школьного спортивного клуба, который официально работает на базе нашей школы с сентября 2010 года. Именно в этот год, по итогам городского смотра-конкурса школьных спортивных клубов, мы заняли 3 место.
В состав руководящего комитета входят учителя физкультуры, существует действующая инициативная группа ребят, помогающая в организации спортивной жизни школы. Большую поддержку оказывает администрация школы и весь педагогический коллектив. Занятия посещают около 300 человек. Это не только учащиеся школы, но и бывшие выпускники, ребята из микрорайона.
В работе ШСК участвуют не только учащиеся школы, но и их родители, бабушки и дедушки – в качестве болельщиков, волонтеров на соревнованиях или даже участников соревнований («Папа, мама я – спортивная семья», «Калининская лыжня», сдача нормативов ГТО и других.)
Хочется вспомнить и сказать им - спасибо! Людям, которые помогают нам, уделяя время и внимание не только своим, а всем нашим общим детям.
В ШСК «ЮНИОР» пять спортивных секций. Одна из них - футбол.
Секция футбола работает по программе трёх лет обучения для детей от 7 до16 лет, желающих заниматься футболом, имеющих допуск врача и разрешение родителей. У нас два тренера. В общем, всё, как у всех. Но вероятное отличие – это наши первые успехи в футболе.
В течение пяти сезонов с 2010 года команды наших девушек становились призёрами и победителями Первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу. Дважды мы ездили на Общероссийские соревнования. С мальчишками было сложнее, а может просто не повезло – дважды были призёрами, но только серебряными и бронзовыми.
Хочется сказать, что значительное место в воспитательной работе мы отводим соревнованиям самого разного уровня: от товарищеских игр до ответственных выступлений, где особенно ярко проявляются личностные качества учащихся. Важны не только спортивные результаты , но и возможность увидеть недостатки морально-психологической подготовки ребят. Чтобы потом, на тренировках, в рабочем порядке настраивать их как на достижение определенных результатов, так и на проявление морально-волевых качеств. На тренировках мы стараемся обязательно включать всех обучающихся в образовательный процесс. Проводим совместные тренировки ребят разных групп. Иногда младшие лучше проявляют свое умение в игре со старшими. Хочется отметить успехи Вавилова Алеши, ученика 4в класса на равных играющего в команде 6-7-х классов.
Самостоятельная деятельность занимающихся осуществляется, в основном, для достижения поставленной педагогом цели. Педагог так должен поставить цель, чтобы она стала общей. Большая ответственность - ребёнок должен стремиться к заданной тобой цели.
Выпуск 2016 года - команда юношей победители соревнований для допризывного возраста. Три года мы шли к нашей общей цели и достигали ее. Надеюсь, что теперь для каждого из них эта цель стала личной. Все ребята - члены сборной футбольной команды школы. Некоторые ребята получили личные грамоты, сертификаты и серебряные значки ДОСААФ и золотые значки ГТО.
Хочется поделиться результатами и другой стороны работы секции футбола (за последний год - два), которые позволили создать благоприятные условия для внедрения в жизнь нашей школы ВФСК ГТО.
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Уроки физического воспитания не могут в полной мере компенсировать дефицит движений. Сделать это можно путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях. Большинство ребят первыми откликнувшихся на призыв участвовать в сдаче норм ГТО – это ребята, занимающиеся в спортивных секциях школы, в частности - секции футбола. Ребята разного возраста – в разное время участники «Веселых стартов», «Президентских игр» и «Президентских состязаний» и Спартакиад. При сопоставлении целей и задач ВФСК ГТО с целями и задачами предмета «Физическая культура» и перечисленными соревнованиями легко заметить их сходство. Таким образом, Президентские состязания по многим видам соревнований дублируют ВФСК ГТО, а Президентские спортивные игры их расширяют и дополняют за счет включения творческого конкурса, веселых стартов, спартакиад по видам спорта. Проверка теоретических знаний предполагается как в ВФСК ГТО, так и в Президентских состязаниях и Президентских спортивных играх.
Перечень нормативов (тестов) ВФСК ГТО содержит испытания, предусмотренные по предмету «Физическая культура» (за исключением стрельбы из пневматической винтовки или электронного оружия…) Пишут, что в некоторых школах создаются новые секции - «ГТО», вводится инновационная штатная единица — тьютор (преподаватель) физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне». Основная задача - подготовить учащихся, особенно выпускников, к сдаче нормативов ГТО. Это здорово! Но не в каждой школе есть такая возможность. И не всегда она нужна.
Подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО обучающимися образовательной организации могут быть достигнуты путем освоения программы учебного предмета «Физическая культура» и занятий спортивных секций, дополненных элементами Комплекса ГТО. А проведение Президентских состязаний и Президентских спортивных игр может включать сдачу нормативов ВФСК ГТО.
Фактически вся работа секции – это «ФУТБОЛ»+ОФП+СФП+СОРЕВНОВАНИЯ = ГТО» и это доказано футболистами, сдавшими нормативы весной и осенью 2015-2016. Надо только помнить, что все будет зависеть от того, как проводятся занятия и тренировки. Самое главное правило — занятия должны проводиться и посещаться систематически, а не от случая к случаю. Отсюда задача педагога шаг за шагом – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к вредным привычкам). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на занятиях. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.
Интеграция различных форм физического воспитания, направленная на реализацию задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных учреждениях предполагает не столько сдачу тестовых испытаний, сколько процесс подготовки к их сдаче.
Хочется похвалить ребят, которые в течение года сами приходили на дополнительные занятия. Договаривались с педагогом, занимались, улучшая свои результаты, готовились и сдавали нормативы ГТО. Пусть не с первого раза, в резервный день, но сдавали! Это Ларионов Саша, Петров Олег, Оганесян Ишхан, Полякова Маша, Бененсон Катя – 11а, все выпускники 2016 года.
По итогам последних шести лет наша школа регулярно занимает призовые места в Спартакиаде школьников Калининского района и других ответственных соревнованиях разного уровня.
Чтобы воспитать физически и нравственно здоровых детей - Личность, всем нам нужно очень много времени. А его, лично мне, всегда не хватает. Не зря ведь официально замечено, что при подготовке к уроку и на оформление отчётности педагог затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами.
Посещая секции нашего школьный клуба, ребята осваивают различные спортивные игры. В основном – эти занятия, доступны и высоко эмоциональны. Они как нельзя лучше приспособлены для всестороннего физического развития и, следовательно, для решения важных проблем двигательной активности и здоровья.
Школьный спорт – это всегда команда, командный результат. Школьный спортивный клуб воплощает идею объединения группы единомышленников – ребят, которые стремятся быть здоровыми и крепкими, последовательно добиваются поставленных целей не только в спорте, но и в учёбе.
Современная жизнь, научно-технический прогресс требуют развития образования в течение всей жизни, подразумевают необходимость учиться постоянно и последовательно. Для этого нужны силы и здоровье.
И мы должны воспитать ребят так, чтобы они выросли здоровыми и сильными, научились добиваться поставленных целей, чтобы они смогли пронести желание заниматься спортом через всю жизнь.
Ведь занятия спортом – основа гармоничного развития личности, залог здорового образа жизни и активной жизненной позиции.
В заключение можно отметить: только совместная работа всех звеньев управления школы дает возможность грамотно и целесообразно организовывать спортивно-массовую работу школы, направленную на оздоровление школьников, подготовку и сдачу ими нормативов ГТО, приобщение их к ЗОЖ и спорту. А учителям в сфере физической культуры и спорта позволяет не забывать про существующие ценности педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. Ведь современный учитель - это человек, шагающий в ногу со временем, конечно же, принимающий современные достижения и педагогические технологии, но не в ущерб лучшим человеческим качествам.
И самое главное: ребенок должен видеть искреннюю заинтересованность взрослых – родителей, учителей, тогда подобное настроение передастся и ему.
Рекомендуемая литература
1. Андреев С.Н., Левин В.С., Мини-футбол. Методическое пособие. Липецк, 2004
2. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.: ФиС, 2010.
3. Каинов А.Н. Физическая культура. Рекомендации, тесты, задания - Волгоград,
4.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность Москва: 2009
5.Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе
«Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://www.minsport.gov.ru.pdf Просвещение, 2016
6. Развитие массовой физической культуры в современной России:
традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО), Красноярск: СГТУ, 2015
7. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. Методическое пособие. – М.: Человек,2010
8. Никифорова Н.Ю., Нестандартные уроки физической культуры - Волгоград, 2005
9. Пособие для начинающих тренеров. Под редакцией С.Д. Вознесенского. М., 2003.
10.Материалы семинара «Модель комплексного развития школьного спорта в Ленинградской области – одна из задач органов власти и местного самоуправления //URL: http://odushtver.wordpress.com.pdf
Все материалы комплексной публикации Герасимов Виктор Васильевич. Школьный спортивный клуб как среда формирования Личности
Приложение. Иллюстрированная история школьного спортивного клуба