Фролкина Ольга Николаевна. Углубленное изучение иностранного языка в школе - задачи, методики, новые форматы

Фролкина Ольга Николаевна

Обзор методик и практик преподавания иностранных языков в школе 21 века

Мы должны научить наших выпускников жить
в неопределенном мире,
должны стремиться к достижению личностного,
социального, коммуникативного
и познавательного развития учащихся.

 

111В соответствии с приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года с первого сентября 2011 года был осуществлен переход на ФГОС начального общего образования, а с 1 сентября 2012 может быть осуществлен переход на ФГОС и основного общего образования по мере готовности образовательных учреждений. [1]

Ключевыми особенностями ФГОС общего образования можно назвать ориентацию на будущее. Основные качества выпускника школы 2020 – умение работать с большим объемом информации, креативность, способность переобучаться и владеющий коммуникативной компетенцией. [2]

Все выше перечисленное влечет за собой изменение структуры, содержания образования, расширяется и сфера действия и назначения образовательного стандарта. В отличии от стандартов первого поколения нормируются и результат образования, и структура  основных образовательных программ, и условия и ресурсы реализации основных образовательных программ. Впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель. Впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость. Впервые две части ООП – обязательная и часть, формируемая участниками образовательного процесса, а это значит, что учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ.

Формируя УУД, мы должны научить жить наших выпускников в неопределенном мире, должны стремиться к достижению личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Кто мы такие? Сейчас нас 14  человек. Совсем новый учитель (15-ый) присоединился к нашему коллективу в октябре 2014 – Татьяна Николаевна Иванова, добро пожаловать!

frol-statja-04

Что же делаем мы в нашей школе для того, чтобы знания, умения и навыки наших учеников соответствовали требованиям и представлениям о школе 21 века?

Школа была открыта в 1970 году. С 1993 года школа получила статус школы с углубленным изучением немецкого языка. 

Все заместители директора, а именно Нина Ивановна Хрулёва, Надежда Алексеевна Артамонова, Инна Васильевна Стрешинская, Полина Валерьевна Зимина, а теперь и я -  приложили и прикладываем немало усилий к  совершенствованию методик и практик преподавания иностранных языков в нашей школе, к развитию внешних связей и сотрудничества с зарубежными партнерами. Это определяет работу  школы и учителей и по сей день.

Уже в 2007-2008 учебном году достижения школы в области преподавания немецкого языка на углубленном уровне получили признание и высокую оценку -  школа стала победителем  приоритетного национального проекта "Образование".

Еще до появления ФГОС, с 2000 года, наша школа начала международное сотрудничество с гимназией Хайдберг города Гамбург.

frol-statja-05

Это время начала работы с использованием проектных технологий. Сотрудничество имело трёхступенчатую основу:

I. Школьный обмен 8-9 классы

frol-statja-07

II. Театральные проекты 9-10 классы

frol-statja-08

III. Культурно-исторические проекты 10-11 классы

frol-statja-10

Существенный вклад в эту работу был сделан Полиной Валерьевной Зиминой и Ниной Ивановной Хрулёвой. Этот вклад и огромные усилия, конечно же, не могли остаться без внимания, и ряд наших проектов был отмечен различными грамотами, дипломами и благодарственными письмами от различных международных организаций, о проектах много пишут в прессе, публичные презентации проектов и выставки снимает телевидение.

См. на странице Пресса и награды / Presse und Auszeichnungen - http://schule72spb.ru/deutsch/presse.html. [3]

frol-statja-10

5 апреля 2010 культурно-исторические проекты получили своё сетевое воплощение в виде Виртуального выставочного зала "Диалог культур" (http://vystavki.schule72spb.ru/) [4] – собственного цифрового образовательного ресурса. Выставочный зал - это переведенные в цифровой формат стенды, подготовленные учащимися для представления своей работы в билингвальных культурно-исторических проектах, которые теперь всегда доступны для всех желающих в он-лайн режиме, все материалы также можно скачать в формате pdf. В выставочном зале есть возможность посетить и посмотреть все 8 выставок, начиная с 2005 года. Это огромный методический материал, который может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности  учителями иностранного языка, истории и  других предметов.

На данный момент международное сотрудничество сохранило две ступени, но школа приобрела еще одного партнера – это гимназия Лобрюгге города Гамбурга. С данной гимназией мы сотрудничаем только второй год, но проект имеет профессиональную ориентацию, знакомит ребят с разными видами деятельности и носит название "Мир профессий в Санкт-Петербурге и Гамбурге". Руководителем проекта со стороны нашей школы является заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения,победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2009 года  -  Хрулёва Нина Ивановна. 

frol-statja-11

Успешная работа в  направлении использования проектных технологий в обучении стала основой для заявки школы на получение статуса "Опытно-экспериментальной площадки" в 2007-2008 году. Школе был присвоен этот статус. Мы начали работу по теме: "Проектная деятельность учащихся в рамках Европейского языкового портфеля". В соответствии с темой предполагалось расширение проектной работы и использование проектных технологий в других предметных и межпредметных областях. 

Использование проектного метода с выходом на взаимодействие с компетентными специалистами привело нас к сотрудничеству и социальному партнерству с интереснейшими фондами и организациями.

Позволю себе небольшое отвлеченное замечание о специфике языковой работы школы с углубленным изучением немецкого языка. Современный немецкий язык, как и русский, испытывает большое влияние английского.  В германистике принят термин "Denglisch/Denglish", за ним стоит такое современное состояние языка, которое характеризуется обширной интерференцией, в особенности в СМИ, рекламе, Интернете [5]. Молодежный язык, а именно подростки из Германии и являются друзьями наших учеников,  также зачастую содержит целые блоки английских заимствований. Мы учим  литературной норме,  читаем классику и  работаем по современным аутентичным учебникам, но игнорировать феномен Denglish нельзя.

frol-statja-12

Поэтому так важно, что в школе преподается 2 языка, английский изучается с 7 класса.

Елена Леонидовна Малофеева руководит интереснейшими совместными проектами с Региональной общественной организацией "Ассоциация студентов, изучающих экономику и право" (AIESEC) на английском языке.

Второй социальный партнер школы, сотрудничество с которым - честь для школы, это  музей–памятник  Исаакиевский собор.

В 2008-2009 учебном году у нас в школе появился курс "Юный экскурсовод" на немецком языке для учащихся 8-9 классов, первооткрывателем которого стала Татьяна Владимировна Емалетдинова. Дальнейшую активную работу над этим продолжила Ольга Николаевна Колобова, которая ведет этот кружок уже 3 года и внесла свой   вклад в его развитие.  

frol-statja-14

В 2009 году школа вступает в еще один проект (DSD), имеющий большое практическое значение для учащихся в будущем. Данный проект позволяет учащимся получить диплом немецкого языка, который в свою очередь является признанным во всем мире сертификатом "Немецкий как иностранный", который позволяет продолжить учащимся свое обучение за границей, а также имеющий  неограниченный срок действия.

frol-statja-15

Получение статуса DSD-школы также дало нам ряд преимуществ:

1)    В школе появился носитель языка, к которому мы всегда могли обратиться  с вопросами, касающимися как языка, так и образования в Германии.

2)    Наши учителя получили возможность дополнительного образования с носителями языка на семинарах и мастер-классах, проводимых в Санкт-Петербурге, связанных с получением дипломов  DSDI и DSDII, а также семинарах, посвященных конкурсам „Jugendebatiert“ и „Lesefüchse“.

3)    Дополнительная возможность посещения семинаров за границей, что также позволило  следить за тенденциями развития образования, а также повышать свой практический уровень владения иностранным языком.

В 2012-2013 учебном году в нашей школе стартует еще один совместный проект. Это также проект с Гимназией Хайдберг, но участвуют в нем уже более юные учащиеся нашей школы  - шестиклассники. Проект проходил в урочное и внеурочное время под руководством Елены Ивановна Карнауховой со стороны нашей школы и Памелой  Ешкиной со стороны гимназии Хайдберг. 

frol-statja-17

Сегодня  новые стандарты  предписывают, прежде всего, усиление мотивации ребенка к познанию окружающего мира, а на уроках иностранного языка это означает, что нужно еще больше заинтересовать ученика и создать мотивацию не только к изучению языков, но и к изучению культуры и традиций стран изучаемых языков. Сменилось поколение "бумажных" детей, уже в начальную школу пришли дети с гаджетами и девайсами, смартфонами и планшетами. Они обитают в Интернете и чувствуют себя уверенно и комфортно в социальных сетях. Это следует использовать во благо и предложить нужное учебное содержание в новой сетевой упаковке. Как показывает практика, дети с удовольствием идут на участие в сетевых активностях.

Именно поэтому, уже несколько лет мы привлекаем учащихся к участию не только в школьных или районных олимпиадах, но и к участию в дистанционных олимпиадах на разных сайтах и порталах. Большой опыт (3 года участия) накоплен по организации участия в предметных олимпиадах "Снейл". По немецкому языку этим занимаюсь я, и подробнее об этом Вы можете почитать в нашей совместной статье с Юлией Геннадьевной Халемской в  первом выпуске нашего ежегодного научно-методического альманаха – статья "Организация и сопровождение участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах центра “Снейл”" [6].

frol-statja-18

В данном виде деятельности у ребят есть возможность проявить себя самостоятельно, постараться найти необходимую информацию всеми  способами, работая дома, в том режиме, который удобен каждому, так как на решение заданий дистанционных олимпиад обычно дается от 2 до 4 дней. Благодаря этим олимпиадам ребята расширяют свои знания в страноведении, имеют возможность потренироваться в письменной речи и аудировании, а также получить призы и грамоты. Все участники также получают сертификат Всероссийской дистанционной олимпиады, что усиливает мотивацию и формирует позитивное отношение к предмету, сертификат становится страницей портфолио достижений учащегося.

Мы также знаем, что самой любимой формой работы с тематическим материалом для детей, конечно же, является игра и праздник.  Мы с коллегами решили, что, стоит дать ребятам возможность прожить тот или иной праздник, который принято отмечать в Германии. Таким образом, в нашей школе стали традиционными праздники-уроки и уроки-праздники в День Святого Мартина, День святого Николая, в Рождество и на Пасху. Подготовка к этим праздникам и  их проведение для ребят всегда особое событие. А с рассказом про День Святого Мартина наши учащиеся вышли даже за рамки нашей школы и несколько лет подряд проводили это мероприятие не только для учащихся нашей школы, но и для учащихся нашего микрорайона в центральной библиотеке Калининского района.

frol-statja-19

Как я уже говорила, все наши коллеги систематически повышают свою квалификацию, посещая различные курсы, семинары, мастер-классы как очно, так и дистанционно. Они охотно делятся полученными знаниями с коллегами, за счет чего процесс обучения всего коллектива кафедры идет непрерывно. В нашем коллективе есть эксперты ОГЭ и ГИА, которые ежегодно обучаются и подтверждают свою квалификацию в этой области – это Колобова Ольга Николаевна и Суботович Ирина Алексеевна.

Учителя учатся всегда - по своей предметной области и новым технологиям, в Санкт-Петербурге и за рубежом. В 2013-2014 учебном году все педагоги посетили семинары повышения квалификации, посвященные DSD 1 и DSD 2, проекту-конкурсу "Jugend debatiert". Стажировку в Германии и Австрии прошли Ирина Алексеевна Суботович, Екатерина Анлреевна Шарикова и я, Ольга Николаевна Фролкина.

Учебную работу в классе дополняют платные и бесплатные кружки, которых много и которые с удовольствием посещают наши ученики. Есть кружки для учеников начальной, основной и старшей школы, соответствующие их возрасту  и потребностям, например (страницы кружков на сайте школы):

В 2005  году я  разработала программу для  кружка, который адресован самым маленьким, ученикам первых классов, это Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких.

Кружок пользуется популярностью, ежегодно формируются  4 группы, а в некоторые годы  - до 7 групп.

С 2011 года в своей работе я использую дополнительную учебную коммуникацию через закрытую тематическую группу ВКонтакте. В связи со спецификой возрастной группы речь не идет о полноценном "смешанном обучении" (blended learning), а об активном подключении технологии сетевого сопровождения, тем самым,  в обучение вовлекаются третьи участники образовательного процесса - родители первоклассников.

Подробно о   группе сетевого сопровождения,    работах моих учеников и наших общих достижениях я рассказывала в своем докладе "Организация сетевого взаимодействия с помощью создания целевых групп ВКонтакте"  на педагогической конференции "Информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности педагога" 15 мая 2012 года; доклад и видеозапись размещены в материалах конференции на сайте школы  [7],  [8].

Работа в кружках – это деятельность, в которую каждый учитель вносит свое видение мира, свою особую ноту. Подробнее об этом Вы сможете прочитать в статье Майи Анатольевны Васильевой.

Еще один аспект работы – активное подключение к преподаванию современных технологий и сетевых сервисов. 

Дарья Владимировна Рыкова работает в нашей школе только второй год, но является одним из активных участников всей нашей деятельности, она очень активно посещает различные курсы и серьёзно занимается вопросом интеграции  инновационных технологий в практику преподавания немецкого и английского языков в общеобразовательной школе.

На сайте есть двуязычный раздел, в котором можно посмотреть всю структуру нашей учебной, внеклассной и проектной работы, связанной с углубленным преподаванием немецкого языка в нашей школе:

Хотелось бы отметить, что наш билингвальный раздел   "Мы учим немецкий язык / Wir lernen Deutsch"  - единственный в своем роде, больше ни на одном сайте вы не встретите ни подобного раздела, ни такого блога. Это полный обзор актуального состояния нашей работы, это наша хроника с 2008 года.

Вообще весь раздел имеет  методическую направленность (учитель просто может  взять оттуда материал и использовать его на уроках)  и практическое значение – у всех посетителей всегда есть возможность ознакомиться с материалом на 2 языках, обогатить свой словарный запас и расширить свои знания - языковые и межпредметные. Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранных языков, играет большую роль в развитии личности 21 века.

Вот вкратце всё о тех методиках и практиках, которые применяем мы в своей урочной и внеурочной деятельности, чтобы у нас была возможность воспитать учащегося,  отвечающего новым требованиям, выпускника, который сможет проявить себя в полной мере в будущем.


Литература и источники 

[1] Приказ от 06 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" / Web-адрес документа -  http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html

[2] Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года> -  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ © КонсультантПлюс, 1992-2014

[3] Страница Пресса и награды / PresseundAuszeichnungen - http://schule72spb.ru/deutsch/presse.html.

[4] Виртуальный выставочный зал "Диалог культур" - http://vystavki.schule72spb.ru/

[5] Denglisch / Die Nottinghamer Rundschau. Veröffentlicht am 29. November 2013 von admin in Kultur. URL http://nottinghamerrundschau.co.uk/wp/denglisch/

(Изображения - http://nottinghamerrundschau.co.uk/wp/wp-content/uploads/2013/11/denglisch-199x300.jpg ; http://nottinghamerrundschau.co.uk/wp/wp-content/uploads/2013/11/bleib-cool-und-sprich-denglisch-257x300.png )

[6] Фролкина О.Н., Халемская Ю.Г. Организация и сопровождение участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах центра “Снейл” /  - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-olga-nikolaevna-khalemskaya-yuliya-gennadevna-organizatsiya-i-soprovozhdenie-uchastiya-shkolnikov-v-distantsionnykh-olimpiadakh-i-konkursakh-tsentra-snejl

[7] Материалы педагогической конференции "Информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности педагога" 15 мая 2012 года http://schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/oer20120515.html.

[8] Фролкина О.Н. "Организация сетевого взаимодействия с помощью создания целевых групп ВКонтакте" в формате презентации http://schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/ppt20120515/04-frolkina-2012-0515.ppt.

Дополнительная информация