Фролкина О.Н. Повышение мотивации младших школьников к изучению немецкого языка посредством знакомства с культурой и традициями стран изучаемого языка
- Подробности
- Категория: Выпуск 11
- Опубликовано 15.05.2023 03:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 145
Фролкина Ольга Николаевна,
учитель немецкого языка
Повышение мотивации младших школьников к изучению немецкого языка посредством знакомства с культурой и традициями стран изучаемого языка
Мотивация играет важную роль в любой деятельности как ребёнка любого возраста, так и взрослого человека. Её роль и значение для общего развития школьника и формирования его личности сложно переоценить. Начиная с начальной школы, учителю любого иностранного языка нужно стремиться к поиску средств, которые бы привлекали ученика, стимулировали его желание изучать новое, активизировали его способности, поддерживали интерес к изучению языка.
На начальном этапе обучения вся организация педагогического процесса должна обеспечивать создание мотивов учения.
В самом общем виде мотивация - это “внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении” [1]. Принято говорить о положительной и отрицательной, внешней и внутренней мотивации.
В психологии в объём понятия “мотивация” включают “побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных” [2].
В специальной литературе в фокус определений мотивации смещаются разные аспекты. Например, в сфере управления и менеджмента мотивация трактуется как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности… …и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [3].
В области педагогики, говоря об учебной мотивации, акцентируют не столько целевой аспект, сколько процессуальную и инструментальную стороны, способы поиска и формирования мотивации. “Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования” [4].
Педагоги и психологи отмечают специфику в характере и ресурсах формирования учебной мотивации у младших школьников: “Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе” [5].
Именно поэтому апелляция к эмоциональной сфере приобретает особое значение при работе с младшими школьниками. Ни для кого не секрет, что эмоции играют значимую роль в нашей жизни, именно они делают нашу жизнь яркой, а события запоминающимися. Представьте себе, что однажды вы проснётесь и перестанете испытывать эмоции, какой будет ваша жизнь? Захочется ли вам вставать с кровати и что-либо делать? Многие пытались это представить, а авторы таких фильмов, как «Последняя любовь на земле», «Эквилибриум» и «Слепота» дали нам возможность это увидеть. Если эмоции будут отсутствовать в нашей жизни, то жизнь станет однообразной, черно-белой, а может даже не имеющей смысла.
Эмоции, мышление и речь тесно связаны друг с другом, и, как показывают психологические исследования, мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов. Часто именно эмоции становятся у человека толчком к речевой деятельности.
Считается, что первая точка соприкосновения эмоций и речи – это овладение интонацией. Именно ей ребёнок овладевает в первую очередь. Он может не произносить ни слова, но в точности передать интонационный рисунок услышанного. Таким образом, ещё на довербальном уровне ребёнок учится распознавать и воспроизводить различные эмоциональные состояния. Самыми сильными эмоциями считаются – страх, гнев, радость и печаль.
Кандидат психологических наук Киселева М.А. утверждает, что эмоциональная сфера важна для человека уже в младенчестве, и у детей, чьи матери страдали постродовой депрессией, наблюдается отставание как в общем развитии, так и в речевом [6].
Еще Л.С.Выготский писал о важности учёта эмоциональных факторов при изучении речемыслительной деятельности: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» [7].
На раннем этапе обучения иностранным языкам от степени вовлечения эмоциональной сферы учащихся в процесс обучения во многом будет зависеть реализация целей обучения. Эмоциональная реакция на учебную деятельность будет одним из главных компонентов в формировании мотивации у школьников к дальнейшему изучении любого предмета, а вовлечение эмоциональной сферы в речевую практику на иностранном языке будет также развивать фантазию и воображение, способствовать запоминанию.
Л.С.Выготский также писал, что «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения….» [8].
Как уже было ранее сказано, яркие события нашей жизни запоминаются, положительно эмоционально окрашенные события могут побудить человека к действию.
Наше учебное учреждение является школой с углубленным изучением немецкого языка, поэтому на уроках иностранного языка и на занятиях по внеурочной деятельности ребята не только изучают немецкий язык, но и знакомятся с традициями Германии, Австрии и Швейцарии, совершают виртуальные экскурсии в различные города Германии, изучают главные достопримечательности этих городов. В начальной школе ребята знакомятся с самыми значимыми, яркими и традиционными праздникам Германии.
Учащиеся нашей школы изучают немецкий язык со второго класса, и уже в ноябре пятиклассники приходят к второклассникам с рассказом о Святом Мартине и Шествием с фонариками. Пятиклассники на двух языках рассказывают ребятам, кто такой Святой Мартин, почему в честь него появился праздник, каким образом с ним связано шествие с фонариками, какие блюда принято готовить к Дню Святого Мартина в Германии, и даже о том, как можно сделать фонарик - Laterne, чтобы поучаствовать в шествии. Пятиклассники приходят в классы не с пустыми руками, а с самодельными зажжёнными фонариками, эффектно появляясь в полумраке кабинета, сопровождая шествие пением.
Такое событие вряд ли может оставить кого-то равнодушным.
Нужно отметить, что и для пятиклассников это мероприятие имеет большое значение и является мотивом для дальнейшего изучения немецкого языка, так как сценарий и все детали праздника каждая группа готовит самостоятельно. Они только-только сами закончили начальную школу, всего пару месяцев отучились в средней школе и вот уже отправляются «учить» малышей.
В декабре, в День cвятого Николая (Nikolaustag) второклассники узнают разницу между Святым Николаем (St.Nikolaus) и немецким Дедом Морозом (Weihnachtsmann), знакомятся с основными символами Рождества, встречаются со Святым Николаем и получают от него сладкие подарки. Такое мероприятие становится ярким событием для всех его участников. Одно дело учить на уроках ответы на вопросы, песни, стихи и танцы, и совсем другое - исполнять все это для Николауса, который, к тому же, появляется не один, а в сопровождении Рупрехта (Knecht Ruprecht). Кнехт Рупрехт, спутник Святого Николая в немецком фольклоре – страшный персонаж, который приходит к непослушным и ленивым детям, даёт им бесполезные, уродливые вещи, такие как куски угля, палки и камни. В первые минуты большинство второклассники, конечно, испытывает страх, но потом они с удовольствием отвечают Рупрехту на вопросы, а сладкие подарки становятся неожиданным сюрпризом.
Роли Николауса и Рупрехта исполняют старшеклассники, и для них это тоже значимое событие, дающее мотивацию для дальнейшего изучения и совершенствования знаний иностранного языка.
Следующий праздник, с которым знакомятся второклассники – это Пасха. В этот праздник малыши не только участвуют в различных традиционных играх, но сами изготавливают украшение, которым потом могут украсить свой кабинет и сделать ещё одно для дома.
26 ноября в России празднуется День Матери. И хотя этот праздник отмечается в Германии только в мае, учащиеся третьих классов узнают о его традициях на внеурочных занятиях уже в ноябре, чтобы успеть сделать для любимой мамы открытку, подписать её на немецком языке, а также сделать плакат для всех мам.
В декабре третьеклассники более подробно изучают Рождественские традиции, сравнивают их с известными им российскими традициями празднования Рождества. На уроках они учат самые известные рождественские песни, знакомятся с традиционными Рождественскими блюдами, участвуют в квесте, расширяя свой словарный запас по этой теме. А в конце устраивают «битву снежками».
В четвёртом классе ребята знакомятся в Праздником урожая и Масленичным карнавалом, а также продолжают активно углублять знания по уже известным праздникам и традициям, так как данные мероприятия являются для детей сильно эмоционально окрашенными.
Учителя стараются сделать мероприятия, посвященные традициям и праздникам, максимально яркими и запоминающимися, и именно это способствует повышению мотивации школьников к дальнейшему изучению немецкого языка, а также активному усвоению лексики. Для того, чтобы пассивный словарный запас превратился в активный, необходимо систематически использовать лексику в собственной речи, а также повторять слова интервально. Благодаря изучению праздников и традиций Германии в вышеперечисленных формах мы активизируем их словарный запас и повышаем мотивацию младших школьников к дальнейшему изучению немецкого языка.
Литература и источники
[1] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.01.2023. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH7c502311983e879124187c
[2] Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998
[3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М. Магистр.2018
[4] Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Москва, 2009. [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.01.2023. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2804
[5] Лебедева Л.А. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Студенческий научный форум - 2014. [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.01.2023. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005105
[6] Кисилёва М.Г. Роль материнской депрессии в психическом развитии детей раннего возраста.// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т.6.
[7] Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.: Лабиринт, 1999.
[8] Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.1982.
Ссылка для цитирования:
Фролкина О.Н. Повышение мотивации младших школьников к изучению немецкого языка посредством знакомства с культурой и традициями стран изучаемого языка // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-o-n-povyshenie-motivatsii-mladshikh-shkolnikov-k-izucheniyu-nemetskogo-yazyka-posredstvom-znakomstva-s-kulturoj-i-traditsiyami-stran-izuchaemogo-yazyka