Фролкина О.Н. Из опыта работы с родителями на начальном этапе обучения немецкому языку
- Подробности
- Категория: Выпуск 8
- Опубликовано 31.05.2020 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 637
Фролкина Ольга Николаевна,
учитель немецкого языка
Из опыта работы с родителями на начальном этапе обучения немецкому языку
Считается, что маленькие дети легче и быстрее осваивают иностранные языки, не будучи обремененными проблемами мотивации и осознанного целеполагания. Они просто сталкиваются с ними, как с одним из многих новых объектов для познания. Но это ведь совсем не означает, что все дети дальше уверенно двигаются к прогрессу в полноценном владении иностранным языком. Что же можно сделать, чтобы успехи, достигнутые на первых этапах, обрели уверенное продолжение? Кто и какими средствами может пробудить сознательный интерес, который в сочетании с дисциплиной и самостоятельностью позволит ребёнку достичь своего индивидуального максимума?
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.
Напомним, что ещё Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:
- младенцы - непосредственно эмоциональное общение;
- раннее детство - манипулятивная деятельность;
- дошкольники - игровая деятельность;
- младшие школьники - учебная деятельность;
- подростки - социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;
- старшеклассники - учебно-профессиональная деятельность [1].
Границами младшего школьного возраста принято считать возраст детей от 6-7 лет до 9-10, что совпадает с периодом обучения в 1-4 классах начальной школы. Обучение в начальной школе в основном направлено на всестороннее развитие ребёнка, на овладение им универсальных учебных действий, которые необходимы для дальнейшей успешной деятельности.
У детей младшего школьного возраста есть выраженные психологические особенности мышления и восприятия. Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так, если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо [2].
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей [3].
При обучении маленьких также необходимо учитывать особенности памяти младшего школьника. Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации.
По времени сохранения материала память бывает:
- мгновенная;
- кратковременная;
- оперативная;
- Долговременная.
По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору память делится на:
- Двигательную;
- Слуховую;
- Зрительную;
- Обонятельную;
- Осязательную;
- Эмоциональную и др.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала можно выделить: произвольную и непроизвольную память [4].
Память учащихся младшего школьного возраста, по мнению психологов, во многом зависит от интереса к объекту изучения, области знаний или предмету, а также от эмоциональной составляющей. Без специального обучения младшие школьники не используют рациональных приёмов и при заучивании наизусть. Они не используют комбинированное повторение (в целом виде и по частям) при заучивании правил. Дети запоминают правило лишь в целом, поэтому и понимают хуже. Это приводит к механическому запоминанию.
Профилактика проблем в учебе ребёнка - дело общее, семьи и школы. Поэтому чтобы определить, будут ли у ребёнка сложности при изучении иностранных языков, нужно проанализировать следующее:
? Все ли звуки родной речи у ребёнка поставлены и автоматизированы? Автоматизация очень важна, так, если звуки родной речи не автоматизированы, при тренировке произношения иноязычных звуков, может пострадать произносительная сторона родной речи.
? Хорошо ли развита память у ребёнка? Проверить родители могут это очень простым способом – просто попробовать выучить с ребёнком стихи, при этом обратить внимание не только на то, сколько это займет времени, но и на то, как надолго ребёнок запомнит стихотворение (возможности кратковременной и долговременной памяти). Хорошо также, если стихотворение не будет слишком простым и будет иметь несколько сложных и/или незнакомых слов.
? Как обстоит дело у ребёнка со слухом в целом? Проверить это тоже несложно. Достаточно послушать с ребёнком незнакомую песню на родном языке и узнать, что он из нее понял, какие строчки (возможно) запомнил.
? Насколько развит фонематический слух? Для изучения иностранного языка эта сторона речи очень важна, так как ребёнку будет необходимо не только услышать слова на иностранном языке, но и правильно их воспроизвести. Родителям я предлагаю произнести своему ребёнку несколько слов на любом иностранном языке и попросить ребёнка воспроизвести услышанное.
? Как обстоит дело с произносительной стороной речи? Произносительная сторона речи включает в себя интонацию, мелодику речи, ритм речи, темп речи и логическое ударение. Если у ребёнка, например, логоневроз – нарушение плавности и темпа речи в виде задержки, изменения, повторения или удлинения отдельных звуков, слогов и слов, то, вероятнее всего, у ребёнка будут сложности с произношением, а также изучение иностранного языка может привести к ухудшению в родном языке.
? Ровное ли у ребёнка речевое дыхание? Если у ребёнка есть нарушения в речевом дыхании, то, скорее всего, у него будут проблемы с чтением как на родном, так и на иностранном языке.
? Есть ли у ребёнка проблемы с письменной стороной речи, например, была ли поставлена дисграфия? Если у ребёнка есть такие проблемы в родной речи, то, скорее всего, при изучении иностранного эти проблемы будут усугубляться. Нередко у детей возникают серьезные проблемы не только в написании иностранных слов, но, и как результат неумения разграничить 2 языка, усугубляются проблемы в родном языке (например: в написании слов родной речи появляются буквы из изучаемого иностранного, или наоборот – ребёнок пишет русскими буквами иностранные слова).
Каждый год в нашей школе проходят дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников. Обычно после рассказа о нашей школе и подробного рассказа о том, как организуется обучение иностранным языкам в школе с углубленным изучением иностранного языка, и о том, на что следует обратить внимание, родители задают большое количество вопросов. В настоящее время отбора и тестирования при приеме в школу не проводится, и в школу принимаются все желающие. Родители часто спрашивают, будут ли трудности в изучении иностранных языков у детей, имевших проблемы с речью до школы. Если ребёнку были поставлены такие диагнозы как логоневроз, дислалия, дизартрия, алалия, дисграфия и т.д. и они не были сняты до школы, то это повод для родителей задуматься, стоит ли отдавать своего ребёнка в школу, где ему придется изучать 2 иностранных языка, при этом изучение первого иностранного начнется уже во втором классе. Детям с такими диагнозами даже родной язык дается с трудом, а изучение иностранного языка лишь усугубит ситуацию и создаст для ребёнка стрессовую обстановку. Если ребёнок в начальной школе не находится в ситуации успеха, то уже на этом этапе может полностью отсутствовать мотивация к учению, а в этом не заинтересованы ни учителя, ни родители в первую очередь.
Уже много лет я веду кружок для первоклассников "Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких в игровой форме", предназначенный для первоклассников.
Данная программа имеет социально-педагогическую и культурологическую направленность и может быть предложена в качестве предшествующего, дополняющего основной курс обучения иностранному языку с целью расширения рамок школьной программы. Учебный план не предполагает изучение иностранного языка с первого класса, поэтому данная программа целесообразна именно как вводная, она также напрвлена на развитие внимания, памяти и моторики обучающихся.
Цель программы - создание условий для формирование межкультурной компетенции- способности понимать и уважать особенности иноязычной и собственной культур, а также расширение кругозора обучающихся, приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка, знакомство обучающихся с основами изучаемого языка, поддержание интереса к изучению немецкого языка в дальнейшем.
Задачи:
-
развить мотивацию к предмету в повседневном языковом пространстве;
-
развить коммуникативные умения обучающихся в различных видах речевой деятельности: говорении и аудировании;
-
развить навыки иноязычной монологической и диалогической речи обучающихся;
-
развить культуру речи обучающихся;
-
формировать компенсаторные умения, направленные на реализацию иноязычного общения вербальными и невербальными способами;
-
формировать представление о портрете страны изучаемого языка. [5]
Работая в начальной школе, я стараюсь максимально контактировать с родителями, чтобы снять сложности уже на первом этапе обучения немецкому языку, как у детей, так и у родителей. Для этого я не только подробно записываю с детьми все, что необходимо знать, но и подробно расписываю домашние задания для родителей. Также я еженедельно провожу консультации не только для своих учащихся, но и для их родителей, которые, нужно отметить, последние посещают с большим энтузиазмом.
О рекомендуемых дома упражнениях и приёмах см. также в методическом материале в моем портфолио [6].
Для упрощения коммуникации с родителями каждый год вот уже 9 лет я создаю закрытые группы в социальной сети «ВКонтакте». В этой группе я не только выкладываю домашние задания, но и краткое содержание занятий, полезные видео- и аудио материалы. Учитывая, что многие родители не изучали немецкий язык или уже забыли его со школьной скамьи, я стараюсь подробно описывать все, что мы делаем. На начальном этапе работы от родителей часто поступали просьбы, писать «произношение» немецких слов русскими буквами, чтобы им было проще проверять знание слов. Теперь я обязательно указываю «произношение» с новыми словами. В результате бесед с родителями, я выяснила, что большинство детей не только помнит слова с занятий, но и поправляет родителей в их произношении. Родители задают много вопросов по поводу того, как они могут помочь ребёнку в изучении иностранного языка. И я всегда отвечаю, что самый простой вариант – учить язык вместе. Я всегда разрешаю всем желающим родителям посещать занятия вместе с ребёнком, если у них есть на это возможность.
Даже посетив 2-3 занятия, родители говорят о том, что им стало многое понятно, особенно в плане произношения и того, на что следует обращать особое внимание.
Группа также помогает получать обратную связь от родителей и совершенствовать мой курс. С каждым годом все больше родителей присоединяется к таким группам.
В этом учебном году мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. У меня 6 классов начальной школы - это параллель из 3 вторых классов и 3 четверных классов. Организацию обучения детей мне пришлось делать через родителей и я создала группы в социальной сети вконтакте, так как это была самая изученная среда для большинства родителей. Это дало мне возможность не только проводить сами уроки,поддерживая тесный контакт с родителями, но и консультировать их по вопросам изучения немецкого языка. В результате этого тесного контакта нам удалось совместно найти наиболее подходящие методы обучения практически для каждого ребёнка и обеспечить индивидуальный подход практически к каждому из 60 детей. Некоторые мои вопросы приводили родителей в замешательство, и мы вместе искали на них ответы. Например, когда родители говорят о том,что дети плохо запоминают слова, то первое, что я обычно у них спрашиваю, это как ребёнок запоминает быстрее всего (какой тип памяти развит лучше всего). Так вот, приблизительно 70% родителей не смогли мне ответить на этот вопрос, и мы выясняли это опытным путем, используя различные упражнения.
Мне удалось также показать родителям возможности таких обучающих платформ как LearningApps и Quizlet, на которых есть не только различные игровые упражнения разного уровня, но возможность проверки полученных знаний без учителя.
Ни для кого не секрет, что мотивация играет огромную роль в обучении, особенно в обучении младших школьников. Задача учителей и, конечно же, родителей - это создание и поддержание мотивации на протяжении всего обучения. Мы знаем,что долгосрочные перспективы не имеют для ребёнка начальной школы никакой значимости. Говорить ему о том, что это пригодится ему через ХХХ лет, и надеяться, что это его замотивирует и он начнет учить какой-то предмет - бессмысленно. Самая лучшая мотивация для ребёнка - поддержка и пример родителей и учителей. Мы можем научить их учиться, показать, как это можно делать проще и быстрее.
Именно это я стараюсь донести до родителей, показать им способы, как они могут помочь своим детям развивать речь, память, логику, моторику, мышление. И только совместная работа учителей и родителей сможет дать хороший результат.
Литература и источники
[1] Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный, электронный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 90-92. [Электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2020. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/
[2] Арскиева З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-verbalno-logicheskogo-myshleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
[3] Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] : научное издание / А.З. Зак. - М. : Просвещение, 1994. - 318 [Электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2020. URL: http://lib.omgpu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=Зак, А. З.
[4] Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов — СПб: Питер, 2001 — 592 с. [Текст], [Электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2020. URL: https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/#o
[5] Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких. Рабочая программа. // Официальный сайт ГБОУ СОШ №72 Калининского района СПб. [Текст], [Электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2020. URL: http://schule72spb.ru/admin/rab-progr-2019-2020/platnyje-uslugi/nemeckij-v-igrovoj-forme.pdf
[6] Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких. О.Н.Фролкина. Портфолио // Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/didakticheskie-materialy/nemetskij-yazyk-dlya-samykh-malenkikh-v-igrovoj-forme
Ссылка для цитирования:
Фролкина О.Н. Из опыта работы с родителями на начальном этапе обучения немецкому языку//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-o-n-iz-opyta-raboty-s-roditelyami-na-nachalnom-etape-obucheniya-nemetskomu-yazyku