Емалетдинова Т.В., Зимина П.В. Обучение иностранному языку детей с нарушениями речи: обзор подходов и практические рекомендации

Емалетдинова Татьяна Владимировна,
учитель немецкого языка,
Зимина Полина Валерьевна,
учитель немецкого языка

Обучение в школе иностранному языку детей с нарушениями речи. Обзор подходов и практические рекомендации


Почему одни дети учатся легко и с удовольствием, а другим учеба дается с большим трудом и воспринимается ими как непосильная нагрузка? Только ли в воспитании и наследственности тут дело? Даже взрослый человек делает охотно то, что хорошо получается и доставляет удовольствие. Тем более это верно, если речь идёт о ребёнке. Давно известно, что причины нелюбви к обучению лежат зачастую в области нарушения речи. Среди причин возникновения нарушений речи у детей специалистами называются такие, как сложная беременность, родовые травмы, ослабленное здоровье матери, курение во время беременности, низкий балл по Апгар, заболевания в первый год жизни, наследственные нарушения речи и другие. Нарушения речи могут являться следствием изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

В последние десятилетия неуклонно растет интерес к изучению иностранных языков. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение иностранного языка, начиная со 2 класса. Но вместе с тем, с каждым годом растет количество детей, имеющих разного рода проблемы в речи и нуждающихся в помощи специалистов. По статистике от 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в обучении, причем для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка речевого развития.

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: развитием фонематического слуха, формированием произносительных навыков, ростом словарного запаса, овладением правилами синтаксиса. На формирование речи ребенка оказывает влияние речь окружающих его людей, воспитание и обучение.

Речевые нарушения подробно описаны в "Хрестоматии по логопедии (извлечения и тексты)". Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи:
● Звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков);
● Фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова);
● Лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).

Различают следующие виды нарушений устной речи:

● дисфонию – расстройства голоса,
● дислалию – нарушение звукопроизношения, фонематическое нарушение слуха, т. е. способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы.
● брадилалию - патологически замедленный темп,
● тахилалию – патологически ускоренный темп,
● заикание – нарушение темпо-ритмической организации, ринолалия (гнусавость) - нарушение тембра и звукопроизношения, дислалия – нарушение звукопроизношения,
● дизартрию – нарушение происносительной стороны речи, алалия – системное недоразвитие речи,
● афазию – системное нарушение (распад) речи.

К нарушениям письменной речи относятся:

● дислексия (алексия) – расстройство процесса чтения,
● дисграфия (аграфия) – расстройство процесса письма. [1]

Именно последние два нарушения чаще всего встречаются у детей, которые обучаются в обычных общеобразовательных школах. Учащиеся с проблемами речи испытывают трудности не только в овладении письмом, чтением, счётом, но и в усвоении и понимании текстов и логическом мышлении, прежде всего, на родном языке. При изучении иностранного языка эти проблемы проявляются еще острее.

Несомненно, такие дети требуют при обучении особого подхода, учитывая, что они посещают обычные уроки в обычных общеобразовательных школах. К сожалению, школьная программа не учитывает их особенностей. Несмотря на это огромное число педагогов все же включает в учебный процесс методики, облегчающие детям с нарушениями речи путь преодоления трудностей самого сложного для них начального периода обучения.

Какими психологическими особенностями обладают такие дети? Как проявляются их речевые проблемы в процессе учения?

Ученики с нарушениями речи проявляют себя с самого начала обучения в школе. Они испытывают трудности в овладении чтением и письмом, отличаются низкой познавательной активностью. Многие имеют неразборчивый почерк с неровными буквами, они не соблюдают строчку, в словах меняются местами слоги, в тетрадях много исправлений. При чтении вслух они переставляют буквы и слоги местами, для них характерен низкий темп чтения, прочитанный материал плохо усваивается. Таким детям трудно ровно и спокойно сидеть во время занятий, правильно держать карандаш и ручку при письме, следить глазами по строке, видеть слово целиком. Им свойственны также слабая выносливость к монотонному труду, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, неорганизованность, склонность к нарушениям дисциплины вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности, ослабленная память, а также нарушение психических процессов - неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость.

Понятно, что с такими же проблемами сталкиваются ученики и при изучении иностранного языка. Если на родном языке дети с дислексией могут читать, хоть и в низком темпе, то с иностранными языками проблема стоит более остро. Однако специалисты считают, что при правильном подходе к коррекции дислексии и использовании определенных методов преподавания все трудности можно преодолеть. Дислексия является особенностью функционирования мозга, вызванной рассогласованной работой двух полушарий. Именно левое полушарие отвечает за анализ, логику, математическое мышление, последовательность обработки информации и языковые способности, в том числе речь, письмо, чтение, запоминание чисел, букв и их написание. См. об этом подробно в статье Татьяны Гогуадзе, учителя-дефектолога [2].

Для развития левого полушария мозга и, соответственно, улучшения навыков чтения и письма необходимо создание новых нейронных связей. Как же способствовать этому на уроках иностранного языка?

Как правило, уже в первом классе родителям детей с нарушениями речи и вытекающими отсюда проблемами в обучении рекомендуется прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основе выписки ПМПК узкие специалисты школы разрабатывают адаптивную программу на ученика с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Создаются специальные условия для получения образования (например, особый режим оценивания). Но как быть, если дети с нарушениями речи учатся в обычных образовательных школах и школах с углубленным изучением иностранного языка и не имеют официального статуса детей с ОВЗ?

Известно, что основными подходами в обучении детей с ОВЗ являются дифференцированный и деятельностный, которые предполагают учет особых образовательных потребностей этих учащихся. Они устанавливаются в соответствии с уровнем их речевого развития. Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, который учитывает типичные индивидуальные различия обучающихся. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Дифференцированный подход строится согласно учёту особых образовательных потребностей обучающихся с таким видом речевого нарушения, которые определяются согласно уровню речевого развития, характеру нарушений формирования речевой функциональной системы и определяются в непосредственной форме по возможностям освоения общеобразовательной программы обучения. Дифференцированный подход в обучении позволяет создавать ситуацию успеха для таких учеников и повышать мотивацию к изучению языка. Следовательно, необходимо учитывать вышесказанное и использовать названные подходы в работе с такими учениками.

Следует учитывать, что готовность к изучению иностранного языка у детей с ОВЗ снижена. Это обусловлено сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания. В то же время, иностранный язык является одним из учебных предметов, целью которого является формирование коммуникативной компетенции ученика, расширение кругозора и воспитание уважения к культуре и традициям страны изучаемого языка. См. об этом подробнее [3].

Что говорят педагоги-практики? Каково, по их мнению и опыту, воздействие изучения иностранного языка на детей с проблемами речи? Некоторые учителя начальной ступени обучения отмечают заметное улучшение усвоения детьми с овз материала по родному языку в дни, когда в расписании есть уроки иностранного языка. Другие, напротив, отмечают, что, несмотря на общее развивающее значение изучение иностранного языка является для детей с нарушениями речи дополнительной нагрузкой, оказывающей негативное влияние на их самочувствие. Т. е. в дни, когда в расписании есть урок иностранного языка, они сильно устают, снижается общая работоспособность. Однако положительное влияние видно в долгосрочной перспективе: заметно коррекционное воздействие обучения детей, совершенствуются все стороны родной речи, т.е. расширяется словарный запас, улучшается диалогическая и монологическая речь детей, совершенствуется фонематический слух, также повышается самооценка, уровень осведомленности, улучшается слуховая и визуальная память, воображение и умение обобщать. Изучение иностранного языка позволяет улучшить произносительную сторону речи в родном языке, позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал, и, таким образом, способствовать формированию гармонично развитой личности ребенка, его общих и языковых способностей, более прочному усвоению иностранного языка при дальнейшем его изучении [4].

Какие методы в обучении иностранному языку помогут детям с ОВЗ и проблемами речи преодолеть сложности при обучении чтению, письму, усвоению фонетического строя и говорению на иностранном языке?

На начальной ступени обучения очень важно использование игрового подхода. Элементы игры воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, позволяя ему естественным образом впитывать новые языковые знания, обучаться основам фонетики и грамматики, копить базовую лексику и расширять свой кругозор через творчество. В. И. Селиверстов в своем труде "Игры по формированию правильного звукопроизношения у детей" приводит множество примеров игр, которые направлены на формирование звуков русского языка [5]. Современные учебные комплекты для изучения иностранных языков в школе также предлагают ряд аналогичных звуковых тренировочных игр и упражнений. Например, УМК "Вундеркинды плюс" [6].

Это могут быть театрализованные или сюжетно-ролевые игры (например, "В магазине", "В музее", "Узнай дорогу"), которые развивают речь, произношение, расширяют словарный запас, развивают творческий потенциал и коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, корректируют поведение, придают уверенность в себе. Также необходимы лексические игры. Они тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.

По мнению специалистов, чтобы ребенок с логопедическими проблемами, начал успешно осваивать иностранный язык, ему необходимо находиться под его значительным воздействием. Это значит, что помимо занятий в школе полезно также слушать песенки на иностранном языке, смотреть мультфильмы, повторять слова, разыгрывать небольшие сценки с использованием игрушек.

Понятно, что детям с речевыми проблемами трудно овладеть всем спектром грамматических, синтаксических, фонетических явлений иностранного языка. Поэтому основной целью изучения иностранных языков для детей с нарушениями речи может стать развивающая. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, восприятие, мышление, кругозор.

Сложные конструкции такие ученики усваивают с большим трудом. Возможно, следует проводить такую работу лишь с целью ознакомления, при этом использовать дифференцированный подход. То есть при составлении самостоятельных и контрольных работ учитывать возможности этих учеников и включить задания меньшей сложности, посильные для получения положительных отметок.

При работе над произношением необходимо проводить тренировочные упражнения на развитие фонематического восприятия звуков языка и их правильную артикуляцию. Полезно каждый урок начинать с "фонетической разминки" - подготовки речевого аппарата к "говорению" на иностранном языке.

Необходимо также уделять внимание развитию мелкой моторики. Например, использовать задания, в которых предлагается закрасить элементы рисунка или элементы с определенной буквой или буквосочетанием, заштриховать их. Полезны также диктанты, когда ребенок не записывает слово, а изображает его. Интегрированные уроки также помогут развить мелкую моторику. Это могут быть уроки иностранного языка и технологии, изобразительного искусства, музыки.

Ученики с нарушениями речи допускают большое количество ошибок не только при письме, но и в устной речи и при чтении. Возможно, стоит не исправлять многочисленные ошибки, а удовлетвориться тем, что ребенок смог составить предложение, пусть даже неправильное грамматически. Главное, чтобы ребенок мог и хотел донести мысль. И задача педагогов помочь ему в этом. Следует позитивно реагировать на работу такого ученика. Заинтересованность ребенка необходимо поддерживать. Поэтому одним из главных условий становится установление комфортного и благоприятного психологического климата на уроке, следует избегать ситуаций стресса и боязни допустить ошибку.

В нашей практике обучения детей в школе с углубленным изучением немецкого языка дети с нарушениями речи в последние годы не редкость. Поэтому опираясь на опыт коллег-педагогов и специалистов-логопедов, мы последовательно применяем методики и приёмы, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные и отвечающие общей задаче развития детей. Существует множество упражнений, полезных в работе с такими детьми. Они и на русском языке, и на иностранном приблизительно одинаковые. Важно для учителя – подобрать метод, вид упражнения, игру, которые правильно сработают в данный момент. Ниже мы приводим примеры видов упражнений, игр и заданий, которые можно использовать при обучении чтению и письму, аудированию и говорению в начальной школе.

Хорошо зарекомендовали себя игры, упражнения и работа с музыкой, о которых пойдет речь ниже.

Грамматические игры

Ich und du / Я и ты

Игра направлена на закрепление личных окончаний глаголов. Дети встают в круг, учитель называет глагол. Учащиеся, поворачиваясь лицом друг к другу, должны сначала показать рукой на себя и произнести Ich singe (Я пою), затем на соседа и произнести Du singst (Ты поёшь). Затем две пары поворачиваются спинами друг к другу и образуют новые пары и произносят аналогичные фразы с другими глаголами.

Wer ist das? / Кто это?

Один ученик из класса встает. Другой ученик выходит вперёд и отворачивается. Отвернувшийся ученик пытается отгадать, кто встал и спрашивает: Ist das Ira? Ist das Artjom? Если он не отгадывает, остальные ученики говорят: Nein, das ist nicht Ira. Игра помогает закрепить порядок слов в вопросительном предложении без вопросительного слова.

image001

С большим удовольствием играют ученики в парах с использованием раздаточного материала. Это могут быть карточки-домино для повторения спряжения глаголов, существительных с определенным артиклем, тренировки порядка слов в предложении.

image002

Фонематические игры

Дети встают в круг. Учитель находится в центре, включает аудиозапись и сопровождает декламацию движениями:


Wir sind Kinder (двумя руками показать на себя)
und wir leben hier. (развести руками, показывая вокруг себя)
Wir reisen (потопать ногами)
und spielen. (имитировать игру в мяч)
Ja, so sind wir! (двумя руками показать на себя)


Учитель повторяет все движения вместе с детьми, последовательно произнося каждую фразу отдельно, дети повторяют за учителем. Затем учитель вновь включает аудиозапись, класс повторяет инсценировку всего стихотворения. Эта рифмовка может стать учебным ритуалом, которым будет оканчиваться каждый урок.

Лексические игры

Повторение лексики с мячом

Дети встают в круг, учитель (затем это может быть один из учащихся) встает в центр круга и, бросая мяч, называет слово на иностранном языке или на русском. Ученики бросают мяч учителю, называя перевод слова. Цель такой игры – повторить и закрепить лексику. Таким же образом можно тренировать спряжение глаголов (ich - male, du - malst ... ), единственное и множественное число имен существительных, образование формы Partizip II глаголов и многое другое.

Игры для обучения говорению

Давно известная игра "Снежный ком" прекрасно помогает развивать память и внимание. К примеру, можно начать урок с описания погоды. Первый ученик составляет предложение "Das Wetter ist gut." Следующий повторяет это предложение и добавляет своё: "Das Wetter ist gut. Es ist warm." И так далее. Таким образом можно затренировывать монологические высказывания, повторять лексику, рассказывать о том, что делал вчера.

Так как у детей с речевыми проблемами часто плохо развита память, запоминать большое количество предложений им особенно сложно. На помощь приходят опоры, помогающие запомнить последовательность предложений, вспомнить слово, которое плохо укладывается в памяти, и просто снять страх перед сложной задачей. Например, при составлении монологического высказывания по теме "Мой друг" можно использовать такую схему:

image003

Эта схема помогает запомнить последовательность построения темы, а также заостряет внимание на трудностях - личных окончаниях глаголов. Для примера приводим получившийся текст:

1. Mein Freund heißt Jura.
2. Er kommt aus Russland.
3. Er wohnt in Sankt Petersburg.
4. Er ist 9 Jahre alt.
5. Sein Hobby ist Malen.
6. Jura spielt auch gern Fußball.
7. Wir gehen zusammen spazieren.

Разумеется, опорные слова и изображения могут варьироваться в зависимости от того, что вызывает у конкретного ученика трудности.

После многократного повторения сообщения в парах сменного состава с использованием такой опоры потребность заглянуть в неё уменьшается и затем отпадает совсем. Но нужно быть готовым к тому, что в следующий раз опора снова может пригодиться, так как долгосрочная память у детей с проблемами речи также зачастую развита слабо. В своей работе мы это учитываем и разрешаем таким детям использовать опору. Многие дети предпочитают сами составить себе такую опору. Важно, чтобы она не была перегружена материалом.

Игры и задания для обучения чтению

Буквенная зарядка (Buchstabengymnastik)

Учитель показывает карточку с буквой или буквосочетанием и произносит ритмично букву или буквосочетание, а затем и само слово. Дети повторяют за учителем, например:

I-I-I-I-I-Ich!
St-St-St-St-St-Stark
Sch-Sch-Sch-Sch-Sch-Schwach!

Такая буквенная зарядка способствует развитию фонематических навыков и навыков чтения. Такой метод рекомендуется также авторами УМК "Вундеркинды плюс" для 2 класса [7].

Наибольшие затруднения вызывает у детей с ОВЗ речевыми нарушениями при обучении чтению буквосочетания и буквы, похожие внешне и обозначающие парные звуки. Например, в немецком языке это буквы W и V и буквосочетания ei и ie,а также ch, sch и chs. Кроме того, одна буква может обозначать разные звуки в зависимости от позиции и семантики слова. Приведенные ниже упражнения помогают в тренировке распознавания таких звуков и букв. (См. Mina und Otto [8]).

image004

В заданиях предлагается отметить, какой звук слышен в слове, соединить части слова, пройдя по лабиринту (с последующей записью в тетрадь), отметить букву в строке букв, найти в слове нужный слог, отметить нужное буквосочетание.

image005

image006


Поскольку учащиеся с речевыми нарушениями даже в родном языке на письме часто не отделяют слова друг от друга, в качестве тренировки или задания на списывание полезно разделять на слова сплошной текст.

image007

Игры в команде

Работа в группе и в команде зачастую является для детей с ОВЗ и с проблемами речи непростой задачей. Многие чувствуют себя неуверенно, тем более если это не просто игра, а соревнование. Ведь нужно выполнить задание как можно быстрее и правильнее, а именно это самое трудное. И вместо того, чтобы приобрести навыки работы в команде, эти дети еще больше теряют уверенность в себе и боятся сделать ошибку. С другой стороны, польза такой работы очевидна, так как таким образом дети учатся взаимодействовать. Решением этой проблемы может стать включение в игру посильных для таких детей заданий, условие обязательного участия всех игроков и установка конкретного минимального времени выполнения задания, а не соревнование на быстроту выполнения. Возможно также объединить близких по силам ребят в одну команду, что невольно подтолкнет всех игроков к активной работе. Кроме того, в условиях игры следует сделать акцент на том, что оценивается не только быстрота выполнения задания, но и правильность.

image008

image009

Игра-праздник немецкого алфавита "Das ABC-Fest":

image010

Физкультминутки

Физкультминутки являются обязательным элементом урока в начальной школе. Тем более они необходимы детям с ОВЗ, которым смена деятельности помогает снять напряжение и переключить внимание.

image011

image012

Пальчиковое упражнение "Meine Familie". Большой палец прикасается к указательному пальчику, а затем к среднему, потом к безымянному и к мизинцу.

Meine Mutti, guten Tag!
Meine Oma , guten Tag!
Mein Vati, guten Tag!
Mein Opa, guten Tag!
Ti-ta-tag,tita-tata-tag!
Guten Tag!

Дети сжимают и разжимают пальчики обеих ладошек.

"Lustige Zahlen". Дети по очереди сгибают пальчики и считают по-немецки от 1 до 10, а затем на счёт 11-12 раскрывают ладони.

Двигательная физкультминутка.

Mit den Händen klapp, klapp,klapp,
Mit den Füssen trapp, trapp trapp,
Einmal hin, einmal her,
Rundherum, das ist nicht schwer!
Mit den Köpfchen nick,nick,nick.
Mit den Fingern tick,tick,tick,
Einmal hin, einmal her,
Rundherum , das ist nicht schwer!

Учитель называет действие, ученики его показывают. Детям очень нравится выполнять роль учителя, поэтому они с удовольствием сами выходят вперёд и командуют, называя слова по-немецки (tanzen, springen, musizieren ...). И наоборот, выходящий вперед ученик показывает действие, а другие называют его.

Для развития воображения, координации можно на этом этапе поиграть в игру "Угадай животное", "Угадай вид транспорта". Ученики изображают животное, названное учителем. Затем один ученик выходит вперёд или встаёт в центр круга и изображает животное, а другие отгадывают.

С применением игровой технологии процесс обучения детей с ОВЗ становится более успешным, так как эта технология наиболее доступна для их восприятия. Игровые задания можно успешно использовать при развитии всех речевых навыков - письма, чтения, говорения, аудирования (восприятия на слух). Игры (грамматические, лексические, дидактические, физкультминутки) помогают преодолеть главную проблему детей с проблемами речи и ОВЗ: инертность, пассивность, равнодушие к процессу обучения.

Использование музыки

Применение песен на уроке, особенно с начальной школе, способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, лучшему усвоению грамматического и лексического материала, закреплению правильной артикуляции, развитию музыкального слуха, эстетическому воспитанию.

В нашей школе сложилась своя система использования песен в учебном процессе. Они имеют тематическую привязку к времени года, праздникам, грамматическому материалу, а также к ступени обучения. Конечно, перечень песен может изменяться и дополняться. Здесь в качестве примера приводим лишь некоторые из них.

Так, например, песня "Dezember, Januar, Februar…" разучивается с наступлением зимы в 4 классе и помогает закрепить названия времен года и месяцев.

Dezember, Januar, Februar,
da kommt der Winter. Ist das Klar
Im März, April und Mai,
da kommt der Frühling. Eins, zwei, drei.
Im Juni, Juli, August,
da kommt der Sommer. Hast du´s gewußt?
September, Oktober, November.
Dann ist der Herbst bis ….
(далее с начала все в более быстром темпе) [9]

Весной добавляется песня "Komm, lieber Mai"на музыку В. А. Моцарта. [10] Песня "Ele-mele-manze" во 2 и в 3 классе может облегчить усвоение личных окончаний глаголов при спряжении.

Ele. mele. manze,
Schau mal, wie ich tanze.
Ele. mele, manzt.
schau mal, wie du tanzt.
Ele, mele, manzt,
Schau mal, wie er tanzt.
Ele mele manzt
Schau mal, wie sie tanzt.

Ele. mele. mеnze.
Schau mal, wie ich gehe.
Ele, mele, mehst.
Schau mal. wie du gehst.
Ele, mele. meht.
Schau mal, wie er geht.
Ele. mele. meht.
Schau mal, wie sie geht. [11]

Песенка - фонетическая разминка "Große Uhren machen..." [12]

День Святого Мартина - Wir tragen unsre Laternen…[13], Ich geh´ mit meiner Laterne…[14].

К этому празднику ребята самостоятельно изготавливают фонарики из папиросной бумаги, что также способствует развитию мелкой моторики.

image013

День Святого Николая - Lasst uns froh und munter sein…   [15].  

Рождество - O Tannenbaum! Leise rieselt der Schnee…[16].

Песня "Mein Hut, der hat drei Ecken…" (эта песенка известна на русском языке в варианте "Колпак мой треугольный") является хорошим упражнением для развития нейронных связей головного мозга. Текст и ноты см. [17]. В первый раз следует петь и одновременно показывать все слова песни, далее с каждым разом следует опускать одно слово, в то же время показывая его. Таким образом, в конце останутся всего два слова - "der" и "hat".

Конечно, процесс обучения для детей с речевыми проблемами - это непростой путь, и роль учителя, подходящего к этому вопросу с пониманием и желанием помочь преодолеть неуспешность, поддержать, а зачастую зародить интерес к учению и уверенность в себе, невозможно переоценить. Не будем забывать, что многие яркие личности в истории, науке, искусстве и даже литературе испытывали подобные проблемы и, говоря сегодняшним термином, в детстве являлись детьми с ОВЗ.

Таким образом, при обучении иностранному языку в классах, где есть ученики с ОВЗ и проблемами речи, желательно строить уроки с учетом следующих рекомендаций: избегать утомляемости (использовать паузы, смену видов работы, рифмовки, песенки, физкультминутки), использовать больше наглядности, вводить новый материал небольшими порциями с цикличной повторяемостью учебного материала, поощрять за любой успех, задавать посильное дифференцированное домашнее задание.



Литература и источники

[1] Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) в двух томах под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
[2] Гогуадзе Татьяна. Особенности изучения иностранных языков при дислексии // Блог учителя-дефектолога. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/tatyanagoguadze/osobennosti-izucheniia-inostrannyh-iazykov-pri-disleksii-5e4d936b420863118547344c
[3] Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа №61 им. Н.М. Иванова". [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: http://www.s_61.edu54.ru/p298aa1.html
[4] Бобкова С.С. Влияние изучения английского языка на повышение психологического здоровья детей старшей группы детского сада с нарушениями речи // Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4910
[5] Селиверстов В.И. Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей. Карточки. М.:Просвещение,1981.-192 с. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://2lib.org/g/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%98.
[6] Линия УМК "Вундеркинды плюс". 2–11 классы. Авторы О. Л. Захарова, Л. Н. Яковлева, О. А. Радченко, М. А. Лытаева, О. В. Гутброд и др. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://prosv.ru/umk/about/deutsch-wuki-plus.html
[7] Там же
[8] Mina und Otto: Schreiblehrgang Stufe 1: Lateinische Ausgangsschrift | Douvitsas Jutta, Xanthos Sigrid, Klett, 2003
[9] Jahreszeitlied // Текст песни. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://tekstipesen.com/song.php?id=2280353
[10] Komm lieber Mai und mache // YouTube канал Osterlieder zum Mitsingen || Kinderlieder [Электронный ресурс] Дата доступа 15.04.2021. URL: https://youtu.be/pIhEPIdBNFY
[11] Tanzlied // Гуру Песен. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://pesni.guru/text/xanthos-tanzlied
[12] Große Uhren machen tick tack // YouTube канал Kinderlieder zum Mitsingen | Sing Kinderlieder. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xQdtm-ymjPE
[13]. Wir tragen unsre Laternen (Laternenlied) // YouTube канал Кати Бройер [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=U7COJHo3Zvs
[14] Laterne, Laterne…; Ich gehe mit meiner Laterne и др. // YouTube канал Laternenlieder-Mix | Martinslieder-Mix - Kinderlieder zum Mitsingen | Sing Kinderlieder [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://youtu.be/932K0Ng_bXU
[15]Lasst uns froh und munter sein // YouTube канал Weihnachtslieder zum Mitsingen | Sing Kinderlieder [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://youtu.be/OkvXugiij3U
[16] O Tannenbaum // YouTube канал Weihnachtslieder zum Mitsingen | Sing Kinderlieder. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://.be/27JleM39TPY
[17] Mein Hut, der hat drei Ecken // YouTube канал Mein Hut der hat drei Ecken - Singen, Tanzen und Bewegen || Kinderlieder [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.04.2021. URL: https://youtu.be/xGXGTRyCfUM

Дополнительная литература для учителя

1. Алексеева Е. А. Использование наглядного и раздаточного материала на уроках немецкого языка/ Методическая разработка. ГАОУ СПО "Оренбургский аграрный колледж" - 2014- 22 с.
2. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы//Иностр. языки в школе. – 2002.- №2.
3. Боровик В. Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.
4. Буторина О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1966 - №6.- с. 75.
6. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Кумариной Г.Ф., Москва, "Академия", 2003
7. Кузнецов В. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C. 18-22.
8. Кулинич Е. А. Психологические особенности детей с ОВЗ. Доклад на семинаре педагогов-психологов. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://infourok.ru/doklad_psihologicheskie_osobennosti_detey_s_ovz-494568.htm
9. Селевко Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К.Селевко. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2005
10. Степанова О.А., Вайнер М.Э. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями, Москва, "Академия", 2003

Справочные и практические материалы в помощь учителю

1. Андреева Л. А. Рифмовки для запоминания немецких глаголов. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: http://festival.1september.ru/articles/524844/
2. Задкова О. А. Обучение немецкому языку детей с овз. Методическая разработка по немецкому языку. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy-yazyk/library/2017/12/06/obuchenie-nemetskomu-yazyku-detey-s-ovz
3. Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4910
4. Назарова А. В. Актуальные проблемы обучения английском языку детей с нарушениями речи. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://urok.1sept.ru/articles/680054
5. Петухова И.С. Обучение иностранному языку детей с ТНР // Портал "Наша сеть". [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/05/25/osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-s-tnr
6. Пиньковская И. А. Рекомендации для молодых специалистов по обучению немецкому языку детей с ОВЗ. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://multiurok.ru/files/riekomiendatsii-dlia-molodykh-spietsialistov-po-ob.html
7. Работа с детьми с ОВЗ в школе и ДОУ - введение ФГОС ОВЗ. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://drofa-ventana.ru/material/rabota-s-detmi-s-ovz-v-shkole-i-dou/
8. Кулагина И. Ю., Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991 // Учительский портал. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3601

 


Ссылка для цитирования:

Емалетдинова Т.В., Зимина П.В. Обучение иностранному языку детей с нарушениями речи: обзор подходов и практические рекомендации // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/emaletdinova-t-v-zimina-p-v-obuchenie-inostrannomu-yazyku-detej-s-narusheniyami-rechi-obzor-podkhodov-i-prakticheskie-rekomendatsii 

Дополнительная информация