Емалетдинова Татьяна Владимировна. Историко-культурное воспитание школьников средствами музейной деятельности

Емалетдинова Татьяна Владимировна

Историко-культурное воспитание школьников  средствами музейной деятельности

 

2014-10-23 152938Прежде, чем начать свой рассказ о совместной работе нашей школы и музея-памятника Исаакиевский собор, позволю себе несколько слов сказать о проектной деятельности учащихся нашего образовательного учреждения.

В 2008 году школе был присвоен статус опытно-экспериментальной площадки по теме "Проектная деятельность учащихся в рамках Европейского языкового портфеля". Информация о проекте на  сайте  школы (страница “Опытно-экспериментальная работа 2008-2011 по теме "Проектная деятельность учащихся в рамках Европейского языкового портфеля"” http://schule72spb.ru/admin/oer.html).

2014-10-23 152140

В соответствии с темой предполагалось расширение проектной работы и использование проектных технологий и в других предметных областях, а также в межпредметной области. Так мы пришли к сотрудничеству с музеем-памятником Исаакиевский собор.

Началом сотрудничества стала работа учителей и учащихся начальной школы по программе "Знайки путешествуют по соборам". Результатом этого проекта становились великолепные индивидуальные альбомы, выполненные учащимися, в которых был отражен ход работы и впечатления маленьких петербуржцев.

На сайте школы можно посмотреть страницу “Знайки путешествуют по соборам”,  отчёт класса М.В.Букановой (в 2008-2009 учебном году 4 А) - работы ребят (http://schule72spb.ru/klassy/3-a/dnevnik-2008/risunki-sobory/projekt-sobory.html)

2014-10-23 154147

 и фотоотчёт, подготовленный из фотографий, снятых  родителями (http://schule72spb.ru/klassy/3-a/spas-na-krovi/index.htm). 

2014-10-23 154237

А в 2008-2009 учебном году у нас в школе появился курс "Юный экскурсовод" на немецком языке для учащихся 8-9 классов. Идея создания данного курса основывалась на характерном для этого возраста интересе учащихся к творческому самовыражению. (См. страницу “Юный экскурсовод 2008-2010” - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2008-2010.html).

2014-10-23 155531

(См. страницу “Юный экскурсовод 2010-2011” - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2010-2011.html.) Ребята проводили экскурсию по Спасу-на-Крови для немецких гостей,  и им это нравилось!

2014-10-23 155551

Разве может не привлекать возможность почувствовать себя настоящим экскурсоводом в таких величественных, грандиозных  памятниках, как наши соборы, да еще на немецком языке!

Курс строился на интеграции двух учебных дисциплин: истории и культуры Санкт - Петербурга и немецкого языка, который углубленно изучается со второго класса. К этим дисциплинам добавилось, конечно, экскурсоведение.

Помимо решения образовательных задач, данный курс имел большое воспитательное и развивающее значение и был направлен на эмоционально – чувственное восприятие истории родного юрода. Наша работа предусматривала более широкое знакомство учащихся с историей города, формирование у ребят познавательного интереса, чувства гордости за город, его историю, осознания значимости и ценности исторических мест города в сокровищнице мировой культуры, а также приобщение подрастающего поколения к мировому культурному наследию и содействию формированию его духовно - нравственного облика посредством новейших технологий музейного дела [1], [2], [3][4].

При разработке курса встал следующий вопрос: каким образом построить работу так, чтобы достижение целей было реальным? В нашем случае было необходимо не только ознакомить учащихся с материалом на родном языке, но и обработать и адаптировать его, сделав возможной работу с материалом на немецком языке. Это требовало большой работы с лексикой, заучивания, больших временных затрат.

В результате мы остановились на следующем порядке работы. Совместно с методистом по работе со школьниками Ю. Н. Покровской был разработан тематический план, предполагающий одно тематическое занятие на базе музея и последующие занятия на базе школы, которые посвящались обработке материала и переводу его на немецкий язык. Кроме того, в заключение каждой темы предполагались практические занятия, снова на базе музея. Все занятия проводились во внеурочное время. Лекционно-экскурсионные занятия были подготовлены и проведены сотрудником методического отдела Юлией Николаевной Покровской в соответствии со следующим тематическим планом:

I. Вводное занятие. Знакомство с Исаакиевским собором. 

II. История строительства Исаакиевского собора.
1. История строительства трех Исаакиевских церквей
2. Начало строительства в Петербурге и строительные работы в
Пютерлаксе.
3. Модель лесов
4. Модель купола
5. Бюст Огюста Монферрана
6. Модель Максима Салина

III. Художественное убранство Исаакиевского собора.
1. Общая характеристика
2. Живопись
3. Скульптура
4. Мозайка

IV. Строители Исаакиевского собора и создатели его художественного
убранства.
1. Мозаика
2. Иконостас
3. Двери Исаакиевского собора
4. Культовая деятельность Исаакиевского собора

V. Исаакиевский собор - Государственный музей.
1. Стенд "Война"
2. Реставрация Исаакиевского собора
3. Современная деятельность музея - храма

VI. Итоговая экскурсия по Исаакиевскому собору на немецком языке. 

Среди форм проведения занятий были следующие:

Занятие-семинар с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения. На таких занятиях - семинарах учащиеся не только получали новые знания, но и являлись активными участниками процесса обучения.

Занятия-беседы проводились с целью актуализации уже имеющихся знаний, полученных учащимися на уроках истории Санкт-Петербурга. При этом ребята учились формулировать, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.

Занятия-экскурсии. Занятия, проводимые в форме экскурсии, позволяли учащимся применить все приобретенные знания и умения. Здесь ребята как нигде могли проявить себя творчески.  Формы проведения экскурсии были различны: экскурсия-диалог, экскурсия-лекция. При такой форме занятий учащиеся имели возможность раскрыться как творческие личности, понимающие всю значимость проделанной ими работы.

Большое внимание Юлия Николаевна также уделяла практической подготовке и методике проведения экскурсий: развитию культуры речи, приёмам показа и рассказа в экскурсионной работе, требованиям к речи и жестам экскурсовода, работе с группой, приёмам активизации внимания экскурсантов.

Но вот приближалось время, когда ребятам предстояло показать, чему же на самом деле они научились. Итогом работы стала подготовленная экскурсия на немецком языке по Исаакиевскому собору для гостей, родителей и администрации школы № 72. Среди гостей были представители Гамбургского клуба Санкт-Петербурга, преподаватели Государственного университета культуры и искусств. Данное мероприятие проходило в рамках дней Германии в Санкт-Петербурге.

2014-10-23 161306

В июне во время школьного обмена с гимназией Хайдберг г. Гамбурга ребята провели экскурсию для немецких школьников и их преподавателей. См. Юные экскурсоводы в Исаакиевском соборе - фильм о кружке в 2009-2010 году - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2008-2010.html

Конечно, ребята очень сильно волновались. Но уже ставшие почти родными стены Исаакиевского собора, поддержка учителей и родителей помогли им справиться с волнением и показать все, на что они были способны.

21 октября 2010 года прошла научно-практическая конференция "Мир науки и искусства - детям", на которой я выступила с докладом "Историко-культурное воспитание школьников средствами музейной деятельности"  - http://schule72spb.ru/admin/oer1.html.  

Не все получилось так, как хотелось бы, но, по нашему мнению, главная цель работы была достигнута: ребятам понравилось работать над проектом.


 Литература и источники

[1] Бутиков Г.П. Государственный музей "Исаакиевский собор" - СПб, 1998

[2] Зимина М.С.  Музеи – СПб, 2005

[3] Пукинский П.К. Тысячи вопросов и ответов – СПб "НОРИНТ",  2008

[4] Зимина М.С.  Архитектурные стили СПб "КОРОНА принт",  2004

Ссылки

 

Дополнительная информация