Елесова Людмила Александровна. Страна Читалия. Организация долгосрочного проекта в начальной школе

  • Печать

Елесова Людмила Александровна,
учитель начальных классов


Страна Читалия.
Организация долгосрочного проекта в начальной школе

Аннотация

Программа чтения “Страна Читалия” призвана активизировать у детей интерес к книге, приобщить к культуре чтения, развить детскую фантазию и творческие способности, сформировать читательский кругозор, познакомить детей с историей возникновения и структурой книги. При работе по всем направлениям используются творческие задания. Одной из задач работы является также формирование обратной связи в виде рисунков, отзывов на книги, поделок.

Идея работать по методу проектов с самыми маленькими появилась у меня еще до того, как эти первоклашки пришли ко мне учиться. В 2014-2015 учебном году с учениками четвертого класса я уже работала вместе с сотрудниками филиала библиотеки № 11. И я решила, что мы продолжим работу с новыми учениками. Вместе с библиотекарями мы думали, над каким конкретно проектом мы будем работать.

Мне очень хотелось, чтобы дети с юных лет любили и знали историю родного города, а также могли читать, рассуждать о прочитанном, развивали свои творческие способности. Такая работа способствует повышению грамотности и расширению кругозора. Библиотекари предложили возобновить традицию семейного чтения. Учитывая мои пожелания и советы коллег, мы остановились на том, что мы изучаем историю города, а также повышаем грамотность ребят, воспитываем любовь к книге и читаем в кругу семьи. Название “Страна Читалия” было спонтанно придумано и всем понравилось.

Так, в сотрудничестве учеников, учителя, родителей и библиотеки сложилась программа проекта, рассчитанная на 4 года - программа чтения «Страна Читалия». Участники программы - учащиеся 1 класса ГБОУ СОШ № 72, сроки реализации программы: 2016-2020 гг.

Основные идеи

Эта программа призвана активизировать у детей интерес к книге, приобщить к культуре чтения, развить детскую фантазию и творческие способности, сформировать читательский кругозор, познакомить детей с историей возникновения и структурой книги. При работе по всем направлениям используются творческие задания. Одной из задач работы является также формирование обратной связи в виде рисунков, отзывов на книги, поделок.

Цель программы: Чтение. Общение. Творчество. Возрождение традиций совместного (семейного) чтения. Развитие творческих способностей. Изучение и удовлетворение информационных потребностей.
На каждом этапе работы учитывается возраст детей, поэтому предлагаемые задания, мероприятия  усложняются, что стимулирует интерес  ребят.

В задачи программы входит популяризация классической и современной детской литературы, развитие творческих и познавательных способностей у детей на основе книги, повышение интереса к книге через игровые формы работы: конкурсы, викторины, литературные праздники, театрализацию, ориентирование родителей на совместную деятельность с ребенком в процессе семейного чтения и досуга, формирование чувства любви к родному городу, стране, стремление к сохранению культурного наследия, формирование и развитие информационной культуры и поисковых навыков, информационная поддержка руководителей детского чтения.

Основные тематические направления программы - «Единственный Город» , «Наши любимые книги» , «Грамотный Читатель».

Ожидаемые результаты - возрождение традиций совместного (семейного) чтения, развитие культуры чтения и интереса к чтению, развитие творческих способностей детей, умение работать с разными источниками информации, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи детей.

В ходе реализации программы особое значение приобретает активное и плодотворное сотрудничество учащихся, учителя, родителей и коллектива библиотеки филиала №11 ЦБС Калининского района. Родители совместно с детьми подготавливают стихи по теме, выполняют рисунок или поделку, придумывают и изготавливают костюм персонажа, рассказывают интересную семейную историю.

Мероприятия и события: день открытых дверей, литературные игры, викторины, праздники, литературные прогулки по городу, театрализованные постановки, квесты, акции, встречи с детскими писателями, беседы, обзоры книг, турниры знатоков книг, библиотечные уроки-экскурсии, громкие чтения, выставки, конкурсы, опрос, развивающие занятия.

Так как возраст детей достаточно юный, многого возлагать на них было бы ни к чему, чтобы не напугать их взрослыми словами «Проектная деятельность». Мы начали с игры: первое занятие (октябрь 2017) провели в игровой форме, вспомнили героев сказок, играя в командах. Ребята остались довольны. Но постепенно мы проводили и настоящие  занятия, с каждым разом серьезнее, задавая творческие работы  совместные с родителями.

Программа «Страна Читалия»
 
1 этап – 1 класс
- «Здравствуй, Библиотека!» - день открытых дверей. Игра – «Буква заблудилась» по стихам А.Шибаева.
- «На острове Буяне» - литературная игра по сказкам А.С.Пушкина. Конкурс поделок для детей и родителей.
- «Петербургские сказки» - литературная игра.

2 этап – 2 класс
- «Простоквашино» литературная игра по детскому журналу «Простоквашино».
- «Медный Всадник» - беседа о памятнике Петру Первому работы Фальконе. Рисунки «Какой бы я поставил памятник Петру Первому»
- Письмо любимому литературному персонажу.

3 этап – 3 класс
- «Умные книги – энциклопедии» - библиотечный урок. Игра – «Найди ответ в энциклопедии»
- «Прогулки по Петербургу». Игра-путешествие.
- «Ожившие страницы книг» - театрализованная постановка.

4 этап – 4 класс

- Квест «Литературные места города».
- «Мы знаем свой Город» - викторина по Санкт-Петербургу.

Главной идеей проекта является возрождение традиции семейного чтения. Ведь все мы с раннего детства слушали перед сном сказки, прочитанные мамой, бабушкой или другим близким нам человеком. Эта традиция передается из поколения в поколение. А ведь можно читать не только сказку перед сном. А проводить семейные чтения! Устраивать конкурсы, соревнования, поэтические вечера. Недаром говорят: “Книга - лучший друг”. После таких мероприятий всегда будет повод, что обсудить, чем поделиться, кому сопереживать, а может и произойти спор на разные темы. Мы хотим, чтобы ребята учились этому с ранних лет, проводили семейные вечера с книгами. Узнавали различные истории и делились со своими близкими.

image3

 

image4

 

image6

 

image7

 

image9

В 2017-2018 учебном году мы работали второй год и достигли определенных результатов. Ребята с удовольствием выполняли все задания. Теперь у каждого участника проекта есть творческая тетрадь. Творческую тетрадь мы разработали совместно с библиотекарями: составили список книг по чтению, оформили в виде тетради. Так как ребятам вручили ее в конце первого класса, на итоговом занятии, первое домашнее задание было на летние каникулы. Тем самым они подготовили себя к программе по чтению второго класса.
Творческая тетрадь является дневником читателя.

Пример Творческой тетради 

Два из основных направлений программы - «Наши любимые книги» и «Грамотный Читатель» - направлены на повышение качества чтения детей. Мы участвуем в литературных викторинах, квестах, для этого нужно знать материал произведений. Ребята заранее читают книги, и мы принимаем участие в мероприятиях. А направление «Мой город Санкт-Петербург» посвящено родному городу, его истории.

В прошлом году (в январе 2017 года) мы посетили занятие на тему «Блокадный Ленинград». Дети очень прониклись темой, переживали, когда просматривали фильм и слушали стихи о войне. Блокаде дети посвятили выставку рисунков.

image1

 

image8

 

image10

 

 

Работая по тематическому направлению “Мой город”, я всегда хотела, чтобы ребята с удовольствием изучали историю родного города. Организовать видео-экскурсию по “Каменному зоопарку” нашего города решили в классе. 15 декабря 2017 года к нам пришла библиотекарь с лекций и презентацией «Каменный зоопарк города Санкт-Петербург». Дети узнали о множестве скульптур и памятников нашего города, их историю и возникновение. Многие задавали вопросы, это радует, значит, заинтересованность у ребята присутствует. В качестве домашнего задания мои ребята подготовили рассказ по плану и фотографию того памятника или скульптуры, который им понравился больше всего. У нас получилась очень большая и красивая газета.

Историко-культурный материал к беседе «Каменный зоопарк» был подготовлен сотрудниками библиотеки и доработан. Он может быть использован коллегами для проведения классных часов или организации минипроектов. (См. документ "Историко-культурный материал к беседе «Каменный зоопарк»" в приложении к настоящей статье). 


Газета

image2


Проект рассчитан на 4 года, сейчас мы работаем второй год. На заключительном этапе проектной деятельности мы с ребятами планируем выпустить книгу, где каждый будет автором, иллюстратором, корректором. Темы будут предложены учениками.

Работа проделана большая, но впереди еще много планов, и надеюсь, что вместе с учениками мы все реализуем и будем улучшать свои результаты. Ведь класс очень творческий, трудолюбивый, и родители всегда откликаются и с радостью помогают воплотить наши идеи! 


 

 

Ссылка для цитирования:

Елесова Л.А. Страна Читалия. Организация долгосрочного проекта в начальной школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/elesova-lyudmila-aleksandrovna-strana-chitaliya-organizatsiya-dolgosrochnogo-proekta-v-nachalnoj-shkole

 

Вложения:
Скачать этот файл (kamennyj-zoopark-istorija-kultura.docx)kamennyj-zoopark-istorija-kultura.docx[ ]30 kB