Домнина Т.В. Мир волонтёров и изучение иностранных языков в школе

  • Печать

Домнина Татьяна Васильевна,
учитель немецкого языка,
заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Мир волонтёров и изучение иностранных языков в школе

Сегодня всё больше и больше людей во всем мире становятся волонтерами и абсолютно каждый может найти волонтёрскую программу себе по душе практически в любой сфере. Немаловажно, что благодаря волонтёрству люди не только помогают окружающим, но и развивают свои профессиональные навыки и реализовывают социально значимые проекты. Волонтёрство  бесценно для социальной сплоченности современного демократического общества.

Страноведческий аспект изучения иностранного языка предполагает, что школьник знает не только лексику, но и глубоко понимает культурные реалии другой страны, осознает национально специфические особенности понятий и стоящих за ними смыслов, явлений и событий,  умеет видеть общее и различное в казалось бы общих международных концептах. 

Тем самым при изучении разговорных тем на уроках немецкого языка не обойтись без сопоставления культурных особенностей явлений, которое начинается с ответа на вопрос  “А как у них?..”

В последние десятилетия добровольное участие в Германии все чаще становится предметом внимания общества. Многие немецкие выпускники сталкиваются с вопросом: "Что теперь?“ Образование, учеба, путешествия, работа – но, возможно, это также Добровольный социальный год (FSJ) или Добровольный экологический год (FÖJ)?

У тех, кто выбирает добровольческую службу, есть много возможностей: поддерживать больных людей, помогать в создании местной радиопередачи, организовывать праздничные игры в лагере, планировать экскурсию по музею или ухаживать за больными животными. Тут есть что-то для всех и каждого, и даже за рубежом есть много областей применения. Будь то в социальной сфере, охране окружающей среды, культуре, спорте или охране памятников, волонтерская служба дает ориентацию на личный и профессиональный жизненный путь. Здесь молодые люди приобретают первый профессиональный опыт и тренируют социальные навыки, такие как коммуникативные и навыки работы в команде. Это дает уверенность в себе, а также часто открывает новые перспективы для профессионального будущего, способствует сплоченности в нашем обществе, давая молодым людям возможность использовать свои сильные стороны и интересы в интересах общего блага.

Добровольный социальный год (FSJ) или Добровольный экологический год (FÖJ) обеспечивают наилучшие условия для этого. Работа в течение года в социальной сфере или в области охраны природы и окружающей среды, знакомство с другими людьми в жизни, изучение собственных сильных и слабых сторон, принятие на себя социальной ответственности - это  время, которое того стоит.

Кроме того, FSJ или FÖJ учитываются как период ожидания учебы в государственных колледжах и признаются стажировкой многими учебными заведениями. Практическая работа ведется в одном месте. Во время службы волонтеры там обычно помогают около 39 часов в неделю. В знак признания вашей приверженности вы получите карманные деньги, а также финансовую поддержку для проживания и питания, если ни то, ни другое не доступно напрямую. Кроме того, участники застрахованы от социальных обязательств во время волонтерской службы .

Волонтеры, проходящие Добровольный социальный год  заняты прежде всего в образовательной сфере. Они планируют и организуют специальные проекты и предложения для детей и подростков, а также проводят их вместе с ними. Они помогают учащимся выполнять домашние задания после обучения, а также поддерживают детей с особыми потребностями в поощрении.

Те, кто выбрал  Добровольный  экологический год, могут участвовать в озеленении, картографических работах, природоохранных мероприятиях, а также в мерах по экологическому образованию и в лесных органах, среди прочего. В качестве рабочих мест подходят лесные, сельскохозяйственные, экологические, птичьи, избранные молодежные организации или ассоциации по охране окружающей среды, которые могут хорошо использовать участие молодых людей.  волонтёры востребованы в экологическом сельском хозяйстве, садоводстве и уходе за животными. Здесь волонтёры помогают, среди прочего, в выращивании овощей и трав, животноводстве или продаже фермерских продуктов.

В начале 2019 года министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров и министр иностранных дел Германии Хайко Маас объявили о добровольном гуманитарном жесте со стороны Германии в отношении ныне здравствующих блокадников.Так начался Германо-российский проект к 75-летию полного снятия блокады «Гуманитарный жест» (Humanitäre Geste) [1]

 image2

Видеофильм “Гуманитарный жест. Германо-российский проект к 75-летию полного снятия блокады (полная версия)” показывает первые мероприятия для немецких студентов и блокадников, проведенные Русско-немецким Центром встреч в январе 2019 года в честь 75-летия полного снятия блокады и инициации проекта «Гуманитарный жест» (Humanitäre Geste) [2].   

Первой программой “Гуманитарного жеста” стала цепь мероприятий, посвящённых 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда. У каждого из участников проекта — своя история: блокадники делятся воспоминаниями, которые даже спустя 75 лет могут воссоздать в подробностях, а немецкие и русские студенты-волонтёры слышат эти истории из первых уст.

Важная часть проекта “Гуманитарный жест” – это волонтерская служба: представители молодежи из Германии и России встречаются в Петербурге и на три месяца становятся настоящими послами мира, прикасаются к истории через разговоры с ее свидетелями, познают тонкости межкультурной коммуникации, учат друг-друга русскому и немецкому языкам и, скажем открыто, становятся друзьями  [3]

В связи с ограничениями, вызванными пандемией коронавируса, волонтёрская программа осенью 2020 года прошла в онлайн-формате. Успех этой программы показал, что онлайн-формат имеет много преимуществ перед оффлайн-программами и предлагает много новых возможностей для волонтеров. Волонтерская служба "Гуманитарного жеста" уникальна тем, что ее цель состоит не только в том, чтобы постоянно «грызть» гранит исторической науки, но также в том, чтобы выстроить двусторонний немецко-русский диалог. Бонусами данной программы являются бесценный опыт, мощная практика языка, новые друзья разных поколений, сертификат об участии, рекомендательное письмо (+ сертификат о прохождении курса немецкого языка) и ценнейшая строчка в резюме об участии в проекте при поддержке МИДа Германии. Для учеников школ с изучением немецкого языка волонтёры проекта проводили экскурсии на немецком языке по историческому немецкому кварталу Санкт-Петербурга в центре города, в том числе и для наших старшеклассников.

Осенью 2021 года команда волонтеров нашей школы приняла участие в совместном германо-российском волонтерском проекте «ЭКОвидение»,  проходившем при партнерстве ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, Правительства г. Гамбурга, а также при поддержке Комитета по образованию и Генерального консульства Федеративной республики Германия в Санкт-Петербурге  в рамках программы Года Германии в России при участии специалистов СПбГУ и Гамбурга. Международный эколого-просветительский проект для молодёжи [4]

image1

Созданный немецкими специалистами комплекс “Климатические весы” помог наглядно познакомить учащихся с понятием углеродный след и оценить углеродные выбросы, связанные с использованием транспорта, производством продуктов питания и товаров. Презентация российско-германского проекта "Климатические весы" см. [5]

К участию в проекте были приглашены команды учащихся 20 образовательных учреждений, которые после специального курса обучения представили свои экологические видеоролики «ЭКОвидение» во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга под девизом «Изменение климата: решения, которые нас вдохновляют!»  Команда нашей школы стала  победителем в номинации лучших видеороликов на тему “Личный выбор” со своей творческой работой “Кофе с собой?”  [6]

image3

Наша школа сотрудничает с Международной волонтерской службой «Культура без границ» («kulturweit») при Германской комиссии по делам ЮНЕСКО. Во время своей работы волонтёры занимаются самыми разнообразными задачами и реализуют свои собственные проекты. Немецкие волонтеры из “kulturweit” поступают на службу сроком на шесть или двенадцать месяцев. Их деятельность придает учебному процессу новый импульс и формирует для школы с углубленным изучением немецкого языка устойчивую перспективу. Выступая в роли ассистентов на уроках немецкого языка в школе, участвуя в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по немецкому языку, волонтеры-носители изучаемого языка способствуют повышению мотивации у учащихся к освоению предмета. Тем самым, работа волонтёров из Германии вносит свой вклад в процесс интеграции нашей школы в европейское образовательное пространство.


Литература и источники

[1]  Русско-немецкий центр встреч для ныне здравствующих жителей блокадного Ленинграда.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://ru.drb-ja.com/

[2]  Гуманитарный жест. Германо-российский проект к 75-летию полного снятия блокады (полная версия) // Русско-немецкий центр встреч для ныне здравствующих жителей блокадного Ленинграда.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://ru.drb-ja.com/biblioteka/gumanitarnyj-zhest-germano-rossijskij-proekt-k-75-letiyu-polnogo-snyatiya-blokady-polnaya-versiya/   

[3]   Русско-немецкий центр встреч для волонтеров.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://ru.drb-ja.com/programmy/volontyoram

[4]   Российско-германский проект “Эковидение”. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://vk.com/eko_videnie

[5] Российско-германский проект “Климатические весы”. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://dumspb.ru

[6] Российско-германский проект “Климатические весы”. Конкурс видеороликов [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://youtu.be/G4-ftjbZ63c

 

Рекомендуемые дополнительные источники

1. Международная межкультурная волонтерская служба “”kulturweit”. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL:https://www.kulturweit.de/

2. Добровольный социальный год в Германии. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://www.fsj-bfd.de/fsj-bfd

3. Добровольный экологический год в Германии.[Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022. URL: https://foej.de/foef/

 


Ссылка для цитирования:

Домнина Т.В. Мир волонтёров и изучение иностранных языков в школе // // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/domnina-t-v-mir-volontjorov-i-izuchenie-inostrannykh-yazykov-v-shkole