Домнина Т.В. Методики и приёмы реализации дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении немецкому языку

  • Печать

Домнина Татьяна Васильевна,
заместитель директора по УВР (иностранные языки),
учитель немецкого языка

Методики и приёмы реализации дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении немецкому языку

Где находится ключ к успеху? Хороший аттестат, качественное высшее образование, успешное обучение профессии – эти три фактора считаются фундаментальными предпосылками для последующего профессионального успеха. Иными словами, чем лучше образование, тем успешнее карьера, более высокие должности, лучшая оплата, более быстрое продвижение по службе. Образование, безусловно, является ключом к успеху, который в буквальном смысле может открыть все двери. Образование увеличивает вероятность, но даже при наилучшем завершении карьера может застопориться, и успех может быть упущен. Точно так же более низкий уровень образования является препятствием, но не непреодолимым препятствием на пути к успеху.

Школа 72 Санкт-Петербурга - одна из восьми государственных школ с углубленным изучением немецкого языка в Санкт-Петербурге. Кроме насыщенного учебного плана обучение немецкому языку включает многочисленные программы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, программу международного обмена, участие в международных тематических проектах, экзамен на получение Немецкого языкового диплома.

Количество часов в учебном плане, выделяемое на немецкий язык, составляет во 2-4 классах - 3 часа в неделю, в 5-9 классах – 4 часа в неделю, в 10-11 классах гуманитарного профиля - 6 часов в неделю, естественно-научного профиля - 3 часа в неделю. В содержательной и методической части программа углублённого изучения предполагает реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подхода к обучению. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися школы с углубленным изучением немецкого языка общеевропейского уровня подготовки по немецкому языку А2/B1, то есть коммуникативного владения немецким языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), использования немецкого языка как инструмента общения и познания. В связи с этим возрастает важность межпредметных связей немецкого языка с другими школьным предметами.

В старшей школе на профильном уровне планируется достижение учащимися минимального уровня общеевропейского порогового уровня В2 подготовки по немецкому языку. И конечно, особая гордость школы, если выпускник владеет немецким языком на уровне С1, что подтверждается Немецким языковым дипломом.

Основная задача школы с углубленным изучением иностранного языка состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур. Иностранный язык как учебный предмет обладает богатыми возможностями для реализации этой задачи.

Программы внеурочной деятельности ("Маленькими шагами по Германии", "Германия в объективе", "В гостях у Грамматики", "Юный экскурсовод. Исаакиевский собор", "Подготовка к экзаменам по немецкому языку", "Немецкий язык – шаги к успеху", "Подготовка к экзаменам по немецкому языку" [1], [2], [3]), дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (“Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких”, “Веселый немецкий”, “Мы-вундеркинды”, “Друзья немецкого языка” [4]), программа ОДОД “В гостях у сказки” (театр на немецком языке) [5] - это развитие традиционных для школы тематических кружков. Такие дополнительные занятия позволяют дать детям дополнительную мотивацию для изучения немецкого языка, внести радостное разнообразие в классические методики, учить, развивая и развлекая.

image4

Обмен школьными группами - это уникальная возможность прикоснуться к истории и культуре страны изучаемого языка и познакомиться со сверстниками, т.е. обрести новых друзей и заговорить с ними на их родном языке. Дружба нашей школы с гимназией Хайдберг города Гамбурга началась в 2000 году. С тех пор ежегодно проходил обмен школьными группами. Обширная культурная программа, совместные поездки, и - главное - общение делали такие поездки незабываемыми и побуждали участников обмена активно и творчески работать в других совместных проектах [6]. К сожалению, в связи с пандемией последний ежегодный обмен состоялся в 2020 году.

С 2005 года ученики ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга и гимназии Хайдберг города Гамбурга в рамках международных культурно-исторических проектов разрабатывали билингвальные проекты, результат исследовательской деятельности которых воплощался в тематических выставках. В 2010 году был открыт Виртуальный Выставочный Зал, сайт, на страницах которого доступны стенды всех культурно-исторических и профориентационных проектов [7]. В связи с пандемией международное проектное сотрудничество было приостановлено в 2020 году.

Немецкий языковой диплом или Диплом министерства культуры по немецкому языку (DSD) предназначен, в частности, для учащихся, изучающих немецкий как иностранный язык в школах, находящихся в ведении Центрального Управления школ за рубежом (ZfA), и в школах за рубежом в рамках национальных проектов. В Санкт-Петербурге 16 государственных и частных школ принимали участие в подготовке учеников к экзаменам “Немецкого языкового диплома” в формате программы внеурочной деятельности. Наша школа принимала участие в этом проекте с 2011 года. В 2022-2023 учебном году программа продолжается, наиболее сильные старшие школьники готовятся к экзамену. На мой взгляд, такое ещё более углубленное изучение немецкого языка для будущих выпускников полезно для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность обеспечить себе преимущества на рынке труда.

image1

На данном этапе меня больше интересует, в частности, обучение в государственных школах при отсутствии активных непосредственных контактов с носителями языка и возможности выезжать в страну изучаемого языка.

У педагогов школы № 72 накоплен большой положительный опыт использования цифровых и сетевых технологий в преподавании иностранных языков. В разные периоды это описывалось в контексте информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), инновационных технологий, дистанционных образовательных технологий. Заслуживают внимания и не утратили своей актуальности научно-методические статьи педагогов школы, непосредственно связанные с аспектами обучения иностранным языкам, в настоящее время обсуждаемыми в контексте “цифровизации”.

См. например, работы учителей немецкого и английского языков, опубликованные в собственном школьном издании “Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга” (ISSN 2309-9933) с 2013 года [8]:

  • Фролкина Ольга Николаевна, Халемская Юлия Геннадьевна. Организация и сопровождение участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах центра “Снейл” (Выпуск 1/2013: Опыт участия педагогов в конкурсном движении) [9];
  • Фролкина Ольга Николаевна. Углубленное изучение иностранного языка в школе - задачи, методики, новые форматы (Выпуск 3/2015: Углублённое преподавание иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век) [10];
  • Карнаухова Елена Ивановна. Учимся и общаемся в Скайп (Выпуск 3/2015: Углублённое преподавание иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век) [11];
  • Рыкова Дарья Владимировна. Современные сетевые ресурсы и сервисы на уроках иностранных языков (Выпуск 3/2015: Углублённое преподавание иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век) [12];
  • Рыкова Д.В. Работа с LearningApps как с цифровой платформой для организации дистанционной работы класса (Выпуск 9/2021: Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении) [13].

Несмотря на переход на профильное обучение в 10-х классах, немецкий язык остается в учебном плане независимо от выбранного обучающими направления. Главное, особенно в преподавании иностранных языков, - это дифференциация. Наверное, ни для кого не новость, что однородность в классе, как правило, не является преобладающей. И это только нормально, ведь каждый обучающийся уникален, а задача учителя - найти пути индивидуального дифференцированного подхода к своим воспитанникам на основе изучения особенностей их личности и уровня общего развития, с целью получить наилучший результат в обучении, в нашем случае - немецкому языку.

Одним из ресурсов современного, аутентичного и мотивирующего обучения иностранным языкам является цифровизация образования, создание образовательной среды с использование цифровых технологий, которые позволяют дополнить фронтальную работу с классом иными методиками и открывают для обучающихся дополнительные возможности индивидуального выбора наиболее эффективных для них приемов обучения. Цифровизация дает нам, учителям, возможность предоставлять индивидуальные возможности обучения всем нашим ученикам одновременно, без необходимости тратить часы на подготовку к занятиям в классе или делить класс на две или три части.

Возможность № 1. Создание и использование видеороликов

В последнее время в интернете стали пользоваться особой популярностью обучающие или пояснительные видеоролики на различные темы. Причина очевидна: “Образовательное видео воздействует на визуальную, звуковую, логическую и ассоциативную память. Это, в свою очередь, дает возможность максимально эффективно усвоить учебный материал” [14].

Используя смартфон в учебном процессе, можно учиться в своем собственном темпе и делать паузы или начинать заново столько раз, сколько захочется – это то, что один учитель просто не может сделать для всего класса одновременно, используя учебный видеоролик.

Итак, мой совет всем, кто еще не пробовал: снимайте даже короткие пояснительные фильмы или ищите качественные альтернативы на YouTube, а затем дайте своему ученику достаточно времени, чтобы самому ознакомиться с контентом. В оптимальном случае, конечно, во время занятий, чтобы быть полностью уверенным, что все действительно этим занимались, и давая небольшое контрольное задание. Для углубленного уровня в качестве (добровольного) домашнего задания, вы можете иметь под рукой небольшой список видео-рекомендаций. Кстати: большинство учеников считают, что еще круче, когда они должны сами разработать тему, а затем самостоятельно снимать обучающие видеоролики. Ими также можно обмениваться, например, с параллельными классами. (См. например, Unsere Deutschlehrerinnen https://youtube.com/watch?v=KmDpNYwRdrE&feature=share).

Возможность № 2. Использование социальных сетей, чтобы познакомиться с миром

Дружба по переписке с иностранцем всегда была интересной и увлекательной мотивацией при изучении любого иностранного языка. Но сейчас эпоха, когда такое письмо люди со всего мира могут отправлять друг другу по электронной почте, напрямую через мессенджеры или Skype, добавив несколько фотографий, голосовых сообщений или даже коротких видеороликов. Многие успешно используют специальную платформу и приложение “Тандем” для переписки с зарубежными друзьями с целью изучения языков друзей по переписке или тандем-партнеров [15].

Одним из лучших примеров в этом контексте является видеочат. Неважно, через Skype, Zoom, мессенджеры, поддерживающие видеосвязь - у обучающихся есть возможность по-настоящему пообщаться вживую с человеком из соответствующей страны. Социальные сети - это место, где можно найти множество преданных своему делу преподавателей со всего мира, которые вместе создают такой проект и направляют беседы своих учеников в правильное русло с помощью подходящих рабочих заданий.

Возможность № 3. Старое плюс новое

Многие инструменты обучения, которые есть в большинстве классных комнат, больше не являются современными и либо пылятся, либо используются без особого энтузиазма – неудивительно!

Я вовсе не говорю, что мы должны полностью исключить из школы словари, карты, атласы или старый добрый глобус. Несомненно, они по-прежнему отлично подходят для понимания принципа сортировки по алфавиту или для изучения стандартов. Но, как только это будет понято, в эпоху цифровых технологий вряд ли кто-то будет использовать громоздкие предметы, когда смартфон или планшет воспроизводят на экране те же вещи за считанные секунды.

image5

Теперь человек стремится рационально использовать свое время и оптимизировать процессы. На это можно либо закрыть глаза, либо идти в ногу со временем, воспринимать этот факт как нечто положительное и искать, как заполнить время, которое вы таким образом выиграли, чем-то более интересным и прекрасным.

Зачем всегда смотреть всё на глобусе, если даже Карты Google при увеличении уже отображают карту в форме земного шара? Зачем сначала доставать с полки часто единственный словарь и искать в нем слово как минимум минуту, если онлайн-словарь дает тот же ответ за десять секунд? Да и лексика, которая только появляется, закрепляется в языке и начинает активно в нём использоваться, никак не может войти в печатный словарь, поскольку подготовка издания - дело трудоемкое и долгое. Онлайн словари более динамичны и просты в использовании, а для старших школьников с продвинутыми потребностями полезны онлайн-корпусы, тезаурусы, предлагающие сочетаемость и примеры употребления, но и они с осторожностью обрабатываю современную лексику. Так, наиболее монументальным проектом для немецкого языка является проект цифрового словаря немецкого языка (Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache) - “DWDS. Der deutsche Wortschatz von 1600 bis heute” [16] , но и в нем из корпуса 21 века доказательно обработана лексика с 2000 по 2010 год [17]. Поэтому также важно получать толкования носителей языка, уточнять смысл и область употребления у педагогов, уметь искать новые незнакомые слова в интернете.

Возможность № 4. Исследования на аутентичных интернет-сайтах

Вы можете получить в интернете ответ на практически любой свой вопрос и достаточно быстро, используя свой смартфон. Многофункциональность такого устройства трудно оспорить. И вместо того, чтобы бороться с тем, что наши ученики не могут расстаться со смартфоном на время урока, можно пойти от обратного и найти плюс в использовании этого гаджета в образовательном процессе. Достаточно плохо, что большинство школьных зданий сегодня больше похожи на музейную экспозицию под названием „Школа в начале 20-го века“. Вы можете думать о новых технологиях как угодно, но одно должно быть ясно: пока мы исключаем повседневную реальность из учебного процесса, место обучения в школе будет оставаться как бы параллельной вселенной с реальностью.

image2

Согласно требованиям к современному уроку, в свете обновленных ФГОС, учебник не является единственным источником получения информации, и нет ничего плохого в том, чтобы время от времени “бросать своих учеников в холодную воду”. Если заранее уточнить, что конкретно им нужно искать и на какие вопросы следует ответить, они (особенно в паре или небольшой группе) обычно находят свой собственный путь и впоследствии невероятно гордятся тем, что действительно когда-то изучили полностью некий немецкоязычный сайт.

Например, на уроке немецкого языка это может быть разыгранный вымышленный телефонный разговор, на основе реально существующего приложения службы доставки или конкретный поиск подходящего номера в отеле на основе заранее определенных критериев или условий поиска. Либо можно попросить своих учеников написать вымышленное электронное письмо в качестве заявления о приеме на работу. Опять же,подчеркну, возможности здесь просто безграничны. Особенно в группах по подготовке к экзамену на Немецкий языковой диплом, рекомендую своим ученикам искать нужную информацию для доклада именно в немецкоязычных интернет-источниках.

image3

Таким образом, фронтальная работа с целым классом, где сидят аудиалы, визуалы, редкие дискреты и даже кинестетики, всегда была эффективной лишь для части обучающихся. При разумном и целесообразном использовании современных цифровых технологий, мы можем в значительной мере отказаться от обучения, ориентированного исключительно на возможности учителя и наличие соответствующего технического оснащения в классе.

Стоит позволить ученику средней и старшей ступени самостоятельный выбор способа обучения иностранному языку, или, по крайней мере, поэтапно самому решать, какой материал следует изучить поподробнее, а какой оставить без внимания. Если учащиеся научатся разрабатывать собственные стратегии достижения определенной цели обучения иностранному языку и увидят в преподавателе поддержку на их индивидуальном пути, то это и будет фундаментальными предпосылками для формирования навыков к обучению в течение всей жизни (lifelong learning / LLL - lebenslanges Lernen), а также последующего профессионального успеха.

Литература и источники

[1] Рабочие программы по внеурочной деятельности (1-4 класс) // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/nachalnaja-shkola/rabochie-programmy-po-vneurochnoj-dejatelnosti-1-4-klass/
[2] Рабочие программы по внеурочной деятельности (5-9 класс) // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/osnovnaja-shkola/rabochie-programmy-po-vneurochnoj-dejatelnosti-5-9-klass/
[3] Рабочие программы по внеурочной деятельности (10-11 класс) // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/starshaja-shkola/rabochie-programmy-po-vneurochnoj-dejatelnosti-10-11-klass/
[4] Рабочие программы дополнительных платных услуг // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/platnye-obrazovatelnye-uslugi/rabochie-programmy-dopolnitelnyh-platnyh-uslug/
[5] Колобова О.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Текст]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://schule72spb.ru/admin/rab-progr-2022-2023/odod/op-v-gostjah-u-skazki.pdf
[6] Обмен группами школьников. Архивная страница // Живая школа. Сетевой проект учеников, родителей, учителей и администрации ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://schule72spb.ru/deutsch/austausch/obmen.html
[7] Виртуальный выставочный зал "Диалог культур". [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://vystavki.schule72spb.ru/
[8] Об альманахе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/almanah-ob-almanahe
[9] Фролкина О.Н., Халемская Ю.Г.. Организация и сопровождение участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах центра “Снейл” / Выпуск 1/2013: Опыт участия педагогов в конкурсном движении. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-olga-nikolaevna-khalemskaya-yuliya-gennadev organizatsiya-i-soprovozhdenie-uchastiya-shkolnikov-v-distantsionnykh-olimpiadakh-i-konkursakh-tsentra-snejl
[10] Фролкина О.Н. Углубленное изучение иностранного языка в школе - задачи, методики, новые форматы // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 3/2015: Углублённое преподавание иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-ugl-izuch
[11] Карнаухова Е.И. Учимся и общаемся в Скайп. // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 3/2015: Углублённое преподавание иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/karnaukhova-elena-ivanovna-uchimsya-i-obshchaemsya-v-skajp
[12] Рыкова Д.В. Современные сетевые ресурсы и сервисы на уроках иностранных языков // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 3/2015: Углублённое преподавание иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/rykova-sovremennyje-setevyje-resursy
[13] Рыкова Д.В. Работа с LearningApps как с цифровой платформой для организации дистанционной работы класса // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/rykova-d-v-rabota-s-LearningApps-kak-s-tsifrovoj-platformoj-dlya-organizatsii-distantsionnoj-raboty-klassa
[14] SUPA. Сервис создания видео.[Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: https://supa.ru/create/educational-video
[15] Tandem - Speak Any Language. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: https://www.tandem.net/ru
[16] DWDS. Der deutsche Wortschatz von 1600 bis heute. [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: https://www.dwds.de/
[17] DWDS-Kernkorpus 21 (2000–2010). [Электронный ресурс]. Дата обращения 26.01.2023. URL: https://www.dwds.de/d/korpora/korpus21


Ссылка для цитирования:

Домнина Т.В. Методики и приёмы реализации дифференцированного и личностно-ориентированного подхода  в обучении немецкому языку // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/domnina-t-v-metodiki-i-prijomy-realizatsii-differentsirovannogo-i-lichnostno-orientirovannogo-podkhoda-v-obuchenii-nemetskomu-yazyku