Домнина Т.В. Иностранный язык в школе. Можно ли достичь успехов при правильном выстраивании образовательного маршрута?

Домнина Татьяна Васильевна,
учитель немецкого языка,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
(иностранные языки)

  

Иностранный язык в школе. Можно ли достичь успехов при правильном выстраивании образовательного маршрута?

 

Процессы экономической глобализации и культурной интеграции, происходящие в мире, актуализировали вопросы изучения, обучения и преподавания иностранных языков. Вопросы создания условий для развития современной цифровой образовательной среды и внедрения новых образовательных технологий активно обсуждаются в обществе. Обновление содержания образования и совершенствование его инфраструктуры обеспечивается индивидуализацией и дифференциацией обучения на всех уровнях образования. Ведется интенсивный поиск эффективных форм образовательной деятельности, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей обучающихся. См. подробнее [1], [2].

На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов. Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Новые модели образования смогут обеспечить развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов [3].

Индивидуализация образования позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации). См. об этом подробнее в сборнике “Индивидуальный образовательный маршрут школьника как средство формирования готовности к жизненному самоопределению” [4] и "Формы обучения в современных условиях[5].

Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога [6]. Она проявляется в том, что у учащихся есть возможность выбора, ребята могут проявить свою активность, творческий потенциал, реализовать свои интересы через маршрутную систему обучения. 

Индивидуальная образовательная траектория позволяет подготовить для общества коммуникативную, поликультурно образованную и социальную личность, которая будет дорожить общечеловеческими ценностями и поступать в соответствии с требованиями этики.  Такой человек самостоятельно сможет определять уровень ценностей во всех сферах общественной жизни, в развитии искусства, науки и техники, а также будет обладать высоким уровнем культуры, знать родной язык, обычаи, традиции своего народа, быть готовым осознанно выбрать и освоить профессию с учетом своих склонностей. 

Способ построения индивидуального образовательного маршрута носит пролонгированный характер, потому что на протяжении определенного времени фиксирует особенности обучения и развития ребенка. Субъектом выбора дифференцированного образования, которое может предложить конкретное образовательное учреждение, а также бенефициантом является обучающийся. Именно он предъявляет педагогическому коллективу свои индивидуальные познавательные особенности и потребности в различных образовательных областях.

В этом случае личностно-ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальный образовательный маршрут при условии использования функциональных возможностей психолого-педагогической поддержки. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями обучающегося, то есть уровнем  его готовности, готовности его родителей к освоению программы и достижению необходимого образовательного результата, базирующегося на  содержании основной образовательной программы. Безусловно, развитие ребенка может осуществляться по нескольким индивидуальным образовательным маршрутам, реализуемым либо последовательно, либо одновременно. Отсюда вытекает основная задача школы - предложить обучающемуся широкий диапазон возможностей и помочь сделать выбор.

Школа и семья должны смотреть и действовать в одном направлении для достижения ребенком конкретной образовательной цели, в нашем случае при обучении иностранному языку. Как мы можем объединить усилия?

В нашей школе накоплен большой положительный опыт, который помог учреждению сделать шаг вперед в формировании языковой личности нового типа. С целью повышения мотивации учащихся к предмету “Немецкий язык” в начальной и средней школе проводятся традиционные немецкие праздники: День Николауса, Рождество, День Европейских языков и другие, в которых принимают участие и родители детей.  Учащиеся могут принять участие в культурных проектах и конкурсах районного, городского и международного уровней и тем самым развивать свои навыки в использовании немецкого языка, таких как ежегодный Международный конкурс "Молодёжь дебатирует" (Jugend debattiert international) и конкурс  книголюбов "Читаем по-немецки" (Lesefüchse).  

4 марта 2020 ученица 10 "б" класса Анастасия Меликсон участвовала в региональном этапе международного конкурса "Lesefüchse international". Конкурс книголюбов "Lesefüchse international" ежегодно проводится среди учеников DSD-школ, организатором является Центральное управление по делам школьного образования за рубежом (ZfA). Участники конкурса должны были прочитать для обсуждения 4 книги современных авторов на немецком языке и выбрать лучшую. Анастасия показала не только хорошее знание содержания книг, но и навыки критического мышления, способность анализировать прочитанное, отстаивать своё мнение, быстро и корректно реагировать на высказывания собеседников (См. Официальный школьный сайт http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/31434)

domnina1

4 ноября 2019 г. в ГБНОУ "Академия талантов" прошел открытый Городской детско-юношеский конкурс – фестиваль иностранных языков "Произнеси по буквам" для обучающихся школ города, изучающих английский, немецкий и испанский языки. В рамках языкового направления "Немецкий язык" учащиеся 7-х классов нашей школы Колесников Степан, Николаев Алексей и Владыкина Ксения стали победителями конкурса, подготовила учащихся учитель немецкого языка Емалетдинова Татьяна Владимировна. Конкурс проходит по инициативе и при поддержке СПбГУ и Немецкого культурного центра им. Гёте в Санкт-Петербурге. (См. Официальный школьный сайт http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/29686)

 domnina2

Методическим объединением учителей иностранных языков школы созданы продукты экспериментальной деятельности: технологические карты, учебные пособия, статьи, научно-методические сборники по формированию социокультурной компетенции учащихся, фоно-, видео- и медиатеки.

Введение обучения английскому языку как второму иностранному с пятого класса со следующего учебного года будет способствовать формированию социально успешной личности, способной выступать в роли посредника между культурой России и культурами стран изучаемых языков. 

Участие в Международных проектах, программах, установление партнерских связей между школами района и учреждениями образования зарубежных стран позволяет нашим ученикам и педагогам быть полноценными участниками диалога культур мира.  На протяжении многих лет школа выстраивает международное сотрудничество - ГБОУ СОШ № 72 сотрудничает с международными организациями. К ним относятся Германская служба академических обменов (DААD), Институт им. Гёте (Goethe-Institut), Служба педагогических обменов (PAD), международная служба добровольцев в области культуры "Мир без границ" ("Kulturwelt"), а также Центральное управление школ за рубежом (ZfA).  

В нашей школе проектная деятельность детей основана на взаимодействии «педагог - ребенок - родители». Мы занимаемся организацией проектно-исследовательской деятельностью школьников на всех этапах обучения уже очень много лет. Наиболее значимые проекты носят международный характер - это созданные совместно с нашими партнерами из Германии театральные, культурно-исторические, профориентационные и страноведческие проекты. Об этом больше можно прочитать в двуязычном разделе Живой школы - http://schule72spb.ru/deutsch/projekte-de.html

domnina3

В 2018-2019 учебном году новые участники международного проекта "Россия – Германия в диалоге культур" вновь изучали рынок труда и профессий в Гамбурге и Санкт-Петербурге, на сей раз в области цифровых технологий. Проект проводится с нашим зарубежным партнером гимназией Лобрюгге (Lohbrügge).

"Мир профессий в Санкт-Петербурге и Гамбурге" 2018-2019: Дигитализация объединяет Гамбург и Санкт-Петербург в профессиональной и культурной сферах / "Berufswelt in Sankt Petersburg und in Hamburg" -2018-2019: Digitalisierung verbindet St. Petersburg und Hamburg in Berufswelt und Kultur. Материал опубликован в Виртуальном Выставочном Зале школы - http://vystavki.schule72spb.ru/vystavka20182019.html.

 

domnina4

Благодаря огромным усилиям учителей немецкого языка созданы все условия для успешной сдачи учащимися экзамена на международный сертификат "Диплом немецкого языка В2/С1", который позволит повысить шансы выпускников в будущем при выборе ВУЗа в России или за рубежом, при поступлении на работу. 

domnina5

См. подробнее в Живой школе - http://schule72spb.ru/deutsch/sprachdiplom.html.

Содержание учебного процесса по немецкому языку на старшей ступени включает в себя самые разные аспекты обучения, наиболее важные - это:

  • постепенная интеграция программы подготовки к «Диплому» в программу по немецкому языку школы, учитывающая возрастные особенности учащихся и создающая условия выбора образовательного маршрута по немецкому языку с 9-го класса;
  • сохранение традиций качественного преподавания иностранного языка, в т.ч. традиционных курсов на немецком языке "Путешествие по немецкоязычным странам", "Немецкая литература" и др.;

  • увеличение внимания к внеурочной деятельности на языке, в т.ч. и в Отделении Дополнительного Образования Детей (ОДОД);

  • углубление взаимодействия с учителями-предметниками: создание межпредметной программы по страноведению;

  • стимулирование к активному использованию учителями исследовательской и проектной технологий на всех ступенях обучения;

  • повышение квалификации преподавателей немецкого языка, в первую очередь, работающих в старших классах.

Благодаря отделению дополнительного образования (ОДОД)  по лингвистическому, культурологическому, художественно-эстетическому  направлениям удалось интегрировать основное и дополнительное образование через систему факультативов, кружков, секций, клубов, творческих объединений.

Таким образом, результатом реализации данного подхода к обучению иностранному языку является преобразование школы с углубленным изучением немецкого языка в многопрофильную школу личностного роста, выпускники которой будут конкурентоспособны в реалиях современного мира. Достигается это усилиями школы, осознанными и мотивированными стараниями учеников при непосредственной поддержке семьи. 

 

Литература и источники

[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г., № 413. [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred

[3] Беляева Т.К., Новик И.Р., Воронина И.А. Использование групповых и индивидуальных образовательных маршрутов в работе с одаренными учащимися. [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gruppovyh-i-individualnyh-obrazovatelnyh-marshrutov-v-rabote-s-odarennymi-uchaschimisya

[4] Индивидуальный образовательный маршрут школьника как средство формирования готовности к жизненному самоопределению. Методические материалы творческой группы учителей Синдинской школы. Синда, 2014.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020. URL: http://elizavetschool.ucoz.ru/metodrabota/recom/iom-konfer.pdf  

[5] Новиков А.М. Формы обучения в современных условиях.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020. URL: https://web.archive.org/web/20160927035350/http://internika.org/sites/default/files/users/user7848/Novikov_A.M._Formy_obucheniya_v_sovremennyh_usloviyah.pdf

[6] Корнеевец В.С., Драгилева И.И., Ребезов И.А. Интеграция образовательных программ и развитие индивидуальных образовательных траекторий. [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovatelnyh-programm-i-razvitie-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy

[7] Модернизация российского образования: достижения и уроки. Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка (извлечения). Первое сентября. 2005. № 49. 9 августа. [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020.  URL:  https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200504918

 

Дополнительная литература для педагогов

  1. Гущина Т.Н.  Индивидуальный  образовательный  маршрут  как  средство сопровождения развития субъектности обучающихся. Воспитание школьников. 2011. № 9.С.32-38.

  2. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения. Завуч. 2004. № 6. С.46-47.

  3. Давыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов. Новокузнецк. 2004. 188с.

  4. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика. М. Сентябрь. 2005.

  5. Куприянова   Г.В.   Индивидуальный   образовательный   маршрут. Индивидуализация в современном образовании. Ярославль. 2001.

  6. Лукъянова М.И. Вариативный образовательный маршрут. Учитель  2007. № 1.

  7. Михайлова  Н.Н.  Педагогическая  поддержка ребенка  в  образовании.  М. Академия, 2006.

  8. Остренко М.Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов в образовательном процессе школы. Псков. 2004, 242с.

  9. Цыбенов  Б.В.  Рабочие  материалы  педагога  и  обучающегося  по индивидуальному  образовательному  маршруту.  Практика  административной работы в школе. 2009. № 4. С.48-52.


Ссылка для цитирования:

Домнина Т.В.  Иностранный язык в школе. Можно ли достичь успехов при правильном выстраивании образовательного маршрута? //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/domnina-t-v-inostrannyj-yazyk-v-shkole-mozhno-li-dostich-uspekhov-pri-pravilnom-vystraivanii-obrazovatelnogo-marshruta

 

Дополнительная информация