Денисова Н.В. Внеурочная деятельность: педагогический и общекультурный потенциал немецкой сказки

  • Печать

Денисова Надежда Владимировна,
учитель немецкого языка

Внеурочная деятельность: педагогический и общекультурный потенциал немецкой сказки


В последнее время к детству, как к начальному периоду развития человека, обращены пристальные взгляды многих исследователей. Именно в детстве человек приобретает основные характерологические черты, которые в дальнейшем в полной мере будут сопровождать его в течение всей жизни.

Наиболее действенным средством в воспитании моральных качеств личности маленького человека и формированию его характерологических черт является сказка.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает следующее определение: «Сказка - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил” [1].

На самом деле российская педагогика уже более двухсот лет использует сказку как действенное обучающее и воспитательное средство. На сказках большинство детей постигают многообразие мира, усваивают нравственные нормы и ценности, что такое «хорошо» и что такое «плохо» [2], [3]. Доступность или, если можно так сказать, «удобство» понимания сути в сказках, как правило, обусловлено метафорической формой изложения материала. В таком формате, как правило, помимо сказок созданы притчи и разнообразные анекдоты, которые и во взрослом состоянии остаются в сознании человека. Удобство такого изложения материала развивает не только личность маленького человека, но и способствует взаимопониманию между ребенком и взрослым, и в ряде случаев дает возможность донести сложный и важный материал до сознания последнего, а также развивает умение действовать по образцу взрослого.

Многие отечественные писатели также придавали огромное значение сказкам, как воспитательному инструменту воздействия на ребенка. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал “первыми блестящими попытками народной педагогики” [4].

Через сказки ребенок может достаточно легко «узнавать» и «познавать» мир. Так иностранные сказки, в частности, немецкие, передают национальные особенности народного творчества, его локальные традиционные стили. Через сказку даже маленькому ребенку дается понимание материальных и духовных достижений общества, понимание ценностей, которые составляют культурную основу данного, например, немецкого общества в настоящее время.

Как правило, сказка всегда отражает общечеловеческие ценности, характерные для любых стран и народов - это добро, искренность и честность.

Сказочная атмосфера развивает креативное мышление и творческие способности ребенка, развивает его когнитивные способности, позволяя переходить от конкретных сюжетов к абстрактным категориям.

Сказка в простой и понятной форме отражает культуру и быт той или иной страны в определенную эпоху и на примерах поступков известных персонажей заставляет ребенка занять правильную нравственную позицию в окружающей действительности.

В процессе обсуждения ландшафта событий, произошедших в сказке, у ребенка формируется правильная точка зрения, осознание законов морали, играющих доминирующую роль в дальнейшем формировании подрастающей личности, сказка формирует его эмоциональный мир, позволяющий развивать воображение, ставить себя на место другого и не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и любовь, сочувствие адекватно ситуации.

Такие, казалось бы, прописные истины дети лучше всего постигают сами, достаточно лишь направить их мысль в нужную сторону, подтолкнуть к выводу.

В практическом плане сказка уже много тысячелетий открывает ребенку миры разных стран, позволяя перевоплощаться в сказочных персонажей той или иной реальности.

В программу внеурочной деятельности “Сказки немецких писателей” включены сказки братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Отфрида Пройслера [5].

Сказки братьев Гримм / Die Märchen der Brüder Grimm

image6 image15

Вильгельм Гауф: Карлик Нос / Wilhelm Hauff: Der Zerg Nase

image5 image14

Отфрид Пройслер: Маленький водяной / Otfried Preußler: Der kleine Wassermann

image3 image7

Отфрид Пройслер: Водошлёп и Когтезверь / Otfried Preußler: Wasserschratz und Tatzenkatze

image10 image8

На год запланировано в среднем 30 часов, занятия проходят раз в неделю. Такой режим занятий предусматривает достаточное количество времени для поэтапного прочтения сказок, их осмысления и заполнения разделов читательского дневника.

Программа предусмотрена для учеников третьего класса (второй год обучения немецкому языку) и предполагает достаточный уровень знаний немецкого языка для того, чтобы в процессе чтения сказок на русском языке параллельно расширять словарный запас немецкого языка путем разбора ключевых понятий, имеющих непосредственное отношение к произведению: сравнение книг, имен персонажей, названий волшебных предметов. Построенное таким образом освоение новой лексики увеличивает вовлеченность учеников в изучение немецкого языка, помогает в прохождении школьной программы.

Как правило, занятия проходят в три этапа:

  • информация о произведении, авторе, интересные факты о сказке, отражение в культуре;
  • ознакомление с тем, что ученики заполнили в разделах читательского дневника;
  • общее резюме занятия и определение заданий и цели к следующему уроку.

На примере сказок братьев Гримм ребята учатся находчивости, доброте и храбрости, отличать добро от зла, а в конечном итоге постигают истину: правда всегда победит ложь! Например, сказка братьев Гримм “Гензель и Гретель” - это история о том, как брат и сестра, оставленные отцом и мачехой на произвол судьбы, попадают к злой ведьме, но проявив находчивость и решимость, оказываются дома целы и невредимы.

Сказки Вильгельма Гауфа “Карлик Нос” и “Маленький мук” находят свою общность в восточных мотивах, тогда как одна из них приводит примеры отваги и находчивости, а другая учит тому, что нельзя судить о человеке по его внешности, так как у него может оказаться добрая душа, открытое сердце и несравненный талант.

Ко всему прочему ребята смогут узнать, какой след оставили сказки немецких авторов в разных областях культуры. Например, по сюжету сказки братьев Гримм “Госпожа Метелица” в Германии в 1967 была выпущена коллекция почтовых марок разного номинала.

image9 image13

А сказка братьев Гримм “Бременские музыканты” нашла свое отражение и в другом виде искусства. Памятник бременским музыкантам, созданный скульптором Герхардом Марксом и установленный в 1951 году, стоит в центре города Бремена и является символом города. Бронзовая скульптура представляет собой главных героев истории: осла, собаку, кота и петуха, стоящих друг на друге в форме пирамиды.

image1

На занятиях ребята работают в читательском дневнике. Читательский дневник – это отдельная тетрадь, в которую ученик записывает важные сюжетные моменты художественных произведений. Самая очевидная функция дневника – возможность быстро вспомнить книги, которые ребята прочитали. Кроме этого, записи помогают лучше понять прочитанное, осознать мотивацию героев и главные мысли книги. Основная информация, которую на занятиях ученики отражают в читательском дневнике:

  • автор;
  • название произведения и его жанр;
  • краткое содержание (сюжет);
  • главные герои и их характеристики;
  • новые слова и выражения;
  • чем понравилось произведение.

image11 image4

С помощью читательского дневника ребята учатся кратко и по существу выражать свои мысли, анализировать поступки персонажей, характеризовать их и доказывать свою точку зрения. Развитие таких навыков позитивно влияет на успеваемость детей не только по литературному чтению, но и на их коммуникативную деятельность.

image12 image2

Одним из любимых заданий ребят является формулировка краткого содержания, когда весь сюжет сказки нужно объяснить в двух или трех предложениях. При его выполнении дети учатся отделять главное от второстепенного.

Особое удовольствие доставляет ученикам иллюстрация любимой сцены, и обоюдная игра, когда другие ребята пытаются отгадать, какой именно момент сказки представлен на рисунке.

Особое внимание следует уделить разделу “Словарная работа”. Поиск в тексте неизвестных слов способствует развитию кругозора ребенка, украшает его речь, а также дает понимание культуры языка и бытия другой страны.

К сожалению, несмотря на очевидную пользу, в настоящее время сказка, как и другие культурные ценности, утрачивает свое значение. Детей буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Ребёнок переутомляется, делается нервным, и именно поэтому целью внеурочной деятельности “Сказки немецких писателей” является формирование основ правильного поведения, навыков общения и, наверное, самое важное – развитие в ребенке человечности - этой необычной и важной способности, которую он должен пронести сквозь всю свою жизнь.

Литература и источники

[1] Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. – 826 с.; Сказка // Толковый словарь Ожегова онлайн. [Электронный ресурс] Дата обращения 03.04.2023. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=28782
[2] Измайлова А. Б. Сказка в русской народной педагогике. Монография. Владимир 2013. Электронная версия [Текст] Дата обращения 03.04.2023. URL: https://mdou31.edu.yar.ru/dokumenti_svetlana_valerevna/rol_russkih_narodnih_skazok_v_nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov.pdf
[3] Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. Электронная версия [Текст] Дата обращения 03.04.2023. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0078/1_0078-1.shtml#book_page_top
[4] Цит. по Сказки. Познавательная роль сказок // Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений . -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. Электронная версия [Текст] Дата обращения 03.04.2023. URL: https://vash-psiholog.info/knowledge/skazki-poznavatelnaya-rol-skazok-volkov-gn.html
[5] Денисова Н.В. Сказки немецких писателей, 3 класс. // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Текст] Дата обращения 03.04.2023. URL: skazki-nemetskih-pisatelej-3-klass.pdf, ~50Kb


Ссылка для цитирования:

Пархомчук Е.Н.  Мы здесь по зову сердца. Волонтёрские вожатские практики // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-e-n-my-zdes-po-zovu-serdtsa-volontjorskie-vozhatskie-praktiki