Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций

Аннотация 

fruits-vyp12

В двенадцатом выпуске альманаха "Наша Школа - территория инноваций" (12/2024) учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования описывают свой опыт участия в различного рода инновационных проектах.

Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1. Новые формы работы с классным коллективом: профессиональные пробы, бизнес-игры, долгосрочные проекты
Раздел 2. Профориентационные пробы посредством сетевого взаимодействия
Раздел 3. Кружки и объединения ОДОД как профориентационная проба

В подготовке выпуска в качестве авторов и экспертов приняли участие 15 педагогов школы и приглашенные гости, имеющие опыт в инновационной деятельности.

Основной материал сопровождают помещенные в конце выпуска:

  • Методическая база выпуска;
  • Сведения об авторах;
  • Содержание.

Зарегистрированным пользователям открыта возможность оставить отзыв в комментариях к соответствующему материалу.

Ссылка для цитирования:

Аннотация // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk-12-2024-annotacija

Вместо предисловия. Инновационные практики в развитии современной личности

Вместо предисловия. Инновационные практики в развитии современной личности

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил Аркадьевич Светлов

Современная система образования претерпевает стремительные изменения, как и окружающий нас мир. Для того, чтобы всегда быть интересным детям, мотивирующим их на развитие и достижения, педагог должен сам идти в ногу со временем, а именно творить. Что значит “творчество” в контексте педагогической профессии?! В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах; как педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагающая сотворение (формирование, воспитание) творческой личности со своей неповторимостью и уникальностью [1].

Учитель - это ключевое звено любой школы, поэтому без его творческой (инновационной) деятельности сложно представить себе образовательное учреждение в целом.

ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга позиционирует себя в системе образования как образовательное учреждение, имеющее опыт работы в инновационном режиме. На протяжении ряда лет учреждение являлось районной опытно-экспериментальной площадкой в разных направлениях образования, воспитания и развития.

Проектная деятельность учащихся в рамках европейского языкового портфеля (2008-2011). Модель школьного языкового портфеля была разработана на основе модели "Европейского языкового портфеля" для старших классов общеобразовательных учреждений и предназначена для работы учащихся 9-11 классов с углубленным изучением немецкого языка [2].

Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры (2012-2015). В 2014 году школа получила сертификат финалиста конкурса инновационных продуктов “Петербургская школа 2020”, представив на городском конкурсе инновационных продуктов итоговый продукт работы школы в статусе районной опытно-экспериментальной площадки портал "Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга", открытый и общедоступный электронный информационный ресурс, размещенный в глобальной сети Интернет  [3].

В 2021 году наша школа стала победителем во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций “Школа года - 2021”, обобщив свои лучшие практики управления и передовой успешный опыт работы педагогического коллектива в современных условиях [4].

Волонтерское движение обучающихся (2020-2022)Практическими продуктами деятельности стали научно-методические материалы, разработанные в ходе работы и опубликованные в 10 выпуске Альманаха "Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время?[5].

Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся (2022-2024). Активная добровольческая деятельность педагогов и учащихся определила вектор развития инновационной деятельности школы в направлении профориентационной работы "Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся". Благодаря данному опыту создана методическая сеть, включающая около двадцати социальных партнеров - от образовательных организаций Калининского района до ведущих ВУЗов и предприятий города, заинтересованных в обмене опытом и использования социокультурных практик школьников. Разработка научных и методических основ внедрения волонтёрской и профориентационной деятельности в систему воспитательной работы позволяет повысить профессиональные компетентности педагогов. Участники методической сети, ИМЦ Калининского района дали положительную экспертную оценку работы школы в рамках районной опорной площадки. Все материалы подробно представлены на официальном сайте ОУ [6] и [7].

"Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания",  14 марта 2023 - 30 декабря 2024. В декабре 2022 года школа, имея огромный опыт и высокую результативность по вышеизложенным направлениям работы, подает заявку, информационную карту образовательной организации и презентацию воспитательной практики на конкурс на присвоение статуса федеральной инновационной площадки Института воспитания среди 1806 образовательных организаций Российской Федерации, которые также решили претендовать на подобное звание [8]. Успешно пройдя конкурсный отбор, 14 марта 2023 года школа получила статус инновационной площадки федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания" (ФГБНУ "ИИДСВ") по направлению реализации инновационного проекта "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания".

Работа образовательного учреждения в рамках инновационной площадки обязательно предполагает диссеминацию опыта. В текущем учебном году проведен практический семинар для руководителей отделений дополнительного образования "Создание условий для работы с одаренными детьми в ОДОД школы". Педагоги поделились опытом проектной деятельности в ОДОД и всестороннего подхода в развитии личности ребёнка.

28 февраля 2024 года состоялся районный семинар для председателей МО классных руководителей "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания: из опыта работы школы в статусе ФИП" [9], где мы успешно представили свой накопленный инновационный опыт.

Своими практическими достижениями, размышлениями и новыми идеями в области инноватики мы хотим поделиться в данном выпуске.

 

Кулакова Наталия Вячеславовна, 
ответственный редактор выпуска,

Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска

 

Литература и источники

[1]  Творчество педагогическое. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 145. Онлайн версия: Словари на Академике.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/3144/Творчество_педагогическое

[2]  Школьная модель языкового портфеля для средней и старшей ступени // Живая школа. Сетевой проект учеников, родителей, учителей и администрации ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://schule72spb.ru/admin/oer3-portfel.html 

[3] Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/

[4] Cмотр-конкурс образовательных организаций "ШКОЛА ГОДА - 2021" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024.  URL: http://sch072.kalin.gov.spb.ru/obrazovanie/dostizhenija-nashih-uchenikov/cmotr-konkurs-obrazovatelnyh-organizacij-shkola-goda---2021/

[5] Вместо предисловия: волонтерство как ресурс личного развития и социализации // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-volontjorstvo-kak-resurs-lichnogo-razvitiya-i-sotsializatsii

[6] Инновационная деятельность: РОП 2020-2022 // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024.  URL: http://sch072.petersburgedu.ru/arhiv/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/

[7] Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся// Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024.  URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2022-2024/

[8] Институт изучения детства, семьи и воспитания. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://институтвоспитания.рф/press-center/konkursy-i-obuchenie/1806-obrazovatelnykh-organizatsiy-rossii-pretenduyut-na-status-innovatsionnoy-ploshchadki-instituta-/

[9] Районный семинар для председателей МО классных руководителей "Эффективные практики классного руководителя...: из опыта работы школы в статусе ФИП" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024.  URL:  http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-federalnaja-innovacionnaja-ploschadka-insti/rajonnyj-seminar-dlja-predsedatelej-mo-klassnyh-rukovoditelej-effekt/


Ссылка для цитирования:

Вместо предисловия. Инновационные практики в развитии современной личности // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-innovatsionnye-praktiki-v-razvitii-sovremennoj-lichnosti

Кулакова Н.В. Традиционные задачи и новые решения классного руководства в системе воспитательной работы школы

Кулакова Наталия Вячеславовна, 
учитель биологии,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга

Традиционные задачи и новые решения классного руководства в системе воспитательной работы школы

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) [1]. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [2]

Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации отражены в актуализированной рабочей программе воспитания школы на 2021-2025 ученые годы, авторы проекта Кулакова Наталия Вячеславовна, заместитель директора по воспитательной работе; Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор; Ульяновская Светлана Николаевна, педагог-психолог, Романова Ксения Алексеевна, социальный педагог. Среди наиболее важных следует отметить: 

  • усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); 
  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); 
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; 
  • достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС [3].

Всё большее значение в современном мире приобретают компетентность, лидерство, инициативность, способность к принятию самостоятельных решений, умение быстро и правильно находить нужную информацию, приобретать необходимые навыки. Стремительное и прогрессирующее развитие всех сфер общественной жизни, повышение уровня влияния новых технологий на условия существования человека являются для  общества, школы, педагогических работников вызовом, побуждающим искать инновационные методы для обучения и воспитания нового поколения. 

С 15 января 2023 школа регулярно ведет свою официальную страницу в социальной сети «ВКонтакте» (госпаблик) [4]

image001  image002

Работа госпаблика регламентируется Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ, постановлением Правительства от 31.12.2022 №2560, рекомендациями Минцифры и локальными актами школы [5][6].  Госпаблик - это сообщество государственных организаций в самых популярных социальных сетях, имеющее специальную отметку «Госорганизация», а также интересная страница активного взаимодействия, полезного контента и актуального освещения важных событий, происходящих как в школьном пространстве, так и за его пределами с целью повышения привлекательности школы, удовлетворенности родителей и учеников образовательным процессом. 

Отрадно отметить, что данная группа пользуется популярностью как у педагогов, так и у родителей и детей. Стена нашего сообщества пестрит яркими школьными событиями, выездными мероприятиями, важными датами как для нашего города, так и всей страны. Такая активность стала возможной ввиду заинтересованности в освещении своих классных дел классными руководителями, регулярно предлагают новости для публикаций и сами родители. Подобное взаимодействие приводит к положительным результатам: повышается активность родителей, стимулирует их интерес к школьной жизни ребят через непосредственное участие в событийном пространстве школы, приводя к конструктивному диалогу и продуктивной деятельности по всем направлениям воспитательной работы. Получение возможности ответа “здесь и сейчас” по волнующим вопросам также снимает напряжение у наших подписчиков и активных пользователей.

С 01 сентября 2023 года школа применяет новый профстандарт специалиста в области воспитания, который утвержден приказом Минтруда от 30.01.2023 № 53н. В школе введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Данная должность помогла разгрузить работу заместителя директора по воспитательной работе и упорядочить трендовые направления воспитательной работы. Теперь новый работник выявляет, поддерживает, развивает способности и таланты учащихся, содействует работе системы ученического самоуправления, а также усиливает работу с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую и благотворительную направленности, другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, местным бизнес-сообществом и социальными партнерами. 

image003 image004

Наша школа счастливая обладательница сразу двух советников по воспитанию. Сложилось это еще до конкурсного отбора Всероссийского конкурса “Навигаторы детства”. Понимая, что одного советника из внутренних кадровых ресурсов нам не выделить, а разделить функционал данной новой должности вполне реально. Таким образом, у нас появились в новом статусе две известные в школе личности - Шарикова Екатерина Андреевна и Романова Ксения Алексеевна.

Разделение функционала определилось тоже заранее. Ксения Алексеевна как социальный педагог по своей основной должности продолжила работу со сложными детьми, мы пришли также к тому, что Совет обучающихся будет тоже под ее кураторством. Доказательством успешной работы служит недавний концерт ко дню космонавтики. Дети 7 класса, узнав о подготовке мероприятия, выразили желание принять участие в нем. В ролях ведущих, чтецов, вокалистов выступили ребята  из категории  "требующих повышенного педагогического внимания". Уже сейчас можно утверждать, что есть положительная динамика по снижению пропусков уроков без уважительных причин, то есть профилактика в данном виде, безусловно, работает.

image005

image006

image007

Екатерина Андреевна, в свою очередь, развивает первичное отделение “Движение первых”, торжественное открытие которого состоялось 10 февраля 2023 года с участием почетных лиц и представителей администрации Калининского района.

image008

Екатерина Андреевна также является руководителем Клуба “Большой перемены” ГБОУ СОШ №72 СПб [7]Активности в Большой перемене пересекаются с организацией мероприяий, которые проводит советник по воспитанию. В них, как правило, участвуют  дети, мотивированные на результат и достижение целей. Екатерина Андреевна оказывает помощь и коллегам в начальной школе при реализации проекта “Орлята России”, проводит торжественное посвящение в ряды орлят [8].  

image009   image010 image011

И тем не менее нельзя сказать, что общего в деятельности у наших советников нет. С учетом того, что советники являются действующими классными руководителями, им очень понятно, как выстраивать отношения с другими классными руководителями, понятны их трудности, возможности, пожелания.

image012

Дни Единых Действий (ДЕДы) в сотрудничестве с классными руководителями - это не столько использование готовых сценариев в работе, сколько реализация своих подготовленных мероприятий. 

Благодаря слаженной работе двух советников наши ребята получили уникальную возможность посещения Международной выставки-форума “Россия” на ВДНХ, г. Москва. Данное выездное мероприятие собрало более 70 человек, пробудив исключительные яркие эмоции и оставив незабываемые впечатления [8].

И всех нас, активистов воспитательной службы, безусловно, объединяет Штаб воспитательной работы. С 1 сентября 2023 года на основании реализации федерального проекта «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 2021-2025 годах, в целях координации воспитательной работы в школе, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, формирования общепринятых норм культуры поведения и здорового образа жизни в школе функционирует Штаб воспитательной работы, деятельность которого регламентирована Положением о штабе воспитательной работы в ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга [9].

Еще одно новшество, которое привело классных руководителей к работе в новом режиме: введение с 01 сентября 2023 года профориентационных занятий, ставших обязательными в виду реализации Единой модели профориентационной деятельности, в основу которой заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. В соответствии с рекомендациями Минпросвещения РФ от 20.03.2023 №05-848 Профминимум - единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, включающий три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год) и продвинутый (не менее 80 часов в учебный год) [10].

image013

Наша школа реализует основной уровень через работу ребят и педагогов-навигаторов на платформе “Билет в Будущее”. “Билет в Будущее” - это профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры , где основная часть временного ресурса реализуется через внеурочную деятельность “Моя Россия - мои горизонты” [11]. Данный курс профориентационных занятий нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомлению с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. В рамках занятий проводятся профориентационные программы, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, онлайн-диагностики, моделирующие профессиональные пробы, консультации педагога и психолога. На ресурсе доступны методические материалы для проведения проведения занятий "МОЯ РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ" [12].

В результате введения новых методов и форматов воспитательной работы в школе происходит активизация целого ряда дополнительных механизмов, нацеленных на повышение системы качества образовательных услуг с учётом требований современного общества, продвижение, внедрение и апробация методик, технологий и моделей организации образовательного процесса, ориентированных на условия требований завтрашнего дня. Образовательные организации с лучшими практиками приобретают также новые стимулы развития.

Литература и источники

[1] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) // Сайт "СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". [Текст]. Дата обращения 15.06.2024. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf

[2] там же

[3] Рабочая программа воспитания    государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №72  с углубленным изучением немецкого языка  Калининского района Санкт-Петербурга на 2021-2025 гг. // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.  [Текст]. Дата обращения  15.06.2024. URL: http://www.schule72spb.ru/admin/dokumenty/programma-2021-2025.pdf

[4] ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербург // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.06.2024. URL: https://vk.com/club1036048

[5] Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) [Текст]. Дата обращения 15.06.2024. URL: https://base.garant.ru/194874/

[6] Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [Текст]. Дата обращения 15.06.2024. URL:  http://base.garant.ru/404992163/

[7] КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.06.2024. URL: https://vk.com/club218642506

[8] Пост от 27 фев в 22:12 сообщества ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербург // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: https://vk.com/wall-1036048_4652

[9] Положение o штабе воспитательной работы ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.05.2024 – URL: http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/Polozhenie_ShVR.pdf

[10] Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации // "ПИСЬМО" МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 20.03.2023 N 05-848 "О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ" (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МИНИМУМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"). [Текст]. Дата обращения 15.05.2024. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.03.2023-N-05-848/

[11] Профминимум. Единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.05.2024. URL: https://bvbinfo.ru/profminimum

[12] Конструктор будущего // Билет в будущее  [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.05.2024. URL: https://kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost


Ссылка для цитирования:


Кулакова Н.В. Традиционные задачи и новые решения классного руководства в системе воспитательной работы школы // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-n-v-traditsionnye-zadachi-i-novye-resheniya-klassnogo-rukovodstva-v-sisteme-vospitatelnoj-raboty-shkoly

Шарикова Е.А. О клубе “Большая перемена”

Шарикова Екатерина Андреевна,
учитель немецкого языка, 
учитель ОРКСЭ,
учитель ОДНКНР,
советник директора по воспитанию
  ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга,

О клубе “Большая перемена”

С 2020 года в Российской Федерации стал проводиться всероссийский конкурс "Большая перемена", ставший самым масштабным проектом для детей и подростков в стране. В отличие от традиционных школьных олимпиад конкурс оценивает умение работать в команде, творческие мышление, способность находить нестандартные навыки. Организацией "Большой перемены" занимаются Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), автономная некоммерческая организация (АНО) "Россия - страна возможностей", АНО "Большая перемена" [1]. Конкурс проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования (Министерство образования и науки) и Министерства просвещения (Министерство просвещения) Российской Федерации.

Всероссийское сообщество, выросшее из конкурса «Большая перемена», и получившее такое же название, стало настоящей инновационной образовательной средой и призвано создавать гармоничную развивающую среду, помогающую в равной степени раскрыть уникальные таланты, способности, возможности каждого ребенка и объединить всех школьников России ради общей цели: сделать нашу страну успешной, процветающей и лучшей для жизни.

Ядром и движущей силой «Большой перемены» выступают школьники: увлеченная и активная молодежь, готовая принимать новые вызовы времени и вести к созидательным переменам мир вокруг. В сообществе они могут выйти за границы привычной системы школьных оценок, погрузиться в увлекательный мир знаний, творчества и товарищества.

Задача взрослых участников сообщества — создавать поддерживающее пространство для самореализации детей и стать их наставниками на пути личностного и профессионального роста. Именно таким пространством и призваны стать Клубы Большой перемены в школах, которые заключают договор о сотрудничестве с АНО «Большая перемена» и предлагают ребятам дополнительные возможности школьной системы образования и открывают доступ к дополнительным источникам знаний и навыков: учебным материалам, опытным экспертам, конкурсным механикам, проектной работе. В Клубах создаются условия, в которых каждый ребенок может подготовиться к будущему, понять свои интересы и раскрыть личные качества; дает образовательные и другие ресурсы для совместной работы над полезными и актуальными проектами, важными для всего общества.

Наш Клуб “Большая перемена” открыт на базе общеобразовательной школы №72 Калининского района Санкт-Петербурга. И хотя День торжественного открытия Клуба – 10 февраля 2023 года, мы считаем датой Дня рождения Клуба 7 ноября 2022 года, дату подписания официальных документов, и это значит, что наш Клуб существует уже полтора года. 
-5420521935172912308 121

За это время мы многое успели и многого достигли! В нашем Клубе состоят учащиеся 5-10 классов, которым интересны разные активности, не связанные напрямую с учебой и школьной программой, так как одним из принципов сообщества является утверждение о том, что все дети по-своему талантливы, и это делает всех сильнее. Именно поэтому есть возможности раскрыть или разглядеть свой талант абсолютно любому ребенку в том числе через совместную работу: творческие и научные проекты, волонтерство, социальные акции, конкурсы и многое другое.

Ребята всегда рады новым идеям, с интересом и удовольствием слушают гостей, которые рассказывают про успешные стартапы или дают полезные рекомендации. Поэтому одним из первых направлений работы Клуба стали встречи его участников с представителями Всероссийского движение «Вдохновители». Движение Вдохновителей – это сообщество лидеров самых разных сфер, которые достигли выдающихся результатов в своих направлениях, чьи проекты приносят пользу людям, стране, миру и делают жизнь других лучше. Вдохновители мотивируют подростков по всей стране на поиск собственного пути через встречи, обучающие программы и специальный медиаконтент, открыто делясь своим опытом.

-5215554495101128082 121

Участники Большой перемены готовы менять мир и знают, каким хотят видеть мир, в котором они будут жить завтра: безопасным, гармоничным, свободным, устойчивым, открытым и интересным. Поэтому ребята готовы направить всю свою творческую энергию, знания и созидательную силу на изменение мира к лучшему, начиная с малого и двигаясь к большим переменам, так, как это получилось у Вдохновителей.

Благодаря сообществу “Большой перемены” участники Клуба получают возможности посещать уникальные экскурсии от социальных партнёров “Большой перемены” в регионе, например, от организации Ленсвет по теме «Уличное освещение СПб» или от таких ВУЗов как Штиглица, важно, что эти экскурсии носят профориентационный характер, мы можем поближе познакомиться с новой профессией.

Участники Клуба Большой перемены – увлеченные, активные и инициативные ребята, которые сами часто становятся авторами и создателями самых различных проектов. Именно поэтому одной из самых популярных образовательных технологий в сообществе является кейс-технология, где каждый имеет право на безграничную свободу творчества и новаторство: здесь ценят многообразие идей, способность находить нестандартные решения для сложных задач и действовать не по шаблону. Наш Клуб стал уже дважды участником 1-го и 2-го регионального кейс-чемпионата в гимназии № 642 «Земля и Вселенная». Мы участвовали двумя командами младших и старших ребят, очень волновались, но ребятам понравилось решать кейсы по социальному проектированию – например, разработать смену в лагере, проект школьного лофт-пространства или программу уникальных весенних каникул для своих сверстников. Старшие мальчики получили дипломы 1 степени за интеллектуальное лидерство и умение работать в команде в 2022-2023 учебном году, а в 2024 году в команде появился и диплом лидера в номинации «Креативность». Кейс-чемпионаты привлекают ребят своей новизной, возможностью прокачать свои навыки работать в команде и придумывать что-то новое и интересное.

В течение первого года мы участвовали и в других мероприятиях “Большой перемены” или РДДМ “Движения первых” [2], таких,  как:

  • Интеллектуальный марафон;
  • Флешмоб «С любовью о России»;
  • День счастья с БП;
  • Больше чем Космос;
  • Вырасти сад на подоконнике;
  • Окна Победы;
  • Книги для больниц ЛНР;
  • Добрые субботы.

Акции «Добрые субботы» проходят в течение всего года и, как правило, посвящены определённой теме, в рамках которой нужно выполнить некое задание и снять короткий видеоролик или выложить пост, отражающий участие команды в данном мероприятии. Такой же Всероссийской акцией, новой для нас, стала акция-игра «А что у вас?», когда в формате «умных» вопросов о регионе сверстников задаются вопросы, а также записываются ответы на вопросы о своей малой Родине. Нашим партнером в данной игре стал Клуб БП из Махачкалы, который прислал прекрасную видеовизитку с вопросами о Санкт-Петербурге и отлично справился с вопросами наших ребят. Подробнее см. по ссылке [3]. 

Вторым особо запоминающимся мероприятием первого года работы Клуба стал 1-й Слёт Региональных лиг Клубов “Большой перемены” Санкт-Петербурга и Ленобласти в мае 2023 года, в котором успешно приняла участие команда участников нашего клуба из 5-го класса. Ребята прошли квест по Выборгу, представили Клуб, и сняли ролик по итогам программы, который занял 1 место. Формат – знакомство с городом через решение оригинальных задач с помощью гаджетов и нейросетей, которое организуют и проводят сами дети, нашел большой отклик у его участников [4].

Участие в различных акциях, конкурсах и флешмобах привело к тому, что в Клубе сложился танцевальный отряд, который с удовольствием и охотой подбирает музыку и ставит танцы для различных мероприятий школы. Хореографией ребята также занимаются самостоятельно [5].  

Руководитель клуба Шарикова Екатерина Андреевна и команда активистов ведут сообщество Клуба в ВК [6], организуют и проводят собственные внутриклубные мероприятия, такие как

  • Новогодний десант;
  • Читательская декада – Читаем вместе;
  • Общешкольный флешмоб ко Дню защитника Отечества;
  • Праздник открытия нового сезона конкурса.

В 4 сезоне Конкурса приняло участие гораздо больше участников из 5-9 классов, чем ранее. Самыми популярными вызовами для решения кейсов у ребят в этом году стали следующие:

  • Познавай Россию!
  • Делай добро!
  • Предпринимай!
  • Твори!

К сожалению, в этом сезоне мы не прошли в финал, но это нас нисколько не огорчило. Мы не отчаиваемся, развиваемся дальше, много общаемся с наставниками и лидерами Клубов в нашем регионе, такими, как гимназия № 642, стараемся не пропустить ни одного интересного мероприятия.

Результатом нашей активности и инициативности стала победа в конкурсном отборе на участие в церемонии торжественного открытия 5-го сезона Всероссийского конкурса «Большая Перемена», которая состоялась в Москве на ВДНХ 10-12 апреля 2024 года в пространстве выставки "Россия". Наш Клуб в числе других Клубов-лидеров со всей России имел возможность посетить 3-х дневную образовательную программу и самостоятельно провести два мастер-класса для других участников и посетителей выставки в павильоне своего региона Санкт-Петербурга. После возвращения из Москвы вдохновленные ребята провели в школе праздник открытия сезона, где рассказали активистам и лидерам из 2-10 классов о конкурсе, а также о новых направлениях этого года – командного трека и трека для учащихся начальной школы [7].  

Любимым и очень популярным у ребят направлением в работе Клуба стали образовательные путешествия и интерактивные фестивали совместно с ребятами из Клубов других регионов [8].   

Учащиеся нашей школы достойно представили наш Клуб на региональном фестивале молодёжных инициатив «Бриз» в Калининграде осенью 2023 года.

В мае 2024 года самостоятельно провели и организовали межрегиональный фестиваль «Невские ласточки», посвящённый 80-летнему юбилею полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В гости к ребятам приехали Клубы из Москвы, Калининграда и Курска. Все гости высоко оценили организацию, тематику и сопровождение фестиваля, в течение 4-х дней ребята обменивались опытом, решали кейсы, посещали и самостоятельно проводили тематические экскурсии.

photo 5310179930371382116 y 

Было принято решение сделать тематические фестивали традицией, которая расширяет горизонты общения для ребят и развивает их мягкие навыки [9].  

В нашем Клубе мы стараемся поддерживать дружескую атмосферу общения, выслушать и услышать каждого, поддержать любую инициативу и талант. Не всё получается хорошо и сразу – но это не повод отчаиваться. В «Большой перемене» не оценивают, а ценят – именно поэтому мы стремимся раскрыть себя, хотим понять, что мы умеем, любим, ценим, и помочь другим выявить свой потенциал. Эта цель помогает каждому из нас впитывать новые знания, формировать полезные навыки и становиться разносторонне развитыми людьми, готовыми строить новый мир. Иногда учиться трудно, но оно того стоит!

Литература и источники

[1] Большая перемена.   [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL:  https://xn--80aabraa2blkdnn4h9b6b.xn--80asehdb/

[2] Общественно-государственное Российское движение детей и молодежи “Движение первых”. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/

[3] А У НАС - блестящий ответ о Дагестане и Махачкале! // КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/wall-218642506_349

[4] Пост 30 мая 2023 // КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/wall-218642506_151

[5] Пост 16 ноября 2023 // КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/wall-218642506_284

[6] КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/club218642506

[7] Пост 16 апреля 2024 // КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/wall-218642506_375

[8] Пост 5 ноября 2023 // КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/wall-218642506_271

[9] Пост 9 мая 2024 // КЛУБ "БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ" ГБОУ СОШ №72 СПб. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://vk.com/wall-218642506_415


Ссылка для цитирования:

Шарикова Е.А. О клубе “Большая перемена” // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sharikova-e-a-o-klube-bolshaya-peremena

Кузнецова Н.Г. Из опыта проведения интерактивных родительских собраний

Кузнецова Надежда Геннадиевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга

Из опыта проведения интерактивных родительских собраний

Семья и школа - старейшие институты, задействованные в воспитании детей, будущих врачей, инженеров, дипломатов. От них будет зависеть будущее всего мира, поэтому жизненно важно сделать все возможное, чтобы воспитание состоялось.

Согласно Федеральному Закону об Образовании в Российской Федерации [1] сегодня родители являются полноправными участниками учебного процесса. Семья является духовным и нравственным стержнем жизни каждого ребенка, от семейных ценностей и устоев во многом зависит успех школьника. К сожалению, зачастую родителям и учителям не хватает взаимопонимания в столь важных вопросах. Для того, чтобы воспитание детей было однонаправленным, классному руководителю и родителям важно организовать совместную  работу.

Сложно поспорить с  тем, что инициатором выстраивания взаимодействия между семьей и школой важно педагогу. В школе эту роль выполняет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько родители поймут политику, которую проводит образовательное  учреждение по отношению к воспитанию и обучению детей, примут ее и включатся в ее  реализацию.

Одной из форм взаимодействия учителей и школы являются родительские собрания, однако традиционные формы их проведения, такие как доклады, сообщения и нравоучения, сегодня считаются устаревшими и непрофессиональными. Все большую популярность приобретают интерактивные формы родительских собраний. 

Слово “интерактивный” пришло от английского “interactive”, где “inter” - это между, а  ”act” - действовать. Интерактивное мероприятие подразумевает взаимодействие участников друг с другом. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию и позволяют им не только слушать выступающих, но и самим высказывать свою точку зрения, спорить и принимать решения [2].

Среди форм проведения интерактивных родительских собраний можно выделить следующие:

  1. Деловая игра

  2. Мастер-класс

  3. Выездное собрание

  4. Собрание - концерт

На своем первом родительском собрании в 5 классе я решила провести групповую дискуссию и предложила родителям активность, которая помогла бы им не только познакомиться друг с другом, но и согласовать наши ожидания от детей на период их адаптации к новым условиям обучения. 

На первом этапе мы с родителями поговорили об особенностях стадии адаптации и сложностях, с которыми может столкнуться вчерашний младшеклассник. Пятый год обучения всегда считался переходным периодом для детей: ученики начинают взаимодействовать с гораздо большим количеством людей и самостоятельно передвигаться по школе. В нашем учреждении дети на этом этапе не только переходят с одной ступени образования на другую, но и попадают в новые учебные коллективы, так как классы формируются заново в зависимости от образовательного маршрута, выбранного семьей. Все это становится настоящим вызовом для ребят, и нужно им помочь адаптироваться и привыкнуть к новой обстановке. 

Мы с родителями договорились, что главное в начале нового учебного года - помочь ребятам адаптироваться в новых условиях. Мы установили срок – первая четверть. Это ровно два месяца: не много и не мало, вполне достаточно для того, чтобы сделать первые выводы. 

На следующем этапе я пригласила мам и пап совместно обозначить аспекты адаптированности ребенка к пятому классу, которые мы будем оценивать по итогам выбранного периода. Совместными усилиями нам удалось выделить следующие пункты: самостоятельность, отношение к школе, общение с одноклассниками и учителями и успеваемость. 

Я разделила родителей на группы по 3-4 человека и попросила прописать критерии по сформулированным аспектам. Я имею в виду следующее: что мы увидим с точки зрения успеваемости, чтобы мы поняли - ученик адаптировался. Что мы увидим, чтобы понять - адаптационный период не завершён. Каждая группа работала над своим аспектом. И вот что у нас получилось.

Родители посчитали, что самостоятельность появляется в том, что сын или дочь ходят в школу и обратно без сопровождения,  без напоминания садятся за уроки, могут сами собрать портфель, ничего не забыв. Отношение к школе трактовали просто - уходит из дома и возвращается домой в положительном расположении духа. Адаптированный ученик знает по именам учителей и одноклассников, может к любому из них обратиться с вопросом или за помощью, имеет широкий круг общения в своем классе, а также поддерживает отношения с ребятами и после уроков тоже. Это по аспекту "Общение с одноклассниками и учителями". Что касается успеваемости, то ответственная за данный аспект группа рассудила так: у адаптированного ребенка оценки улучшились или как минимум остались на прежнем уровне по сравнению с четвертым классом, оценок в журнале много, что свидетельствует о его активной учебной позиции, он сам справляется с домашними заданиями и имеет порядок в тетрадях и дневнике.

Все, что я описала выше - это очень хорошие показатели. За них можно поставить максимальный балл, например, 4. Но на этом обсуждение заканчивать нельзя. Нужно было определить, как будет выглядеть ситуация по каждому аспекту на 3, 2 и 1 балл соответственно. После родительского собрания я обработала результаты, оформила их  и выложила их в чат родителей.  В конце четверти я попросила родителей оценить то, как адаптировались их дети по их мнению. Также я оценила детей и со своей стороны тоже. Я связалась лично с каждым родителем и обсудила с ними их наблюдения.  Это дало нам плодотворную почву для дальнейшей работы, потому что мы увидели, по какому аспекту ребенок проседает.

image001

 

image002

 

image003

 

image004

Есть обратная связь от родителей. Некоторые писали очень подробно.

Ниже только один пример:

image007

 

Тем самым, родители активно включены в образовательный процесс, в оценочную деятельность. Сотрудничество родителей, детей и учителя способствует более осознанному отношению родителей - да и детей тоже - к оценке не как к некоему окончательному "приговору", а как к этапу на пути к совершенствованию. Такой формат работы оказался полезным и продуктивным.

 

Литература и источники

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). [Электронный ресурс]. Дата обращения: 07.04.2024 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

[2] Ибраимова В.М. Интерактивные формы работы и активные приемы организации родительских собраний в школе // КиберЛенинка [Электронный ресурс].  Дата обращения: 07.04.2024 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-raboty-i-aktivnye-priemy-organizatsii-roditelskih-sobraniy-v-shkole/viewer


Ссылка для цитирования:

Кузнецова Н.Г.  Из опыта проведения интерактивных родительских собраний // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuznetsova-n-g-iz-opyta-provedeniya-interaktivnykh-roditelskikh-sobranij

Дегтяренко В.Б. Возможности участия в программе "Орлята России" для реализации профессиональных проб в начальной школе

Дегтяренко Вера Борисовна,
учитель начальных классов 
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга 

Возможности участия в программе "Орлята России" для реализации профессиональных проб в начальной школе

"А вам слабо?" - приблизительно так стартовало воплощение нового вызова моих четвероклашек в IV четверти 2022-2023 учебного года. Однажды на уроке математики при повторении пройденного материала услышала вздох и с сожалением брошенную фразу шёпотом: "Опять одно и то же!" А класс не блещет математическими умениями, поэтому к итоговой контрольной работе хотелось подготовиться выполнением типовых тренировочных упражнений… Ну, что ж? "Вот попробуйте и проведите урок сами!" - бросила я. И сколько оказалось желающих! Сначала вызвались два активных озорных мальчика. Но я поставила задачу: урок нужно подготовить. 

Мы с Максимом и Денисом посмотрели планирование, полистали страницы учебника и определили, какой по содержанию урок был бы им интересен. Весь вечер мы провели в подготовке урока. Ребята узнали, что урок должен быть проведён по плану, что все числовые выражения и задачи должны быть решены самим "учителем" заранее. Конечно, ребята устали, но не сдались. Единственное, что они сделали без моего участия, так это распределили роли, какую часть урока кто будет вести. На уроке я была наблюдателем. Мальчишкам хотелось самим выбрать одноклассников для ответа, для работы у доски, хотелось самим оценить работу (критерии оценивания мы тоже определили заранее, чтобы они не отражали отношение к однокласснику, а непосредственно оценивали работу и её результат). Мне оказалось полезно "посмотреть на себя со стороны", т.к. в некоторых моментах ребята при беседе копировали даже мою интонацию. Поэтому я "вынесла урок" о том, что мне нужно изменить в себе при ведении урока. В день после проведённого урока мальчишки остались на проверку тетрадей и снова задержались со мной до вечера. В их поиске даже звонили родители, но ребят было не отвлечь ничем. Больше я не слышала на уроках вздохов и недовольства, мы стали лучше понимать друг друга. Я пожалела только о том, что эта идея не родилась раньше. Возможно, она была бы дополнена какими-то групповыми проектами. 

Очередь на проведение уроков выстроилась знатная. Мы с классом договорились, что в неделю состоятся 1-2 урока, которые будут подготовлены и проведены одноклассниками. Родилось ещё одно правило: на уроке важна дисциплина. И надо отдать должное, уроки своих одноклассников ребята воспринимали всерьёз. 

Тимур и Даня — урок математики, Юля — урок литературного чтения, Оля — урок технологии, Полина - урок русского языка.

image001 image002

image003 image004

Мне показался этот опыт полезным и интересным, поэтому я стала думать, как реализовать профпробы в начальной школе целенаправленно. И нашла путь реализации через участие в проекте "Орлята России" с моим новым классом, где одной из воспитательных задач выступает проявление уважения к человеку труда. 

Как всё начиналось? По традиции в нашей школе в сентябре выпускники начальной школы проводят экскурсию по школе для первоклассников. Ребята знакомятся с расположением в школе библиотеки, столовой, медицинского кабинета, кабинета директора, учительской и др. В процессе путешествия первоклассники выполняют интерактивные задания, чтобы лучше освоится в школе. Скоро им предстоит участвовать в треке "Орлёнок-Эрудит", где пятиклассники проведут квест "Моя школа" и  определят самого лучшего знатока школы. Самыми первыми людьми, с которыми встречаются первоклассники в школе, являются люди следующих профессий: учитель, врач, повар, библиотекарь. Все — мастера своего дела, и могут этим мастерством поделиться даже с малышами. Ребятам начальной школы интересно узнать, кто чем занимается, как выглядит результат труда разных специалистов. Чтобы знакомство с профессиями не было хаотичным, составила план  реализации профессиональных проб через трек "Орлёнок — Мастер". 

1 класс — знакомство с профессиями работников школы через школьный музей профессий.

2-3 классы — знакомство с профессиями родителей класса через семейный музей профессий.

4 класс — знакомство с профессией учителя через музеи Санкт-Петербурга и практическое участие в профессиональных пробах "Я — учитель".

Ключевым словом в этом воспитательном пространстве выступает слово "музей", который может организовать учитель, библиотекарь, родители и сами дети прямо в школе — это "Музей в чемодане", внутри которого спрячется "музей библиотекаря", "музей повара", "музей учителя" и т. д. В нём могут спрятаться рисунки, письма, предметы быта, профессиональные инструменты, предметы одежды, фотографии. Особенностью такого "музея" является то, что экспонаты можно потрогать, примерить, произвести с ними действия. В сценарии занятия необходимо предусмотреть знакомство с понятиями, непосредственное изучение экспонатов, мастер-класс профессионала.

Оформление самого чемодана — дело рук самих первоклассников. Попросила принести вырезки картинок, фото из ненужных журналов, газет, открыток — словом, те образы, которые представляются каждому ученику при слове "музей". Оформили внешний вид "Музея в чемодане", получился коллаж.

 

Музейное занятие "Музей школьного библиотекаря"

image005 image006 image007 image008 image009 image010 image011

План музейного занятия "Музей школьного библиотекаря"

Цель: проявить уважение к человеку труда и получить опыт созидательной деятельности в профессии "библиотекарь".

Задачи:

- получить представление о библиотеке, правилах её посещения, бережного отношения к книге;

- получить представление о практической деятельности библиотекаря;

- применить полученные знания при выполнении ситуационных заданий.

Подготовка

  1. оформление чемодана по теме "Наша школьная библиотека" (ответственные: классный руководитель и библиотекарь);

  2. карточки с толкованием слов "библиотека", "библиотекарь", "формуляр" (ответственный — классный руководитель);

  3. подготовка мини-рассказа о профессии библиотекарь, о правилах поведения в библиотеке и правилах пользования книгами (ответственный — библиотекарь);

  4. подготовка книг для ремонта - "Книжкина больница" (ответственный — библиотекарь);

  5. ножницы, линейки, простой карандаш, бумага, клей (ответственный — классный руководитель, ученики).

Оформление "Музея в чемодане"

  1. Фотография школьного библиотекаря, фамилия, имя, отчество.

  2. Самая старая книга из школьной библиотеки.

  3. Самая "зачитанная" книга из школьной библиотеки.

  4. Пословицы о книгах.

  5. Пример формуляра.

  6. Интересные факты о древних библиотеках.

Ход

  1.  Беседа классного руководителя.

- Подумайте и скажите, какое помещение можно так назвать?

  • приют разума
  • аптека для души
  • дом мудрости
  • храм литературы
  • книгохранительная палата

Дети говорят, что это библиотека

- Сейчас мы пойдём в школьную библиотеку.  Библиотека является общественно-значимым местом, поэтому нужно обязательно соблюдать правила поведения. Главное — в библиотеке нельзя громко разговаривать, бегать, играть.

  1.  Знакомство с музеем в чемодане (уже в библиотеке)

- Я хочу познакомить вас с нашим библиотекарем, Татьяной Леонидовной. Повторим, как вы будете обращаться к библиотекарю…

А сейчас Татьяна Леонидовна расскажет о библиотечных книгах и о профессии библиотекаря.

Кратко:

- толкование слов библиотека, библиотекарь (карточки)

По словарю Ожегова [1]:

Библиотека — учреждение собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.

Библиотекарь — работник библиотеки.

- о возникновении первой библиотеки (обратить внимание на фото в чемодане)

Первой библиотекой называют собрание глиняных табличек (2500 год до н.э.), которые были найдены в храме вавилонского города Ниппур. Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса II. Это крупное книгохранилище было основано примерно в 1300 году до н.э. в Египте. Было собрано около 20 000 папирусов. Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах. Позднее — в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы. (Информация с сайта Крымской республиканской детской библиотеки им. В.Н. Орлова [2]).

- о нашей школьной библиотеке

- о разнообразии книг по жанрам, размеру, назначению, возрасту (обратить внимание на книги, предложенные в "музее")

- как найти нужную книгу в нашей библиотеке

- о правилах читателя школьной библиотеки

- что такое формуляр.

По словарю Ожегова "Формуляр — библиотечная учётная карточка с основными сведениями о какой-либо книге, прочитанной каким-либо читателем" [3].

  1. Проигрывание роли библиотекаря желающими учениками.

Ситуативные задания с вопросами

1. Ты один пришёл в школьную библиотеку за книгой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Покажи, как ты войдёшь, как попросишь помощи у библиотекаря.

2. Учитель дал задание по внеклассному чтению прочитать книги о животных. Вы с друзьями зашли в библиотеку втроём. Покажите, как вы войдёте в библиотеку и как будете искать нужную книгу.

  1.  Рассказ библиотекаря о бережном отношении к книгам и проведение мастер-класса "Книжкина больница"

(Можно разделить детей на 2 группы: одним предложить заняться выбором книг для чтения, другие с учителем занимаются ремонтом книг. Затем группы меняются.)

  1.  Итог занятия подводим в классе.

Объясните смысл пословиц.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ума придала.

(План музейного занятия "Музей школьного библиотекаря" в формате pdf см. в приложении к настоящей статье.)   

 

Музейное занятие "Музей школьного повара"

image012 image013 image014 image015 image016

План проведения занятия по теме "Музей школьного повара"

Цель: проявить уважение к человеку труда и получить опыт созидательной деятельности в профессии "повар".

Задачи:

- получить информацию об истории столовых приборов;

- получить представление о практической деятельности повара;

- применить полученные знания при выполнении ситуационных заданий.

Подготовка

  1. оформление чемодана по теме "Наша школьная столовая" (ответственный: классный руководитель);

  2. подготовка мини-рассказа о профессии повара, об истории столовых приборов (ответственные: классный руководитель, повар);

  3. готовое тесто, начинка для вареников (ответственные: родители);

  4. створки ракушек, скорлупа грецких орехов, загадки о столовых приборах (ответственный: классный руководитель);

  5. фартуки, перчатки, шапочки (ответственные: родители и ученики).

Оформление "Музея в чемодане"

  1. Фотография школьного повара, фамилия, имя, отчество.

  2. Столовые приборы: ложка, вилка, нож.

  3. Ложка и вилка алюминиевые из школьной столовой.

  4. Пословицы о пище.

  5. Интересные факты о столовых приборах древности, фото.

Ход 

  1. Беседа классного руководителя

Детям предлагается рассмотреть предметы и подумать, что может их связывать. 

На столе створки ракушек, скорлупа грецких орехов.

Дети предлагают разные версии. Если ответа нет, то учитель предлагает спустится в столовую и узнать ответ.

Он рассказывает, что древние люди использовали эти предметы, чтобы зачерпнуть жидкую пищу.

  1. Знакомство с музеем в чемодане (уже в столовой)

Перед вами — музей школьного повара. Давайте отгадаем, что там может быть.

Загадка 1.

Ох, и острый же предмет - 
нанесёт любому вред.
С ним веди себя построже,
будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться -
ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж
повседневно нужен … 

                                    (нож)

Открываем чемодан и находим этот предмет.

История столовых приборов начинается с самого старого столового прибора — ножа. Учёные считают, что самым первым инструментом человека была не палка, а именно нож — каменный или костяной. Около 5000 лет назад появились специальные столовые ножи. Люди носили с собой нож постоянно до 16-17 веков не только как прибор, но и для работы. У знатных (богатых) людей ножи были из золота. С течением времени в изготовлении ножей менялись только материалы. 

Загадка 2.

В ней не нуждается только лишь кошка, 
нам же к обеду всегда нужна …

                                                     (ложка)

Вторым прибором стала ложка. Когда она появилась, не известно. Самыми первыми "ложками" были створки ракушек, которые вы видели вначале нашего занятия. Также первые ложки делали из щепок, из глины. Позже у богатых людей были золотые ложки, украшенные драгоценными металлами. У простолюдинов ложки были деревянные. 

История Руси говорит о том, что у русских людей ложки появились раньше, чем в Европе.  Собственную деревянную ложку было принято носить с собой в гости вплоть до 19 века.

Загадка 3.

Салат, макароны, котлеты, картошку-
Их можно, конечно, покушать и ложкой.
Но мною удобней - 
у меня есть зубчики.
Правда, невозможно
мною кушать супчики. 

                                                 (Вилка)

Первые вилки появились на Востоке в 9 веке. Были они прямые и с двумя зубцами. А уже в 16-17 веках без вилки не мог обойтись ни один знатный господин. В Россию вилку привезли из-за границы впервые на свадебный пир в 17 веке. Эта невидаль вызвала трепет у бояр и духовенства. До 18 века вилку в России называли "рогатиной". В Германии в 18 веке вилке добавили зубцов и придали изогнутость. Поэтому современной вилкой мы обязаны немцам.

А теперь посмотрите на вилку и ложку из школьной столовой. Они алюминиевые. Когда алюминий только изобрели, вилки и ложки из него считались чудом. Поэтому такие столовые приборы из алюминия могли позволить себе только цари. 

Материалы использованы с сайта "Кулинарный эдем",  Раздел "История посуды"  https://kedem.ru/

  1. Рассказ повара о полезных блюдах школьного меню и проведение мастер-класса по приготовлению вареников

  2. Итог занятия (проводим в классе)

Объясняем смысл пословиц.

Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.

Ешь, да не жирей, будешь здоровей.

Когда я ем, я глух и нем.

(План музейного занятия "Музей школьного повара" в формате pdf см. в приложении к настоящей статье.)  

Наблюдения и предварительные итоги 

После прохождения трека "Орлёнок-Мастер", где первоклассники были на профпробах библиотекарями и кондитерами, повысился их интерес к работникам данных профессий в школе. Дети регулярно берут в библиотеке книги для чтения, следят за сроком нахождения книги у себя, расстраиваются, если библиотекаря нет в школе. Читательский интерес формируется. Ребята правильно обращаются к библиотекарю по имени и отчеству, используют в диалоге вежливые слова.

В столовой после завтрака наблюдаю, как большинство учеников моего класса стали убирать за собой посуду. Возможно, это связано с личным знакомством на занятии с заведующей школьной столовой. На занятии не всем ребятам легко далась работа с тестом, оно налипало на руки, не "слушалось", однако ребята остались даже после урока доделывать изделия для выпечки. Думаю, что работа с тестом была полезной.

В первом классе предполагалось провести всего два занятия по профпробам в содержании трека "Орлёнок-Мастер". По двум занятиям сложно сделать вывод о продолжительном положительном результате проведённой работы. А вот вызвать познавательный интерес к профессиям, к людям этих профессии в школе, на мой взгляд, удалось через личное знакомство со специалистами, через информацию и экспонаты "Музея в чемодане", через практические мастер-классы. 

 

Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;  фотографии из личных архивов участников  публикуются с разрешения владельцев.

Литература и источники

[1] Библиотека // Толковый словарь Ожегова онлайн. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1664

[2] Сайт Крымской республиканской детской библиотеки им. В.Н. Орлова. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL:  https://orlovka.org.ru/poleznoe/biblioznajka/3-biblioteki-drevnie-i-sovremennye/

[3] Формуляр // Толковый словарь Ожегова онлайн. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=34026

Приложение

Приложение 1. План проведения занятия по теме "Музей школьного библиотекаря" для скачивания в формате pdf (degtjarenko-prilozhenije-1.pdf, 89 Kb). 

Приложение 2. План проведения занятия по теме "Музей школьного повара" для скачивания в формате pdf (degtjarenko-prilozhenije-2.pdf, 90 Kb).


Ссылка для цитирования:

Дегтяренко В.Б.  Возможности участия в программе "Орлята России" для реализации профессиональных проб в начальной школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/degtyarenko-v-b-vozmozhnosti-uchastiya-v-programme-orlyata-rossii-dlya-realizatsii-professionalnykh-prob-v-nachalnoj-shkole

 

Еще статьи...

  1. Осипова С.А. “Старший младшему” в школе 72. Особенности работы с двумя классными коллективами
  2. Ульяновская С.Н. Профориентационная работа как комплекс мероприятий с участием внешних партнеров
  3. Данилова И.С. Сотрудничество РАНХИГС с общеобразовательной школой
  4. Парахонская А.Н. "Есть такая профессия - защищать Родину"
  5. Аулина А.А. “Билет в будущее”. Анализ первого опыта использования платформы профориентационного проекта
  6. Сидоренко И.А. Дополнительное образование как мощный ресурс и неотъемлемая составляющая системы профориентации школы
  7. Силантьева М.Б. Всестороннее развитие личности ребёнка в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «От роликов до коньков»
  8. Грицкевич Д.И. Принципы и опыт создания и развития школьного научного общества
  9. Ильина А.В. Театр как профессиональная проба
  10. Выпуск 12/2024. Нормативная, методическая и теоретическая база выпуска

Дополнительная информация