Дегтяренко В.Б. И пусть огонёк добра горит в сердце…

  • Печать

Дегтяренко Вера Борисовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 72
Калининского района
Санкт-Петербурга 

 И пусть огонёк добра горит в сердце…

В 2013-2014 учебном году я узнала о городском проекте «Огонёк добра» (автор М.В. Зимина). В тот год я пришла работать в новую для меня школу и принимала 3 класс, который характеризовали как «трудный». Нужно было выстроить взаимодействие с ребятами и их родителями, когда детско-родительский коллектив уже сложился. Предложение поучаствовать с классом в проекте «Огонёк добра» поступило от администрации школы. Меня в названии проекта привлекло слово «добро». У Джеймса Барри есть такая фраза в «Белой птичке»: «Давайте введём новое правило в жизни… постараемся всегда быть чуть добрее, чем необходимо». В нас, в людях, заложена возможность не просто быть добрыми, но делать сознательный выбор в пользу доброты.

После первой методической встречи с автором проекта стало понятно, что мы вместе с детьми при помощи их родителей будем совершать добрые дела в различных направлениях: помогать животным и привлекать внимание окружающих к их проблемам, участвовать в благотворительных акциях, заниматься созидательной экологической деятельностью.

Что же мы делали в 2013-2015 году?

Посещали приют для крупных собак «Верность». Доставили корм, собранный в результате школьной благотворительной акции.

 image-08

Посетили летний фестиваль в приюте «Верность».

 image-18

Поиграли с ручным волком Яриком в приюте «Верность».

 image-25

Побывали в Музее кошек г. Всеволожска.

 image-12

В Музей варежки отвезли тёплые вещи для детских приютов Ленобласти.

 image-13

Сделали «солнышки» на Масленицу для украшения игровой полянки для детей-инвалидов.

 image-16

Приняли участие в благотворительной акции фонда «Адвита».

 image-32

Вывод 1

По пути свершения добрых дел этим классом (2013-2015 уч.годы) могу сделать вывод о правильности выбора проекта «Огонёк добра» и о силе понятия «добро, доброта»  для организации взаимодействия трёх сторон воспитания: учителя - детей - родителей.

Позиционировать эту деятельность как волонтёрскую было предложено позже, когда я продолжила участие в «Огоньке добра» уже со следующим своим классом (2015 года поступления в школу).

К этому времени проект «вырос» в плане приобретения опыта, расширения партнёрских связей и контактов, методически. Сложились направления добровольческой деятельности: помощь животным, помощь приютам для детей, домам престарелых, помощь больным детям в онкоцентрах, взаимодействие с особенными детьми (инвалидами), созидательная экологическая деятельность. Предложенные направления работы условно можно соотнести с направлениями волонтёрской деятельности: социальным, экологическим, информационным. Эти направления наиболее понятны младшим школьникам. Однако без родительского «понимания» эффективную волонтёрскую деятельность выстроить трудно. Поэтому сначала о проекте «Огонёк добра» рассказала на родительском собрании. Среди родителей нашлись единомышленники, которые готовы были поддерживать и выступать инициаторами добрых дел. 

Первый «Маршрут доброты» был составлен инициативной группой родителей с учётом уже предполагаемых откликов со стороны родительской общественности класса. Название команде придумали сами ребята-активисты. 

На «маршруте»  определили

  • Социальное волонтёрство - помощь социально незащищенным людям, нуждающимся в особой поддержке: детям, оставшимся без попечения родителей; людям с ограниченными возможностями и попавшим в трудную жизненную ситуацию; больным людям; одиноким ветеранам; пожилым людям.

  • Эковолонтёрство  - просветительская деятельность по вопросам экологии: лекции о раздельном сборе мусора, раздача листовок, создание экоплакатов; прямая помощь в сохранении животных: подкормка птиц зимой, помощь приютам для животных.

  • Информационное волонтёрство – соединение нуждающихся в помощи и тех, кто её оказывает (выставки рисунков с изображением животных приютов и рассказе об этих животных, репосты в соцсетях, привлечение к добровольческим благотворительным акциям).

С 2015 года работа осознанно велась по выбранным направлениям.

Представление «Маршрута доброты» на первом празднике проекта.

 image-22

Сбор сладких подарков для детей из детских домов и приютов Ленобласти.

 image-07

Сбор морковки в приют для животных «Велес».

image-30   

 Участие в акции «Тёплая кружка в добрых руках».

 image-17

Участие в концерте «Наши верные друзья и помощники в годы Великой Отечественной войны»

 image-01

image-02

Создание карты обитания редкого животного в парках нашего города и его пригородов.

 image-26

Вывод 2

На этом этапе работы я поняла, что волонтёрская деятельность в начальной школе, «школе младшего волонтёра», возможна только с согласия и при помощи родителей. Ведь участие в большинстве благотворительных акций – это родительский ресурс.

С третьим своим классом, участвующим в «Огоньке добра», я провела анкету с целью выяснить, знают ли ребята, кто такие волонтёры, какие качества характера должны быть у волонтёра и есть ли желание попробовать себя в этой работе.

На фото примеры ответов ребят.

 00 11

 Что же мы делали?

1.    Сделали открытки в дом престарелых Ленобласти.

 image-05

2.     Собирали и сортировали крышечки.

 image-09

3.     Создали Арт-солнышки для Масленицы детей-инвалидов.

 image-28

4. 5. Сделали Эко-кормушки (сам зарядился витамином С, а из кожуры сделал кормушку, которую можно часто менять при необходимости).

 image-06   image-29     

6.     Прочитали книгу о редких охраняемых животных – порекомендуй и расскажи другу.

 image-33

7.    Поставили спектакль о редком животном.

 image-15

8.     Создали арт-конверты для НЕДЕЛИ ДОБРЫХ ПИСЕМ.

 image-03

Вывод 3

Ребята начальной школы имеют представление о волонтёрах и некоторые добрые дела могут делать самостоятельно. Дети выделяют такие качества волонтёра как доброта, упорство, сила воли, дружелюбие, вежливость, смелость, терпение, самоуверенность, трудолюбие, умение работать в команде. Однако волонтёрами хотят быть не все, аргументируя это тем, что «не нравится эта профессия», что не хватает времени либо просто объясняют своей ленью.

Те, кто дал утвердительный ответ, объяснили это тем, что добро возвращается, что быть волонтёром интересно, что старшие братья и сёстры тоже волонтёры, что приятно помогать и дарить радость, чтобы уважали.

К выводу № 4 я пришла недавно, когда послушала в аудиозаписи ответы детей начальной школы на вопрос о том, какой классный час запомнился за прошедший учебный год. Ответы поразили однообразием: дети помнят, как им в очередной раз говорили о правилах поведения и о чистоте парт и бережном отношении к школьному имуществу. И всего 2-3 человека рассказали об одном мероприятии, в которое вложили свою душу, т.е. «прожили» его, либо получили «ответ».

Вывод 4

Для младшеклассников интересно и полезно «взаимоволонтёрство»: когда дети с помощью родителей оказывают материальную помощь, а взамен получают волонтёрский опыт и положительные эмоции.

Например, конюшня «Солнечный остров». Дети поехали с родителями. Вход и экскурсия – донат (добровольное пожертвование). 

Дети с удовольствием познакомились с обитателями, покатались верхом на лошадях, наобнимались с ними, узнали интересную информацию, помогли материально и привезли корм кошкам и кроликам. 

image-10  image-11 image-27

Или, ещё. «Республика котов». Вход – донат.  Рассказ об обитателях, сувенирная продукция, можно взять книгу и почитать кошкам, погладить их, подержать в руках. Отличная идея, чтобы животные не «одичали» в закрытом помещении, а дети могут рассказать об обитателях своим знакомым, вдруг найдётся среди них человек, мечтающий дать животному дом!

image-31 image-14   

Или приют для собак «Верность», где с удовольствием принимают помощь даже старыми одеялами и кастрюлями, где всегда ждут как родных и с любовью рассказывают о каждом питомце с трудной судьбой. Взамен – прогулка по лесу, радость от общения с благодарными животными, возможность задуматься о судьбе брошенных животных и оценить свои возможности в приобретении домашнего питомца и ответственном отношении к его содержанию и воспитанию.

image-04  image-25 image-20

На сегодняшний день в «Огоньке добра» трудится много открытых людей, специалистов и просто помощников. Волонтёры проекта в школах проводят уроки доброты по разным направлениям. На методических встречах есть возможность ближе познакомиться с известными людьми и новыми идеями, узнать о других проектах-друзьях «Огонька добра». Я с благодарностью рассказываю об «Огоньке» друзьям и знакомым, ведь уже 8-ой год подряд иду в ногу с проектом, а значит, в ногу со временем. 

 

Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;  фотографии из личных архивов участников  публикуются с разрешения владельцев.


Ссылка для цитирования:

Дегтяренко В.Б. И пусть огонёк добра горит в сердце… // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/degtyarenko-v-b-i-pust-ogonjok-dobra-gorit-v-serdtse