Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время?

Аннотация 

fruits-vyp10

В десятом выпуске альманаха "Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время?" (10/2022) учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования описывают свой опыт организации волонтёрского движения школьников.

Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1. Основы волонтёрства
Раздел 2. Программы волонтёрской деятельности
Раздел 3. Волонтёрские проекты

В подготовке выпуска в качестве авторов и экспертов приняли участие 20 педагогов школы и приглашенные гости, имеющие опыт в области волонтёрской деятельности. 

Основной материал сопровождают помещенные в конце выпуска:

  • Методическая база выпуска;

  • Сведения об авторах;

  • Содержание.

Зарегистрированным пользователям открыта возможность оставить отзыв в комментариях к соответствующему материалу.


Ссылка для цитирования:

Аннотация // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk-10-2022-annotacija 

Вместо предисловия. Волонтёрство как ресурс личного развития и социализации

Вместо предисловия. Волонтёрство как ресурс личного развития и социализации

Очень важным для человека в период развития является «правильная» установка на будущее. На наш взгляд школа это среда, где могут и должны формироваться важные ценности. Особенно эффективным нравственное развитие происходит в едином подходе семьи и школы. Всем известное золотое правило нравственности: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, оно раскрывает главные жизненные принципы формирования здоровой нации. Наверное, не найдётся ни одного человека, который не примет добро, откажется от помощи в трудной жизненной ситуации. Более того, для многих это жизненно необходимо.

Поэтому мы видим развитие и воспитание у детей компетенций  и воспитание в области добровольчества и волонтёрства приоритетными. К тому же, так сложилось, что среди коллег нашего коллектива наблюдается единство взглядов в этом направлении.

В октябре 2019 года наша школа стала пилотной школой в развитии направления "Волонтёры в образовании" в Калининском районе. С марта 2020 по май 2022 школа официально работает в статусе районной опорной площадки по теме "Волонтёрское движение обучающихся".

В апреле 2021 года мы провели опрос родителей учащихся ГБОУ СОШ №72 и учителей об участии в волонтёрской деятельности.. В анкетировании приняли участие 134 респондента.  88,9% положительно относятся к общественно-полезной работе на добровольной основе. Для 83,9% респондентов волонтерская работа означает возможность принести людям пользу. Среди важных факторов мотивации для 30-40% респондентов также указываются участие в общественной жизни, общественная деятельность в свободное время, добрая воля человека проявлять свою активность, общение с интересными людьми, приобретение нового опыта, реализация собственных идей. 

Среди факторов, мешающих активному участию волонтёрской деятельности  94% отмечают нехватку времени. По 30% отмечают среди причин равнодушие к проблемам общества, отсутствие  информации об организациях, которые этим занимаются, нехватку опыта, отсутствие материальной возможности.

91,9% респондентов убеждены в важности вовлечения школьников в добровольческие мероприятия. Среди форм волонтерской деятельности,  наиболее подходящей для школьников отмечают помощь одному человеку (39%), организацию помощи группе людей (55%), организацию и проведение мероприятий (66%), участие в мероприятиях Благотворительных фондов и организаций (77%).

Основные выводы внушают оптимизм: волонтёрская деятельность среди учащихся актуальна и важна, а уровень развития волонтёрства в школе выше среднего, но социальный запрос ещё выше.  

С августа 2020 года все события  документируются в ленте новостей районной опорной площадки "Волонтерское движение обучающихся" на официальном сайте школы. Палитра событий чрезвычайно разнообразна. Здесь и научно-практические конференции, семинары и мастер-классы, и участие школьников в благотворительных акциях и проектах, организация мероприятий для ветеранов великой отечественной войны, помощь детским домам и пожилым людям, помощь приютам животных.

Тем самым, в школе представлены такие направления волонтерства, как событийное, реновационное, социальное,  экологическое волонтёрство, волонтёры в спорте, в образовании,  волонтёры Победы.

Об этом в настоящем выпуске и пишут учителя и педагоги дополнительного образования школы. Мы очень надеемся, что труд и опыт наших коллег, учеников и родителей окажется полезен для всех, кому не чужды идеи  безвозмездной добровольной помощи, активной социально ориентированной деятельности,  доброго отношения к людям. 

Кулакова Наталия Вячеславовна, 
ответственный редактор выпуска,

Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска


Ссылка для цитирования:

Вместо предисловия. Волонтёрство как ресурс личного развития и социализации // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-volontjorstvo-kak-resurs-lichnogo-razvitiya-i-sotsializatsii

Кулакова Н.В. Организационные основы волонтёрской деятельности как составляющей воспитательной работы в школе

Кулакова Наталия Вячеславовна, 
учитель биологии,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Организационные основы волонтёрской деятельности как составляющей воспитательной работы в школе

Ключевыми компетенциями, определяющими качество современного образования, являются политические и социальные компетенции. Одной из главных задач гражданского и патриотического воспитания ГБОУ СОШ №72 является формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны. 

Волонтёрское движение - это одна из форм занятости для формирования позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, для развития их самостоятельной познавательной активности, воспитания здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и асоциального поведения. 

К работе в статусе районной опорной площадки (РОП) по теме "Волонтёрское движение обучающихся" школа двигалась, опираясь на собственный опыт воспитательной работы и инновационной деятельности.  

Так, на протяжении ряда  лет учреждение являлось районной опытно-экспериментальной площадкой:

2008-2011 - "Проектная деятельность учащихся в рамках европейского языкового портфеля";

2012-2015 - "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры". 

В 2014 году школа получила сертификат финалиста конкурса инновационных продуктов “Петербургская школа 2020”, представив на городском конкурсе инновационных продуктов итоговый продукт работы школы в статусе районной опытно-экспериментальной площадки “Портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга», открытый и общедоступный электронный информационный ресурс, размещенный в глобальной сети Интернет [1].

Программа воспитания на 2016-2020 годы, реализуемая в школе, включала в себя ряд подпрограмм, среди которых “Я и мой мир”, направленная на создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей и приобретения позитивного социального опыта взаимодействия как процесса гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца.  В рамках данной подпрограммы зародились волонтёрские и социально-благотворительные акции (“Хочу стать дедом Морозом, “Метры тепла”, дни добровольного служения городу, “Твори добро”, “Крышечки доброТЫ” и другие).

Готовность школы к работе в статусе районной опорной площадки (РОП) по теме "Волонтёрское движение обучающихся" определило также  то, что с 2016 года ГБОУ СОШ №72 является пилотной школой Санкт-Петербургского регионального отделения общественно-государственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников” и реализует все направления данного движения. Особое внимание уделено гражданской активности учащихся - добровольчеству. Школа - социальный партнер Санкт-Петербургских общественных благотворительных фондов “Родительский мост” и “Петербургские родители”, проектов “Сестринский уход”, “Ярушка”. Оказывая помощь социально-незащищенным группам населения, учащиеся формируют ценности доброты и милосердия. 

На основании договора о социальном сотрудничестве с Лигой медиаторов Санкт-Петербурга в школе активно применяются и работают медиативные технологии. В рамках программы городского методического объединения Школьных служб медиации в школе работает кружок по подготовке со-медиаторов из числа учащихся. Двое обучающихся в 2018 г. стали победителями и лауреатами городского конкурса «Мастер переговоров». Совместно с представителями Лиги медиаторов Санкт-Петербурга в рамках повышения квалификации педагогов вноябре 2019 организован и проведен семинар по теме «Технология разрешения конфликтов в образовательной организации».

С января 2019 г. школа участник экспериментальной части российско-финского экспериментально-исследовательского проекта «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей».

Накопленный опыт работы по развитию социальной активности детей, пропаганде здорового образа жизни, формированию чувства толерантности, милосердия школа тиражирует на уровне Калининского района и города [2]

С 1 марта 2020 по 25 мая 2022 школа официально работает в статусе районной опорной площадки (РОП) по теме "Волонтёрское движение обучающихся".  При организации работы и реализации волонтёрских проектов школа опирается на разработанные положения:

  • Положение о деятельности в режиме районной опорной площадки  по направлению "Волонтёрское движение обучающихся" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга;

  • Положение о Методическом совете, координирующем деятельность государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга в режиме районной опорной площадки  по направлению "Волонтёрское движение обучающихся"; 

  • Положение об информационном сопровождении деятельности в режиме районной опорной площадки по направлению "Волонтёрское движение обучающихся" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга  [3].

В своей работе по направлению работы РОП «Волонтёрское движение обучающихся» школа сотрудничает с социальными партнерами:

  • ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга

  • ГБУ ДО ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

  • ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга

  • ГБУ ДО «Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи» Калининского района Санкт-Петербурга (Кванториум)

  • ГБУК Централизованная библиотечная система Калининского района Санкт-Петербурга

  • Совет ветеранов войны и труда вооруженных сил и правоохранительных органов МО 21

  • НКО Благотворительный фонд «Счастье – много деток»

  • Санкт-Петербургские общественные благотворительные фонды “Родительский мост” и “Петербургские родители”  

  • Школа ЛизаАлерт 

Состав партнеров постоянно расширяется [4].

Все события работы школы в статусе районной опорной площадки  по теме "Волонтёрское движение обучающихся" последовательно документируются  с  1 марта 2020 года.  

Из наиболее ярких, значительных и запоминающихся событий хочется отметить  следующие:

29 августа 2020. Событийное волонтёрство. Коллектив обучающихся по программе дополнительного образования "От роликов до коньков" организовал встречу с Легендой советского конькобежного спорта, Ниной Андреевной Статкевич. Учащиеся подготовили торжественное место встречи, прочитали стихи, подарили цветы… 

image15

7 октября 2020 учащиеся объединения "Умелые ручки" участвовали в проекте "Крышечки доброТЫ", помогая сортировать пластиковые крышки.

image17

3 ноября 2020 года в рамках Городского фестиваля социокультурных практик школьников "Небываемое бывает" Екатериной Андреевной Шариковой, куратором школы вожатых, и Анастасией Батайкиной, ученицей 11А класса, был представлен опыт вожатской практики через социокультурную практику "Зов сердца".

image19

23 декабря 2020 состоялось районное методическое объединение для педагогов и руководителей ОДОД Калининского района на базе ЦВР "Академический". Организация мероприятия по теме: “Роль ОДОД в реализации волонтёрской деятельности в рамках районной опорной площадки” осуществлялась педагогами дополнительного образования нашей школы.

image5

15 февраля 2021. Добровольческий отряд "Открытые сердца" стал организатором Всероссийской операции "Кормушки" на сайте Dobro.ru.

image11

2 марта 2021. В рамках городского проекта "Огонек добра" команда "Капля" 2 "В" класса ГБОУ СОШ 72 Калининского района собрала игрушки для "Сундучка храбрости". Также команда сделала журавликов, которые на своих крыльях принесут короткие пожелания деткам, столкнувшимся с болезнью. Все подарки, собранные с душой переданы детям, находящимся на лечении в онкоцентре посёлка Песочный. #наша_помощь_детям

image9

26 марта 2021. Наша школа стала организатором на портале DOBRO.RU

image6

26 мая 2021 года торжественно завершилась программа "Старший младшему" в этом учебном году! Команда 8 "А" класса нашей школы стала победителем районного конкурса волонтерских отрядов. Поздравляем ребят и их куратора Екатерину Андреевну Шарикову!

image13

18 сентября 2021 состоялся слёт волонтёров нашей школы. В мероприятии приняла участие параллель 9 классов.  Ребята успели обсудить планы на ближайшее будущее, спланировали мероприятия, высказали идеи по поводу усовершенствования работы коллектива, предложили новшества.

image12

9 октября 2021. Куратор социального проекта «Огонёк добра» Лидия Пиви на благотворительном концерте в пансионате «Опека Выборгский», посвященном Дню пожилого человека, поблагодарила наших педагогов и лично Веру Борисовну Дегтяренко за добрые пожелания для жителей пансионата «Опека Выборгский», а также за волшебные открытки от учеников 3в класса, которые были переданы в рамках акции «Сладкий подарок от сердца»! Огромная и самая тёплая благодарность от бабушек и дедушек!

image16

24 октября 2021. Группа учащихся нашей школы отправилась в ДОЛ "Голубое озеро" для реализации волонтерских практик в рамках плана работы школы в статусе районной опорной площадки по направлению "Волонтерское движение обучающихся".

С 24 по 31 октября 2021 года была проведена тематическая волонтерская смена "Beste Freunde" на базе ДОЛ "Голубое озеро". 

image14

10 ноября 2021 состоялась защита проектов в рамках Городского социального хакатона «#dobroKOD» на платформе «Сферум». Наши ребята предложили свои идеи решения кейсов от партнеров, которые и оценивали проекты учащихся. Поздравляем нашу команду с победой! 1 место - команда Школы 72 Калининского района! 

image3

3 декабря 2021 в рамках ежегодного Всероссийского фестиваля "Эстафета доброты", приуроченного к Международному дню инвалидов, наши ребята волонтеры из отряда "Зов сердца" приняли участие в мастер-классе, который нам провела Корхонен Марина Викторовна, мама Михаила Пугачева, инвалида I группы, автора проектов «Колесо ремесел», интеграционной студии "Куклы", организации «Мой маяк» и многих других. 

Марина Викторовна поделилась опытом Михаила по реализации нескольких волонтерских проектов. Ребята смогли проследить развитие любого из них от стадии замысла и получения гранта до воплощения в жизнь, получили возможность из первых уст узнать о секретах преодоления неизбежных трудностей и ответы на интересующие  вопросы. 

image2

9 декабря 2021 состоялась районная научно-методическая конференция «Волонтерство в системе воспитательной работы школы: тренд или образ жизни», на которой наши педагоги презентовали опыт реализации волонтерских практик учащихся через тематическую смену в ДОЛ, российско-германский проект «ЭКОвидение» и в рамках сетевого взаимодействия. Тезисы выступлений опубликованы в материалах конференции на портале "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" [5].  

image7

 

image10

14 декабря 2021 подведены итоги Фестиваля экологических видеороликов "ЭКОвидение-2021" в рамках российско-германского проекта "ЭКОвидение". Поздравляем нашу команду эковолонтёров-победителей в номинации "Личный выбор" под кураторством Екатерины Андреевны Шариковой.

image8

10 января 2022. Поздравляем нашу команду - победителя конкурса проектных идей «Помогаем делом» Волонтеры Реновации и благодарим кураторов команды Анастасию Вадимовну Ильину и Татьяну Владимировну Емалетдинову.

image18  image4

См. полную ленту событий на официальном сайте ГБОУ СОШ №72 в разделе Новости РОП "Волонтерское движение обучающихся"  [6].

Кроме конференций и семинаров для педагогов школы и коллег Калининского района, диссеминация опыта включала  выступления на городских мероприятиях и международных форумах. Так, Екатерина Андреевна Шарикова   приняла участие в IV Форуме классных руководителей общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в рамках Петербургского международного образовательного форума 2022 с выступлением “Волонтерские практики в воспитательной работе классного руководителя” [7]

Включение волонтёрства в систему воспитательной работы образовательного учреждения создает условия для самореализации, развития организаторских и лидерских качеств личности обучающихся. Посредством участия в планировании и проведении социально-значимых акций молодое поколение учится брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.

 


Литература и источники

[1]    Новости РОП "Волонтерское движение обучающихся" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/novosti-rop-volonterskoe-dvizhenie-obuchajuschihsja/

[2] Отчёт о реализации программы районной опорной площадки «Волонтерское движение обучающихся» в системе образования Калининского района Санкт-Петербурга 2020-2021 учебный год // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/otchetnye-materialy-po-rop-volonterskoe-dvizhenie-obuchajuschihsja/

[3]  Нормативная база РОП "Волонтерское движение обучающихся" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/normativnaja-baza-rop-volonterskoe-dvizhenie-obuchajuschihsja/

[4] Методическая сеть РОП «Волонтерское движение обучающихся» // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/metodicheskaja-set-rop-volonterskoe-dvizhenie-obuchajuschihsja/    

[5]Районная научно-методическая конференция «Волонтерство в системе воспитательной работы школы: тренд или образ жизни», 9 декабря 2021 // Конференции // Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferentsii/3524-konferencija-2021-12-09

[6] Новости РОП "Волонтерское движение обучающихся" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/novosti-rop-volonterskoe-dvizhenie-obuchajuschihsja/

[7] Шарикова Е.А. Волонтерские практики в воспитательной работе классного руководителя. // Трансляция опыта работы. Презентационные материалы педагогических работников, классных руководителей образовательных организаций Санкт-Петербурга IV Форума классных руководителей общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в рамках Петербургского международного образовательного форума 2022. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  https://events.academtalant.ru/acr/pmof

 


Ссылка для цитирования:


Кулакова Н.В. Организационные основы волонтёрской деятельности как составляющей воспитательной работы в школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-n-v-organizatsionnye-osnovy-volontjorskoj-deyatelnosti-kak-sostavlyayushchej-vospitatelnoj-raboty-v-shkole

Сидоренко И.А. Дополнительное образование детей и волонтёрская деятельность

Сидоренко Ирина Александровна,
учитель биологии, заведующая ОДОД ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Дополнительное образование детей и волонтёрская деятельность 

В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается на необходимость развития социальной практики детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтёрские практики как в школах, так и по месту жительства детей, в создание детских клубов социальной направленности [1].

В соответствии с вышесказанным ГБОУ СОШ №72 выбрала основное направление  воспитательной работы с учащимися "Волонтёрское движение обучающихся" и официально работает в статусе районной опорной площадки (РОП) с 01.03.2020 г. по данной теме. Отделение дополнительного образования детей (далее ОДОД)является структурным подразделением школы, поэтому поставленные цель и задачи коррелируютс воспитательной системой школы в рамках РОП.

Целью работы является формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности в дополнительном образовании, способствующей самореализации личности школьника.  Она достигается за счет популяризации идей добровольчества в среде дополнительного образования, привлечения учащихся к добровольческой деятельности разной направленности, формирования отношения детей к социальному служению как к норме жизни, стимулирования профессиональной ориентации, организацию волонтёрских отрядов.

При этом волонтёрство охватывает разные области, сейчас существует социальное, культурное, экологическое, событийное волонтёрство, волонтёрство в спорте, в сфере здравоохранения, волонтёрство Победы.

Школьный возраст, неоднозначный сложный хрупкий, это сенситивный период для формирования личности Человека, а именно её нравственных качеств. В возрастной периодизации А. В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (период среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (период старшего школьного возраста) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, согласно А. В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в общество [2].

Предполагалось, что включение педагогов и учащихся ОДОД в реализацию волонтёрского движения будет разнообразным как по масштабу, глубине, так и по видам добровольчества: от задач и модулей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП) к целевым программам дополнительного образования волонтёрской деятельности, а также их интеграции. 

В результате охвачено несколько направлений волонтёрства: волонтёры в спорте, в образовании, событийное, социальное, экологическое волонтёрство, волонтёры Победы. Сложно обозначить границы направлений, т.к. сама деятельность предполагает взаимосвязь, единство действий.

В ОДОД реализуется ДООП социально-гуманитарной направленности “Открытые сердца”, основным видом деятельности которой является волонтёрское движение социальной направленности. Основной потенциал заключается в планировании, разработке и реализации благотворительных акций. Учащиеся обучаются этим навыкам и реализуют их. Об этом в настоящем выпуске пишет в своей статье  Анна Александровна Кубарева  [3]

ДООП “Зов сердца” в сотрудничестве с ЦВР «Академический»  развивает волонтёрство в образовании - «Школа вожатых», где реализуются следующие направления - "Юный педагог" (первые шаги в педагогической деятельности), "Помощник вожатого" (будущий наставник, куратор), "Равный - равному" (работа с трудными подростками), "Делюсь знаниями" (помощь воспитателям ГПД). Помимо обучения основам вожатства, ребята проходят практику в рамках летней, осенней и весенней оздоровительной кампании в детских оздоровительных лагерях Ленинградской области и республики Крым. В настоящем выпуске об этом можно прочитать в статье Е.Н.Пархомчук [4]

Одним из вариантов вовлечения учащихся и педагогов программ дополнительного образования является расширение воспитательных и развивающих задач, предполагаемых личностных результатов ДООП с вектором волонтёрской деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

ДООП «От роликов до коньков» - Событийное волонтёрство в спорте - помощь в организации мероприятий, соревнований, походов.  О специфике такого волонтёрства рассказывает в своей статье “Быть волонтёром - это личный нравственный выбор”  М.Б. Силантьева [5]

ДООП “Юные туристы” и “Зарница” - Экологическое волонтёрство - акции по уборке мусора в многодневных и краткосрочных походах.  В настоящем выпуске см. статью Р.С. Бежик  “Туризм: забота о природе - забота об общем благе”  [6]

ДООП “Тимур и его команда: брейк-данс” - Волонтёры в образовании  - помощь опытных старших учащихся в проведении занятий для младших возрастов; cобытийное волонтёрство – подготовка номеров для мероприятий школы.

ДООП “Театральная студия “Чародеи” - Волонтёры культуры - подготовка и показ тематических постановок старших младшим, ветеранам и др.

ДООП Мини-футбол, Баскетбол  ШСК “ЮНИОР” – Волонтёры в спорте – обучение младших старшими, помощь в проведении соревнований, организации любительских матчей на общественных мероприятиях. Педагогом разработан модуль в ДООП, благодаря которому вся работа по достижению результатов программы пронизана духом добровольчества. 

Среди педагогов ОДОД, реализующих воспитание своих подопечных в ракурсе добровольчества, на мой взгляд, истинные волонтёры. Анализируя мотивацию самих педагогов к такой работе при условиях высокой педагогической нагрузки, эмоционального выгорания, приходим к выводу, что воспитывать доброе и бескорыстное поколение может только человек, сам обладающий такими качествами, имеющий собственную жизненную позицию добровольческого духа.  Некоторые из педагогов не ограничиваются таким воспитанием детей, а сами становятся волонтёрами. 

Так, Кирилл Валерьевич Андреев (педагог ОДОД, программа “Мир робототехники”) реализует проект «Мудрые сказки» для детей и их родителей как нашей школы так и для всех желающих города. В основе проекта две основные задачи: воспитание и развитие важных качеств личности - доброты, сопереживания и педагогическая помощь семье, родителям в общении с детьми. См. в настоящем выпуске статью “Зачем детям и взрослым мудрые сказки?”   [7]

Рада Сергеевна Бежик (педагог ОДОД - “Юные туристы”, “Зарница”) является действующим волонтёром-судьёй соревнований туристско-краеведческой направленности разного уровня от района до страны, а также волонтёром-экологом природных охраняемых территорий в рамках работы Фонда “Гранты России” (Печоро-Илычский заповедник). 

Сегодня количество волонтёрских организаций увеличивается, уровень качества работы волонтёров меняется, становится более профессиональным. Популярность добровольчества среди молодёжи растет как в России, так и во всём мире. Поэтому понимая важность такого воспитания молодого поколения, имея опыт, мы планируем развивать данное направление и дальше посредством расширения направлений, интеграции с процессом обучения, вовлечения всё большего количества учащихся.


Литература и источники

[1] Развитие волонтерского движения в образовательных организациях Кировской области [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.А. Исаева. - Киров, 2020. - 129 с. https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/07/razvitie-volonterskogo-dvizheniya-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-kirovskoj-oblasti.pdf

[2] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. С. 402-403 

[3]  Кубарева А.А. Открытые сердца делают мир добрее // // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/andreev-k-v-belyugova-a-v-zachem-detyam-i-vzroslym-mudrye-skazki

[4] Пархомчук Е.Н.  Мы здесь по зову сердца. Волонтёрские вожатские практики  // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-e-n-my-zdes-po-zovu-serdtsa-volontjorskie-vozhatskie-praktiki

[5] Силантьева М.Б.  Быть волонтёром - это личный нравственный выбор // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/silanteva-m-b-kogda-pedagog-deti-i-roditeli-rabotayut-vmeste-ob-obshchej-polze-sobytijnogo-volontjorstva

[6] Бежик Р.С.  Туризм: забота о природе - забота об общем благе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/bezhik-r-s-turizm-zabota-o-prirode-zabota-ob-obshchem-blage

[7] Андреев К.В.  Зачем детям и взрослым мудрые сказки? // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/andreev-k-v-belyugova-a-v-zachem-detyam-i-vzroslym-mudrye-skazki


Ссылка для цитирования:

Сидоренко И.А. Дополнительное образование детей и волонтёрская деятельность // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sidorenko-i-a-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-i-volontjorskaya-deyatelnost

Ульяновская С.Н. Взгляд педагога-психолога на развитие социальной активности подростков в школе

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог  ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Взгляд педагога-психолога на развитие социальной активности подростков в школе

Подростковый возраст - это период повышенной эмоциональной возбудимости, неуравновешенности, обусловленной физиологическими изменениями организма и в то же время  период развития самосознания, когда отсутствует гармоничная взаимосвязь между представлением о мире в целом и представлением о себе.   У школьников мало времени, желания и сил на занятия чем-либо, что не составляет обязательную, контролируемую взрослыми, ежедневную школьную активность, но хочется чего-то нового, ярких переживаний.  

Так случилось, что класс, в котором я классный руководитель, слабый. Из 28 человек, двое – трое учатся без троек, у остальных невысокая мотивация учиться и по разным причинам успешная учёба не даётся.  Школьная неуспешность снижает самооценку и заставляет подростка искать какую-либо альтернативу этой реальности: уйти в компьютерные игры, сканирование соцсетей.  В большинстве случаев эта выбранная подростками для снижения тревоги и ресурсирования деятельность не контролируется взрослыми.   

В этом году 15 человек из моего восьмого класса решились посещать внеурочные занятия «Вместе к согласию», эта программа развивает коммуникативные навыки, а ее цель - создать сообщество ровесников, готовых оказать психологическую поддержку в конфликтной ситуации.  Но невысокий кругозор и слабый познавательный потенциал участников занятий и то, что они учатся в одном классе (обычно на этой программе собираются дети из разных классов, интересующиеся психологией) поставил передо мной вопрос, как осуществить «переход пропасти в два, три, четыре шага». Помимо внеурочной программы я заинтересована в том, чтобы эти ребята стали ядром классного коллектива. Если им понравится вместе с пользой для себя проводить время, возможно, и другие ученики класса захотят присоединиться. Помимо нарабатывания коммуникативных навыков на тренинговых игровых занятиях, мне хотелось, чтобы дети попробовали свои силы в решении реальных задач. Школьников желательно погружать в смысловое поле основ ме­диации в игровой форме, избегая теории, тренировать эффективные коммуникативные приемы в духе коммуникативных игр «Балда и черти», «Испорченный телефон», а практические навыки отрабатывать в более щадящей ситуации, чем разрешение реальных конфликтов в школе.

Случай представился в виде взаимодействия с районным психолого-педагогическим центром в рамках волонтёрской программы «Старший – младшему». Для подростков, волонтёрство - лучший формат проверить свои силы-навыки в более-менее безопасной для них обстановке, научиться чему-либо и попытаться транслировать эти знания в начальной школе. Например, они изучили на внеурочных занятиях тему «эмоции», а потом сами нашли формат выступления в начальной школе, организовались и рассказали об эмоциях младшим. В начальной школе каждая волонтёрская акция проводится несколько раз для каждого класса параллели, каждый из группы волонтёров может попробовать себя в разных ролях, натренировать тот или иной навык.

image3

Среди необходимых личностных качеств волонтёра необходимо выделить психологическую готовность к волонтёрской деятельности. С этого начинается подготовка к волонтёрской деятельности в школе. На тренинговых занятиях восьмиклассники учились работать в группе, развивая коммуникативные навыки, навык принятия себя и своего индивидуального стиля поведения. 

image2

Волонтёрская деятельность подростков носит совместный характер, так в группе они преодолевают робость и неуверенность, учатся анализировать результаты своих проектов и вносить в них коррективы. Для подростков важно гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости, умения держать свои эмоции под контролем.

В основе любой деятельности лежит мотивация, то есть совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Кем-то движет благородная идея создать более справедливое и свободное общество, энтузиазм, чувство милосердия и доброта, поиск новых возможностей и интересов, нестандартные подходы, новые знания и контакты с интересными людьми. Кому-то важно преодолеть чувство одиночества, стать членом группы, активно влиять на самого себя и на ситуацию, совершая значимые поступки, преодолевая свои тревоги и страхи. Активность участия подростков в школьных волонтёрских программах подкрепляется ростом самоуважения и удовлетворенностью от выполненной работы. Психологи отмечают, что “в процессе своей деятельности, при выполнении общественно-полезной работы человек ощущает значимость своего существования, у него повышается уровень ответственности, проявляются милосердие, самоотверженность.   Служение сопряжено с необходимостью общения с большим количеством разных людей и коммуникативные навыки в этом случае необходимы. В таком общении волонтер получает, в качестве вознаграждения, разносторонний и многообразный опыт” [1]. Психологическая готовность к такой деятельности включает в себя желание повышать свою информированность по выбранному направлению, развивать навыки эффективной коммуникации, разрешения конфликтов, навык социальной внимательности. Больше о мотивах и психологических особенностях волонтёра см. в статье Подсеваткина В.Н. [2].

Сошлюсь на данные работы Андриановой Д.Д. о мотивах участия школьников и учителей в волонтёрской деятельности. Для учителей основным мотивом участия в волонтёрской деятельности является чувство сострадания, а для учащихся  этот мотив столь же важен, как и мотив расширения границ общения. «Выявлено расхождение в структуре ценностно-смыслового компонента добровольчества педагогов и подростков: для педагогов наиболее важны ценности, связанные с традициями, добром, послушанием, тогда как для подростков в большей степени характерна ориентация на самостоятельность, достижения и насыщенную удовольствиями жизнь» [3].

Если сравнить, как проходит обучение подростков основам медиации и навыкам волонтёрской деятельности, можно сделать вывод, что волонтёрская деятельность дает больший эффект в развитии социальных навыков у подростков. При инициативной форме внедрения медиации в школе внедрение медиации замедля­ется тем, что прежде, чем начать реальную практику разрешения конфликтных ситуации, даже под контролем учителя, сначала надо «отработать» личностные проблемы подростка-медиатора, подготовить ситуацию, в которой этот подросток мог бы проявить свои навыки, без того, чтобы не усугубить конфликт между «враждующими» сторонами. 

Волонтёрская деятельность менее нагружена разнонаправленными конфликтными, аффективными переживаниями, подростки себя чувствуют увереннее, что подкрепляет их мотивацию к дальнейшей активности.  Волонтёрская деятельность предполагает участие большего количества   детей при проведении мероприятия, чем при медиации конфликтного случая.

Волонтёрская деятельность подростков часто мотивирована удовлетворением потребности в самореализации через помощь людям, альтруизмом. Но может определяться и набором иных мотивов: жаждой признания, желанием получить полезные связи, попробовать себя на пути к карьере. В этом году в восьмом классе обучение навыкам медиации в рамках внеурочных занятий идет параллельно с обучением волонтёрству. Обе программы «Старший-младшему» и «Вместе к согласию» на базовом уровне прорабатывают коммуникативные навыки, умение слышать собеседника, реагировать на его поведение, работать в группе для реализации поставленных целей. Но реализуемые восьмиклассниками волонтёрские проекты в начальной школе для них более понятны, гармоничны, имеют яркое эмоциональное подкрепление, соответственно мотивация ими заниматься выше.  

В начальной школе есть определенный дефицит в структурировании времяпрепровождения детей на переменах. За ограниченное время детям надо снять напряжение от сидения на уроке, при этом пространство ограничено рекреацией, которая должна вместить детей из нескольких классов, отсутствуют оборудованные безопасные игровые зоны. Самостоятельно стихийно организованные детьми коллективные игры примитивны, в основном это догонялки. Это великолепное поле для практики восьмиклассников в волонтёрской деятельности -  организация игр на переменах.

image1 image4

Подростковому возрасту свойственно стремление к эмоциональной событийной насыщенности и совместной деятельности. Развитию культуры волонтёрства подростков в школе способствуют отношения сотрудничества с учителями, у слабоуспевающего школьника появляется шанс «стать звездой» в глазах ровесников и учителей, поднять свою самооценку.

Хочется сделать так,  чтобы волонтёрство из эпизодического опыта переросло в устойчивую потребность личности в служении людям. 

 image5

Источник изображения [4].


Литература и источники

[1] Хлебодарова О.Б. Психологические аспекты добровольчества // Психологи на b17.ru. [Электронный ресурс]. Дата доступа 01.04.2022 – URL:  https://www.b17.ru/article/psihologicheskie_aspekti_dobrovolchestva/

[2] Подсеваткин В.Н. Психология волонтёрства. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/11/18/psihologiya-volonterstva-0

[3] Андрианова Д.Д. «Педагогические условия развития волонтёрства подростков в образовательных программах основного и дополнительного образования», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, СПб, 2020.[Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-volonterstva-podrostkov-v-obrazovatelnykh-programmakh-osn

[4] Психологи на b17.ru // [Электронный ресурс]. Дата доступа 01.04.2022 – URL:  https://www.b17.ru/article/psihologicheskie_aspekti_dobrovolchestva/

 

Дополнительная литература 

  1. Информационно-методический портал «Вектор добровольчества в России». [Электронный ресурс]. Дата доступа 01.04.2022 – URL: http://www.kdobru.ru/

  2. Медиатека по социальному волонтёрству. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  https://volonter-school.ru/mediateka-o-sotsialnom-volonterstve-2/

  3. Правовые основы волонтёрства в России. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://www.danilovcy.ru/2015/06/pravovye-osnovy-volonterstva-v-rossii/

  4. Теоретико-практические основания развития добровольческого движения: Методическое пособие / Под ред. В.С. Басюка, зам. президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора РАО; А.А. Крюковой, кандидата педагогических наук. - М.: Изд-во..., 2018. - 209 с. Авторы-составители: Арсеньева Т.Н., Зотова В.А., Маслова Д.Д., Покровский Д.Е., Федоров А.С. [Текст]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2978f987ab98bd0b666500d18431deb4.pdf


Ссылка для цитирования:

Ульяновская С.Н. Взгляд педагога-психолога на развитие социальной активности подростков в школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-s-n-vzglyad-pedagoga-psikhologa-na-razvitie-sotsialnoj-aktivnosti-podrostkov-v-shkole

 

Романова К.А. Волонтёрство и “трудные” подростки

Романова Ксения Алексеевна,
социальный педагог  ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Волонтёрство и “трудные” подростки

В настоящее время наиболее незащищенными перед нестабильностью, отсутствием внимания со стороны взрослых в первую очередь являются наши дети.

Дети и подростки  по-разному реагируют на различные неблагоприятные явления нашей действительности: одни растут добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми; другие становятся агрессивными, безучастными – “трудными” детьми.

Причины нарушения поведения могут быть связаны с неблагополучием в семье, высокой занятостью родителей на работе, снижением ответственности родителей за содержание и воспитание детей, жестоким обращением с ними. Вследствие этого проявляются отклонения от общепринятых норм поведения: уклонение от учебы – неуспеваемость, хулиганство, различные виды зависимостей, в том числе компьютерная (игровая). Таких детей и подростков называют ”трудными” или ”проблемными”. Работая в школе, мы сталкиваемся с такими детьми. Наиболее интересный опыт работы получаем при работе ними.

По данным ПДН ОУУП и ПДН УМВД РФ по Калининскому району Санкт-Петербурга  на 01.03.2022 года на профилактическом учете состоят:

В Калининском районе

121 несовершеннолетний

87 семей

В ГБОУ СОШ №72

1 несовершеннолетний

2 семьи

Чтобы найти способ конструктивного взаимодействия с трудными детьми и подростками нужно, прежде всего, понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми взрослым сложно, а это дети, которым трудно. На таких подростков нельзя воздействовать давлением, нужен только разговор на равных и положительный пример. Многие трудности и проблемы несовершеннолетних связаны с тем, что одни стремятся быть независимыми от взрослых, их контроля и опеки, а другие, наоборот, своим поведением   привлекают к себе внимание родителей и учителей, ”сигнализируя” о внутреннем неблагополучии.

Одна из основных причин массовости проблемы ”трудных” подростков - это социокультурная среда. Подростки должны быть заняты во внеурочное время, организованы, социализированы.

Ряд наблюдений за поведением “трудных” подростков в нашей школе позволил сделать следующие выводы:

- они гораздо смелее своих обычных сверстников, легче идут на контакт;

- они готовы помогать другим, чтобы показать себя с лучшей стороны;

- они стараются заслужить одобрение, выполняя поручения.

Дети из разных классов имеют разные темпераменты, характеры, уровень обученности и воспитанности, и не каждому ребенку самостоятельно удается найти своё дело и возможность совершать те поступки, которые будут во благо окружающим и самому себе. Многие из них испытывают трудности в общении с родителями (законными представителями), сверстниками или педагогами. Именно таким детям важно чувствовать свою значимость и нужность в обществе. Для них волонтёрская деятельность является лучом света среди неприятностей и непонимания близкого окружения. Совершая добрые поступки, помогая другим людям, они получают возможность повысить свою самооценку, значимость, приобрести социальный опыт.

Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, подкрепление человеческих ценностей.

Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Они получают одобрение и похвалу от значимых для них взрослых, чего им так не хватает в жизни. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что              в свою очередь является профилактикой их девиантного поведения.

Волонтёрство позволяет подростку лучше ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Волонтёрская деятельность позволяет также приобрести и иные полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.

Практическая деятельность с разным контингентом нашего образовательного учреждения показала, что именно ”трудные” подростки при правильном взаимодействии с ними более открыты к общению со взрослыми. Они охотнее отзываются на просьбы о помощи. Зачастую, если такой ребёнок видит меня в школьном коридоре, подходит, спрашивает в чём мне помочь. Важно не оттолкнуть такого ребёнка, а подкрепить его рвение к благим делам. И наоборот, вполне успевающий и благополучный ребёнок найдет много причин для того, чтобы ничего не делать.

А что говорят сами дети о волонтёрской деятельности? Что значит для них помогать другим?

Я задала эти вопросы трём обучающимся нашей школы. Ответы ребят несут единый смысл. 

Первый ребенок сообщил: “Волонтёрство для меня  это помощь и защита людей. Я помогаю, чтобы оставаться человеком и заботиться о других. Когда я помогаю, я испытываю чувство выполненного долга, мне приятно, что другой человек радуется.” 

Второй ответил, что ему нравится помогать, он приносит пользу, и у него поднимается настроение. 

Третий сказал, что всё возвращается бумерангом.  Помогать - значит делать добро, и оно вернется. Со злом также.

Волонтёрская деятельность помогает ”трудному” подростку развивать свои умения и навыки, удовлетворять потребность в социальных контактах и самоуважении, осознавать свою полезность  и нужность, получать благодарность за свой труд, развивать в себе важные личностные качества. Ребёнок понимает, что он важен, нужен, интересен, без него не получилось бы то или иное дело. 

Таким образом, волонтёр - это человек, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественно-полезной деятельностью во благо нуждающихся. Однако, стоит заметить, что всё-таки такой человек получает возмещение за свои труды и добрые поступки. Это носит не материальный характер, а более важный, глубокий, полезный и нужный для “трудных” подростков, о чём свидетельствуют их ответы. 

В отношениях с “трудными” подростками  важно придерживаться принципа А. С. Макаренко: "Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему" [1]


Литература и источники

[1] Макаренковская система воспитания //  Библиотека статей.    [Электронный ресурс] Дата доступа 25.03.2022 - URL: http://www.hintfox.com/article/makarenkovskaja-sistema-vospitanija.html

 

Дополнительная литература

  1. Бурчакова М. А., Хожемпо В. В.: «Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса» // Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. — № 4 (52). Номер статьи: 5203

  2. Соболева, А. В. Влияние волонтерской деятельности на формирование личности несовершеннолетнего // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). 

  3. Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. – 2015. – №12.2.

  4. Ковалева Е.В. Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности // [Электронный ресурс]. Дата доступа  - 26.03.2022 - URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentsii-podrostkov-posredstvom-volonterskoy-deyatelnosti/viewer


Ссылка для цитирования:

Романова К.А.  Волонтёрство и “трудные” подростки // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/romanova-k-a-volontjorstvo-i-trudnye-podrostki

Дополнительная информация