Данилова И.С. Сотрудничество РАНХИГС с общеобразовательной школой

Данилова Ирина Сергеевна, 
директор центра образовательных проектов
УМУ ДОД СЗИУ РАНХиГС

Сотрудничество РАНХИГС с общеобразовательной школой

В современных условиях модернизации российского образования, которая характеризуется существенным разнообразием содержания и  методик обучения, повышается роль сетевого взаимодействия школы с образовательными учреждениями другого уровня и профильными организациями.   Расширение информационного поля и открывающиеся в связи с этим возможности вызывают необходимость обеспечения обучающихся школ инструментами по развитию инициативы, умения ориентироваться в стремительном потоке информации, выстраивать активную жизненную позицию, делать осознанный выбор. Указанные качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность через поиск информации и ее осмысление.

Поиск возможных пересечений работы образовательных организаций становится сегодня одним из значимых компонентов формулы качества образования и предполагает реализацию совместных целей и задач за счет организации системы взаимовыгодного партнерства. Действенным примером многостороннего сотрудничества и профориентации обучающихся можно назвать совместную работу ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга и ФГБОУ ВО Северо-Западного института управления, филиала РАНХиГС.

Взаимодействие "школа-вуз" - от выработки стратегии взаимодействия до ее практической реализации - основывается на общих организационных и дидактических принципах. Несмотря на совпадение воспитательных и развивающих целей школы и вуза в общем, каждая из сторон может иметь собственный взгляд на дальнейший ход работы. Поэтому организационные вопросы взаимодействия имеют определяющее значение, особенно на начальном этапе сотрудничества: согласование основных направлений работы, утверждение дорожной карты мероприятий (см. Приложение 1. Дорожная карта по развитию сотрудничества СЗИУ РАНХиГС с ГБОУ СОШ No 72 Калининского района Санкт-Петербурга), предполагающей учет возможностей и потребностей каждой из сторон.

В процессуальном отношении взаимодействие осуществляется через использование в обучении некоторой вариативности форм деятельности, в том числе выездных профориентационных мероприятий, командных интеллектуальных игр, наставничества студентов, активизации исследовательской деятельности в рамках тематических конкурсов ("Блокадный Ленинград", "Петровский Петербург", "Герои Отечества" и др.). Разнообразие форм направлено на достижении универсальной цели освоения и практического применения полученных знаний. В рамках интеграции "вуз – школа" открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении через совместную образовательную деятельность.

Основу образовательного процесса составляют дидактические принципы обучения, которые были обоснованы еще Я. А. Коменским: научность, доступность, наглядность, активность, сознательность [1], [2]. Именно их реализация способствует обоюдному формированию у обучающихся (и у студентов, и у школьников) навыков научно-исследовательской деятельности, структурированию изученного материала, развитию социальной активности, создает условия для реализации креативных идей, то есть способствует разностороннему развитию. Включение (даже временное) студентов в школьную среду способствует более глубокому и осознанному восприятию содержания обучения, а также выработке учебно-профессиональных действий, формируемых при осуществлении практической деятельности. Взаимодействие между ГБОУ СОШ №72 и СЗИУ осуществляется через включение молодежи в образовательные проекты, сочетающие такие принципы современной педагогики, как интегративность, метапредметность, гуманизация, культуросообразность, гибкость [3].

Привлечение школьников к проектам историко-культурной направленности, организуемым Институтом, способствует не только развитию навыков научного поиска информации, ее осмысления и критического анализа, но и активизации их творческого потенциала, установлению межпредметных связей, совершенствованию навыков коммуникации и самопрезентации [4]. Обучающиеся школы несколько лет принимают результативное участие в исторических квестах от СЗИУ РАНХиГС разной тематической направленности: “Блокадный Ленинград”, “Петровский Петербург”, “Герои Отечества”. Подобный формат взаимодействия позволяет активизировать интерес школьников к истории и культуре Санкт-Петербурга, в интерактивной, игровой форме воспитывать чувство гражданской идентичности и сопричастности к наследию России. Конкурс исследовательских проектов “Герои Отечества”, проходивший в 2022 году, предполагал проведение глубокой исследовательской работы по собственному выбору в рамках обозначенной тематики [5]. Подобный формат включает не только работу с различными источниками информации, но и развивает механизмы ее применения в решении поставленных образовательных и творческих задач. Сама тематика конкурса ставила перед подростками жизнеопределяющие вопросы: кого можно считать героем? за какие заслуги? в чем заключается героизм и патриотизм? Возможность продемонстрировать результаты командной деятельности перед обучающимися других школ и колледжей, сравнить собственный продукт, креативно презентовать его на площадке вуза перед приглашенными экспертами - все эти факторы повышают мотивацию школьников в достижении целей, обогащают жизненный опыт, а также привлекают внимание к вузу как площадке для продолжения обучения. (см. Приложение 2. Церемония награждения победителей конкурса “Герои Отечества”).

В 2023-2024 учебном году школой и вузом был апробирован проект привлечения студентов СЗИУ РАНХиГС направления "Лингвистика" к проведению учебных занятий по иностранному языку для школьников в рамках прохождения учебной практики. Студентам за короткий срок (ноябрь-январь) пришлось продемонстрировать уровень владения предметными знаниями и степень развития функциональной грамотности, проявить творческий потенциал, практико-ориентированные знания и коммуникативные навыки, моделируя занятия в рамках темы курса ("История и культура Санкт-Петербурга на уроках английского языка"). Совместная деятельность в рамках подготовки и проведения уроков поставила участников перед необходимостью выхода из зоны комфорта, но обогатила всех обучающихся полезным опытом. Анализ занятий позволил студентам пополнить свой компетентностный профиль.

Современный педагогический подход во многом ориентирован на концепцию 4К, включающую компетенции, актуальные для школьников, практикующих учителей и студентов вузов: коммуникацию, кооперацию, креативность и критическое мышление [6]. Участие в 2023-2024 учебном году в профориентационном проекте Клевер [7], осуществляемом в связке "вуз - школа - дополнительное образование", позволяет школьникам в игровой адаптивной форме не только познакомиться со всеми образовательными направлениями СЗИУ РАНХиГС, но и применить теоретические знания, полученные в ходе освоения школьной программы, примерить роль студента, раскрыть свой творческий, интеллектуальный и лидерский потенциал. Прохождение цикла игр на площадках разных факультетов Института в течение учебного года позволяет смоделировать условия для профессионального самоопределения, поиска ситуаций успеха и минимизировать ошибки при выборе индивидуальной образовательной траектории.

На сегодняшний день школа и вуз являются оптимальными партнерами по отношению друг к другу при реализации многовекторного сотрудничества в форматах исследовательской и проектной деятельности, профориентационной работы, развития универсальных компетенций обучающихся.. Все вышеперечисленные мероприятия способствуют повышению у обучающихся познавательного интереса, расширяют кругозор, а также позволяют ученику выбрать интересующее его направление и дальше продолжать совершенствоваться в определенной сфере.

Эпизоды

Награждение победителей конкурса "Петровский Петербург" в историческом парке "Россия - моя история" (команда школы заняла 3 место)

image001

Профориентационное выездное занятие для школьников с предоставлением информации о СЗИУ, правилах поступления и образовательных направлениях 

image002

Награждение победителей конкурса  проектных и исследовательских работ "Герои Отечества" в зале Учёного совета СЗИУ РАНХиГС

image003

Проведение интерактивных занятий преподавателями СЗИУ РАНХиГС

image004

 

image005

Проект "Клевер" - городской интеллектуальный профориентационный конкурс для школьников

image007 image006

 

image008 image009

 

Литература и источники

[1] Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1 \\В двух томах - Москва: Педагогика, 1982 - с.656

[2] См. также Грозян Н. Ф., Прудникова Т. И. Дидактические принципы Я. А. Коменского: принципы реализации в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70. [Электронный ресурс]. Дата обращения 08.03.2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-printsipy-ya-a-komenskogo-printsipy-realizatsii-v-sovremennoy-shkole.

[3] Хуторской А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 406 с.

[4] Малышева Н.В. Взаимодействие школы и вуза в совместной проектной деятельности студентов и школьников // Вестник Тамбовского университета. - 2009 - №14.

[5] Герои отечества. Петербургский молодежный исторический форум [Электронный ресурс]. Дата обращения 08.03.2024. URL: https://pmifgeroiotechestva.ru/contest

[6] Компетенции "4К": средовые решения для школы. Практические рекомендации : учебно-методическое пособие / сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Российский учебник, 2020. — 95.

[7] Образовательно-просветительский проект и центр повышения квалификации для педагогов "Клевер Лаб" [Электронный ресурс]. Дата обращения 08.03.2024. URL: https://clever-lab.pro/

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Галанцева, Е. А. Основные принципы взаимодействия "школа — вуз" / Е. А. Галанцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416).
  2. Лягинова О.Ю. Пути повышения качества образования в области математики и информатики в вузе // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2016. – № 6 (21).
  3. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы // Психология и педагогика. – 2013. – № 4.

Приложение 

Приложение 1. Дорожная карта по развитию сотрудничества СЗИУ РАНХиГС с ГБОУ СОШ No 72 Калининского района Санкт-Петербурга (pdf, 74 Kb)


Ссылка для цитирования:

Данилова И.С. Сотрудничество РАНХИГС с общеобразовательной школой // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/danilova-i-s-sotrudnichestvo-rankhigs-s-obshcheobrazovatelnoj-shkoloj

Вложения:
Скачать этот файл (danilova-dorozhnaja-karta.pdf)danilova-dorozhnaja-karta.pdf[ ]146 kB

Дополнительная информация