Cидоренко И.А. Интегрированная среда как современная педагогическая технология

dvJX2x4LSoI-1Именно интеграция способствует созданию единого образовательного пространства, условий для развития разносторонней гармоничной личности.

 

Сидоренко Ирина Александровна,
заведующая  ОДОД

Интегрированная среда как современная педагогическая технология

Постиндустриальное общество опирается на наукоёмкие технологии, информацию и знания как на основной производственный ресурс (при высокой доступности данных). В условиях высокой доступности информации   наиболее ценными качествами становятся:

  • способность к комплексному решению проблем;
  • критическое мышление; 
  • креативность; 
  • умение продуктивно взаимодействовать с коллегами;
  • эмоциональный интеллект; 
  • умение учиться на протяжении всей жизни;
  • умение принимать решения;
  • ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий.

Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты задачи — залог успешного решения. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна при работе с данными из открытых источников. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения - залог успешности в будущей профессиональной деятельности. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы - навыки эффктивного взаимодействия с людьми. Способность к эмпатическому восприятию окружающих также позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные продукты и услуги.

Именно интеграция способствует созданию единого образовательного пространства, условий для развития разносторонней гармоничной личности.

Варианты    интеграции в условиях общеобразовательной школы разнообразны. Опыт ОДОД в ГБОУ СОШ 72 позволяет представить следующие:

Внутренняя интеграция основного образования и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) реализуется и через программу  "Дебаты", педагог Рыкова Д.В., (интеграция немецкого языка, русского языка, обществознания и ораторского искусства), и в программе "Умелые руки", педагог Кубарева А.А.,  (интеграция технологии, литературы, этики, искусства и ручного труда в начальной школе).

Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) реализована в деятельности  ШСК через программу "Мини-футбол в школу" (руководитель ШСК Герасимов В.В.)  и  ВФСК ГТО.

Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании – это организация ЛОК – интеграция 3-х программ: "Театральная студия "Чародеи", "В гостях у сказки" (театр на немецком), "Аэробика".

Интеграция в образовании позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только как соединение и взаимосвязь разных программ, предметов, а как нечто большее, как интегрирование методов, форм, приёмов, включая практикоориентированные средства. Ведь современная педагогика – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции, на уровне создания единой "безбарьерной" образовательной среды.


Литература и источники

Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: 2016

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, Наука, 199

Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2002

Жвалевский А., Пастернак  Е. Время всегда хорошее. М.: Время, 2006. URL: http://royallib.com/read/gvalevskiy_andrey/vremya_vsegda_horoshee.html#0

Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002

Нормативно-правовая база

Конституция Российской Федерации 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ. // URL:  http://www.constitution.ru/

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // URL:   https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральный закон РФ о дополнительном образовании // URL:  http://www.ubo.ru/normative/1/

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 // URL:  https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" // URL:   http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4


 

Если Вы не видите презентацию в формате flash, значит Вы просматриваете портал с планшета или устройства, браузер которого не поддерживает flash. Решением для планшетов/смартфонов является беаплатный браузер Puffin с поддержкой flash.

Презентация в формате pptx также доступна для скачивания в приложении.


Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме 

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSejkfCpEG7mijF4uFeI2w6jvCqTZydeEadruyPUXkI1IdC8mw/viewform

Вложения:
Скачать этот файл (01-sidorenko-integr-sreda.pptx)01-sidorenko-integr-sreda.pptx[ ]520 kB

Комментарии   

#1 Оценка докладаСтрешинская Инна Васильевна 15.12.2016 05:35
Уважаемая Ирина Александровна!
Спасибо за цельный и обстоятельный доклад, за научный подход к вопросу дополнительного образования детей.Тема интеграции с применением практиориентированных методов и форм работы актуальна и перспективна. Спасибо за организацию конференции.

Дополнительная информация