Чистякова В.А. Применение игровых технологий на уроках немецкого языка в начальной школе
- Подробности
- Категория: Выпуск 11
- Опубликовано 15.05.2023 03:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 152
Чистякова Валерия Андреевна,
учитель немецкого языка
Применение игровых технологий на уроках немецкого языка в начальной школе
Специфика обучения иностранным языкам младших школьников определяется их социально-психологическими и индивидуально возрастно-психологическими особенностями. Этот аспект, обуславливающий этапные цели, методики и приёмы в обучении, хорошо изучен и подробно описан в специальной литературе [1].
В основе выбора способов обучения лежит представление о типах ведущей деятельности ребёнка, “развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии” [2]. Именно в начальной школе происходит переход от игровой деятельности к учебной деятельности, причём игра сохраняет свою ведущую роль. “С одной стороны у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой – игровая потребность не ослабевает” [3].
Подход, соединяющий обучение (англ. education) и развлечение (англ. entertainment) получил название эдьютейнмент (Edutainment). “Хотя если со словом «обучение» всё в принципе понятно, то entertainment в английском языке имеет более широкое значение, чем русское «развлечение». Для нас это что-то, от чего нам весело, хорошо, что приносит нам удовольствие. А в английском языке entertainment означает не только удовольствие, но ещё и интерес, удерживание внимания” [4].
Одной из примет времени организации образовательного процесса в современной школе является широкое применение игровых технологий - от единичного включения игр в урок до так называемой геймификации. Геймификация, gamification или игрофикация - “все эти термины означают использование элементов игры и игровых механик и технологий в неигровом контексте — для достижения реальных целей, например, в работе, в учебе и в повседневной жизни” [5].
Использование обучающих игр на уроке иностранного языка имеет большое преимущество перед другими способами обучения: в игре все или, по крайней мере, большинство обучающихся, участвуют активно. Дети не скучают и включаются в игру всегда охотно. На уроке не нужно создавать сложных обучающих ситуаций, они сами собой возникают в процессе игры. Особенно актуально это для преподавания иностранного языка в начальной школе, когда, в силу возрастных особенностей, излюбленным и самым понятным видом деятельности для детей является игра. Также очевидно, что в процессе игры ученики могут проявить и некоторую физическую активность на уроке, «размяться», при этом не отвлекаясь от темы урока.
Если ещё в недавнем прошлом игры и обучение отстояли друг от друга на большом расстоянии и понимались как совершенно разные виды деятельности, то в современном мире взгляд на них поменялся и игра стала одной из неотъемлемых составляющих урока. “Если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает” [6].
Многие виды игр детям часто бывают уже знакомы, поэтому не нужно тратить время урока на объяснение правил. Урок всегда будет наиболее успешным, если в него включены интерактивная и игровая составляющие.
Виды игр на уроке могут быть очень разнообразными:
- игры в слова;
- кроссворды;
- загадки;
- диалоговые игры;
- скетчи;
- ролевые игры;
- ситуативные игры.
Для возможности использования игры на уроке должны быть соблюдены следующие условия:
- Игра должна соответствовать теме и направленности урока.
- Игра не должна быть слишком сложной в исполнении.
- Игра должна приносить радость.
Под первым условием понимается использование игры не как вида отдыха или способа заполнить время урока, но как одного из его компонентов, неразрывно связанного с ходом и содержанием урока. Цель игры - понятно и в лёгкой форме донести до учеников смысл и цель уже изученных и объяснённых языковых явлений.
Второе условие подразумевает, что игра, требующая слишком долгой и сложной подготовки, займёт и слишком много времени урока.
Третье условие означает, что главная цель любой игры на уроке - это освоение учебного материала с радостью и лёгкостью. В ходе игры немаловажными факторами являются находчивость и внимательность. Поэтому даже самый слабый ученик может стать в ней победителем и достигнуть таким образом успеха.
Какие навыки можно закрепить с помощью игры? Не секрет, что игровая деятельность на уроке направлена, по большей части, на повторение и закрепление пройденного. Простые грамматические конструкции, выражения, употребляемые в речи, активный словарный запас могут быть закреплены с помощью проведения игр на уроке.
Рассмотрим несколько видов игр на конкретных примерах.
«Собери портфель»
На примере игры рассмотрим, каким образом происходит повторение и закрепление материала по теме «школьные принадлежности».
Изображение 1. Элементы игры “Собери портфель”
На доску при помощи магнитов прикрепляется рисунок школьного портфеля или рюкзака, например, такой:
Изображение 2. Рисунок школьного рюкзака
Рядом, также на магнитах, в произвольном порядке прикрепляются названия как школьных принадлежностей, так и предметов, к ним не относящихся. Задача учащихся «положить» в портфель нужные предметы, при этом называя их по-немецки с переводом.
Изображение 3. Игра у школьной доски
«Suchsel» или “Найди слово”
Изображение 4. Игра “Suchsel” на мобильном устройстве
Ученикам выдаются листы, полностью заполненные буквами в клеточках. На первый взгляд – это просто набор букв. Но, если всмотреться, в них можно найти слова по определённой теме. Прежде чем ученики приступят к поиску, слова следует повторить, написав их на доске или выведя на экран проектора. Затем убрать. Выигрывает ученик, первым нашедший все слова.
Также важно дать ученикам "ключик" к решению подобных заданий. Например: более быстро и просто искать слова, обращая внимание на наиболее заметные буквы, к примеру, круглой формы. Буквы O, Q, X, C найти проще, чем другие. Обращать внимание следует также другие маркеры, как, например, сдвоенные буквы в словах. Располагаться искомые слова могут как горизонтально и вертикально, так и (для учеников, уже имеющих опыт подобной игры) по горизонтали, а также прочитываться справа налево.
Изображение 5. Вид игры “Suchsel”.
Tierrätsel или лото с названиями животных
Учащиеся делятся на команды. Каждой команде выдаётся листок с изображениями животных. Затем выдаются карточки, на которых написаны названия этих животных, а также несколько лишних. Команда, первой правильно подобравшая названия к картинкам, побеждает.
В командной игре важным мотивирующим моментом является награждение победившей команды. Это могут быть как отметки “5”, так и небольшие знаки отличия. Например, небольшие карточки со словом “Gewinner” (победитель). Команда, собравшая за несколько уроков 3 такие карточки, получает медали (изготовить их можно из картона или бумаги).
Изображение 6. Игра “Tierrätsel”.
Ich bin ein Lehrer! Я Учитель!
Из числа желающих поучаствовать в качестве ведущего-учителя вызывается один ученик. В зависимости от темы урока, он самостоятельно даёт задания классу, которые и выполняют те, кого назвал ведущий. Ответивший наиболее верно и на большее количество вопросов ученик становится «учителем». На примере темы «Farben» (цвета): ведущий называет цвета сначала по-русски - ученики должны перевести их устно. Затем называет цвета по-немецки. То же задание. Затем называет простую фразу: Die Katze ist weiß. (кошка белая). Класс переводит.
Кукольный театр как часть урока
Не секрет, что для детей наглядность в обучении очень важна. Использование кукол (особенно удобны куклы для кукольного театра, которые можно надеть на руку) или мягких игрушек на уроке иностранного языка помогает детям легче воспринимать информацию, а учителям - привлечь внимание учеников. Исследования показали, что использование кукол на уроке способствует развитию навыков говорения. Куклы могут быть использованы на различных этапах урока, а также могут выступать в различных ролях. Например:
- Кукла, которой руководит учитель, говорит с учениками.
- Куклой руководит ученик, обращаясь к другим ученикам.
- Учитель ведёт диалог с куклой - ученики наблюдают.
- Ученик ведёт диалог с куклой.
- Ученики играют для учеников: небольшие театральные постановки (кукольный театр).
На уроке иностранного языка можно использовать следующие формы взаимодействия с куклами:
- Закрытая форма - зрители наблюдают за речью и движениями куклы “со стороны”
- Открытая форма - зрители сами “подталкивают” куклу к совершению тех или иных действий, стараются вести с ней разговор. Эта форма на уроке иностранного языка является самой сложной в реализации, так как ученики всё же имеют очень ограниченный словарный запас и не всегда верно могут сформулировать мысль. с С другой стороны, именно эти сложности подталкивают учеников на поиски правильных слов и снимают языковой барьер. Ведь общаются они не с учителем, а с весёлым кукольным персонажем.
- Полуоткрытая форма - кукла обращается к зрителям и задаёт им вопросы.
Изображения 8. и 9. Куклы
Изображение 10. Кукольный театр
Благодаря использованию кукольного театра на уроке иностранного языка ученики, в процессе игры и руководя куклой, легче осваивают правильные интонации в устной речи. Дети с лёгкостью усваивают верное произношение. Техника речи улучшается.
Таким образом, на уроке иностранного языка посредством игры могут быть достигнуты многие цели обучения: происходит тренировка учебных навыков (таких, как чтение, аудирование, письмо, разговорная речь), формируется понимание культуры страны изучаемого языка, повышается мотивация к усвоению материала.
Литература и источники
[1] Раннее обучение иностранному языку. Библиографический список литературы библиотека Волховского филиала РГПУ им. А. И. Герцена. Волхов, 2022 [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://volhov.herzen.spb.ru/images/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%
[2] Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения. – М., 1983. Т. 1, с. 286
[3] Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: Лекция 5 https://eng.1sept.ru/view_article.php?ID=200902111
[4] Что такое Edutainment: как соединить обучение с развлечением. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-edutainment-kak-soedinit-obuchenie-s-razvlecheniem/
[5] Что такое геймификация образовательного процесса. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://www.unicraft.org/blog/7209/geymifikatsiya-v-obuchenii/
[6] Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Лекция 5. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://eng.1sept.ru/view_article.php?ID=200902111
Источники изображений
Изображение 1. Элементы игры “Собери портфель”. Источник изображения https://ppt-online.org/322630
Изображение 2. Рисунок школьного рюкзака. Собственная фотография
Изображение 3. Игра у школьной доски. Собственная фотография
Изображение 4. Игра “Suchsel” на мобильном устройстве. Источник изображения https://wordch.com/de/suchsel/110
Изображение 5. Вид игры “Suchsel”. Источник изображений https://mama-v-internete.ru/urok-nemetskogo-14-fevralya
Изображение 6. Игра “Tierrätsel”. Источник изображения https://nsportal.ru/user/775413/page/2-1-9-nemetskiy-yazyk-tema-zhivotnye-dopolnitelnyy-material
Изображение 7. Я Учитель. Источник изображения https://germanfox.ru/die-farben.html
Изображения 8. и 9. Куклы. Собственные фотографии
Изображение 10. Кукольный театр. Собственная фотография
Ссылка для цитирования:
Чистякова В.А. Применение игровых технологий на уроках немецкого языка в начальной школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/chistyakova-v-a-primenenie-igrovykh-tekhnologij-na-urokakh-nemetskogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole