Букова Марина Владимировна. Опыт воспитания классного коллектива
- Подробности
- Категория: Выпуск 1
- Опубликовано 09.08.2013 13:53
- Автор: Administrator
- Просмотров: 71371
Букова Марина Владимировна
Опыт воспитания классного коллектива
(дидактическое эссе)
Вашему вниманию предлагаются материалы, вобравшие в себя личный опыт воспитания дружного классного коллектива в начальной школе.
Каждый класс для педагога, для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый класс до конца обучения в школе остается моим классом.
Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Надеюсь, что собранные личные материалы по формированию дружного сплоченного классного коллектива, внесут свой посильный вклад в развитие воспитательной системы класса.
Концептуальные основы воспитательной системы класса
В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то,
что отделяет от других людей, а то, что у нас ними общего.
Д. Рескин
В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и ориентирован на "зону успеха" каждого ученика и класса в целом, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе.
Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка.
Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса.
Воспитательная работа строится на основании разработанной кафедрой социально-педагогического образования СПбАППО концепции "Воспитание петербуржца XXI века" и работает согласно инновационной Программе развития образовательного учреждения "От развития личностного потенциала обучающегося к открытой и активной школе".
Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на "зону успеха" каждого ученика.
В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.
Цели и задачи воспитательной работы
Основной целью своей работы как классного руководителя я считаю формирование полноценного коллектива.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи:
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика,
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности,
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,
• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
Этапы формирования дружного коллектива
Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе.
Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
Разнообразие форм и методов работы классного руководителя
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. На Схеме №1 Вы можете увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя.
Схема №1
В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.
Так, например, мои ребята на протяжении 4 лет участвовали в различных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Если в 1 и 2 классах мы приняли участие в концерте для ветеранов, то потом это были более сложные, но интересные дела. В 2010 году наша страна отмечала 65-летие Победы в Великой отечественной войне. Ребята приняли участие в районной акции "От поколения к поколению". В течение месяца они делали своими руками и подписывали поздравительные открытки для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. Работа требовала огромного терпения и старания, переписывать приходилось по многу раз, были и слезы, но никто не отказался, так как всем хотелось внести свой вклад в общее дело. Жизнь класса не прерывается, завершили одно дело, а новое уже ждет.
В этом же году мы подготовили с ребятами классный час на тему "Мы живы, пока помним", посвященный родственникам ребят, которые жили и трудились в годы Великой отечественной войны. Предварительно ребята должны были узнать о своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь материал был собран в единую электронную "Книгу Памяти класса". Многие родители положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы. Дальнейшим этапом работы было оформление школьной Книги памяти, в котором приняли участие все классы. Это мероприятие вызвало у ребят сильные эмоциональные переживания. А в 4 классе ребята вместе со старшеклассниками приняли участие в литературно-музыкальной композиции.
Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном проводятся традиционные праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями, как Новый год, 8 марта, День матери. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.
Во 2 классе ребята в школе посещают музыкальный абонемент по ознакомлению с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами и русскими народными песнями. А в 3 классе в рамках знакомства с русскими традициями мы решили подготовить и провести для учащихся младших классов начальной школы Праздник Русской березки. Праздник состоял из нескольких частей, а именно "Береза - символ России", "Береза в поэзии, песнях и живописи", "Традиции и обряды" (на примере Праздника Троица), "Березки у солдатских могил". Каждую часть праздника я репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был очень интересным и познавательным, общее дело, которым были заняты ребята, очень их сплотило. Каждый ребенок внес свой личный вклад в общее дело, от которого зависел успех праздника. В четвертом классе моим детям очень повезло. В школе открылся кружок ложкарей. Треть класса стала посещать этот кружок. Ребята так здорово играли на ложках, что их стали приглашать на школьные праздники и они даже приняли участие в районном конкурсе малых театральных форм среди учащихся начальной школы "Брянцеву посвящается".
Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим. Во второй половине дня я работаю в ГПД и мы с ребятами придумали чайную паузу, где ребята за чашкой чая могли друг с другом поговорить, что-то интересное рассказать и придумать что-то новое. Никто не хотел уходить домой без чайной паузы! И даже сейчас мои пятиклассники очень часто заходят ко мне на чашку чая.
Еще один пример того, как общее дело, не сразу воспринятое однозначно позитивно, сплотило ребят. В сентябре 1 класса мы всем классом записались в танцевальную студию "Экстрим". На протяжении всех четырех лет обучения в школе ребята занимались танцами. Не у всех получалось, были разочарования, кто-то хотел уйти, но каждый раз я убеждала ребят в том, что танцевать всем вместе - это здорово и неважно, что не все получается. Выпускной в 4 классе начался со школьного вальса, а закончился зажигательным рок-н-роллом и было видно, что самим ребятам это нравится. Родители были в восторге, а я завидовала ребятам, потому что в моей школе такого не было.
В процессе создания детского коллектива большое значение имеют традиции. Обязательно имеются такие дела, за которые дети с интересом, большим желанием берутся ежегодно - это новогодний праздник, дни рождения детей, день рождения класса, окончание учебного года, когда мы чествуем лучших ребят в учебе, спорте, конкурсах и так далее.
Участие в районном проекте наш "Наш дружный класс" стал финалом четырехлетнего обучения в начальной школе. Цель этого проекта - создание условий для формирования личности каждого ученика в коллективе и через коллектив. Для классного руководителя - это возможность обобщить опыт воспитательной работы и подготовить учеников для выхода в дальнейшую школьную жизнь. Участие в конкурсе еще больше сплотило ребят, они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности, ростки самоуправления.
Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми. Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.
Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:
- выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,
- развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,
- формирование потребности в здоровом образе жизни,
- воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,
- воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. В Приложении № 1 Вы можете познакомиться с тематикой классных часов на разных этапах формирования сплоченного коллектива.
Мониторинг уровня сплоченности классного коллектива
Одним из основных условий сохранения психического здоровья школьников является создание благоприятного психологического климата в классе. Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности коллектива, пути его дальнейшего развития и улучшения психологического климата в классе.
Ежегодный мониторинг воспитательной деятельности в классе помогает классному руководителю оценить уровень сплоченности класса, выявить "проблемные зоны", требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя или службы сопровождения в лице социального педагога или педагога-психолога, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Познакомиться с методикой оценки уровня развития классного коллектива можно в Приложении № 2.
Традиционным методом оценки психологического комфорта в классе является метод социометрии по методике Дж. Морено, в проведении которой, как правило, участвуют социальный педагог или педагог-психолог. На основании полученных данных можно построить социограмму, представляющую собой четыре окружности, в которые помещены все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещены те номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – среднее, в третий – номера учащихся, получивших количество выборов меньше среднего, в четвертый – самое наименьшее.
Список литературы
1. Инновационная программа развития ГОУ СОШ №72 на период 2011-2015 гг.: От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе. Утверждена решением Педагогического совета школы от 15.02.2011 г. Протокол №3
2. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2010 гг. Петербургская Школа 2010.
3. Материалы городской конференции с заочным межрегиональным участием "Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника" СПб АППО 2012г.
4. Классный руководитель в начальной школе. Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Тематика классных часов на разных этапах формирования классного коллектива
Этап |
№ п/п |
Содержание |
1 |
1 |
День Знаний. Будем знакомы, будем друзьями. |
2 |
Мы все разные. |
|
3 |
Дружба - чудесное слово. |
|
4 |
Умеем ли мы дружить? |
|
2 |
1 |
Будем жить дружно. Принятие правил жизнедеятельности коллектива. |
2 |
Учимся общаться. |
|
3 |
Мой друг. |
|
4 |
Нелегко жить дружно. |
|
3 |
1 |
Что такое классный коллектив? |
2 |
Человек, живущий рядом. |
|
3 |
Уроки толерантности. |
|
4 |
Умей дружить. |
|
4 |
1 |
Я и мои друзья. |
2 |
Что такое конфликт? |
|
3 |
В дружбе сила. |
|
4 |
Настоящая дружба - это ... |
Приложение № 2. Лист оценки уровня сплоченности классного коллектива
№ п/п |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Оценка |
|||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Ср. |
||
|
|||||||
1.1 |
Мы являемся организаторами своей жизни в классе |
||||||
1.2 |
В классе есть органы самоуправления |
||||||
1.3 |
Я знаю, как выполнить свое поручение |
||||||
1.4 |
Мы сами планируем свои дела |
||||||
1.5 |
Мы отвечаем за состояние своего класса(чистоту, уют) |
||||||
1.6 |
Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами |
||||||
2.1 |
Мы доброжелательны друг к другу |
||||||
2.2 |
Мы помогаем друг другу в сложных затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга |
||||||
2.3 |
У нас доброжелательные отношения с учителями |
||||||
2.4 |
Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор |
||||||
2.5 |
Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются |
||||||
2.6 |
Мы не боимся высказать свое мнение учителям |
||||||
3.1 |
Мы стремимся получить хорошие знания |
||||||
3.2 |
Мы настроены на активную трудовую деятельность |
||||||
3.3 |
Я осуществил(а) свой профессиональный выбор |
||||||
3.4 |
Мы стремимся улучшить окружающую жизнь |
||||||
3.5 |
Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы |
||||||
3.6 |
Мы заботимся о сохранении собственного здоровья |
||||||
4.1 |
Наш класс живет интересной насыщенной жизнью |
||||||
4.2 |
Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе |
||||||
4.3 |
Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения |
||||||
4.4 |
В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители |
||||||
4.5 |
Проводимые дела носят творческий характер |
||||||
4.6 |
Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни |
||||||
ИТОГО: |