Букова Марина Владимировна. Конспект урока по предмету “Окружающий мир” в 3 классе

  • Печать

 Букова Марина Владимировна

Конспект урока по предмету “Окружающий мир” в 3 классе

Тема урока – От Древней Руси к единой России
Класс – 3-й класс
Тип урока – открытие новых знаний.
Технология, используемая на уроке – технология проблемного диалога.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства.
  2. Познакомить учащихся с условиями и особенностями формирования самосознания русского народа, выявить значение деятельности таких личностей, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.
  3. Формирование умения реконструировать события прошлого с помощью схем, иллюстраций, картин художников

Основные термины и понятия: времена Московского государства, Куликовская битва, Дмитрий Донской, великий государь.

Планируемый результат: отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на “ленте времени”.

Образовательные ресурсы:

Оборудование:
1. Ноутбук
2  Мультимедийный проектор
3. Доска
4. Карточки

Методическое обеспечение (учебник, литература):

  • Учебник "Окружающий мир" ("Моё Отечество") 3-ий класс, часть 2. // А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин
  • Рабочая тетрадь "Моё Отечество".


Мультимедийные материалы:

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
 


План  урока

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка проблемы
  3. Версии детей
  4. Совместное открытие знаний.  Поиск решения проблемы
    • Тема “Освобождение Руси”
    • Тема “Московское государство”
  5. Выражение решения проблемы
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание

 Организационная структура урока

(Структура разработана в соответствии с разделами технологической карты урока   и включает этапы и аспекты “Деятельность учителя”, “Деятельность учащихся”, “Формы организации взаимодействия на уроке”, УУД)

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке УУД

Для удобства чтения ход урока представлен в виде текста.


Ход урока

1. Актуализация знаний

На слайде река времени (слайд 2)

bukova-pres-02

-  Почему река времени начинается с IX века? (В IX веке образуется Древнерусское государство)
- Каким было это государство в IX-XI веках? (В Древней Руси строились города, развивались ремесла, торговля,  в  X веке принята новая вера – христианство, строились храмы, развивалась культура,  распространялась письменность и т.д.)
- С какими опасностями удавалось справляться городам Древней Руси? (С юга со степняками-кочевниками, а с северо-запада с европейскими рыцарями.)
- Посмотрим на реку времени. В XIII веке русло реки круто меняет свое направление. Почему? (В  жизни государства произошли сильные перемены)
- Какое событие произошло в XIII веке и изменило жизнь государства? (Батыево нашествие)
- Откуда шла эта опасность? (слайд 3)

bukova-pres-03
- Почему не удалось справиться с этим врагом? (В  середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества, русские князья вели между собой войны, что ослабило обороноспособность государства и этим воспользовались монгольские ханы)
- Выполните задание в рабочей тетради (стр. 17 № 4). Расположите в правильной последовательности все события из списка. (Учащиеся работают в парах)
-  Какие источники помогают нам узнать о прошлом? (летописи). Сейчас вы проверите свою работу по отрывку из летописи. (слайд 4)

bukova-pres-04
"О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…"
- О чем идет речь? (О войнах между русскими княжествами)
- Значит, какое событие надо поставить первым? (Войны между самостоятельными русскими княжествами)
"А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… "
- Что это за другая беда? (Нашествие монголо-татар)
- Какое второе событие поставили? (Нашествие войск хана Батыя)
"Создали захватчики своё государство…"
- Назовите событие (Образование Золотой Орды)
"А русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!"
- О чем говориться? (Установление власти Золотой Орды над Русью)
- К чему привели все эти события? (К распаду Древнерусского государства)
- Когда начались и закончились времена Древней Руси? (IX-XIII века) (слайд 5)

bukova-pres-05
- Эпоха Древней Руси закончилась и мы сегодня отправляемся в другую эпоху.


Формы обучения: фронтальная, работа в парах.
УУД: Познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
УУД: Коммуникативные
1. Развиваем умения слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме
4.Умение работать в паре.

2. Постановка проблемы

На слайде запись (слайд 6):
В XIII веке Русь находится под властью Золотой Орды.

bukova-pres-06
- У меня есть продолжение летописи:  "И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!"
- О чем говорится в летописи? (Русь смогла  освободиться от власти Золотой Орды.)
На слайде запись:
Русь освободилась от Золотой Орды спустя 2-2,5 века.
-  Какое противоречие? (В XIII веке не могли освободиться, а через 2,5 века смогли).
- Какой возникает вопрос? (Как им это удалось? Что произошло? Почему смогли освободиться?  Какие люди принимали участие в этих событиях?)
- Главный  вопрос урока я  сформулировала так (слайд 7)

bukova-pres-07
Почему Русь смогла стать свободной и независимой?

3. Версии детей

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избавиться от власти Золотой Орды?
(Дети высказывают свои версии)


Формы обучения: фронтальная
УУД: Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.

УУД: Личностные результаты
1. Развиваем умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

4. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы

Проверяются версии детей.
- Откройте учебник на стр. 48, найдите заголовок "Собирание Руси", прочитайте 1 абзац.
- Подтвердилась ваша версия? Что же нужно было сделать для освобождения от власти Золотой Орды?
- Где происходило объединение? (В Москве)
- Кто понял первым, что для победы надо объединиться? (Московские князья)
- Почему "силой, хитростью, иногда и жестокостью они подчиняли себе другие княжества"? (Не все князья хотели объединяться)
- Интересно, какие люди подняли народ на защиту своего государства? Этих людей я буду помещать на слайде "Освобождение Руси"
Сергий Радонежский (слайд 8)

bukova-pres-08
- Посмотрите на этого человека. Что вы можете про него сказать? (Это монах)
- Как догадались?  (По одежде и нимбу - атрибут святости)
- На странице 49 прочитайте 2 абзац и узнайте, кто этот человек, как его зовут, какова его роль в объединении Руси.
- О ком еще говорится в тексте?  (О московском князе Дмитрии Ивановиче) (слайд 9)

bukova-pres-09
- Зачем он пришел к Сергию Радонежскому? (Он хотел поднять Русь против Орды и пришел за благословлением к Сергию Радонежскому)
- Что значит поднять Русь? (Он собрал русские полки для битвы)
- Кто вместе с князем Дмитрием Ивановичем отправился на поле битвы? (Монахи Пересвет и Ослябя)
- Зачем? Ведь монахи – мирные люди? (Для поддержания духа на поле битвы)
- В каком году происходила эта битва? Где? Кто руководил нашими полками?
На доске учитель выставляет карточки:

1380 год 8 сентября

 река  Дон

 Куликово поле  

Московский князь Дмитрий Иванович

- Найдите в тексте, кто же стоял в этих полках плечом к плечу? (Полки из городов: Ростова, Суздаля, Брянска, Пскова)
- Почему в центре стоит московское ополчение? (Объединением земель руководили московские князья)
- Кто еще стоял в этом строю? (Плотники, кузнецы, торговцы)
- О чем говорит этот факт? (Свою Родину защищали не только  воины, но и простые люди)
- Итак, мы сейчас окажемся очевидцами тех далеких событий.
Дети смотрят отрывок из мультфильма "О Куликовской битве"
- С чего началась битва? (С поединка)
- Что такое поединок? (Воины выходят биться один на один)
- (По обычаям того времени битву начинал поединок двух воинов. По его исходу судили, чья сторона победит. В этом поединке со стороны русских рядов вышел монах Пересвет, а с другой – ордынец Челубей. Они погибли оба в этом поединке.  По наиболее распространённой версии, Пересвет удержался в седле, а Челубей упал с коня,  и это было плохой приметой. Хотя мы видим в мультфильме, что оба воина упали на землю. Существует другая легенда, что оба воина упали на землю. Челубей упал головой к своему войску и это тоже считалось плохим предсказанием.)
- Что было дальше? (Началась битва. Русские воины отступали, но в засаде были спрятаны полки, которые выступили очень неожиданно и враги бросились бежать.)
-  Действительно, историки приписывают огромную заслугу именно засадному полку.(слайд 10)

bukova-pres-10
- Выполните задание в рабочей тетради стр. 19 № 2. В какой последовательности происходили эти события. (слайд 11)

bukova-pres-11
- Как вы думаете, как стали звать князя Дмитрия Ивановича за победу в той   битве?
На доске появляется карточка -  князь Дмитрий Донской
- Под каким названием вошла эта битва в историю?
На доске карточки:    Куликовская битва
                               Мамаево побоище
- Как вы думаете, стала Русь  после этой победы свободной и независимой? (Дети высказывают свои версии).
- Найдите ответ в учебнике на стр. 51. (Нет. Прошло еще сто лет  и только в 1480 году  правнук Дмитрия Донского  Иван III  избавил Русь от ордынской зависимости) (слайд 12)

bukova-pres-12


- Несмотря на победу на Куликовом поле, Русь стала свободной и независимой лишь 100 лет спустя. Но почему же в памяти народа осталась Куликовская битва, хотя Русь от Золотой Орды она не освободила? Почему эта битва была так важна?
(С Куликова поля возвращалось единое войско. Было положено начало объединению земель. Русские князья поверили в свои силы и все меньше считались с распоряжениями монгольских ханов)
- Иван III продолжил дело Дмитрия Донского, его называли собирателем земли русской. Так возникло новое государство. Как оно называлось? (Московское государство)
- Вернемся к реке времени. Времена Древней Руси закончились и наступают времена Московского государства. (слайд 13)

bukova-pres-13



Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная, индивидуальная работа
УУД: Познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
УУД: Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.

УУД: Личностные результаты
1. Развиваем умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

5. Выражение решения проблемы

- На какой вопрос мы искали ответ на уроке? (слайд 14)

bukova-pres-14
(Почему Русь смогла стать свободной и независимой?)
- Какой ответ вы можете дать?
- Сравним свой вывод с авторским (учебник стр. 51)



Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная работа
УУД: Познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.

 

6. Подведение итогов урока

(слайд 15)

bukova-pres-15
Формы организации взаимодействия на уроке: индивидуальная  работа
УУД: Личностные результаты
1. Развиваем умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Источники

  1. Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина.  Окружающий мир ("Моё Отечество"), 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
  2. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. Учебник "Окружающий мир" ("Моё Отечество") 3-ий класс, часть 2
  3. Сайт Образовательная система  "Школа 2100" - http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/
  4. Куликовская битва. Материал из Википедии. -  http://ru.wikipedia.org/wiki/Куликовская_битва

Материалы комплексной презентации