Бондарь Карина Робертовна, Ильина Анастасия Вадимовна. Отдых - не праздное занятие

Бондарь Карина Робертовна,
учитель физической культуры,
Ильина Анастасия Вадимовна,
руководитель театральной студии

Отдых - не праздное занятие

image3Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. Как сделать этот период особенным? От окружающих ребёнка взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.Очень важно, чтобы летом детский организм смог восстановить свои силы после тяжелого учебного года. Однако не стоит забывать и о том, что отдых это смена деятельности и полностью исключать образовательный процесс не следует. Летом можно продолжать обучение, но в игровой форме, ненавязчивой для ребёнка, таким образом, чтобы ребёнок получал от этого удовольствие, комбинируя различные виды деятельности. В нашем случае речь пойдет об интеграции театра, физической культуры и немецкого языка.

Одним из подходов к реализации программ дополнительного образования, является интеграция. Ещё Владимир Иванович Вернадский говорил о том, что рост количества и качества знаний будет способствовать стиранию границ между различными направлениями науки. Сегодня интегрированное обучение не модная тенденция, а сфера серьезных педагогических исследований и технологий [1].

image14  image15
 
Интеграция позволяет обогатить содержание и формы учебной деятельности; сблизить процессы воспитания, обучения и развития; предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам; создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями; решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Именно интеграция способствует созданию единого образовательного пространства, условий для развития разносторонней гармоничной личности.

image8 image7

“Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников. Лето для них - это и разрядка накопившейся за год, напряженности, и пополнение израсходованных сил, и восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности”.[2]

Такой подход к организации летнего отдыха представляется очень рациональным и практически значимым.

Летний отдых позволяет органично сочетать лечебно-оздоровительную и физкультурно-спортивную работу, экологическое воспитание, культурный досуг детей, а также интеллектуальное и эстетическое развитие.

image6 image12

Организация летнего отдыха детей в интегрированной форме на базе программ дополнительного образования становится уже традиционной в нашем ОУ. В зависимости от коллективов, отправляющихся на отдых, в 2016-2017 учебном году педагоги ОДОД поставили следующие задачи для реализации ЛОК на побережье Чёрного моря:

  • содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
  • создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала;
  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка;
  • постановка спектаклей на немецком и русском языках.

Лечебно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа

Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности.

Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться того, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился.

Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. Рационально составленный план работы лагеря, соблюдение режима дня и других гигиенических норм, сбалансированное питание помогают за время оздоровительной кампании добиться того, что дети становятся более сильными, крепкими, а самое главное - здоровыми!

image11  image5

Как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье? Одним из путей решения этой проблемы является организация работы школьников в летний период года. Организация лечебно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы с детьми - это:

  • зарядка (утренняя гимнастика, пробежка, купание в море);
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами (хождение босиком по камешкам, песку, траве - профилактика плоскостопия);
  • ежедневное купание в море;
  • спортивные занятия, прогулки, походы, подвижные игры на свежем воздухе (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол);
  • народные игры, игры для развития координации, быстроты реакции (бадминтон, настольный теннис);
  • пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм, восхождение на гору).

В нашем отряде дети были разного возраста и уровня физической подготовки, поэтому приходилось разделять ребят на несколько подгрупп.

Пока одни занимались на спортплощадке, другие плавали в бассейне, или в море еще одна подгруппа ребят занималась немецким языком или репетировали театральную сценку. Потом они менялись. Таким образом происходило интегрирование наших видов деятельности: театра на русском и немецком языках и спортивного направления.

Купание в море в дневное и вечернее время проводилось в 2 захода: 1-й заход, затем обтирание полотенцем, непродолжительная игра средней подвижности, принятие солнечных и воздушных ванн и далее 2-й заход.

В более прохладную погоду, мы с ребятами посещали бассейн и сауну. Здесь ставилась еще не только оздоровительная, но и санитарно-гигиеническая цель. За период проведения смены постоянно проводились различные закаливающие процедуры, в результате у детей не было простудных заболеваний.

Мероприятия по профилактике: полоскание полости рта и носа морской водой, закаливающие и общеукрепляющие водные процедуры (воздушные ванны, солнечные ванны), утренняя гимнастика на свежем воздухе, морские купания), посещение бассейна, сауны, личная гигиена.

Экологическое воспитание и организация культурного досуга

Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей школьников. Важно, чтобы он научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных. В работе летнего лагеря особое внимание уделялось экологическому воспитанию детей. Для этого можно и нужно спланировать несколько экскурсий. Тогда здесь дети получат возможность полюбоваться красотой деревьев и цветов, насладиться лесными и речными запахами. Очень полезны будут также прогулки и экскурсии, где ребята смогут позагорать, прогуляться по берегу, закалиться, примут солнечные ванны. Энергетика моря, солнца, песка, аромат эвкалипта, зелени, можжевельника активно вбирается детским организмом, что немаловажно для укрепления здоровья. Перед этим ребята обязательно должны получить инструктаж по технике безопасности. Нам хочется содействовать нравственному развитию детей, а также сохранить и укрепить их физическое и психическое здоровье с учётом их индивидуальных особенностей.

image4  

Интеллектуальное и эстетическое развитие

Интеллектуальное и эстетическое развитие ребят проходило в рамках билингвальной театральной студии. Эффективность применения театральной педагогики в ДОЛ обусловлена тем, что вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие и взаимоотношение человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр.

В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной деятельности. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. [3]

image9  image2 image10

Программа обучения в лагере имеет четкую логику, охватывающую наиболее важные аспекты деятельности, это творческое самочувствие на занятии, технология эффективного словесного воздействия, эффективное взаимодействие, чувство партнера, навыки создания творческой атмосферы урока, режиссура урока, разработка событийной логики, технология создания театрального события-праздника в лагере.

Такой вариант организации мероприятий позволяет объединить все виды детской деятельности, интегрировать их в комплекс, сделать такие комплексные занятия интересными и максимально полезными. Уникальность предлагаемого нами проекта состоит в том, что «красной нитью» через все виды деятельности с детьми проходит немецкий язык. Интегрированный метод взаимодействия является инновационным, он приоритетно направлен на развитие личности ребёнка. Проект имеет большое значение в социальной адаптации ребенком, в реализации его возможностей в будущем, в позитивном настрое на творческую и познавательную деятельность в дальнейшей жизни.

Хочется отметить, что деятельность учащихся в кружке приносит им огромную пользу: развивается эстетический вкус, пробуждается творческая активность, воспитывается самостоятельность, они не боятся больше говорить на немецком языке, то есть преодолевают ошибкобоязнь, проявляют заинтересованное отношение к изучению немецкого языка. Дети понимают радость и гордость за свой труд, чему в немалой степени способствует и реакция зрительного зала в одобрении учителей, родителей, присутствующих на спектакле.

В ходе обучения формируется:

  • культура диалогового взаимодействия с детьми и коллегами, комплекс качеств, характеризующих творческое мышления: гибкость, способность выстраивать ассоциативные цепочки, внутреннее образное видение, фантазия;
  • отношение к занятиям как к увлекательным «предлагаемым обстоятельствам»;
  • умение актуализировать предлагаемый детям учебный материал;
  • умение переводить абстрактную идею в действенный план.

В ходе занятий в лагере дети овладевают: навыками творческой саморегуляции; навыками режиссуры урока: точным определением цели или, говоря театральной терминологией, сверхзадачи урока и проектированием стратегии ее достижения; навыками создания творческой атмосферы в отряде между детьми.

Таким образом происходит широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность, развитие навыков работы в группе, совершенствование приёмов самостоятельной работы с языком.

В ходе занятий в лагере дети овладевают навыками творческой саморегуляции, навыками режиссуры урока (точным определением цели или, говоря театральной терминологией, сверхзадачи урока и проектированием стратегии ее достижения), навыками создания творческой атмосферы в отряде между детьми.

Воспитание здорового ребёнка – наиглавнейшая задача особенно в современных условиях. Летний отдых оказывает существенное влияние на укрепление организма детей, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. Рационально составленный план работы лагеря, соблюдение режима дня и других гигиенических норм, сбалансированное питание помогли ребятам за время оздоровительной кампании стать сильными, крепкими, здоровыми!

Подводя итоги, дети отметили, что каждый день пребывания в лагере был полон эмоций, насыщен мероприятиями, дал заряд бодрого настроения и здоровья на следующий учебный год.

Литература и источники

[1] Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, Наука, 1999
[2] Бедерханова Вера. Личностно-ориентированное образование в летнем лагере // URL: http://impisr.edunsk.ru/files/uchebnik/hrest13.htm
[3] Дроздова Е.А. Маршруты театральных технологий //URL: http://festival.1september.ru/articles/515895/

 

Дополнительная информация