Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности
- Подробности
- Категория: Выпуск 5
- Опубликовано 09.05.2017 06:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 2920
Белоусько Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
«Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности
Школа для ребенка - это не просто учреждение, где он получает знания по разным предметам, школа - это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. И его успех в будущем будет определяться оттого, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. Современное общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы [1].
Задача школы выявить интересы детей, развить их способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Главная задача внеурочной деятельности - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является продуктивная творческая деятельность, занятия декоративно-прикладным творчеством.
Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей зарождения, самобытным развитием. Одним из рукоделий является макраме.
Для начала - краткий исторический обзор, подготовленный по материалам Наталии Горюшкиной “История рукоделий: макраме” [2]. Макраме - это древнейший вид рукоделия, пришедший к нам сквозь толщу веков. Ведь свой первый узел человек завязал еще в глубокой древности. Поначалу узлоплетение носило сугубо практический смысл (так мастерили снасти, сети, использовали узлы в изготовлении одежды и в обустройстве жилищ), и когда завязывание узлов из рутины стало искусством - достоверно неизвестно.
Узелки на протяжении всей истории человечества играли довольно значимую роль: в племенах древних инков присутствовала узелковая письменность, узлы использовались для передачи и сохранения информации и даже как счеты. Женщины северных народов украшали плетеными изделиями свои жилища и одежду. Во времена Киевской Руси многие виды ремесел имели самое непосредственное отношение к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, броздочник и т. п. С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливали головные уборы, легкую обувь, сумки и колчаны для стрел, упряжь для лошадей и, конечно же - амулеты. На Руси вязать узлы означало колдовать, ворожить. “Узольник - кто носит на себе, по суеверью, охранные узлы, с заговорами, знахарские завязки” [3].
Большими мастерами в деле плетения узлов были китайцы. Сама веревка и процесс ее закручивания и завивания настолько священны для них, что они обозначаются тем же иероглифом, что и удача, счастье, божество. Такие узлы и по сей день китайцы используют в виде амулетов и оберегов, их дарят на значимые события друзьям и близким.
Расцвет макраме относится к 9 веку до нашей эры. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая, Италии. Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. В Турине, например, Валентина Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5 - 6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название “Кавандоли”. Из Италии в 17 веке, узелковое плетение продолжило свой путь по странам Северной Европы.
Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом. Были даже открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера плели великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.
В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого “макрама” означает шарф или салфетка с бахромой, а в переводе с арабского “миграмах” - это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. [4]
Популярность макраме в России росла постепенно. Началась она в 1970-е годы в СССР на территории Прибалтики и уже оттуда распространилась по всей стране. Стали открываться кружки макраме для детей и взрослых, издавались журналы с описаниями и схемами, приемы узелкового плетения изучали на уроках в школах.
С искусством макраме я тоже познакомилась в школе. Как-то наш классный руководитель принесла журнал с фотографиями и схемами плетеных изделий, которые понравились многим ученикам. Захотелось и самим делать что-то подобное своими руками. Так в нашей школе открылся кружок “Макраме”. Узелковое плетение увлекло не только девочек, но и мальчиков. В ход пошли бельевая веревка, шпагат, из которых мы научились завязывать различные узлы, плести кашпо для цветов, панно, сумочки и еще многое другое. Умения и навыки, которые я получила в детстве, пригодились мне в профессиональной деятельности.
Идея, познакомить своих учеников с макраме, возникла у меня в прошлом году. На уроках технологии показала приемы плетения простых узлов, данный вид деятельности заинтересовал детей, поэтому я решила включить занятия макраме во внеурочную деятельность.
Приёмами макраме может овладеть каждый. Действительно, что может быть проще, чем взять в руки две нити и связать их концы между собой? Самые разнообразные узлы применялись и применяются до сих пор различных ситуациях: мы завязываем узлы на деталях одежды и обуви, закрепляем узлами различные грузы, даже красиво оформить подарочную упаковку невозможно без узла. А техника макраме позволяет, завязывая узелки плести разнообразные вещи замечательной красоты - от аксессуаров одежды до игрушек и предметов интерьера. (См. Приложение 1. Работа на занятиях и Приложение 2. Изделия)
Образовательная программа “Макраме-дизайн” имеет художественно- эстетическую направленность, так как способствует развитию творческих способностей детей, их эстетического вкуса. Кроме того, занятия узелковым плетением развивают усидчивость, аккуратность, мелкую моторику. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития их творческой индивидуальности, которая характеризуется готовностью личности к жизненно- профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
В процессе работы реализуются следующие принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей;
- Принцип разноуровневости;
- Принцип практической значимости.
Моя программа разработана на основе программ дополнительного образования, апробированных российскими педагогами [см. 5 и 6]. Программа модифицирована, рассчитана на 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 68 часов. Возраст учащихся 10-11 лет.
На первых занятиях дети учились изготавливать образцы узлов, применяемых при выполнении работ, а также познакомились с историей рукоделия и графическим обозначением необходимых элементов. Выполнение пробных элементов позволило детям приобрести необходимые умения для изготовления изделий и применить теоретические сведения на практике.
В своей работе я использую различные методы и приемы: метод обследования, словесный, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод “подмастерья”, сотворчества, практический, наглядный. Наглядный материал демонстрируется до объяснения или одновременно с ним. На начальном этапе обучения основная цель показа готовых изделий вызвать у детей желание сделать аналогичное. На последующих этапах дети могут изменять и усовершенствовать изделия, творить самостоятельно, так как процессе работы у них развивается художественный вкус и творческая инициатива.
Психологически-комфортная атмосфера занятий позволяет учащимся раскрываться, проявлять свои дарования, активно взаимодействовать с педагогом, отдыхать от учебной деятельности. К каждому ребенку стараюсь найти индивидуальный подход,заинтересовать,принимаю и обсуждаю все его идеи, даю советы.Каждый ученик работает в своем темпе. Это связано с тем, что скорость выполнения изделия зависит от степени развития гибкости и подвижности пальцев. Поэтому детям с менее развитой моторикой рук рекомендую плести изделия из более толстых нитей и меньшей длины.
Уже процессе работы над изделием ребенок находит ему применение. Чаще всего готовые работы дарятся близким и друзьям. Дети испытывают чувство гордости оттого, что необычный подарок они сделали своими руками.
В. А. Сухомлинский писал: “Физический труд тесно связан с умственным воспитанием. Мастерство рук - это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел”. [7]
Результатом занятий являются изделия, сделанные руками моих учеников. Работы детей свидетельствуют о том, что за несколько месяцев обучения они научились завязывать основные узлы, плести узоры по схемам, самостоятельно создавать изделия на основе изученного материала. (См. Изделия в Приложении 2)
Родители отмечают, что данный вид деятельности полезен и интересен для детей, развивает мелкую моторику, усидчивость, образное мышление и творческие способности. (См. Отзывы в Приложении 3)
Литература и источники
[1]Внеурочная деятельность в достижении личностных результатов обучающихся // URL: http://sch814z.mskobr.ru/files/vneurovn_d-t.pdf
[2] Горюшкина Н. История рукоделий: макраме / Сайт “Осинка” // URL: http://club.osinka.ru/topic-183614
[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка // URL: http://www.dict.t-mm.ru/search?text=%F3%E7%E5%EB
[4] Пивовар В. Макраме и фриволите. Издательство "Золотой век", 1998, 255 с.
[5] Елфимова Е.В. Дополнительная образовательная программа “Макраме” (декоративно-прикладное искусство). Оренбург, 2012 // URL: https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnikolkaschool.ucoz.ru%2Felfimova-makrame.doc
[6] Малахова О.С. Макраме. Дополнительная общеразвивающая программа. Калининград, 2016 // URL: http://maouschool48.ru/upload/docs/makrame.pdf
[7] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - Киев: Рад. шк., 1985. - 557 с. // URL: http://www.lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
Все материалы комплексной публикации Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности
Приложение 1. Работа на занятиях
Приложение 2. Изделия
Приложение 3. Отзывы