Приложение 2 к материалу "Развитие интеллекта младшего школьника через логические игры и практическое конструирование"

  • Печать

Приложение 2. Методическая разработка  занятия  по математике "Удивительные приключения  с  Гео и Метром", 2 класс

Цель урока:

формирование начальных геометрических представлений о геометрических фигурах: отрезке, луче;
развитие познавательных процессов и положительной мотивации к учению у младших школьников.

Задачи:

1.   Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы, связанные с построением геометрических фигур и измерениями.

2.   Расширение словарного запаса за счет закрепления и расширения понятий "луч", "отрезок", "начало луча", "начало и конец отрезка", "длина", "геометрическая фигура".

3.   Формирование познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных геометрических задач, связанных с жизненным опытом детей.

4.   Развитие логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, последовательности рассуждений.

5.   Воспитание активности и самостоятельности учащихся, умения работать в группах, сотрудничать с другими детьми.

Форма проведения занятия: Интеллектуальный  конкурс

Для диагностики метапредметных результатов учащихся на занятии  используются:

Методы контроля: наблюдение и проектирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный опрос.

Планируемые результаты:

1.   Личностные

• Развитие познавательного интереса к изучаемому материалу.

• Формирование умения определять общие правила взаимодействия в рамках учебного сотрудничества, соблюдать этические нормы поведения.

• Формирование умения оценивать свои достижения на занятии.

2.   Предметные

• Закрепление, углубление и расширение представлений о понятиях "отрезок", "луч"; умений распознавать луч, отличать от отрезка, изображать их с помощью доски и резинок, описывать понятия "луч", "отрезок".

• Формирование умений обозначать луч и отрезок; измерять, строить лучи и отрезки разной длины.

3.   Метапредметные

• Познавательные УУД: Овладение логическими операциями сравнения, анализа, соотнесения с понятиями; сравнивать и анализировать объекты, выделять главное.

• Регулятивные УУД:  Определение цели учебной деятельности с помощью учителя; высказывание своих предположений на основе работы с предложенным материалом; проявление инициативы в учебном сотрудничестве, формирование умения оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

• Коммуникативные УУД: Умение формулировать свои мысли в устной речи, договариваться с товарищами, подтверждать аргументы фактами и делать выводы.

Оборудование:

• мультимедийная установка, компьютер

Дидактический и раздаточный материал:

• игра "Геоконт"  ("дощечка с гвоздиками", "паутинки"  - разноцветные резинки) по количеству учащихся на занятии:

• альбом "Сделай по схеме" (схема фигур)

• лист оценки результатов "Лесенка" на каждую команду (3 шт.)

Педагогические технологии, используемые на уроке:

• Технология критического мышления

• ИКТ-технология

• Игровая технология

• Коммуникативно-коммуникационные технологии

• Технология оценивания учебных достижений


 

Ход урока

I. Актуализация знаний

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на нашем занятии.

Сегодня нас ждут новые приключения со сказочными героями – мальчиком Гео, мудрым Вороном Мэтр и волшебным пауком Юком.

- Чем интересны сказочные герои? В какую сказку они нас зовут? Почему они зовут нас в математическую сказку?

Слайд 1

 adjakina-pril-15

Учитель выслушивает ответы детей.

Сейчас я предлагаю внимательно послушать сказку и отправиться в математическое путешествие вместе с нашими героями.

Учитель читает сказку (часть, не целиком)

Слайд 2

adjakina-pril-16

- Ребята, предлагаю Вам открыть коробочки на своих столах и внимательно изучить то, что на протяжении всего урока будет помогать нам совершать путешествие и делать радостные открытия вместе с героями сказки?

- Как Вы думаете, что это?

Дети высказывают свои идеи.

- Это игровое поле Геоконт. Чем мы сегодня будем заниматься?

Ребята высказывают свои идеи, предположения.

- Спасибо за ваши идеи! Да, сегодня нас ждет удивительное открытие в математической стране, где мы повторим (познакомимся) геометрические фигуры, научимся их строить на специальном поле, вспомним, что такое луч.

На экране появляется тема занятия "Удивительные приключения нас ждут!"

Слайд 3

adjakina-pril-17

II. Открытие нового знания и формулирование темы урока

Учитель предлагает взять в руки Геоконт.

- Ребята, посмотрите на доске Геоконта находится 33 гвоздика (эти волшебные гвоздики посадил на поляне золотых плодов Малыш Гео): один центральный черный, а остальные объединены в лучи. Верхний луч белый и он попав в центр (по законам оптики) "разделяется" на 7 лучей соответствующих цветам радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

- Предлагаю продолжить чтение сказки.

Педагог читает сказку и параллельно знакомит с игрой Геоконт.

Слайд 4

adjakina-pril-18

- Как вы думаете, что это за паутинка?

Предположения детей.

- Как вы думаете, чем она отличается от прямой? Можно ли эту фигуру продолжить до бесконечности влево и вправо? Попробуем тянуть.

- У этой  фигуры есть концы.

Можете ли вы назвать имя паутинки? Для этого надо назвать имена гвоздиков в начале и в конце.

- С3, Б4.

- Как можно назвать эту геометрическую фигуру с помощью математического языка?

-Отрезок.

-Что такое отрезок? Чем он отличается от луча?

- Отрезок - это часть прямой линии, которая ограничена двумя концами.

III. Физкультурная минутка

Гимнастика для глаз:

-  Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол (голубой гвоздик), затем  через центральный черный гвоздик в правый верхний угол ( красный гвоздик). Потом в правый нижний (желтый гвоздик), а затем - в левый верхний (фиолетовый). Повторить 2 раза, потом - в обратном порядке.

Учитель приглашает ребят встать в круг:

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель раздает участникам карточки разных цветов и обозначений (всего 3 вида – по количеству игровых персонажей).

- Объединитесь в 3 группы и присаживайтесь на места согласно жребию.

Ученики садятся по подгруппам.

- Чтобы мы смогли работать в подгруппах, нам необходимо установить некоторые правила. Давайте вместе их сформулируем.

Дети высказывают свое мнение о правилах работы в группах:

- работать дружно, все вместе;

- слушать друг друга;

- не обижать товарища, если он сделал ошибку;

- не смеяться над командой, которая проигрывает;

- не злиться, если вы проигрываете и т.д.

Педагог выдает оценочный лист в форме "Лесенки"  каждой команде и говорит, что за каждое правильное задание команда будет получать баллы, которые самостоятельно будет фиксировать в своем оценочном листе (выкладывать ступеньки).

- Друзья, мальчик Гео обращается к нам с просьбой помочь решить трудные задачи. Одному ему не справиться. Вы согласны ему помочь?   

Тренировка слуховой памяти.

Задание № 1

- С4  Ц  О4   Ж4  З4   Г4  С4. Какая фигура получилась?

- Квадрат

Задание  № 2

- Сколько отрезков в этой фигуре?

- 4 отрезка.

Задание № 3

- С2   Ц  О2  Ж4З4   Г4  С2. Какая фигура получилась?

- Трапеция.

Задание № 4

- Сосчитай отрезки в трапеции.

- 4 отрезка.

Задание № 5

- Внимательно рассмотри фигуры 1 и 2 и догадайся, какая будет третья.

- Треугольник.

Задание № 6-7

Логически-поисковые задания

Выложи на "Геоконте"  большой квадрат и раздели его

-  на две равные части

-  на две неравные

Ответы учеников:

- Ц   Ж4  З4 Г4

Задание № 8

Каждая команда самостоятельно с помощью альбома  задаёт другим командам на время выполнить любую фигуру на "Геоконте". По итогам выполнения данного задания команды осуществляют взаимооценку и взаимоконтроль.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Помогли мы   Гео выполнить задания? Удалось ли нам справиться со всеми заданиями? Хорошо мы с вами потрудились?

Учитель предлагает детям выразить свое эмоциональное настроение в виде рейтинга: самая трудное и интересное  задание от  команд - Паука Юки, Ворона Мэтра, Гео.  

- Какие задания вам выполнять было легко? Что получалось? Какое было самое трудное задание?

- Оцените свою работу в команде.

 


Все материалы комплексной публикации

Адякина  Т.С.  Развитие интеллекта младшего школьника через   логические игры и практическое конструирование

Приложение 1. Эпизоды работы на уроках (комментированные фотографии)
Приложение 2. Методическая разработка занятия по математике "Удивительные приключения с Гео и Метром", 2 класс
Приложение 3. Презентация к уроку "Волшебные гвоздики на Геоконте"