Аулина А.А. “Билет в будущее”. Анализ первого опыта использования платформы профориентационного проекта

Аулина Анна  Александровна,
учитель технологии 
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга

"Билет в будущее". Анализ первого опыта использования платформы профориентационного проекта

В этом учебном году я вытащила "счастливый билет" - стать педагогом-навигатором на платформе "Билет в будущее". Мне предстояло зарегистрировать там ребят своего 9 В класса, пройти непростое и длительное обучение, разобраться в том, как устроена и какие возможности предоставляет платформа, вести по ней своих учеников. В этой статье я постараюсь рассказать о том, с чем нам в реальности пришлось столкнуться. Возможно, эта статья поможет в работе, если вам придется повторить наш путь.

Из чего состоит и что из себя представляет платформа и проект в целом   

Вот что говорит сайт проекта: "Билет в будущее" - профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. Проект объединяет школьников, педагогов и родителей,  в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. …Мы помогаем решить сложную задачу выбора карьеры. …К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность" [1].

Основная страница сайта служит своего рода точкой входа. Участникам на выбор предложено три роли: школьник, родитель, педагог. Любой человек может пройти регистрацию и входить на платформу проекта  в определенной роли. Для каждой открывается свой проект.

image001

Профминимум - комплекс внеурочных занятий для учащихся 6-11 классов. На сайте сформулирована конкретная его задача. Профминимум представлен несколькими уровнями обучения.

image003 image005image007

Базовый уровень - это те условия, на которых проходят занятия сейчас в нашей и большинстве других школ. Курс занятий "Россия - мои горизонты" преподается в рамках внеурочной деятельности по расписанию в четверг или пятницу один раз в неделю. Для проведения занятий используются материалы платформы, подготовленные по готовой программе обучения и плану занятий. Материалы выкладываются под определенные даты. И в этом программа чем-то похожа на курс "Разговоры о важном". 

Два часа взаимодействия с родителями предполагают проведение родительского собрания с объяснением всех нюансов работы и ответами на вопросы. Также на платформа проводятся Всероссийские родительские собрания в формате онлайн конференции. Их даты запланированы заранее.

image009   image011 

Кроме родительского собрания на платформе для родителей был организован Всероссийский профориентационный марафон. Записи марафона до сих пор можно посмотреть на сайте.

image013   image015 

Родитель, зарегистрировавшись на сайте, может получать много дополнительной полезной информации и быть с ребенком "на одной волне". Платформа дает родителям знания о том, как помочь ребенку сориентироваться в современном пространстве, познакомиться с профессиями, получить инструменты для личного выбора, построить образовательный маршрут в профессию. А главное - как построить взаимодействие с ребенком в этом непростом вопросе.

image017  image019  image021 

О возможностях школьника на платформе "Билет в будущее"

Школьник, входя на платформу, попадает в Профиград.

image023  image025  

У ребят есть возможность пройти виртуальные пробы различных профессий. Например, инженерных или из области цифровых технологий.

image027  image029

Отдельно предоставлена возможность почувствовать себя в роли учителя. Для ребят организован также молодежный формат получения информации - подкаст "Клуб любителей понедельников". От представленного на платформе баннера они попадают в группу "ВКонтакте", где могут найти самые разнообразные материалы [2]. 

image031  image033  image035

После регистрации на платформе проекта и "прикрепления" к учебному коллективу, личный кабинет школьника предоставит ему и другие опции, среди которых возможность прохождения различных диагностик и тестирований с получением результатов, возможность оставить обратную связь, а также получить персональные рекомендации по дальнейшей траектории движения  рамках собственной профориентации, предложения посещения онлайн и офлайн мероприятий, прохождения дополнительных диагностик.

Так выглядит платформа "Билет в будущее" после прохождения регистрации школьника. Школьнику доступны несколько разделов: Увлекаюсь, Понимаю, Узнаю, Пробую, Осознаю, Планирую. Внутри каждого из них скрыты дополнительные возможности и полезная информация.

image039  image039

image041  image043

В рамках разделов школьник может производить отбор мероприятий по целому ряду критериев (фильтров).

image045

Для получения доступа ко всем этим и другим возможностям, предоставляемым проектом, ребенку необходима помощь педагога-наставника: регистрацию школьника на платформе производит именно он. 

Кабинет педагога на платформе "Билет в будущее"

При входе на платформу вам необходимо выбрать роль,в которой вы хотите войти. Ведь вы можете быть зарегистрированы и как педагог, и как родитель. После входа в качестве педагога (введения логина и пароля) вам откроется ваш личный кабинет.

image047  image049

На первой вкладке "Обзор" я как педагог могу видеть основную информацию: календарь событий, уведомления от проекта, ссылку на мое портфолио в рамках проекта, полезные контакты и документы, баннеры для перехода на дополнительные разделы платформы, которые могут понадобиться в работе. Например, перейдя в раздел "Конструктор будущего", я могу "собрать" необходимое мне занятие - заполнив некоторые поля выборов подготовить материалы для проведения конкретного, подобранного под мои требования, занятия или мероприятия. Конструктор находится в разделе "Мои занятия". Раздел "Мероприятия" содержит информацию о планируемых и проведенных занятиях и позволяет выполнить с ними некоторые действия.

image051  image053  image055

В разделе "Обучение" в моем личном кабинете на данный момент отображается баннер с поздравлением об окончание обучения. Это было обучение, которое давало подробные знания о работе в проекте в качестве педагога-навигатора. Информацию о проекте и работе внутри него. Обучение было очень объемным. Для получения удостоверения о повышении квалификации и сертификата педагога-навигатора необходимо было отсмотреть десятки часов видео-уроков, много информационных материалов, пройти большое количество тестов. Курс состоял из 6 разделов. По каждому в строго определенные сроки необходимо было сдать зачет, а затем пройти итоговое тестирование. Надо сказать, что после обучения у меня осталось ощущение, что все равно мало ориентируюсь в проекте - так много информации попытались организаторы собрать в одном месте. По окончании обучения и по результатам работы мною получены сертификат педагога-навигатора проекта, удостоверение о повышении квалификации, благодарственное письмо.

image057

Раздел "Мои ученики", процедура регистрации школьников, классы, группы

А теперь подробнее о разделе "Мои ученики" и регистрации школьников. В этом разделе учителю нужно завести каждого ребенка по отдельности. Внести в карточку его данные: фамилию, имя, дату рождения, наличие или отсутствие инвалидности и статуса ОВЗ, выбрать предварительно созданный класс (таким образом присоединить ученика к классу). Для ребят, не достигших 14 лет, необходимо распечатать согласие родителей (полномочных представителей) на регистрацию их детей на платформе. Это согласие передается родителям, а затем с их подписью сканируется и прикрепляется в  карточке школьника. Оригиналы согласий требуется передать региональному куратору программы.

Там же, во вкладке "Класс", после регистрации участника школьного коллектива можно и нужно выгрузить данные для доступа, и отправить их каждому из ребят. Получив временный пароль, они должны выполнить верификацию по номеру телефона и заменить временный пароль на постоянный, так как временные данные имеют ограниченный срок действия. Прохождение верификации, наличие в системе согласия и прочая информация будет отражена в сводной таблице коллектива во вкладке "Ученики". 

image059  image061

Данная таблица  позволяет перейти в карточку каждого ученика и проверить его данные, успехи по каждому из разделов платформы для школьников, выгрузить результаты диагностик, просмотреть, какие занятия на платформе ребенок посетил.

Во вкладке "Класс", кликнув по баннеру вашего класса, можно увидеть сводную таблицу по всем вашим ученикам, которая позволяет судить об успешности прохождения ими занятий и диагностик, о посещении мероприятий. Данные также распределены по разделам.

image063

В этой же таблице есть возможность выгрузить доступы конкретных учеников или архивировать их карточку, убрав ученика из класса на платформе, в том случае,  если ребенок покинул ваше учебное заведение. Здесь же можно добавить новых учеников.

Во вкладке "Группы" у педагога есть возможность создать различные группы, включив в них ребят из списка класса. Например, это могут быть группы по интересам в разных направлениях профориентационного маршрута.

Кроме теоретических занятий, интерактивных возможностей и различных диагностик у ребят есть возможность принять участие в очных мероприятиях на базе производств (пробы) и учебных заведений. И в кабинетах учеников есть предусмотренные для этого инструменты интерфейса. Однако зарегистрироваться на такие "живые" мероприятия на данный момент можно только через один из многочисленных чатов, созданных в Телеграм для обеспечения работы проекта "Билет в Будущее". И здесь хочется поделиться своим впечатлением от работы с платформой.

Наблюдения, размышления, итоги

Идея с единым регулируемым проектом по профориентации представляется мне  хорошей. Ну, чем плохо, если в школы всей страны придет возможность ориентировать ребят в мире профессий, дальнейшей жизни, образовательных маршрутов к выбранной профессии с профессиональной и современной информационной поддержкой? Но вот какие моменты на данный момент вызывают негативные эмоции. 

Проект очень масштабный и "многослойный". Реализация его на практике очень сложна. Сложно даже разобраться во всех его "слоях" и хитросплетениях отдельных частей. Прохождение очень объемного по количеству информации обучения не помогло получить четкую схематичную структуру проекта и конкретную инструкцию по работе с ним. 

Для обеспечения работы "Билета в будущее" экстренно (как мне показалось) формировалась система педагогов и руководителей. Для координации действий, как уже говорилось ранее, создано большое количество чатов. В папке чатов под названием "Билет в будущее СПб"  в мессенджере Телеграмм 14 чатов. И там же в Телеграм есть отдельный чат "Билет в будущее: педагоги" [3]. Это только те каналы информации, к которым я присоединилась для работы. Мне сложно ориентироваться во всем потоке информации, который поступает через них.

Работу в рамках обязательных занятий "Профминимум" возложили на классных руководителей. Не стану подробно распространяться об объеме их нагрузки. Предлагаю лишь только задуматься над тем, что эти люди не являются профессиональными профориентологами. И да, предполагается, что быть специалистами в этой области им не нужно и основную информационную подготовку за них выполнит платформа. Но разобраться в ней тоже не просто. Ни в период обучения на педагога-навигатора, ни при подготовке материалов для этой статьи я не смогла найти краткую презентацию, четко и понятно поясняющую, как устроена и как работает платформа "Билет в будущее" и весь этот большой проект в целом.

Кроме своего мнения готова предложить вам для размышления мнения учеников по поводу профориентации с использованием возможностей платформы "Билет в будущее". Эти мнения были собраны моей ученицей в рамках работы над индивидуальным исследовательским проектом. (Коновалова А.А., "Анализ профориентационных систем в школах Санкт-Петербурга" - ГБОУ СОШ №72, 2024 год) Проведя опрос среди школьников и проанализировав различные данные, она пришла к следующим выводам. 

[Цитата]:

"...Я смогла выделить как некоторое количество положительных сторон у проекта, так и отрицательных, а некоторые из них можно отнести к двум группам одновременно.  

Рассмотрим положительные стороны проекта:

  1. Эта профориентационная программа активно внедряется в школы и является частично обязательной, соответственно каждый школьник узнает об этой платформе и может попробовать позаниматься на ней. 

  2. Все материалы на этой площадке являются бесплатными и спонсируются Министерством Просвещения РФ. Этот факт помогает школьникам из малоимущих, многодетных и т.д. семей пользоваться платформой.    

  3. У проекта существуют разные степени реализации. Этот факт помогает ему осуществляться в большом количестве школ, в зависимости от их возможностей.

  4. Проект «Билет в будущее» предоставляет возможность школьникам пройти большое количество профориентационных тестов с разными направленностями.Они помогают ребятам проанализировать свои навыки, увлечения, интересующие их школьные предметы и т.д. На основе этих данных «Билет в будущее» рекомендует школьникам области деятельности, в которых они в дальнейшем могли бы работать. Такие тесты в совокупности помогают школьнику определиться с профессией. 

  5. В зависимости от выбранного школой вида реализации, дети могут отправляться на практику и на профориентационные выставки. Благодаря такой возможности дети попробуют профессию вживую и при выборе будущего направления работы смогут отталкиваться не только от результатов тестирования. 

  6. Программа реализуется для школьников в 6-11 классах, что дает больше попыток детям попробовать себя в разных сферах. 

Рассмотрим негативные стороны проекта: 

  1. Если ребенок регистрируется на сайте сам, а не от школы, то у него меньше возможностей для участия в разных мероприятиях и программах, так как на все это ребенка должен регистрировать учитель.

  2. Если ребенок регистрируется на сайте от школы, но у нее выбран первый или второй уровень реализации, то ребенок получает меньше возможностей для участия в разных мероприятиях и программах. 

  3. Тестирование нельзя пройти повторно. Если человек на уроке выбирал ответы наугад, то дома он не сможет пройти тест заново и получить правильный результат. 

  4. В (диагностических) тестах не всегда можно найти откликающийся тебе ответ, а это значительно уменьшает шанс его правильного анализа. 

  5. Программа является обязательной, что негативно влияет на отношение детей к ней. Существуют уже определившиеся со своей профессией ребята, которым не нужно участие в профориентации. 

  6. «Билет в будущее» реализуется на обязательном дополнительном уроке, что увеличивает часы нахождения ребенка в школе и создает дополнительную нагрузку. 

  7. Программа реализуется для детей начиная с 6 класса. Дети в 6-7 классе еще не особо заинтересованы в выборе профессии, хуже удерживают внимание и не относятся с должной серьезностью к тестированиям, соответственно труды идут в пустую. 

  8. Сайт профориентационной программы «Билет в будущее» часто работает некорректно с мобильных устройств. 

  9. После прохождения тестирования школьнику не предоставляется возможность поговорить с психологом и вместе с ним правильно интерпретировать результаты тестирования." 

"У школьников есть большое количество требований к профориентационным программам, которые просто никто не учитывает. Соответственно такие программы среди школьников и не могут являться популярными помощниками при выборе профессии." 

[Конец цитаты].

В завершение хочется акцентировать внимание на том, что в целом запуск этого профориентационного проекта в нашей стране видится мне как полезное начинание. Хочется верить, что "Билет в будущее" станет счастливым билетом для многих людей.

Литература и источники

[1] Билет в будущее. Официальный сайт проекта [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.05.2024. URL: https://bvbinfo.ru/

[2] Билет в будущее / Группа ВК // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.05.2024. URL: https://vk.com/bvb_for_school

[3] Билет в будущее: педагоги / Телеграм канал. [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.05.2024. URL: t.me/bvb_for_teacher


Приложение.  Этапы реализации основного цикла проекта «Билет в будущее» в 2023 году 

Этапы с  

названиями

Наполнение и сроки

(«Увлекаюсь»)

Проведение профориентационных уроков для обучающихся 6-11 классов  (в соответствии с программой курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты») 

До 16 мая 2024 г.

II 

(«Понимаю»)

Организация прохождения профориентационных онлайн-диагностик для 6-11 классов (для каждой возрастной группы – своя форма). Цель – навигация по мероприятиям в рамках Проекта. 

Результаты диагностики сопровождаются видеоконсультацией. 

Обязательная диагностика №1 – «Мои профсреды» (до 27 ноября 2023 г.). Обязательная диагностика №2 – «Мои ориентиры» открыта в течение  всего основного цикла (до 10 декабря 2023 г.). 

Дополнительные диагностики (проводятся по желанию обучающегося): - «Мои способности» – открыта в течение всего основного и  развивающего циклов. Тест «Мои способности» разделен на 6 субтестов.  Каждый субтест доступен для прохождения независимо от других  субтестов (до 10 декабря 2023 г.).

III 

(«Узнаю»), 

IV 

(«Пробую»)

Организация участия обучающихся в мероприятиях по  профессиональному выбору в зависимости от возможностей региона  (мероприятия являются РАЗНЫМИ этапами; их последовательность  может варьировать): 

- мультимедийная выставка-практикум (при невозможности  очного проведения организуется виртуальная выставка); 

- профессиональные пробы практического и/или моделирующего  уровней (в очном формате на базе Площадки либо, при  невозможности, в онлайн-формате); 

- профессиональные онлайн-пробы на основе Платформы. До 01 декабря 2023 г.

(«Осознаю»)

Организация прохождения профориентационных онлайн-диагностик для 6-11 классов (для каждой возрастной группы – своя форма). Цель – уточнение профессиональных склонностей и ГПС обучающихся с  учетом посещения мероприятий по профессиональному выбору; получение  индивидуальных рекомендаций. 

Результаты диагностики сопровождаются видеоконсультацией. 

Обязательная диагностика №3 – «Мои таланты». 

Дополнительная диагностика (проводится по желанию обучающегося) – «Мои возможности». 

До 10 декабря 2023 г.

VI 

(«Планирую»)

Организация рефлексивного урока. Обсуждение полученных  рекомендаций и опыта, выбор профессиональной сферы и построение  образовательно-профессиональной траектории. 

До 11 декабря 2023 г.

 

 


Ссылка для цитирования:

Аулина А.А. "Билет в будущее". Анализ первого опыта использования платформы профориентационного проекта // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/aulina-a-a-bilet-v-budushchee-analiz-pervogo-opyta-ispolzovaniya-platformy-proforientatsionnogo-proekta

 

 

Дополнительная информация