Андреева Ирина Юрьевна. Использование сетевых ресурсов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике

Андреева Ирина Юрьевна

Использование сетевых ресурсов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока и как успешно подготовить  выпускника  к итоговой аттестации . В связи с этим многими учителями ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний и повысили качество знаний школьников. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Когда ребёнок является пассивным слушателем на уроке, а  участие в  учебном процессе сводится к переписыванию материала с доски, то, конечно,   результат такого обучения будет не очень эффективным. А вот если ему приходится  выполнять   задания самостоятельно,  да ещё и  сразу получать оценку  сделанной работе, то  появляется интерес  к учебе, возникают  вопросы к учителю, лучше запоминается учебный материал.  Ученик начинает активно  приобретать  знания.

Большую помощь учителю в организации такой самостоятельной  работы учащихся  оказывают созданные учебные сайты. Здесь можно назвать те, которые я активно использую  - 

        сайт “ЕГЭ по математике” (http://uztest.ru),

        cайт “Ларин Александр Александрович. Математика. Репетитор” (http://alexlarin.net),

        Образовательный портал “Решу ЕГЭ” Дмитрия Гущина (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru).

Возможности этих электронных ресурсов позволяют учителю :

    организовать тематическое повторение пройденного материала;

      сделать индивидуальные домашние задания;

       провести контрольные, тестовые, диагностические  работы в классе  и дистанционно.

Преимущества работы с электронными ресурсами очевидны:   наглядность при объяснении нового материала, экономия учебного времени  на уроках геометрии (при изучении теорем и  использовании  чертежей), при построении графиков функции на уроках алгебры,  проведении самостоятельных и проверочных работ.

О ресурсах:

1.       Сайт “ЕГЭ по математике” (http://uztest.ru)

Руководитель сайта - Ким Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, обладатель премии Президента РФ.

Попечитель сайта - директор ГБОУ центр образования N 1828 "Сабурово" Самуил Александрович Горловский. По мнению родителей и учащихся школа N 1828 - лучшая школа ЮАО Москвы.

Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.

Этот сайт позволяет учителям математики составлять для учащихся  тренинги   с  определенным количеством заданий по разным разделам математики, начиная с 7 класса. Учитель  задает критерии оценивания составленного тренинга. А ученик,  может добиться более высокой оценки, если сделает правильно   не  столько заданий, сколько просит учитель, а больше. Причем, результат виден сразу. Проверку осуществляет компьютер. Учитель в любой момент времени может побывать на странице ученика  и увидеть, когда ученик работал, сколько заданий он сделал. Оценку, которую поставил компьютер, учитель может изменить и отправить в электронный журнал. Таким же образом на этом сайте составляются тесты. Разница в том, что  при решении теста  ученик результат своей работы узнает   в самом конце работы и переделать задания уже нельзя. А компьютер объективно выставляет ему оценку. Учитель может работать с ребенком дистанционно, когда  он болеет или отсутствует по какой- либо причине. На этом же сайте  можно посмотреть презентации по математике, найти ссылки на полезные сайты. Я использую тренинги и тесты  в качестве  домашних заданий и тренировочных   упражнений перед контрольными работами.

2.       Сайт  “Ларин Александр Александрович. Математика. Репетитор” (http://alexlarin.net),

О задачах и рамках своего проекта автор сайта пишет: “Основной целью создания этого сайта было оказание информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ по математике, поступлении в ВУЗы, решении задач и изучении различных разделов высшей математики. ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ЕГЭ ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте и форуме нет, не было и не будет.”  (http://alexlarin.net/)

“Ресурс предназначен исключительно для образовательных целей. Если вы скопируете выложенные на сайте материалы, вы должны незамедлительно удалить их сразу после ознакомления с содержанием. Копируя и сохраняя их, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству об авторских и смежных правах. Все авторские права на данные файлы сохраняются за правообладателями. Любое коммерческое и иное использование кроме предварительного ознакомления запрещено.Публикация данных документов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.” (http://alexlarin.net/)

Этот замечательный сайт является отличным помощником учителю  математики, работающему  в выпускных классах. Каждую неделю здесь выкладываются тренировочные задания для учащихся в формате ГИА и ЕГЭ. Ученики могут   решать  их как  на уроках, так и дома. Причем  ответы к работам выкладываются также каждую неделю. Учитель может разбирать наиболее интересные и сложные задания из этих работ на уроке, применяя ИКТ. Здесь же можно найти диагностические, олимпиадные работы из разных регионов страны,  ссылки на полезную литературу, представленную в электронном виде, ссылки на видео уроки. Существует Генератор  из Открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА. Генератор составляет  ученику свой вариант работы, и учитель может оценить уровень подготовки к экзамену  каждого ребенка.  Я регулярно использую материалы этого сайта как домашние задания для 11 класса, могу использовать выложенную на сайте работу как проверочную. Причем одна группа учащихся может решать свои задания, а другая группа – свои, в зависимости от степени сложности. Ребята уже привыкли к  работе  с сайтом. Это очень удобно. Имея интернет, можно заниматься математикой везде: в транспорте , на даче, в поездке и.т.д.

13.       Образовательный портал “Решу ЕГЭ” Дмитрия Гущина (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru).

Автор о сайте и его правилах  “Базы за­да­ний были спе­ци­аль­но разработаны для пор­та­ла «РЕШУ ЕГЭ», а также со­став­ле­ны на ос­но­ве следующих источников: за­да­ния открытых бан­ков и офи­ци­аль­ных сборников для под­го­тов­ки к ЕГЭ; де­мон­стра­ци­он­ные версии ЕГЭ и эк­за­ме­на­ци­он­ные задания, раз­ра­бо­тан­ные Федеральным ин­сти­ту­том педагогических измерений; ди­а­гно­сти­че­ские работы, под­го­тов­лен­ные Московским ин­сти­ту­том открытого образования; тре­ни­ро­воч­ные работы, про­во­ди­мые органами управ­ле­ния образованием в раз­лич­ных регионах Рос­сий­ской Федерации. Все ис­поль­зу­е­мые в си­сте­ме задания снаб­же­ны ответами и по­дроб­ны­ми решениями.” (http://reshuege.ru/about)

Этот сайт я  открыла для себя  только в этом году. Автором является Дмитрий Дмитриевич Гущин - учитель года 2007, петербуржец.  Хочется сказать ему и его команде большое спасибо. Этот сайт - замечательный помощник  не только учителям математики, но и другим предметникам. Весь материал разбит на разделы, разделы на группы. Есть вход для учителя, ученика, репетитора. Ученик может самостоятельно выбирать группу заданий и тренироваться в решении трудных для него задач. А если нужно себя проверить, то может  воспользоваться сноской «показать решение». Учитель может составлять тренировочную работу из нужных ему заданий,  распечатывать её или решать их на уроке, а может указать ученикам номер этой работы и предложить её в качестве домашнего задания, причем в конце работы ученику покажу ,где он ошибся, и тут же он может посмотреть правильные решения. Графические, геометрические задания  с помощью компьютера очень удобно разбирать на уроке. Не тратится драгоценное время. Возможности этого сайта очень большие:

        можно организовать тематическое повторение на уроках

        текущий контроль знаний

        проведение итоговых контрольных работ  в формате ЕГЭ и ГИА

        домашние задания

Так же на сайте даются критерии оценивания части С в экзаменационной работе с открытым ответом и прогноз экзаменационного балла по 100 бальной шкале, если ученик решает всю работу и просит её проверить. И, самое главное, это можно делать не только по математике , но и по другим предметам . В ближайшее время хочу привлечь к  работе   с материалами сайта  учеников 6 и 7 классов.

Литература и источники

1.       Емельянова М.В. Применение ИКТ на уроках математики // портал "Продленка" - http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/primenenie-ikt-na-urokakh-matematiki.html

2.       Икт и математика // Учитель с сети - https://sites.google.com/site/ulejconf/oppeained/matemaatika/ict_in_math

3.       Споденейко Е. В. Использование ИКТ-технологий на уроках математики // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http://festival.1september.ru/articles/601847/

4.       Халтурина В. В. Использование ИКТ на уроках математики (из опыта работы) // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http://festival.1september.ru/articles/549471/

5.       Чернова Л. Г. Использование ИКТ на уроках математики. Социальная сеть работников образования nsportal.ru - http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-matematiki

6.       Прохорова Г. Г. Использование ИКТ на уроках математики // 14-й Всероссийский интернет-педсовет Pedsovet.org - http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4418/Itemid,118/

Дополнительные материалы:

1.     Вебинар по теме «ЕГЭ-2014: подготовка и особенности проведения». ЕГЭ по математике: контрольно-измерительные материалы ЕГЭ -- 2014 и особенности проведения. Мотылева Татьяна Александровна, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия № 1» г. Новосибирска, заместитель председателя предметной комиссии по математике - http://www.youtube.com/watch?v=XTF5_aQTRYM

2.     Семинар по теме «Освоение ИКТ -- одно из условий достижения личностных, предметных и метапредметных результатов». Интегрированный урок математики и технологии. «Геометрические фигуры : совокупность предметов или фигур, обладающих общими признаками» (использование документ-камеры). Запороженко Елена Владимировна, учитель начальных классов. Место проведения: Верх-Тулинская СОШ № 14. Дата: 17.05.2012 - http://www.youtube.com/watch?v=Z28Ed4kcvUc

 


 

Презентация к докладу:


Видеозапись доклада:

 



 

 

 

 

Дополнительная информация