Андреев К.В., Кубарева А.А. “Технология” на дистанте - перспективная возможность или пустая трата времени?

Андреев Кирилл Валерьевич,
 учитель технологии,
Кубарева Анна Александровна,
учитель технологии

"Технология" на дистанте - перспективная возможность или пустая трата времени?

Технология – предмет развития навыков в большей степени, нежели знаний. Это предмет, содержанием которого является практическая деятельность с материальными объектами. На уроке технологии реализуется прежде всего наставнический способ обучения, когда учитель показывает детям процесс, подсказывает, поправляет и помогает справиться с трудностями. Только в процессе повторения одного и того же движения к ребёнку приходит понимание, как побороть трудную ситуацию (например, заедание пилки лобзика в детали или соскальзывание петли со спицы). Только лично справившись с проблемой, ребёнок поймёт свою ошибку и сможет исправить технику исполнения.

На уроке технологии наставник (учитель) и ученики находятся в атмосфере трудового процесса. Дети в ходе выполнения поставленной задачи сталкиваются со сложностями, отклоняются от намеченного чертежа или испытывают физические затруднения, причиной которых является отсутствие опыта и доведенных до автоматизма движений. Наставник, как искусный дирижер, переходит от одного ученика к другому, помогая понять причину возникшего затруднения и исправить "непоправимую" с точки зрения ребёнка ошибку. Ежеминутно возникающая потребность в поддержке со стороны учеников также практически сразу удовлетворяется наставником. При этом дети должны чувствовать сильную руку, которая придёт на помощь в трудную минуту. Это является тем сплачивающим и сближающим фактором, которого очень не хватает в общении между учителем и учеником при отсутствии живого и непосредственного контакта. Так выглядят действия наставника на практических занятиях.

Важной частью образовательного процесса является изучение теоретического материала. Эта часть мало чем отличается от большинства других предметов: объяснение новой темы, фиксация в тетрадях основных теоретических или инструктивных положений. Специфичным в предмете "Технология" является "Домашнее задание", которое может быть ориентировано как на углубленную теоретическую подготовку, так и на практическое изготовление чего-либо. Важной отличительной особенностью предмета является большое количество в программе тем, направленных на получение учащимися практических навыков.

Как показал опыт весны 2020 года, дистанционно полноценно можно преподавать только теоретическую часть. Конечно, можно подготовить детям интересный текстовый материал, разбавить его видеороликом по теме, составить интересный проверочный тест, включающий не только ответы на вопросы, но и сравнение изображений, представление собственного мнения по какому-либо вопросу, выполнение задания, где ребенок должен приложить к ответу свой рисунок и прочее. Вся практическая составляющая программы "Технология" редуцирована и переадресована семье, в той части, для которой не требуются сложные и дорогостоящие приборы, инструменты и оборудование.

Например, предложить ребенку обучающее видео, подробно описывающее технологию приготовления макарон, и попросить повторить его это блюдо дома - можно. Велика вероятность, что обучающая задача будет реализована при помощи имеющегося дома оборудования, продуктов, помощи старших членов семьи. А вот обучение вязанию таким образом будет крайне неэффективным. Если инструменты и материалы дома могут найтись (или могут быть не затратно приобретены), то мала вероятность, что дома найдется мастерица, не только умеющая вязать, но и способная увидеть ошибки ребенка, указать на них, помочь их исправить или избежать, поправить руку. И у учителя в дистанционном формате преподавания нет такой возможности. А как быть с выпиливанием лобзиком? Здесь вопросы встанут и с наличием наставника, и материала, и инструмента, и места для выполнения работы... Пояснять ребенку онлайн, как правильно нужно сделать, или взять его руку в свою, чтобы направить - совершенно разные вещи. И разные они не только с точки зрения человеческого взаимодействия и атмосферы, но и с точки зрения педагогической эффективности.

Для реализации обучения с применением дистанционных технологий в период карантина весны 2020 года нами использовались возможности Google Classroom. Было создано 6 курсов: по два для каждой параллели (один для подгруппы мальчиков и один для подгруппы девочек). Первый курс мы начинали создавать совместно, параллельно осваивая возможности Google Classroom. Однако быстро стало понятно, что необходимо разделять курсы не только по параллелям, но и по подгруппам. Темы и задания внутри курсов различались, так как подгруппы обучаются по отдельным тематическим планам. Совместная работа в качестве преподавателей внутри курсов была не нужна и неудобна. Однако иногда мы добавляли друг друга в свои курсы в качестве преподавателей или учащихся, чтобы оказать помощь в разработке заданий или получить оперативную и актуальную обратную связь (в первую очередь, для понимания того, как видят созданные нами задания и материалы учащиеся).

image001

Нам, как и всем учителям технологии, в условиях внезапного полного дистанта потребовалось находить новые возможности, чтобы донести до детей материал, который в обычном образовательном процессе совмещается с "живыми" примерами, с возможностью пощупать и понять, как это работает. Приходилось подбирать материал, наиболее доступно изложенный в текстовом формате, сопровождать его найденными изображениями и дополнять видеороликами, если такие можно было найти по рассматриваемой теме.

Это отнимало бОльшую часть рабочего времени. Часто по 12 часов в день. В нашей конкретной ситуации такие трудозатраты были связаны с тем, что на руках у учеников нет учебников по предмету "Технология". Чтобы использовать материал учебника, приходилось искать возможность отсканировать его для переноса в Google Classroom в домашних условиях. Электронные версии учебников найти не удалось. К тому же текста параграфов учебника в большинстве случаев было не достаточно. Иллюстративный материал, необходимый для лучшего понимания, нужно было выискивать: отсматривать множество видеороликов и видео-уроков на предмет соответствия программе, понятности, набора используемого понятийного аппарата, подбирать изображения, схемы, составлять их самостоятельно.

Для проверки полученных знаний к каждому уроку необходимо было создать задание. Приложение Google Quiz (Google Формы) - это способ проверки знаний и обучения, если в тесте предлагаются комментарии к ошибочным ответам и количество прохождений теста не ограничено. Учитывая тот факт, что для нас составление таких тестов и обучение их составлению происходило одновременно, работа над каждым занимала поначалу несколько часов.

Пример теста "Производство и труд как его основа", апрель 2020

image011

image012

В основном тесты, предлагаемые нами учащимся в процессе преподавания в этот период, преследовали цель обучения. Контрольная их функция была на втором плане. Нам хотелось использовать максимальное количество доступных нам инструментов для того, чтобы передать знания. Для реализации этой задачи мы использовали следующие настройки тестов. Время на прохождение теста не ограничивалось. Сразу после прохождения теста, ученики могли увидеть свой результат - баллы, количество верных и неверных ответов. В случае неверного ответа сразу отображался верный. Это давало возможность учащимся не только увидеть свои ошибки, но и восполнить пробелы в знаниях, понять, в чем именно они ошиблись.

image003
На существующих обучающих платформах материала по предмету "Технология" немного. Он различается с точки зрения образовательных программ и линеек УМК и не всегда соответствует программам по параллелям, что также осложняло поиск необходимого иллюстративного материала для дистанционных уроков. Чаще прочих удавалось воспользоваться видео-уроками и тренировочными заданиями с сайта "Российская электронная школа" [1].

Например, урок по теме "Виды социальных технологий" [2]:

image004

image005

Учащимся в рамках изучения этой темы было предложено ознакомиться с видеоуроком и конспектом к нему, выполнить тренировочные задания. В качестве отчета о выполнении необходимо было прикрепить в Google Classroom скриншот результата прохождения заданий. Проверка результатов освоения материала проводилась посредством теста в приложение Google Quiz с автоматической проверкой и импортом оценок.

image006

Использование ресурсов этой и других платформ осложнялось большой нагрузкой на них в период карантина. Часто возникали сложности технического характера: не открывались страницы, не грузилось видео, не сохранялись результаты выполнения заданий... Это необходимо было учитывать. По возможности, к заданиям мы добавляли ссылки на YouTube, видео отдельными прикрепленными файлами, скриншоты, фотографии.

Самым слабым местом в весеннем опыте видится однообразие, которое не просто быстро наскучило детям, а приводило к снижению мотивации к обучению и активности. Если при нормальном очном процессе у них хотя бы менялись учителя, виды деятельности, то весной всё слилось воедино. Процесс обучения по каждому предмету был одним и тем же. Уроки технологии потеряли своё существенное преимущество - практическую деятельность во взаимодействии с учителем.

При всех сложностях работы в этот период были и успехи, приятные моменты. Поддержку давала положительная обратная связь со стороны учащихся и родителей. Много положительных отзывов родителей получило задание в рамках изучения темы "Уборка жилых помещений". Учащимся (мальчикам пятых классов) было предложено следующее задание по уборке дома.

image007

В качестве отчёта о выполнении задания учащимся необходимо было прикрепить фотографии объекта до выполнения работы и после. Объём работ определяли мамы. Они же писали отзывы о проделанной сыновьями работе. Эти отзывы содержали искреннюю благодарность: за то, что дети оторвались от компьютера, за то, что помогли мамам, за то, что возник приятный повод для взаимодействия, и за сам процесс. Безусловно, это радовало и придавало сил.

В 2020-2021 учебном году на обучении с частичным использованием ДОТ, т.е. фактически на смешанном обучении, были применены те же принципы что и весной, но с некоторыми доработками для более объективной оценки знаний детей, которая обязательно сказывается на мотивации к более успешной учёбе. В Google Формах в вопросах с множественным выбором, где галочкой нужно отметить несколько вариантов, чтобы вопрос был засчитан как правильный, отсутствует возможность засчитывания части вопроса как правильной. Например, если вопрос оценивается в 15 баллов и включает в себя 3 правильных ответа и два неправильных (пример см. ниже), очевидно, что за каждый правильный можно дать 5 баллов, равно как и вычесть за каждый неправильный 5. Таким образом, ребёнок отметивший 3 ответа галочкой, один из которых неправильный, получает 5 баллов (один неправильный отменяет один правильный) вместо полностью незасчитанного ответа, как бы это было при автоматическом оценивании.

image008

Конечно, такой подход усложняет проверку работ для учителя, однако это не настолько трудоёмко, как проверять сочинения детей.

Как видно в примере выше, приложение показывает правильный ответ. Эта функция автоматически отменяет возможность исправления оценки, т.к. ученик знает правильный ответ. В качестве эксперимента был опробован вариант отмены отображения правильного ответа для того, чтобы дать возможность ученику пересдать тест один раз, если итоговая оценка оказалась ниже 30 баллов (что равно тройке в журнал). Этот эксперимент показал следующее: некоторые дети начали с наскока сдавать тест, не читая материала урока. Подавляющее большинство тестов с количеством баллов равным от 0 до 25 указывали на это. Дети сами подтверждали, что решили ответить на удачу. Однако, такой подход оправдал себя с ребятами получившими 25 баллов, которые утверждали, что материал читали, но выполняли тест будучи уставшими (после тренировки, перед сном). Они сдавали тест второй раз, перечитав материал снова и получали от 35 до 50 баллов на пересдаче.

Ещё хочется отметить удачное сочетание видеоматериала и текста урока, например, как это сделано в РЭШ. Видео продолжительностью до 10 минут и прочтение того же материала, что произносится в видео, в итоге даёт лучший результат при сдаче теста.

Представить себе возможность передачи навыков посредством ДОТ не получается. Технология, в нашем случае, – это процесс преобразования времени и физических сил в закрепление навыка на моторном уровне. Это развитие и создание новых нейронных связей. "Когда у человека появляется необходимость решить проблему, с которой он не сталкивался до этого, человеку необходимо сформировать новый навык, и для этого мозг выделяет группу нейронов, которые получат поведенческую специализацию. Для конкретной задачи подойдут только нейроны конкретного типа. При этом, возможно, часть нейронов (или все они) уже были как-то модифицированы в рамках предыдущего опыта решения проблем из той же области" [3].

Однако решение проблемы для части тем программы есть, пусть и непростое. Если перевести предмет "Технология" в инженерную плоскость и начать знакомить детей с 3D моделированием, раскройкой материалов в 3D программах и выкройкой материалов из тканей и кожи на лазерных ЧПУ станках, создания 3D моделей, печати их на 3D принтерах и вырезанием на фрезерных ЧПУ станках. В 21-ом веке дети могут проходить обучение и выполнять работу дома на компьютере отправляя на печать через интернет на школьный 3D принтер или на фрезерный станок. Устройство станков, возникающие проблемы и их решения на программном и аппаратном уровнях - темы обсуждения для очных встреч.

Компания Autodesk предлагает продукт Fusion360 бесплатно для скачивания со своего официального сайта, если клиент при регистрации указывает, что программа будет использована им "в образовательных целях". Другой вопрос, что домашний компьютер может не потянуть эту программу, но тут уже каждый решит для себя вопрос апгрейда. Уже сегодня в нашей школе возможно подобное преподавание, т.к. в школе имеется 3D принтер, дети могут учиться работать в программе Fusion 360, т.к. она доступна для скачивания с официального сайта.

Также возможна отработка практических навыков по отдельным, допускающим это темам. Таких тем мало в программе. Например, "Информация", "Социальные технологии", частично "Кулинария". Это могли бы быть, например: отработка навыков работы с информацией, составление опросника или подбор подходящих методов сбора информации под определенную задачу, составление инструкции по приготовлению какого-либо блюда. Однако, стоит заметить, что это по сути - переработка теории в новую теорию. Это не ручной труд. И даже при выполнении таких заданий необходимо обсуждение с учителем (наставником) проделанной работы в очном формате. В вынужденной ситуации - как костыль, как заплатка - используются Zoom и Meet.

Обсуждение и правка конспектов с применением электронных комментариев крайне тяжело дается учащимся 5-7 классов, как показала практика весны 2020. Так происходит, потому что никто детей этому не учил. Этот навык потребовался внезапно. Да и воспринимать такой формат работы, действительно не просто. К тому же такое взаимодействие увеличивает время, проведенное детьми у монитора.

В условиях работы с темами "Кулинария" и "Обработка текстильных материалов", при полном отсутствии материально-технической базы для преподавания в помещении школы, выполнение практических работ может быть осуществлено учащимися только дома. При смешанном формате преподавания предмета второй урок из пары внутри этих разделов попадает на дистанционный режим. И отчитываются о проделанной работе учащиеся в Google Classroom - прикрепляют фото- или видеоотчёты и отзывы родителей.

Подведем итоги. На наш взгляд, полный дистант и преподавание школьного предмета "Технология" по утвержденной программе и действующему учебному плану не совместимы.

При частичном использовании ДОТ, то есть фактически - при смешанном обучении, есть темы и фрагменты учебной программы, где это получается и работает на детей. Например, можно перевести в дистанционный (читать - "почти самостоятельный") формат ознакомление с теорией или её закрепление (тесты, различные задания с электронных платформ, структурирование информации, составление таблиц, конспектов, выписывание правил и определений и т.д.). Это тоже небесполезные для дальнейшей учёбы и жизни навыки. Но это другая "Технология".

Преподавание "Технологии" с использованием ДОТ требует коррекции программы и тематического плана, изменения методического подхода и требований к оценке результатов обучения, а также подготовки или повышения квалификации учителей. Для школы это предполагает и дополнительное финансирование приобретения оборудования и компьютерной техники.

Опыт преподавания технологии при полном и частичном дистанте оставил ряд вопросов, на которые нам не удалось пока найти удовлетворительные ответы. Некоторые из них касаются преподавания с применением ДОТ в целом.

Дистанционный формат не всегда воспринимается детьми как обязательный. Да и не каждый взрослый обладает достаточным уровнем самоорганизации… Как же педагогу добиться, чтобы ученики развивали свой потенциал самоорганизации? Ведь это навыки 21 века и основа для lifelong learning - обучения в течение всей жизни.

Как ответить на вопрос заданный в названии статьи, наверное, придётся решить каждому самостоятельно. Одни увидят перспективу в раннем развитии инженерных навыков и возможность наконец-то следовать современным трендам. Другие увидят пустую трату времени в сидении за компьютером и изучении информации, которой не суждено стать навыками из-за отсутствия практики.


Литература и источники

[1] Российская электронная школа [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.03.2021. URL: https://resh.edu.ru/
[2] Виды социальных технологий // Российская электронная школа [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.03.2021. URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7109/main/257529
[3] Что происходит в мозге, когда человек учится. Александров Ю. // Постнаука. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.03.2021. URL: https://postnauka.ru/longreads/82190

 


Ссылка для цитирования:

Андреев  К.В., Кубарева А.А.  "Технология" на дистанте -  перспективная возможность или пустая трата времени? //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/andreev-k-v-kubareva-a-a-tekhnologiya-na-distante-perspektivnaya-vozmozhnost-ili-pustaya-trata-vremeni

 

Дополнительная информация