Андреев К.В., Белюгова А.В. Зачем детям и взрослым мудрые сказки?

  • Печать

Андреев Кирилл Валерьевич,
учитель технологии ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга,

Белюгова Анна Владимировна,
менеджер проекта “Мудрые Сказки”

Зачем детям и взрослым мудрые сказки?

Одним из важных аспектов развития личности является добровольная альтруистическая деятельность на благо других, то есть волонтёрство. Но не каждый волонтёр – альтруист. Учёные изучают различные аспекты волонтёрства, одним из важнейших является мотивация в волонтёрской деятельности. На мотивацию волонтёров существуют разные точки зрения. Отечественные и зарубежные социологические исследования показывают, что мотивация волонтёрской деятельности довольно сложна и далеко не всегда включает только альтруистические мотивы (например, классификация мотивов Х.К. Анхайера и Л.М. Саламона; классификация Р.М. Газали; типология Е.С. Азаровой). По мнению исследователей, в XXI столетии потребность в волонтёрах во всём мире будет возрастать. Н.Е Злоказова в своей статье отмечает, что волонтёрский труд доброволен и бескорыстен, а также, что «его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей» [1]. Но настоящие мотивы волонтёров часто небескорыстны. И.В. Мерсиянова по результатам проведённого исследования подчёркивает: «Большинство респондентов полагают, что население слабо верит в чистоту намерений жертвователей. Характерно, что, по данным исследования, 72% россиян согласны с тем, что власти должны отслеживать истинные мотивы ведения деятельности в благотворительных организациях» [2].

Эти факты говорят о том, что мотивацию волонтёрской деятельности нельзя рассматривать однозначно. Среди мотивов волонтёрской деятельности можно выделить основные: стремление помогать нуждающимся; возможность найти единомышленников; желание почувствовать свою необходимость; получить новый жизненный опыт; чувство гражданской ответственности; намерение «сделать мир лучше» и т.д. [3].

В соответствии с типологией мотивов внутренняя мотивация волонтёров определяется склонностью к волонтёрству по причине возникновения к нему интереса, понимания человеком его ценности. Это группа альтруистических мотивов.

Внешняя мотивация подразумевает направленность на материальные ценности и внешние стимулы. В современных реалиях это проявляется как «волонтёрство по расчёту»: волонтёрская деятельность с личными целями (получение опыта работы, необходимых умений и навыков, бесплатного обучения).

Первая группа мотивов – ценностно ориентированная. Здесь можно говорить о волонтёрстве как способе развития личности, личностного роста, творческой реализации. В этой группе основными мотивами являются: стремление помогать нуждающимся; из чувства сострадания; чувство сопричастности к большому общественно значимому делу.

Вторая группа мотивов определяется условиями «взаимовыгодного сотрудничества». Волонтёры трудятся, тратят своё время в обмен на необходимое им обучение, новые возможности и т.д. Среди основных мотивов здесь можно выделить: приобретение опыта работы в определённой сфере, налаживание новых профессиональных контактов, возможность путешествовать и т.д.

Социальный психолог Ф. Ч. Фуэнтес называет волонтёров первой группы альтруистами или сосредоточенными на других. Волонтёров второй группы – эгоистами или «эгоцентристами» [4].

Обычно волонтёрами движет целый набор мотивов, в котором один из мотивов выступает как преобладающий. Австралийские учёные доказали, что альтруистическая мотивация определяет личностные особенности волонтёров: они более открыты миру, искренне добры к людям, более коммуникабельны  [5].

Откуда берутся волонтёры-альтруисты? Истоки следует искать в воспитании, взращивании родителями, учителями, обществом нравственных ценностей в детях. В настоящих условиях необходимо искать новые эффективные методы воспитания. Развитие высоких моральных качеств в детях отразится, в том числе, на волонтёрской деятельности и на волонтёрской мотивации.

Проект «Мудрые сказки» создан с целью расширения знаний детей от 6 до 15 лет об окружающем мире, о других людях и, в первую очередь, о самом себе. Он способствует социальной адаптации и творческому развитию детей и подростков, помогает развить сильные качества характера.  

Проект «Мудрые сказки» предлагает цикл практических занятий-бесед, посвящённых проблемам нравственного выбора, с которыми каждый день встречаются дети и подростки. Занятия помогают сформировать уважение и щедрость по отношению к людям, развить намерение помогать своей семье и другим людям, понять, что в любой ситуации можно развивать положительные качества характера, сформировать уверенность в себе, ответственность и умение достигать своей цели, трудолюбие и усердие в работе, раскрыть преимущества честности, сформировать доброе отношение к людям, раскрыть в себе сострадание.

Цель проекта – помочь детям в момент становления личности осознать себя полноценными людьми, имеющими право на собственную точку зрения, научить детей анализировать и выражать свои мысли и чувства, научить замечать и различать чувства и эмоции других людей, помочь подросткам задуматься над проблемами, которые наиболее остро встают перед человеком в момент его взросления, становятся актуальными для их жизни темами, это, например, поиск истины, выработка силы характера, обретение веры в свои силы.

Занятия включают в себя специально подобранные сказки, притчи и истории, которые дают представление о том, как устроена природа вещей, учат осознавать причинно-следственные связи происходящих вокруг событий, помогают в формировании моральных ценностей и таких качеств, как честность, щедрость, благодарность, доброта, сострадание, уважение к старшим, ответственность, уверенность в себе. На занятиях используются сказки и притчи из сборников А. Лопатиной и М. Скребцовой “Притчи для детей и взрослых”, “Вечная мудрость сказок” и др. Например, на основе турецкой сказки “Ласточка и воробей” рассматривается важность и польза от воспитания трудолюбия, усердия в работе. Притча “Что прячется в жёлуде” помогает увидеть ценность веры в себя, свой путь, своё предназначение.  

Пройдя цикл занятий вместе с родителями, ребёнок получает возможность лучше понять себя, свои чувства и эмоции, видит, насколько велик человеческий потенциал и насколько мир богат своими возможностями. Полученные знания и навыки поддерживают в момент становления личности и помогают сделать правильный выбор в жизни, учат выходить из трудных ситуаций и справляться со стрессом. Занятия помогают ребёнку заглянуть в свой «внутренний мир», учат различать и осознавать свои эмоции, а понимая себя, ребёнок легче понимает других людей.

В ходе курса применяются  игры, творческие задания, которые учат детей позитивно воспринимать действительность, не позволяют им замыкаться в себе, подталкивают к активному обсуждению и решению своих внутренних проблем.

 image1 image12 image4 image10 image2 

image6

Прохождение курса занятий детьми и родителями совместно является важным фактором для достижения наилучших результатов в деле развития самого себя как личности и гармонизации отношений внутри семьи. После курса родители осознают, что необходимо помогать детям применять в жизни эмоции и качества характера, которые были рассмотрены на занятиях, что в воспитании в детях нравственных ценностей очень большой процент труда именно родителей. Для того чтобы знания, полученные на занятиях, стали их опытом, их собственной мудростью, всей семье необходимо прикладывать усилия. Также подчёркивается важная роль создания и поддержания доброй и честной атмосферы в семье.

 image8

 image5

Отзыв Ангелины Мянчинской

Проект «Мудрые сказки» существует уже более пяти лет. За это время появились также курсы для молодых семейных пар “Семейные ценности”, курс для учителей, воспитателей и всех, кто работает или планирует работать с детьми, “Мудрый учитель”.

Курс “Семейные ценности” учит:

  • осознавать и применять необходимые моральные качества и сильные позитивные эмоции в жизни;

  • показывает пользу от отношения с любовью и добротой к себе и своим близким;

  • помогает выстраивать более качественные отношения со всеми членами семьи.

На занятиях рассматриваются факторы, влияющие на формирование характера, и то, как развитие в себе положительных качеств влияет на нашу жизнь и жизнь наших близких.

Курс “Мудрый учитель” был создан для тех, чья трудовая деятельность связана с детьми, кто хочет и готов развивать и улучшать свои способности в работе. Программа не затрагивает развития профессиональных навыков. Приобретённые знания помогут:

  • лучше понимать природу детей;

  • развить любовь и благодарность к своей профессии, любовь и уважение к детям;

  • создавать верную атмосферу в своей работе, чтобы дети были собраны, с уважением и интересом принимали знания и были счастливы;

  • раскрыть всё лучшее в работе, понять важность и ценность, того, что педагог может передать детям;

  • понять, как помочь детям в развитии важных базовых эмоций, таких как: благодарность, доброта, уважение к старшим, щедрость, храбрость и других.

Волонтёры, которые проводят эти курсы, являются истинными альтруистами, они стараются помочь людям справиться с трудностями в воспитании детей, показать им ценность развития положительных человеческих качеств.

Один раз в год организуется семейный лагерь на природе, в экоотеле, в котором собираются около пятидесяти участников. Здесь могут встретиться и совместно провести время все желающие, прошедшие тот или иной курс. Это мероприятие насыщено активностью для участников. Дети постоянно заняты занятиями-беседами по сказкам, творческими мастер-классами или активными играми. В общении с родителями рассматриваются ситуации, вызывающие затруднения. Всё планирование, организация и проведение мероприятий полностью ложится на плечи волонтёров. При этом каждый волонтёр готов в любую минуту подменить другого и взять его ответственность на себя, это говорит о высокой сплочённости и слаженной командной работе.

 image1

Творческий мастер-класс с детьми старше шести лет на природе, на берегу озера. 

 image7

Волонтёр проводит творческое занятие с младшими детьми на природе, на берегу озера.

 image3

Занятие со взрослыми на открытом воздухе.

 image9

Волонтёры и участники выезда “Мудрых сказок” в экоотеле.

Проект существует исключительно на добровольно внесённую поддержку от его участников. Эти средства расходуются на закупку материалов для творчества, аренду помещения для следующего курса, на подарки для прошедших курс, на помощь и поддержку тех семей, которые не могут позволить себе выезд на ежегодное мероприятие.

Перефразируя выдающегося педагога К.Д. Ушинского, настоящий волонтёр в первую очередь должен быть Человеком. Именно этому способствует проект «Мудрые сказки».

 

Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;  фотографии из личных архивов участников  публикуются с разрешения владельцев.


Литература и источники

[1] Злоказова Н.Е. Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и сервиса в решении задач кадрового обеспечения Олимпиады «Сочи 2014» // Вестник международных организаций. – 2008. – № 7-8, с. 89

[2] Мерсиянова И.В. Государственная поддержка благотворительной деятельности: эмпирическая верификация намеченных действий // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. – № 4,  с. 103 

[3] Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтёрской деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2018. – № 1 

[4] Fuentes F.C. Self-interest or goodwill? // The UNESCO courier. – 2001. – № 6 с. 26

[5]  Elshaug C., Metzer J. Personality attributes of volunteers and paid workers engages in similar occupational tasks // J. of social psychology. – Provincetown, 2001. – Vol.141, № 6

 


Ссылка для цитирования:

Андреев К.В., Белюгова А.В.  Зачем детям и взрослым мудрые сказки? // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:http://portfolio.schule72spb.ru/ru/andreev-k-v-belyugova-a-v-zachem-detyam-i-vzroslym-mudrye-skazki