Адякина Т.С. Развитие интеллекта младшего школьника через логические игры и практическое конструирование

  • Печать

Адякина Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов

Развитие интеллекта младшего школьника через логические игры и практическое конструирование


Он взрослых изводил вопросом "почему"?
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с той поры он больше никому
Не задаёт вопроса "почему"?
Самуил Яковлевич Маршак [1]


Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и, в свою очередь, задавая вопросы Сократу. Результат бесед – блестящее образование. При этом нужно не забывать высказывания Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега: "Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и в искусном применении всего того, что знаешь" [2].

Итак, родители отправляют своего ребенка в школу уверенные в том, что у него не будет проблем, например, с таким предметом, как математика. Ещё до поступления в школу  он уже знает и умеет писать цифры, способен выполнить элементарные арифметические действия. И как утверждала одна мама "нам осталось выучить только таблицу умножения". И что же замечают родители: как только мама или папа берут в руки учебник математики, у ребенка пропадает интерес. Родители начинают волноваться, переживать, задавать учителю вопросы "почему?"

Детское мышление устроено иначе, чем у взрослых. У детей, в отличие от взрослых, еще нет своего собственного жизненного опыта, их знания о мире обрывочны, мышление только начинает формироваться. Поэтому не так-то просто ученику решить задачу в учебнике, когда нам взрослым она кажется элементарной. И что же делают взрослые в попытках помочь своему ребенку: мы добиваемся, чтобы ребенок мысленно представил себе корзину с яблоками, из которой забрали определенное количество яблок, тем самым "преподносим ответ на блюдечке." А есть ли сегодня в арсенале педагогики игры, позволяющие "вытягивать" знания, ставить "сильные" вопросы, способствующие решению проблемы? Есть!


Программа начальных классов школы предусматривает максимальный объём работы с наглядными образцами, которую учителя успешно чередуют с пособиями из логических игр. В школу дети приходят с разным уровнем интеллектуального развития, учителю необходимо спланировать свою деятельность таким образом, чтобы и сильным, и слабым ученикам было одинаково интересно. Одним из решений для включения разных детей в творческий учебный процесс становится игра. Игры способствуют не только развитию воображения, логического мышления, мелкой моторики, координации движения рук и ориентации на плоскости, но и позволяют в комплексе решить множество задач.

Вернемся к нашим яблокам, где ученики младшего школьного возраста не могут соотнести корзину с яблоками с чертежом в тетради. Как следствие – пропадает интерес к задачам. Чтобы этого избежать, можно использовать такую логическую игру, как палочки Кюизенера. В процессе игры ребенок экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым, устанавливает примитивные причинно-следственные связи. Иными словами, он заменит длинную палочку из набора  на корзину, а короткие палочки - на яблоки.

Также нам кажется, что элементарно знать состав числа, например число три, состоящего из двух и одного; из одного, и одного, и одного. Или всем взрослым понятно и известно, что дважды два четыре. А как же доступно объяснить это нашему чаду? И здесь снова нам на выручку приходят наши любимые, интересные, увлекательные логические игры. Педагог в школе, родитель дома доступно с помощью всё тех же палочек наглядно показывают, а далее сам ученик умением мыслить логически доказывает, что две палочки нужно взять дважды.

Школьный материал преподается на уроках в определенной последовательности, поэтому, продолжая использовать игры, ученику легко осваивать операции деления, понять взаимосвязь операций деления и умножения.

Когда малыш подрастает, постепенно меняется и форма его мышления. В 1-2 классе школьники всё ещё продолжают мыслить как дошколята, то есть восприятие и анализ информации происходит следующими путями:
— наглядно-действенное мышление, которое связано с манипулированием предметами, в нашем случае - с теми же палочками Кюизенера, блоками Дьенеша) ;
— наглядно-образное мышление, опирающееся на образ предметов и их расположение в пространстве. См. об этом в работе “Развитие логического мышления младших школьников” [3].

Начиная с 3 класса, предпочтение отдается системе научных понятий. В курсе математики проходят величины и их измерение, у учащихся формируются пространственные представления и происходит знакомство с такими геометрическими величинами, как с длина, площадь, периметр. Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в школе. И я задаю себе вопрос "Зачем же сначала терять интерес к геометрии, а затем восстанавливать его на факультативных занятиях и кружках, если можно строить преподавание математики на уроках так, чтобы дать детям возможность ощутить красоту этого предмета?" Попыткой ответа на этот вопрос  с учётом необходимости разрешения проблемы, о которой сказала выше, и явилась логическая игра "Геоконт”.

adjakina-03Как выглядит “Геоконт”? Это настольная игра в картонной коробке, по сути дела - размеченная определенным образом фанерка с цветными канцелярскими кнопками и цветными резинками.

Кто и когда придумал? Вячеслав Вадимович Воскобович, инженер-физик из Санкт-Петербурга в начале 90-х.

Почему? “Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и "пустые" магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: "Геоконт", "Игровой квадрат", "Цветовые часы". "Мы отказались от "одноразовых" продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать" - говорит Вячеслав Воскобович.” [4].

В основе игры лежит сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава".

Сказка начинается так:

adjakina-01

adjakina-05[5]

 

Зачем? По мнению педагога-психолога Марии Александровны Исаевой, в процессе игры у детей развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество. См. подробнее [6]. Опыт работы с “Геоконтом” автора блога “Фиолетовый город” Светланы Николаевны Коваленко показывает, что игра также даёт возможность для разнообразных занятий по силуэтному конструированию на плоскости, работе с координатной сеткой, обучению математике и логики, развитию воображения и способностей к восприятию цвета, формы, величины, совершенствованию мыслительных процессов. [7].

Мои наблюдения показывают, что к окончанию начальной школы ученики умеют сформулировать план, предусматривающий логический порядок действий в процессе решения учебных задач. Развитие мышления младших школьников должно происходить не только во время учебного процесса, важно, чтобы родители обращали должное внимание на формирование мыслительных процессов и всячески ему способствовали.

Логические задания для младших школьников, можно применять как в урочной практике, так и в домашних условиях. В рамках школьных проектов сотрудничества с родителями - "Дни открытых дверей", "Предметные недели" - для родителей организована система открытых уроков и мастер-классов.

В Живой школе (а также на официальном сайте школы) можно познакомиться с совсем новыми материалами и событиями марта 2016 :

adjakina-06В ходе интегрированных уроков вместе с учителем физической культуры Ольгой Игоревной Моисеевой мы находили периметр волейбольной площадки - http://schule72spb.ru/nach.html#int2016.

adjakina-02На открытом уроке в День открытых дверей для родителей учеников 2-х классов с помощью Геокнота искали периметр квадрата - http://schule72spb.ru/nach.html#otkr2016.

adjakina-04Активно играли на уроках в рамках Недели математики на станции “Геоконт” http://schule72spb.ru/nach.html#mat2016.

По реакции родителей после открытых уроков я с радостью поняла, что убедила их в пользе такой работы, что показанные мной методики будут применяться и дома. Ведь умелое использование логических игр в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты!

Литература и источники


[1] Самуил Яковлевич Маршак. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 163.// Электронная версия. URL: http://s-marshak.ru/works/poetry/poetry137.htm
[2] Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. Афоризмы. // URL: http://ariosto.ru/tag/a-disterveg
[3] Развитие логического мышления младших школьников. // URL: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/razvitie-logicheskogo-myshleniya-mladshix-shkolnikov/
[4] Развивающие игры Воскобовича / Школа семи гномов // URL: http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_voskobovicha/id/981/
[5] Там же //URL: http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_voskobovicha/id/981/
[6] Развивающие игры В.В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей. Персональный сайт педагога-психолога Исаевой Марии Александровны // URL: http://pedagogisaeva6.blogspot.ru/
[7] Геоконт / Фиолетовый город. Блог Коваленко С.Н. // URL: http://wwwbloggercreateblogg.blogspot.ru/2010/08/blog-post.html

 


Все материалы комплексной публикации

Адякина  Т.С.  Развитие интеллекта младшего школьника через   логические игры и практическое конструирование

Приложение 1. Эпизоды работы на уроках (комментированные фотографии)
Приложение 2. Методическая разработка занятия по математике "Удивительные приключения с Гео и Метром", 2 класс
Приложение 3. Презентация к уроку "Волшебные гвоздики на Геоконте"