Приложение 2 к материалу "Развитие интеллекта младшего школьника через логические игры и практическое конструирование"
- Подробности
- Категория: Выпуск 4
- Опубликовано 19.05.2016 14:30
- Автор: Administrator
- Просмотров: 19422
Приложение 2. Методическая разработка занятия по математике "Удивительные приключения с Гео и Метром", 2 класс
Цель урока:
формирование начальных геометрических представлений о геометрических фигурах: отрезке, луче;
развитие познавательных процессов и положительной мотивации к учению у младших школьников.
Задачи:
1. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы, связанные с построением геометрических фигур и измерениями.
2. Расширение словарного запаса за счет закрепления и расширения понятий "луч", "отрезок", "начало луча", "начало и конец отрезка", "длина", "геометрическая фигура".
3. Формирование познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных геометрических задач, связанных с жизненным опытом детей.
4. Развитие логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, последовательности рассуждений.
5. Воспитание активности и самостоятельности учащихся, умения работать в группах, сотрудничать с другими детьми.
Форма проведения занятия: Интеллектуальный конкурс
Для диагностики метапредметных результатов учащихся на занятии используются:
Методы контроля: наблюдение и проектирование.
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный опрос.
Планируемые результаты:
1. Личностные
• Развитие познавательного интереса к изучаемому материалу.
• Формирование умения определять общие правила взаимодействия в рамках учебного сотрудничества, соблюдать этические нормы поведения.
• Формирование умения оценивать свои достижения на занятии.
2. Предметные
• Закрепление, углубление и расширение представлений о понятиях "отрезок", "луч"; умений распознавать луч, отличать от отрезка, изображать их с помощью доски и резинок, описывать понятия "луч", "отрезок".
• Формирование умений обозначать луч и отрезок; измерять, строить лучи и отрезки разной длины.
3. Метапредметные
• Познавательные УУД: Овладение логическими операциями сравнения, анализа, соотнесения с понятиями; сравнивать и анализировать объекты, выделять главное.
• Регулятивные УУД: Определение цели учебной деятельности с помощью учителя; высказывание своих предположений на основе работы с предложенным материалом; проявление инициативы в учебном сотрудничестве, формирование умения оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
• Коммуникативные УУД: Умение формулировать свои мысли в устной речи, договариваться с товарищами, подтверждать аргументы фактами и делать выводы.
Оборудование:
• мультимедийная установка, компьютер
Дидактический и раздаточный материал:
• игра "Геоконт" ("дощечка с гвоздиками", "паутинки" - разноцветные резинки) по количеству учащихся на занятии:
• альбом "Сделай по схеме" (схема фигур)
• лист оценки результатов "Лесенка" на каждую команду (3 шт.)
Педагогические технологии, используемые на уроке:
• Технология критического мышления
• ИКТ-технология
• Игровая технология
• Коммуникативно-коммуникационные технологии
• Технология оценивания учебных достижений
Ход урока
I. Актуализация знаний
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на нашем занятии.
Сегодня нас ждут новые приключения со сказочными героями – мальчиком Гео, мудрым Вороном Мэтр и волшебным пауком Юком.
- Чем интересны сказочные герои? В какую сказку они нас зовут? Почему они зовут нас в математическую сказку?
Слайд 1
Учитель выслушивает ответы детей.
Сейчас я предлагаю внимательно послушать сказку и отправиться в математическое путешествие вместе с нашими героями.
Учитель читает сказку (часть, не целиком)
Слайд 2
- Ребята, предлагаю Вам открыть коробочки на своих столах и внимательно изучить то, что на протяжении всего урока будет помогать нам совершать путешествие и делать радостные открытия вместе с героями сказки?
- Как Вы думаете, что это?
Дети высказывают свои идеи.
- Это игровое поле Геоконт. Чем мы сегодня будем заниматься?
Ребята высказывают свои идеи, предположения.
- Спасибо за ваши идеи! Да, сегодня нас ждет удивительное открытие в математической стране, где мы повторим (познакомимся) геометрические фигуры, научимся их строить на специальном поле, вспомним, что такое луч.
На экране появляется тема занятия "Удивительные приключения нас ждут!"
Слайд 3
II. Открытие нового знания и формулирование темы урока
Учитель предлагает взять в руки Геоконт.
- Ребята, посмотрите на доске Геоконта находится 33 гвоздика (эти волшебные гвоздики посадил на поляне золотых плодов Малыш Гео): один центральный черный, а остальные объединены в лучи. Верхний луч белый и он попав в центр (по законам оптики) "разделяется" на 7 лучей соответствующих цветам радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- Предлагаю продолжить чтение сказки.
Педагог читает сказку и параллельно знакомит с игрой Геоконт.
Слайд 4
- Как вы думаете, что это за паутинка?
Предположения детей.
- Как вы думаете, чем она отличается от прямой? Можно ли эту фигуру продолжить до бесконечности влево и вправо? Попробуем тянуть.
- У этой фигуры есть концы.
Можете ли вы назвать имя паутинки? Для этого надо назвать имена гвоздиков в начале и в конце.
- С3, Б4.
- Как можно назвать эту геометрическую фигуру с помощью математического языка?
-Отрезок.
-Что такое отрезок? Чем он отличается от луча?
- Отрезок - это часть прямой линии, которая ограничена двумя концами.
III. Физкультурная минутка
Гимнастика для глаз:
- Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол (голубой гвоздик), затем через центральный черный гвоздик в правый верхний угол ( красный гвоздик). Потом в правый нижний (желтый гвоздик), а затем - в левый верхний (фиолетовый). Повторить 2 раза, потом - в обратном порядке.
Учитель приглашает ребят встать в круг:
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Учитель раздает участникам карточки разных цветов и обозначений (всего 3 вида – по количеству игровых персонажей).
- Объединитесь в 3 группы и присаживайтесь на места согласно жребию.
Ученики садятся по подгруппам.
- Чтобы мы смогли работать в подгруппах, нам необходимо установить некоторые правила. Давайте вместе их сформулируем.
Дети высказывают свое мнение о правилах работы в группах:
- работать дружно, все вместе;
- слушать друг друга;
- не обижать товарища, если он сделал ошибку;
- не смеяться над командой, которая проигрывает;
- не злиться, если вы проигрываете и т.д.
Педагог выдает оценочный лист в форме "Лесенки" каждой команде и говорит, что за каждое правильное задание команда будет получать баллы, которые самостоятельно будет фиксировать в своем оценочном листе (выкладывать ступеньки).
- Друзья, мальчик Гео обращается к нам с просьбой помочь решить трудные задачи. Одному ему не справиться. Вы согласны ему помочь?
Тренировка слуховой памяти.
Задание № 1
- С4 Ц О4 Ж4 З4 Г4 С4. Какая фигура получилась?
- Квадрат
Задание № 2
- Сколько отрезков в этой фигуре?
- 4 отрезка.
Задание № 3
- С2 Ц О2 Ж4З4 Г4 С2. Какая фигура получилась?
- Трапеция.
Задание № 4
- Сосчитай отрезки в трапеции.
- 4 отрезка.
Задание № 5
- Внимательно рассмотри фигуры 1 и 2 и догадайся, какая будет третья.
- Треугольник.
Задание № 6-7
Логически-поисковые задания
Выложи на "Геоконте" большой квадрат и раздели его
- на две равные части
- на две неравные
Ответы учеников:
- Ц Ж4 З4 Г4
Задание № 8
Каждая команда самостоятельно с помощью альбома задаёт другим командам на время выполнить любую фигуру на "Геоконте". По итогам выполнения данного задания команды осуществляют взаимооценку и взаимоконтроль.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Помогли мы Гео выполнить задания? Удалось ли нам справиться со всеми заданиями? Хорошо мы с вами потрудились?
Учитель предлагает детям выразить свое эмоциональное настроение в виде рейтинга: самая трудное и интересное задание от команд - Паука Юки, Ворона Мэтра, Гео.
- Какие задания вам выполнять было легко? Что получалось? Какое было самое трудное задание?
- Оцените свою работу в команде.
Все материалы комплексной публикации
Приложение 1. Эпизоды работы на уроках (комментированные фотографии)
Приложение 2. Методическая разработка занятия по математике "Удивительные приключения с Гео и Метром", 2 класс
Приложение 3. Презентация к уроку "Волшебные гвоздики на Геоконте"