Дифференцированный урок в 4 классе

Конспект урока «Части речи»

(повторение)

Средства обучения: урок с использованием интерактивной  доски.

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Части речи»

Формы работы:

-фронтальная

-самостоятельная

-групповая

- в парах

Тип урока: повторение изучаемого материала.

Цель:

- закрепление и обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи; формировать умение распознавать части речи, определять их и производить синтаксический разбор предложения. 
Развивающие:

-способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости и  навыков каллиграфического письма. 
Воспитательные:

воспитывать сотрудничество, интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя;

умение оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Основные понятия: части речи, морфология как раздел русского языка, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Оборудование:

-мультимедийный проектор и экран;

- компьютер;

-лист рефлексии и взаимооценивания, разноуровневые задания на карточках

- бумага для постеров, маркеры, стикеры, нетбук

Ожидаемые  результаты:

1.Знать части речи. 
2.Отрабатывать навык морфологических признаков частей речи. 
3. Умение самостоятельно производить синтаксический разбор предложения

4. Составляют предложения с частями речи. 

Ход урока

I.Организационный момент

Доброе утро!слайд2

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы будем работать группами. Чем дружнее будет группа, тем сильнее будет дружба.

Делимся на группы:

1.Одежда лучше новая, а друзья старые.

2.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Открыли тетради и сделали запись с комментированием (число, классная работа)

II. Повторение пройденного материала. Введение в тему и постановка учебной проблемы.

-На протяжении многих уроков мы с вами работали над различными орфограммами, самое время вспомнить все, что мы об этом знаем.

Тема урока – повторение. Сформулировать тему урока вы должны сами.слайд3

-Ребята, что вы можете рассказать об этих буквах?  Внимание на экран. Слайд4

Буковки, которые вы видите на экране, помогут вам определить тему нашего урока. Опираясь на эти слова, вы сможете сформулировать тему урока (Тема урока – Части речи)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока? ( Повторить части речи, обобщить полученные знания)

-Запишите в тетрадь: 
имя существительное 
глагол

имя прилагательное 

-Правильно! Сегодня на уроке мы будем повторять «Части речи»: имя существительное, глагол и прилагательное. Скажите, дети, а почему мы подробно изучаем эти части речи вместе? 

-А какие еще категории русского языка на буквы «С П Г» вы знаете?(подлежащее, сказуемое, главные и т. д. )Молодцы!

Минутка Чистописания.

-С какой целью мы проводим минутку чистописания? 
(Отрабатываем навык красивого письма)

Минутка Чистописания

Сс

Гг
Пп
Орфографическая минутка (работа в парах, взаимопроверка)слайд5

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов кусочки откусили,

Из книжки в норку утащили

1). Игра "Расставь по своим местам" слайд6
Проблемная ситуация. На интерактивной доске даны слова: т.традь, школьный, учит.ся, уч.ник, п.нал, кла.ная, думать, умный, р.шать, к.рандашей, тру.ного, пишут, тихо. 
-Распределить по столбикам данные слова в зависимости от частей речи. 
- Ребята, какие слова вызвали у вас затруднения при распределении их в столбики?
- Что объединяет все эти слова? 
Обобщение (работа в группах) 

-А сейчас давайте закрепим все, что вы знаете о частях речи.

Учащиеся одной группы составляют кластер по частям речи, а другая - готовит презентацию частей речи.

Затем спикеры от каждой группы защищают свои кластеры и презентацию.

Проблемная ситуация (работа в группах) слайд7

Даны слова: печь, пила.

-Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

-Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разной частью речи. Аргументируйте ответ. Сделать синтаксический разбор одного предложения.

Физминутка

А сейчас ребята отдохнём и поиграем. 

-Все дружно встали. Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. 
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются. 
- О чем говорится в этих предложениях? (о весне) 
- Какие признаки весны были перечислены? 
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)

Разноуровневые задания по русскому языку самостоятельная работа слайд8
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку
1 уровень (зелёная карточка)

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень (синяя карточка)

Найди в каждой строчке лишнее слово и докажи это.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

3 уровень (желтая карточка)

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

Мозговая атака” – фронтальный опрос слайд 9

-Какие части речи знаете?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Как изменяется?

- Какая часть речи обозначает признаки предмета?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Как изменяются глаголы?

Просклонять словосочетание сосновый лес выделить окончание самостоятельная работа слайд 10

Игра “Аукцион”

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Чья группа больше знает,
Тот и смайлик получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

III.Домашнее задание.

Написать синквейн. Слайд11

IV. Подведение итогов

1.Рефлексия слайд12

Дополнительная информация