Урок по литературному чтению в 1 классе

  • Печать

ТЕМА УРОКА: Что такое доброта?

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с произведением Н.М.Артюховой «Саша-дразнилка»; совершенствовать навык чтения целыми словами, обучать ролевому чтению;

2. Развивающие: развивать речевые умения, внимание, логическое мышление и творческие способности, чувство юмора; развивать умение рассуждать, анализировать поступки героев.

3. Воспитательные: формировать положительные нравственные представления о доброте и дружбе, способствовать развитию и укреплению доброжелательного отношения к членам семьи, к друзьям, ко всем людям и всему живому.

УУД: формировать умение прогнозировать содержание произведения по его названию и иллюстрации к нему; учить ориентироваться в тексте и находить в нём нужную информацию, работать с информацией; в проектной деятельности (создание части проекта «Что такое доброта?») учить обобщать, делать вывод, анализировать свои дела и поступки. Учить применять в работе знания по другим предметам.

Оборудование:

компьютерная презентация по теме урока

детские проекты « Мой класс»

рассказ Артюховой «Саша – дразнилка»

иллюстрация к рассказу Н.М. Артюховой

диск DVD : м/ф «Лёлик и Барбарики» с песней «Что такое доброта?»

Планируемые результаты:

  • Продолжение работы по созданию проекта «Что такое доброта?»;
  • заинтересованность детей в чтении других рассказов Н.М.Артюховой из её книги «Саша-дразнилка»;
  • пробуждение в детях добрых чувств;
  • повышение учебной мотивации;
  • создание комфортной обстановки и хорошего настроения у детей.

План урока.

1. Организация класса.

2.Стимулирующее введение в урок.

3.Психологическая зарядка.

4. Актуализация знаний. «Словарь добрых слов», «Что хорошо? Что плохо?»

5. Физминутка. движения под музыку ( песенка Барбариков «Что такое доброта» из мультфильма «Лёлик и Барбарики»).

6. Работа по теме урока. Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка" :

- словарная работа;

-прогнозирование по иллюстрации;

-самостоятельное чтение про себя;

-вопросы по содержанию теста;

-анализ действий и поступков героев рассказа;

-вторичное чтение рассказа детьми.

7. Работа с текстом и по проекту:

- выборочное чтение и запись слов в проект.

9. Рекомендации для работы дома с родителями. Пословицы. Рисунки.

10. Подведение итогов. Оценка деятельности класса и отдельных учащихся на уроке.

11.Урок закончен. Благодарим присутствующих.

 

ХОД УРОКА:

 

Психологическая зарядка-настрой на доброжелательность

Выступление Алисы с презентацией «Мой класс»

Актуализация знаний.

- Кто помогал Алисе составлять выступление.

- Мама была к тебе добра? Мы тоже будем добрыми.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

Прочитаем их. Прочитайте, у каждого теперь свои слова. Дети читают записанные

- А на какой вопрос отвечают слова из раздела «Что хорошо?», «Что плохо?». Что они обозначают?

-Сегодня мы узнаем новые слова или вспомним, возможно вы уже знаете. Как вы думаете, откуда мы их будем сегодня выбирать? Попробуйте определить тему урока.

(Дети предполагают, что нужные слова мы найдём в произведении, которое будем читать сегодня) - А найдём мы их в рассказе детской писательницы Нины Михайловны Артюховой «Саша-дразнилка».

Это и есть тема урока, спасибо, что сами определили, чем полезным мы займёмся сейчаС.

ФИЗМИНУТКА.

Работа по теме урока. Рассказ Н.М. Артюховой «Саша-дразнилка» (Слайд-11).

* СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Итак, «Саша-дразнилка». Как вы думаете, от какого слова произошло слово ДРАЗНИЛКА?

-Что значит ДРАЗНИТЬ? (Слайд) Читаем, как поясняет нам словарь эти слова. (Дети читают в словаре )

* ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ.

- Предположите, дети, о чём пойдет речь в рассказе. Кто на рисунке? Почему плачет мальчик? Его сестра дразнит?

-Почему улыбается мама? Выскажите свои предположения. (Дети говорят свои предположения, они разные, естественно)

- Ну вот! У нас разные предположения! Что надо делать? - Прочитать рассказ.

 

* ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ.

 

*БЕСЕДА  по прочитанному рассказу.

- А теперь посмотрите на рисунок. Теперь нам всё ясно. Какой же момент рассказа изображен на рисунке? Почему плакал Саша?

-Какая проблема возникла между братом и сестрой?

-Как поступил папа, когда узнал, почему Ляля плачет? (Дал добрый совет. Не ругал Сашу.)

-Помог папин совет? (Да) Текст вы поняли. Теперь прочитаете его вы, и мы обсудим поступки героев рассказа.

Работа с текстом и по проекту.

- В первом предложении найдите слово, которое отвечает на вопрос «что делать?»

- ДРАЗНИТЬ – это хорошо или плохо?

-Найдите слова – действия во втором предложении. (Обижалась, плакала) А это хорошо или плохо?

-Во второй части найдите и прочитайте, как Ляля попробовала не обижаться. Какое слово-действие подбирает автор, чтобы мы это поняли? Она раньше обижалась и плакала, а теперь?

- Запишите в свои проекты новые слова: дразнить, плакать, смеяться, дружить.)

 

Мы закончили работу. Мы познакомимся ещё со многими добрыми словами благодарности, приветствия, вежливого обращения.

 

Самостоятельное чтение про себя.

-Читаем ровно 2 минуты.

–До какой строки дочитали?

- А теперь на странице 10 прочитайте задание 3, подумайте и скажите своё мнение о том, стоит ли быть «дразнилкой»?

 

Рекомендации для работы дома с родителями. 

-Прочитайте этот рассказ маме и папе. Он родителям понравится. И для них тут есть мудрый совет.

- А вам понравился рассказ? Вы можете взять в библиотеке книгу Н.М.

 

Подведение итогов.

Итак, наш вывод: «Будем делать хорошо и не будем плохо!» -Все дети на уроке хорошо трудились.

 

Активный отдых.

Лучше вместе с Барбариками потанцуем и споём песенку «Что такое доброта?»

(2 минуты до звонка дети двигаются, танцуют под песенку Барбариков «Что такое доброта»)

 

Завершение урока.

Мы неплохо потрудились,
Вместе новому учились!
Прозвенит сейчас звонок -
Всем спасибо за урок

 

- Урок окончен. Поблагодарите гостей за поддержку, пожелайте им всего доброго.