Информационно-образовательные ресурсы школы - платформа для формирования новых компетенций педагога

Информационно-образовательные ресурсы школы - платформа для  формирования новых компетенций педагога

(Материал подготовлен для выступления  по вопросам внедрения профессионального стандарта педагога. Тема круглого стола «Организационно-управленческие условия внедрения профессионального стандарта педагога», СПб АППО, 29 мая 2015 года)

 

Профессиональный стандарт не мыслим без формирования инновационной культуры педагога, без освоения им новых профессиональных качеств и компетенций. Основная задача управленческой команды заключается в формировании психологической готовности коллектива к внедрению профессионального стандарта и созданию необходимых материальных, технических и кадровых условий.

По сути дела мы работаем с человеческими, материально-техническими и  финансовыми ресурсами.Ключевыми элементами успеха становятся правильная оценка и необходимое сочетание всех видов ресурсов.

Основная цель достигается через:

•        создание в образовательном учреждении благоприятной среды для активного использования современных программных и сетевых ресурсов;
•        стимулирование учителей к  публикации материалов в открытой сети;
•        повышение квалификации педагогических работников в области ИКТ;
•        организация эффективного внутрифирменного взаимодействия педагогов;
•        повышение инновационной  культуры педагогического состава.

Внедрение профессионального стандарта  - это постепенный, целенаправленный и поэтапный процесс, требующий дифференцированного подхода к педагогическому коллективу.  

На примере ОЭР нашего учреждения попробуем продемонстрировать, как мы работаем в направлении создания условий для внедрения профессионального стандарта. Информатизация школы была главной задачей нашей работы на данном этапе. В понятие «информатизация школы» мы включаем технологический и кадровый аспект. Работа ведется параллельно по двум направлениям, назовем их условно гуманитарное и техническое, и включает фактические мероприятия дорожной карты по созданию площадки информационно-образовательных ресурсов и  непрерывную работу с кадрами.

Мы старались уйти от административного ресурса давления, исходили от «внутренней потребности каждого отдельно взятого педагога», опираясь при этом на творческий энтузиазм и потенциал «продвинутых педагогов». ОЭ работу мы построили по принципу «от простого к сложному». Первым шагом было создание для всех педагогов рабочих почтовых аккаунтов, тем самым они стали участниками виртуального академического офиса. В системе мы проводим практические и обучающие семинары/мастер-классы, организовываем педагогические конференции с видеофиксацией. Открыли Консультационный пункт, где в формате «фокус-групп» занимаемся внутрифирменным повышением квалификации, учим и даем методические рекомендации по подготовке  статей и мультимедийных материалов к публикации в сети. Внутрифирменное  обучение рассматриваем как эффективную форму обучения педагогов, так как она экономит финансовые ресурсы школы, повышает сплоченность коллектива, способствует формированию инновационной культуры.

Мотивируя педагогов личным примером, мы обеспечили естественную интеграцию учителей в работу с использованием сетевых ресурсов и сервисов, создав на сайте школы, а затем и на портале платформу для диссеминации опыта.

Об этом я писала неоднократно.  Имеются публикации по данной тематике и на портале «Инновации и традиции в общеобразовательной школе»:  в материалах конференций, в альманахе,  в моём портфолио.

Портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе» -  итоговый инновационный продукт ОЭ работы. Портал размещен на собственных сетевых ресурсах школы, на домене школы schule72spb.ru. Это площадка для формирования новых компетенций педагога.

Он включает три базовых раздела:

(См. ПОЛОЖЕНИЕ о портале «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга»)

Работа в портфолио способствует

  • развитию творческой социально компетентной личности педагога, его самореализации;
  • фиксирует динамику изменений качества профессиональной деятельности педагога;
  • развивает медиакультуру  педагога.

Раздел коллективного портфолио школы содержат информацию о семинарах, научно-практических конференциях (5 конференций за 3 года), инновационных педсоветах, видеозаписи мероприятий, фотоотчеты, тексты докладов, материалы мастер-классов.. Публикация материалов в сети обеспечивает воспроизводимость материалов, позволяет возвращаться к ним, включать в деятельность вновь принятых сотрудников (ротацию кадров никто не отменял), использовать их как основу для проведения тематических семинаров/мастер-классов в других образовательных учреждений. Это готовые кейсы по педагогическому сопровождению профессиональной подготовки педагогов. Портфолио используется как современный управленческий инструмент, позволяющий организовать внутрифирменное повышение квалификации педагогического коллектива.

Индивидуальное портфолио (40 портфолио) -  это средство фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Педагогу  портфолио позволяет демонстрировать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, а администрации - осуществлять публичный мониторинг  профессионального роста педагогического  коллектива.

Ежегодный научно-методический альманах реализован как периодическое электронное издание и зарегистрирован в Международном реестре серийных изданий под номером ISSN 2309-9933 http://portfolio.schule72spb.ru/ru/almanah-ob-almanahe

Эта часть портала функционирует с 2013г. Уже опубликованы 3 тематических выпуска.

С управленческой точки зрения это инструмент управления методической работой педагогического коллектива и одновременно создание собственной электронной базы методических разработок.

На чем еще хотелось бы остановить Ваше внимание, так это на таком управленческом инструменте как нормативная база. Разработка соответствующих локальных актов (положений и регламентов) с полным и подробным описанием характера деятельности, прав и обязанностей участников – важное условие успешной работы. 

 Вот  некоторые созданные нами в рамках ОЭР локальные документы, размещенные на сайте школы:

Основные составляющие, с нашей точки зрения, для создания в школе огранизационно-управленческих условий для внедрения профессионального стандарта – это желание, оформленное в виде цели, менеджмент проекта, ресурсы, внутрифирменное обучение, мотивация и мониторинг.

В создании собственных сетевых ресурсов нет ничего непостижимого и непреодолимого.

Если Вы корректно выстроите менеджмент проекта, найдете правильную управленческую модель организации работы, то успех будет вам гарантирован.

Вы создадите площадку для профессионального роста, формирования новых компетенций и навыков педагогов.

Подводя итог, скажем, что сетевые информационно-образовательные ресурсы школы способствуют:

Полный дневник проекта можно найти на сайте «Живая школа» в разделе «Инновационная работа» (http://www.schule72spb.ru/admin/oer0.html).

Заключение

В заключение отметим, что в новом учебном году мы планируем педагогические чтения по теме «Профессиональный стандарт педагога». Очень хочется надеяться, что вся проделанная нами работа по формированию инновационной культуры, позволит многим учителям избежать психологического дискомфорта при знакомстве с содержательной стороной документа. По крайней мере, в аспекте предъявляемых требований к компонентам профессиональной ИКТ-компетентности педагога.

Наиболее проблемным полем, на наш взгляд, представляется формирование психолого-педагогической компетенции учителя, т. е умения работать со всеми категориями обучающихся, готовность к взаимодействию с другими специалистами, способность к командной работе. Здесь не обойтись без сетевого взаимодействия с центрами психолого-медико-социального сопровождения и другими  службами. Хотя, нельзя исключать и внутренние ресурсы. В нашей школе, например, кроме штатного сотрудника «педагога-психолога», есть еще 6 педагогов, имеющих второе высшее образование по направлению «Психология». И этот внутренний ресурс необходимо использовать.

 

Attachments:
Download this file (streshinskaja-appo-2015-05-29.pptx)streshinskaja-appo-2015-05-29.pptx[ ]1454 kB

Add comment


Security code
Refresh

Additional information