Промежуточный мониторинг выполнения Программы развития ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга "От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе"

Промежуточный мониторинг выполнения Программы развития ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга «От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе»

Выступление на Совете директоров образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга 13 мая 2015

Программа разработана в 2011. В ее основу положены принципы национальной образовательной инициативы «ННШ», Стратегия развития системы образования «Санкт-Петербургская школа 2020». Инновационная программа развития школы это один из механизмов реализации  Концепции развития районной системы образования.

 

Главная цель, которая стояла перед школой заключалась в создании условий  для качественного обучения  всех детей, вне зависимости от их способностей, склонностей и индивидуальных различий.

Хотелось создать  живую, активную и открытую школу.  Не просто «Школу для всех», а  прежде всего «Школу для каждого».  В основу формулы «Успешная школа» мы вложили такие понятия как «Инновация и Традиция». А именно, грамотное сочетание традиций с инновациями.

Традиция школы – это, в первую очередь, реализация программы углубленного изучения немецкого языка,  расширение участие в международных проектах, участие в программе «Немецкий языковой диплом».

Инновации школы связаны с работой школы  в статусе экспериментальной площадки, с внедрением инновационных образовательных технологий, ориентированных  на проблемный, творческий характер, сотрудничество с организациями, поддерживающими талантливых и способных  детей по программе «Талантливая молодежь России».

План реализации программы включал три этапа, где периодавгуст - декабрь 2015 года обозначен как Обобщающий этап. Детальный анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития нам еще предстоит сделать. В своем выступлении сегодня я постараюсь показать, какими управленческими инструментами мы пользовались при создании  открытой и активной школы.

 Сайт - инновационный инструмент управления

Открытая школа – это школа здоровых амбиций, активно транслирующая свою деятельность в социум и общество.

Главным управленческим инструментом для трансляции деятельности школы стал для нас Официальный Сайт школы. Для Сайта арендовано доменное имя schule72spb.ru, Сайт  размещен на сервере  хостинг-провайдера Хостланд  (hostland.ru). Сайт публикуется в сети под названием «Живая школа» Сайт Школы создан с целью оперативного и объективного информирования общественности о деятельности образовательного учреждения. Функционирование Сайта  направлено на решение следующих задач:

  • формирование целостного позитивного имиджа образовательного учреждения;
  • совершенствование информированности граждан о качестве образовательных услуг в учреждении;
  • создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров образовательного учреждения;
  • осуществление обмена педагогическим  опытом;
  • стимулирование творческой активности педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей)
  • обеспечения обратной связи
  • Мониторинг формирования информационно-коммуникационной компетенции педагога
  • Мониторинг результативности презентации педагогической деятельности
  • Мониторинг повышение профессиональной  компетенции

Раздел «О школе» сформирован в соответствии с Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В наличии разделы «Дневник директора», «Ученическая», «Учительская», «Живые классы», «Календарь учебного года».

Обратная связь с администрацией осуществляется по контактным электронным адресам – «Книга жалоб и предложений» (Гостевая). Вопросы и предложения, поступающие от посетителей Сайта  - это своего рода независимая оценка качества работы школы, помогающая корректировать  пути дальнейшего развития учреждения и принимать правильные управленческие решения.

Для родителей обучающихся в разделе «Попечительский совет» открыта форма  обратной связи и взаимодействия. Это платформа  для общения и возникновения новых идей и проектов.

Официальный сайт «Живая школа» постоянный участник Общероссийских рейтингов  школьных сайтов. В сезоне (зима 2015): Медаль «Отличный сайт».

Международное сотрудничество

В традициях школы проектная деятельность и международное сотрудничество. Специфику школы  как школы с углубленным изучением немецкого языка на сайте отражает двуязычный раздел «Wir lernen Deutsch/Мы изучаем немецкий язык», включающий  разделы и подразделы «Друзья и партнеры», «Школьный обмен», «Диплом немецкого языка», «Проекты», «Немецкий блог» и др.

Школа участвует  в международном проекте, работающем по программе «Немецкий языковой диплом» (DSD) для обучающихся средней школы, поддерживаемом Центральным бюро по делам школьного образования за рубежом. С 2014 г в данную программу вступили обучающиеся основной школы.

Школа участвует в международных молодежных проектах совместно с немецким партнером - гимназией Хайдберг из города Гамбурга. C 2013 г.  у нас новый партнер по международным проектам - гимназия Лобрюгге из города Гамбург

В рамках программы дополнительного образования «Россия – Германия в диалоге культур»  за последние три года  состоялись:

- 2 культурно-исторических проекта - «Русские и немцы. Предрассудки»,  « Портрет Современника»

 - 1 страноведческий проект «Мир профессий в Гамбурге и Санкт-Петербурге»

На отдельном поддомене реализован Виртуальный выставочный зал Живой школы – итоговый ресурс культурно исторических и страноведческих проектов школы. Виртуальный Выставочный зал «Диалог культур» является неотъемлемой частью официального Сайта Школы. Данный продукт является победителем городского конкурса «ЦОР для урока иностранного языка» в номинации «ЦОР как средство построения индивидуальной образовательной траектории» (2013 г.). К проектам на немецком языке присоединились проекты на втором иностранном языке, на английском языке. Проект «ichange» - «Я меняю», Проект «Молодые и перспективные»  в рамках волонтерской программы AIESEC.

Опытно-экспериментальная работа

С 2012 г. школа работала в статусе районной опытно-экспериментальной площадки по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения какинструмент формирования инновационной культуры".

Конечным продуктом является портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга».

Портал размещен на сетевых ресурсах школы, на домене «schule72spb.ru» и является структурным компонентом развивающегося сетевого информационного пространства  школы в глобальной сети Интернет на поддомене http://portfolio.schule72spb.ru. Это краудсорсинговый проект.

Весь портал состоит из трех базовых разделов.

Раздел коллективного портфолио школы используется как современный управленческий инструмент, позволяющий организовать внутрифирменное повышение квалификации педагогического коллектива через такие формы как фокус-группы.

Индивидуальное портфолио -  это средство фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Педагогу  портфолио позволяет демонстрировать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, а администрации - осуществлять  публичный мониторинг  профессионального роста педагогического коллектива.

Заложив этот раздел, мы решаем управленческие задачи развития кадрового потенциала и обеспечения открытости деятельности школы.

Ежегодный научно-методический альманах реализован как периодическое электронное издание и зарегистрирован в Международном реестре серийных изданий под номером ISSN 2309-9933 http://portfolio.schule72spb.ru/ru/almanah-ob-almanahe

Проводили Районный семинар  «О процедуре получения ISSN для школьного периодического издания» для ответственных за инновационную деятельность.

Эта часть портала функционирует с 2013г. уже опубликованы 3 тематических выпуска, первый был посвящен участию педагогов в конкурсном движении, второй -  уроку как основному элементу учебного процесса в общеобразовательной школе, третий выпуск  углубленному преподаванию  иностранных языков в общеобразовательной школе.

С управленческой точки зрения это инструмент управления методической работой педагогического коллектива и одновременно создание собственной электронной базы методических разработок.

Портал «инновации и традиции» финалист городского конкурса инновационных продуктов  «Петербургская школа 2020» в 2015.

 Мониторинг как инструмент оценки качества образования

Мониторинг необходим для аналитических операций, позволяющих повысить эффективность образовательной деятельности, методической основы и является средством поддержки открытости школы.

Педагогическая деятельность

На завершающем этапе работы мы констатировали, что 80% педагогов принимают участие в мероприятиях ОЭР с использованием ИКТ.

Увеличивается число педагогов имеющих собственный сайт или блог.  Учителя немецкого языка с 2012 г. проводят онлайн-уроки с гимназией – партнером «Хайдберг» из Гамбурга. Через интернет при помощи программы Skype обучающиеся школы общаются со своими сверстниками из этой гимназии.

У учителей математики  есть  свой виртуальный кабинет на сайте www.uztest.ru для подготовки обучающихся к ЕГЭ И ОГЭ.

В среднем на 20% возросла доля педагогов, участвующих в конкурсном движении. Среди педагогов школы  призеры и дипломанты конкурса педагогических достижений Калининского района, лауреат конкурса «За нравственный подвиг учителя», награжденные Премией Губернатора Санкт-Петербурга в номинации «Лучший классный руководитель». За отчетный период два педагога получили нагрудный знак «За гуманизацию  школы Санкт-Петербурга».

Заместитель директора по воспитательной работе дипломант городского конкурса педагогических достижений в номинации «Воспитать человека» 2012.

Директор школы финалист Всероссийского конкурса «Директор школы - 2013».

38 % педагогов публикуют методические материалы на официальном сайте школы в ежегодном научно-методическом альманахе, в социальной сети Наша сеть (nsportal.ru), на портале «1 Сентября». Учреждение активный участник проекта «Школа цифрового века».

Повышение квалификации в новой форме на высшую квалификационную категорию за три года прошли 21 педагог, из них на первую кв. категорию 15 педагогов, 6 педагогов на высшую категорию.

Проблемное поле - качество образования

Вечный и банальный вопрос: «От чего зависит качество образования»?

Скорее всего, мы не ошибемся, если назовем ключевым фактором,  влияющим на качество образования, уровень профессионализма каждого конкретного педагога. А успешность образования  каждого ребенка зависит от возможности встретиться с таким профессионально работающим учителем.

Мы направляем педагогов на курсы, проводим мастер-классы, семинары, организуем  внутрифирменное обучение наших педагогов. Имеем творческий кадровый ресурс, способный обеспечить высокое качество образования. Но почему же тогда мониторинг качества образования не всегда отвечает нашим желаемым результатам?

Например:

Результаты сдачи ЕГЭ по обязательным предметам по школе выше среднего по Санкт-Петербургу. Но качество обучения по школе за предыдущие три года не всегда показывает динамику. 

Специалисты, занимающиеся на профессиональном уровне данной проблематикой, отмечают, что на современном этапе недостаточно заниматься вопросами развития индивидуального человеческого капитала (т.е. вопросами повышения квалификации  педагога) необходимо направить свою энергию на формирование социального капитала учреждения.  Под социальным капиталом понимается способность работающих вместе людей эффективно взаимодействовать друг с другом, совместно решать проблемы, а по сути «делиться профессионализмом», достигать синергетического эффекта. (Источник: статья  «Зачем делиться профессионализмом?» (авторы К Ушаков, Д Фишбейн, П. Шиварев).

Наличие у школы такого инновационного образовательного ресурса как  «Сайт «Живая школа» является той платформой, на которой может происходить и происходит диссеминация  профессионального опыта, которая способна  приводить к росту профессионализма каждого его сотрудника.

 

Add comment


Security code
Refresh

Additional information